Регистрация Вход · Почистить куки

Сторожевой корабль СКР-52 "Туман"

Производитель:
Бумажное моделирование
Дата размещения:
9 сентября 2024 года, 15:30
Раздел галереи:
Корабли
Тип двигателя:
Паротурбинные
Тип техники:
Военные
Страна-производитель:
СССР–Россия
Масштаб модели:
1:200

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

Приветствую всех, уважаемые коллеги!
      Представляю Вашему вниманию модель сторожевого корабля 50-го проекта СКР-52 "Туман".      Тот факт, что к началу Великой Отечественной войны в составе советского ВМФ практически отсутствовали эскортные корабли, в общем-то, вполне закономерен. В соответствии с господствовавшей тогда доктриной, Рабоче-Крестьянский Красный Флот готовился к решительной схватке с мировым империализмом, и все приоритеты отдавались кораблям — носителям ударного оружия. Что одной из важнейших задач в годы войны станет защита конвоев, доставлявших военные грузы от пресловутых «империалистов», теоретикам 1930-х годов трудно было даже представить.

Поэтому неудивительно, что первые советские сторожевые корабли (СКР) типа «Ураган», формально считавшиеся эскортными, на деле таковыми вовсе не являлись. По сути это были миноносцы — артиллерийско-торпедные боевые единицы, способные атаковать неприятеля в ближней морской зоне, но практически бесполезные в роли кораблей ПВО и ПЛО.

      Ничего не изменил в концепции СКР и наметившийся во второй половине 1930-х годов курс на создание «Большого флота». Корабли типа «Ястреб» (проект 29) унаследовали от своих предшественников паротурбинную энергетическую установку, мощное артиллерийское и торпедное вооружение, но у них по-прежнему почти полностью отсутствовали средства борьбы с подводными лодками. Несмотря на то, что, в отличие от «Урагана», 100-мм орудия стали универсальными, зенитное вооружение «Ястреба» никак нельзя считать эффективным, поскольку упомянутые пушки Б-34 были слишком «неповоротливыми», а из других средств ПВО по проекту предусматривались только крупнокалиберные пулеметы. В общем, «Ястреб» опять представлял собой типичный миноносец, названный сторожевиком лишь из-за специфики классификации корабельного состава нашего флота.

      Первый послевоенный сторожевик в общих чертах напоминал «Ястреб», но был крупнее и имел ряд важных усовершенствований. Корпус стал цельносварным и гладкопалубным; появились гидроакустическая станция «Тамир-5» и четвертая 100-мм артустановка Б-34, а калибр торпедного аппарата увеличился до 533 мм. Впервые были установлены два руля, не доходившие до уровня киля — это, во-первых, улучшало поворотливость корабля, и во-вторых, уменьшало риск повреждения рулей при плавании в мелководных районах. Наконец, все электрооборудование корабля перевели на переменный трехфазный ток.

      В целом «Сокол» оказался весьма удачным. На испытаниях он развил ход 29,65 узла; мореходные и маневренные качества приемная комиссия оценила как хорошие. Диаметр циркуляции на полном ходу составил всего 4,7 длины корпуса.

Однако до крупносерийного строительства СКР проекта 42 дело не дошло. Согласно ряду публикаций, тут главную роль сыграло возражение И.В. Сталина: на одном из обсуждений кораблестроительной программы генсек высказал мнение, что водоизмещение сторожевого корабля не должно превышать 1200, а лучше — 900 т. Отчасти в этом был свой резон: для Балтийского и Черного морей «Сокол» действительно выглядел слишком большим; в северных же морях и на Тихом океане для него не хватало «фронта работ» (проводка дальних конвоев «сценарием» третьей мировой войны не предусматривалась), а для сопровождения боевых эскадр лучше подходили новые эсминцы. К тому же энергетика «Сокола» базировалась на довоенных образцах и морально устарела. В результате по проекту 42 построили всего восемь кораблей.

Преемником «Сокола» стал СКР проекта 50 (или «полтинник», как часто называли его моряки), разработка которого началась в 1950 году. Жесткие требования ограничить водоизмещение указанной товарищем Сталиным величиной в 1200 т заставили отказаться от четвертой 100-мм артустановки, заменить трехтрубный торпедный аппарат двухтрубным и, самое главное, применить вместо эшелонного расположения котлотурбинной установки линейное. Хотя уложиться в заданные 1200 т не удалось, конструкторам в очередной раз помогла традиционная уловка: полное водоизмещение, реально составившее 1337 т, было названо «наибольшим», а спецификационное «полное» подогнали под требуемую величину. Проектирование велось в крайней спешке по причине спущенных «свыше» сроков подготовки чертежей. По воспоминаниям кораблестроителя В.В.Смирнова (в прошлом одного из постоянных авторов рубрики «Морская коллекция»), главный конструктор проекта В.И. Неганов из-за нехватки времени на отработку обводов корпуса и прогонку модели в опытовом бассейне разработал теоретический чертеж корабля прямо на листе ватмана, взяв за основу существующие отечественные и зарубежные аналоги и откорректировав их под требуемые габариты.

И что удивительно: обводы корпуса «полтинника» оказались на редкость удачными — по мореходным качествам он не уступал «Соколу» и превосходил гораздо более крупные эсминцы проекта 30бис.

Впрочем, положительной оценки заслуживала не только мореходность — компактный сторожевой корабль получился удачным и хорошо сбалансированным Заложенный в проекте запас водоизмещения позволил уже через несколько лет после вступления в строй модернизировать вооружение (установить трехтрубные торпедные аппараты и реактивные бомбометы) и радиоэлектронику (появилась весьма совершенная для своего времени РЛС «Фут-Н»).

      Быстро проведенные испытания позволили в короткий срок выполнить правительственное постановление. 30 июня 1954 года в городе Николаеве был спущен на воду и вступил в состав ВМФ СССР головной корабль типа «Горностай» проекта 50. Строительство СКР велось методом крупносерийного поточного производства с применением технологии блочного формирования корпусов. Корабль собирали на стапеле из пяти отдельных блоков.

В серию заложили 84 корабля типа «Рига», распределив заказ между предприятиями Николаева, Комсомольска-на-Амуре и Калининграда. СКР поступали в строй вплоть до 1959 года.. Позже 16 кораблей передали флотам других стран — ГДР, Болгарии, Финляндии, Индонезии, а еще четыре были построены по нашим чертежам в Китае. Кстати, китайские «полтинники» стали родоначальниками целого семейства ракетных кораблей, пополнивших флоты КНР и других стран, но это уже тема отдельного рассказа.

      Собственно говоря, на кораблях проекта 50 заканчивается «миноносная» линия эволюции сторожевиков советского флота. По концепции 1930-х годов «полтинники» выглядели идеальными фрегатами или эскортными миноносцами — они обладали универсальной артиллерией с довольно-таки неплохой системой управления огнем, хорошей мореходностью, приличными средствами обнаружения и надежной энергетикой. Но вся беда в том, что проект сильно запоздал — в наступившей ракетно-ядерной эпохе требования к боевым кораблям стали совершенно иными. Можно согласиться с мнением историка А.В.Платонова о том, что примерно к 1960 году адмиралы нашего ВМФ наконец-то получили тот флот, о каком мечтали в 1941-м. 


Краткие  характеристики СКР проекта 50.

Артиллерия

Главный калибр представлял собой систему из трех 100 мм универсальных палубных установок (Б-34), две находились в носовой части и одна – в корме. Система управления стрельбой «Сфера-50» имела визирный пост и дистанционное автоматическое наведение орудий.

 Зенитная артиллерия

 Она состояла из четырех 37 мм автоматов в двух спаренных установках (В- 11М), на более поздних кораблях устанавливали 2 спаренных автомата (2М-ЗМ).

Торпеды

СКР оснащался одним трехтрубным торпедным аппаратом с боекомплектом из трех торпед калибра 533 мм (ТТА-53-50).

 Противолодочное вооружение

Две шестнадцатиствольные реактивные бомбометные установки с дистанционным управлением (РБУ-2500) размещались в носовой части корабля побортно. Два подпалубных бомбосбрасывателя имели дистанционное управление. Для обнаружения подводных лодок устанавливалась гидроакустическая станция «Пегас- 2М». Позже появились станции для связи с субмаринами.

 Радиолокационное вооружение

На СКР размещали станцию обнаружения надводных и воздушных целей «Фут-Н», станцию управления артиллерией главного калибра «Якорь-М-2», аппаратуру опознавания «Факел».

Тактико-технические данные

Водоизмещение - стандартное 1068 т

нормальное 1134т

полное 1320 т

Скорость – полная до 30 узлов

экономичная 14 узлов

Дальность – обычная до 2000 миль

экономичным ходом до 7000 миль

Автономность 10 суток

Длина СКР 91,5 м

Ширина 10,2 м

Осадка 3,2 м


Сторожевой корабль "СКР-52" был зачислен в списки кораблей ВМФ 04.05.1954 г. и 01.09.1954 г. заложен на стапеле судостроительного завода № 445 им. 61 коммунара в Николаеве (заводской номер №1133). Спущен на воду 15.04.1955 г., вступил в строй 26.11.1955 г. и 06.12.1955 г. включен в состав ЧФ.

18.07.1960 г. перечислен в состав СФ и летом 1960 г. совершил межфлотский переход вокруг Европы из Севастополя в Североморск. 18.01.1964 г. после межфлотского перехода вокруг Скандинавии из Североморска в Лиепаю переведен в состав КБФ. С 08.08.1961 - переименован в “Туман”.

      Бортовые номера: 668(Туман), 600(1971), 653(1972), 661(1973), 651(1975), 615(Туман), 732(1989). Списан: 1989г

04.05.1989 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 01.10.1989 г. расформирован и позже разделан на металл в Лиепае.

Если утомил кого-то длинным рассказом, приношу свои извинения!


      Модель построена из журнала "Бумажное моделирование"  N184. Стройка подробно представлена на форуме известного  бумажного сайта. В процессе работы использовано фототравление от "Микродизайна", небольшое количество фотополимерной мелочевки и самодельные элементы из латунных трубок, проволоки и т.д. По возможности, постарался увеличить детализацию за счет самодельных элементов. Исправлены ряд ошибок и упрощений, допущенных разработчиком. Не смотря на эти нюансы, выражаю благодарность Игорю Куниевскому за разработку бумажной модели  красивейшего отечественного корабля! 



Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Оценка модели по параметрам:
Техника исполнения Качество окраски Матчасть
99.399.399.33
Средняя оценка: 99.3102 (все оценки)
Популярность модели: 89.44

Комментарии

Страницы: 1 2
Борис Волконский (Boris2005)
Акко
78 лет
На сайте с 01.02.2012
Борис Волконский (Boris2005)
Плтинник хорош! То что бумажный- вдвойне хорош. Не без косячков конечно,но ...Палуба слишком светлая, круги спасательные слабоваты и по пропорциям и по проработке. Других косяков не высматривал,нверное есть какие-то еще мелочи. Однако галерея. ЗБЗ.
Юрий Сотников
Возраст неизвестен
На сайте с 22.02.2023
Юрий Сотников
Леш мне очень понравилась модель.Ну и поздравляю с призовым местом в Ступино.
SAURON
Киев
59 лет
На сайте с 18.07.2010
SAURON
Бумага!!!!! Это!!!!
СССР 76 (Evtin76)
48 лет
На сайте с 30.12.2013
Евгений (MokrevE)
Пенза
38 лет
На сайте с 23.05.2017
Евгений   (MokrevE)
Это бумага же! Да так хорошо исполнена! Галерея, конечно.
Алексей Нестеров (Kot-Bergamot)
53 года
На сайте с 04.04.2022
Цитата:
Плтинник хорош! То что бумажный- вдвойне хорош. Не без косячков конечно,но ...Палуба слишком светлая, круги спасательные слабоваты и по пропорциям и по проработке. Других косяков не высматривал,нверное есть какие-то еще мелочи. Однако галерея. ЗБЗ.


Борис, спасибо за оценку! Ваше мнение для меня весьма важно. Косяки, безусловно, присутствуют. И их, конечно, больше чем видно на снимках. По спаскругам были сомнения какие ставить - фототравленые или журнальные. Погнался за пропечатанными надписями… Определенный опыт получен и допущенные ошибки будут учтены при строительстве следующей модели.
Алексей Нестеров (Kot-Bergamot)
53 года
На сайте с 04.04.2022
Цитата:
Леш мне очень понравилась модель.Ну и поздравляю с призовым местом в Ступино.



Юра, спасибо! Рад, что такому аккуратисту как ты, понравилась моя работа.
Алексей Нестеров (Kot-Bergamot)
53 года
На сайте с 04.04.2022
Цитата:
Бумага!!!!! Это!!!!



Цитата:
Класс!



Цитата:
Это бумага же! Да так хорошо исполнена! Галерея, конечно.


Коллеги, спасибо!!!
Ayvaros
51 год
На сайте с 12.07.2011
Ayvaros
Картон-Бумага-Ватман!!!!Это Наше Всё!!!!Класс!!!
Юрий Флоров (Келли)
Москва
65 лет
На сайте с 19.10.2010
Юрий Флоров (Келли)
Цитата:
Ну и поздравляю с призовым местом в Ступино.

Призовое место при всех недостатках - это ещё и потому что Советский! А винты поменяйте местами)))
Алексей Нестеров (Kot-Bergamot)
53 года
На сайте с 04.04.2022
Цитата:
Цитата:Ну и поздравляю с призовым местом в Ступино.
Призовое место при всех недостатках - это ещё и потому что Советский!

В Советский флот искренне влюблен с самого детства!!! Винты поправлю.
Александр (Comrade)
Самара/Химки
41 год
На сайте с 07.01.2011
Александр  (Comrade)
Крутизна! Настолько ажурные и объемные вещи из бумаги всегда восхищают
Александр Жирков
Возраст неизвестен
На сайте с 20.04.2019
Впечатление от модели как "живой". Бумага этому очень способствует. Деталировка достойная.Но очень большой недостаток модели это ее корпус, он явно кривой как полумесяц, видимо на стапеле корпус повело при высыхании клея. Еще бросаюся в глаза валолинии, они, как по мне, тонковаты.
В целом, модель СКР заслуживает размещения в галерее.
P.S. В пршлом, общаясь с ветеранами флота, служившими на "полтинниках", отмечали, что служить на них было далеко не сахар. Зимой в помещениях на них было холодно, а летом очень жарко. Впрочем это относилось и к ЭМ прр. 30-бис.Очень сильная вибрация корпуса на больших ходах и небольшая автономность по топливу, воде и провизии. У нас на ЧФ был так называемый "звериный" дивизион с пунктом дислокации в городе Поти. Говоорили, что это был своеобразный "отстойник". Туда входили: "Рысь", "Куница", "Ворон" и "Волк". Дожило это соединение до конца 80-х гг.
Алексей Нестеров (Kot-Bergamot)
53 года
На сайте с 04.04.2022
Цитата:
Впечатление от модели как "живой". Бумага этому очень способствует. Деталировка достойная.Но очень большой недостаток модели это ее корпус, он явно кривой как полумесяц, видимо на стапеле корпус повело при высыхании клея. Еще бросаюся в глаза валолинии, они, как по мне, тонковаты…..


Александр, спасибо за подробный отзыв. С удовольствием наблюдаю за Вашими работами и Ваше мнение для меня влажно. Эта модель первая во взрослом возрасте. Корпус на киле стоит ровно. «Сабля» просматривается по ватерлинии на обшивке бортов. Появился определенный опыт, буду двигаться дальше. Спасибо за оценку!
Александр Жирков
Возраст неизвестен
На сайте с 20.04.2019
Ни вкоем случае не докапываюсь, не подумайте ничего плохого.
Вот на этом фото видно явное проседание кормы в низ.
Прикрепленные файлы:
Алексей Нестеров (Kot-Bergamot)
53 года
На сайте с 04.04.2022
Александр, все замечания по делу. Еще раз спасибо и за них! Надеюсь, при строительстве следующей модели, по которой планирую вести сказку, буду получать Ваши замечания сразу по ходу работы. Ну и на советы тоже рассчитываю!
Александр Жирков
Возраст неизвестен
На сайте с 20.04.2019
Цитата:
Александр, все замечания по делу. Еще раз спасибо и за них! Надеюсь, при строительстве следующей модели, по которой планирую вести сказку, буду получать Ваши замечания сразу по ходу работы. Ну и на советы тоже рассчитываю!

Взаимно!
С уважением, Александр
Алексей Нестеров (Kot-Bergamot)
53 года
На сайте с 04.04.2022
Позволю себе небольшое отступление от модели.
В истории службы "полтинников" есть интересный случай, который косвенно говорит о запасе прочности, заложенном при проектировании корпуса кораблей этого типа и о качестве работ при их строительстве.
В 1979 году корабли проводили учение с практическим выпуском торпеды по противолодочным кораблям с подводной лодки. Около 23 часов атомоход "К-436" погрузился на глубину 51 м для поиска и атаки отряда боевых кораблей. Лодка маневрировала на скорости 5 узлов и после выявления главной цели были определены ЭДЦ отряда. В 23 часа 19 минут командир атомохода произвел залп торпедой (курс=230°, скорость - 5,5 узлов) и сосредоточил все свое внимание за движением торпеды. Гидроакустический контакт с отрядом надводных кораблей из двух сторожевиков был потерян. В 23 часа 30 минут сигнальщики сторожевых кораблей "СКР-138"(проект "159") и "СКР-59" одновременно обнаружили сигнальный огонь всплывшей торпеды. В нарушение плана проведения торпедной стрельбы руководитель учения принял неосмотрительное решение об изменении схемы маневрирования сторожевых кораблей и приказал командирам двух СКР изменить курс (К-270°) и следовать 15 узловой скоростью к кромке района стрельб. В 23 часа 37-40 минут сторожевые корабли изменили курс, но не дойдя четырех-пяти кабельтовых до границы полигона, застопорили ход. В это время командир атомохода дважды безрасчетно менял курс (270° и 290°) и в 23 часа 41 минуту начал всплытие под перископ, считая, что оба СКР находятся на его носовых курсовых углах. На глубине 17 метров командир "К-436" осмотрел горизонт, но целей не обнаружил и приказал продуть среднюю группу цистерн главного балласта. Подводный крейсер резко всплыл прямо под "СКР-59" и своей носовой частью приподнял сторожевик из воды. На сторожевом корабле на некоторое время возник опасный крен в 30° и он с грохотом соскользнул обратно в воду. Серьезных повреждений корпусов у столкнувшихся кораблей не отмечено.


deLoro
60 лет
На сайте с 07.10.2007
deLoro
Класс!!!
Ложечка дёгтя.Не понравились спас круги со смещённым центром.
Алексей Нестеров (Kot-Bergamot)
53 года
На сайте с 04.04.2022
Цитата:
Класс!!!
Ложечка дёгтя.Не понравились спас круги со смещённым центром.


DeLoro, спасибо! По кругам это уже не первое замечание. Надо менять.
Страницы: 1 2
 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий

Алексей Нестеров
Логин
Kot-Bergamot
Д.Р.
3 марта 1971 года
На сайте с
4 апреля 2022 года
Его сообщения на форуме
Его комментарии к моделям
Подписка на обновления




Реклама на Каропке
Не показывать чат