Регистрация Вход · Почистить куки

Су-30СМ2. Черняховск, 2022 г.

Производитель:
Звезда
Дата размещения:
21 декабря 2024 года, 11:19
Раздел галереи:
Авиация
Тип техники:
Военные
Тип двигателя:
Реактивная
Год выпуска:
после 1960
Страна-производитель:
СССР–Россия
Масштаб модели:
1:72

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

Рад вас всех снова приветствовать, уважаемые любители моделизма!

Продолжаю тему «спарок». В этот раз — набор Су-30СМ от «Звезды». Однако, собирать простую СМ-ку не захотел, решил доработать до модификации СМ2.

Небольшой экскурс.

О разработке новой модификации истребителя Су-30СМ стало известно в июле 2019 года.

Тогда было сообщено о ведущихся работах под шифром «Су-30СМ(Д)» (Д — доработанный), которые предполагали установку самых современных двигателей АЛ-41Ф-1С, обладающих повышенной тягой, ресурсом и экономичностью.

Также заявлялось, что истребитель получит улучшенные тактико-технические характеристики оптико-электронного прицельно-навигационного комплекса, комплекса средств радиоэлектронного противодействия, радиолокационной системы управления с обеспечением увеличения дальности обнаружения воздушных целей. Кроме того, расширится номенклатура применяемых управляемых средств поражения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» по воздушным, наземным, в том числе радиолокационным и морским целям с увеличением дальности их применения. И, что немаловажно, будет произведена замена импортного оборудования на отечественные аналоги.

На форуме «Армия-2020» Министерство обороны и ОАК (Объединенная Авиастроительная Корпорация) подписали контракт на поставку модернизированных Су-30СМ2 для ВКС и ВМФ России. Ранее министр обороны РФ Сергей Шойгу заявлял, что ведомство (ВМФ) закажет 21 истребитель новой постройки.

Первая партия из четырех самолетов по данному контракту была изготовлена и передана Морской авиации ВМФ России в конце 2021 года. Эти четыре истребителя Су-30СМ2 с синими бортовыми номерами с «78» по «81» поступили 25 января 2022 года в состав базирующегося на аэродроме «Черняховск» в Калининградской области 4-го гвардейского морского штурмового авиационного полка 34-й смешанной авиационной дивизии авиации Балтийского флота. А летчики, перегонявшие самолеты, были встречены в торжественной обстановке с оркестром и «хлебом-солью».

Таким образом, поставка этих машин обозначила возобновление поставок истребителей семейства Су-30СМ для Вооруженных Сил России, приостановленных с 2018 года.

В ноябре 2022 года ИАЗ передал следующую по этому контракту партию из четырех истребителей с синими бортовыми номерами с «82» по «85», которые также были поставлены в состав 4-го гвардейского морского ШАП авиации Балтийского флота.

Третья партия была передана заказчику в июне 2023 года. Самолеты в окраске Морской авиации, но их точное количество (предположительно также четыре) и место базирования в официальных сводках не назывались.

«Двойки» в классическом трехцветном камуфляже тоже существуют. Первую партию ВКС России получили 2 декабря 2023 года. Подробности традиционно умалчиваются, но почти наверняка можно сказать, что эта партия отправилась в 689 ГвИАП в Чкаловск. Путаницы здесь нет, так как данный полк из ВМФ перевели в ВКС и он вошел в состав 6-й Ленинградской Краснознаменной армии ВВС и ПВО.

Вторая и последняя на настоящий момент партия «трехцветных» Су-30СМ2 была передана в ВКС в августе 2024. Подробности, как обычно, не сообщаются.

Стоит также добавить, что выпущенные на сегодняшний момент машины все еще оснащены «старыми» двигателями от обычных СМ-ок. Двигатели от Су-35С планируют серийно устанавливать только с 2025 года. Интересно, получат ли в этом случае новые партии другое название, например СМ3, или оставят как есть?

Выпущенные ранее простые СМ-ки со временем будут доводиться до уровня СМ2.

Чтобы визуально отличить СМ и СМ2, смотрим в первую очередь на переднюю кромку крыла. У «двойки» радиопрозрачные панели на носках заметно больше. Далее появляются дополнительные антеннки и панели, блоки постановки помех внизу хвостовой балки, затонирована откидная часть фонаря. Более подробно изложено в альбоме с матчастью.

Теперь по модели.

На этот раз решил разнообразить свою коллекцию и сделать вариант с «работающими» двигателями и экипажем внутри. Думал, что сэкономлю немного времени на отделении механизации и подгонки ее под нужный угол. Но, как оказалось, в данном наборе уже предусмотрены варианты для стояночного и полетного положения. Не нужно ничего отделять и подгонять. Однако, при более близком изучении оказалось, что носки крыла для выпущенного положения отклонены не на максимальный угол. Поэтому, для стояночного варианта предлагаю использовать те детали, что предназначены для «чистого крыла», отклонить их на нужный угол, а щель позже закрыть полоской из жестянки.

Кабину сделал закрытой, т. к. неизвестно как выглядят приборные панели на СМ2 (предположительно, три МФИ), оставил родные из набора — все равно ничего не будет видно. Переднего летчика пришлось сильно сточить снизу, т. к. упирается головой в раму шторки.

По стыковке из проблемных мест — неплотное прилегание носков воздухозаборников к фюзеляжу. Возникла большая щель, миллиметра в 1,5. Пришлось вставить кусочки полистирола, нарастив треугольник клина слива. Если особо не вглядываться, то и не заметно.

По матчасти у «Звезды» традиционно много мелких недочетов. По большому счету, не сильно критично, но специально для перфекционистов и любителей высокой копийности разобрал все, что удалось рассмотреть на снимках, в отдельном альбоме. В личных. И более подробно о стройке тоже там. Так что, милости прошу.

Из дополнений:

Сопла от «Амиго-моделс». В комплекте шло два варианта: открытые — малый газ и закрытые — форсажный режим. Интересно, почему их не сделали разными наборами, т. к. вторые теперь будут валяться за ненадобностью.

От «Темп-моделс»: колеса, «пилоны», набор антенн и штанга дозаправки. По колесам нет замечаний, только не забывайте про положительный развал при установке. Для этого придется изменить полуоси на необходимый угол (делал на глаз). АКУ и АПУ, если планируется подвешивать вооружение, можно оставить из набора. Но у стоковых устройств плоский непроработанный низ. Пустые будут смотреться некрасиво, а доработать самостоятельно, чтобы было ажурно, вряд ли получится. Насчет ВСУ (Встроенная Специальная Установка — на законцовках) возникли сомнения и оставил ту, что была в звездовском наборе, т. к. показалась более правильной длины. Ну и жалко, что в комплекте нет переходных балок. Готовые сократили бы время работы над моделью. Антенны и датчики все очень мелкие и хрупкие. Нужно работать предельно аккуратно. Использовал все ПВД, флюгарки и температурные датчики. Причем последние два очень быстро куда-то улетели во время отделения. Долго пытался найти, но тщетно. Хорошо, что были запасные. А через пару дней сами неожиданно обнаружились. Домовенок наигрался и вернул что ли?..)

Остальные антеннки от «Микродизайн» - жесткие и у них есть ножка — прочнее держатся. Правда, форма несколько не та. Где мог - подрезал для большей похожести. Стекатели статики делал из лески.

Покраска.

Изначально задул модель черным грунтом от «Пасифик». Хотя, поверхность и была обезжирена, грунт не выдержал испытания маскировочной лентой — отдирался вместе с ней. Пришлось отмывать и красить уже на голый пластик. Как ни странно, без грунта краска держалась очень хорошо. Разве что, заливалась расшивка, где она неглубокая, и имитация заклепок с мелким шагом тоже потерялась. А винты на лючках пришлось углубить уже после покраски.

Краски продолжаю использовать от «Pacific Company».

- интерьер: к «Сине-серый» (0223) подмешивал на глаз «Кокпит сине-зеленый» (0192);

- светло-голубой: «Як-130 голубой» (0340);

- светло-серый: «Серо-голубой для Су-33» (0331), плюс немного затемнил, добавив чуть-чуть «Як-130 серый» (0341);

- серо-голубой: «Голубовато-серый» (0304). Осветлял где-то вдвое;

- серый (верх): новинка «RAL-7015 авиационный» (0246). Предварительно окрашивал поверхность в черный. Если нужен более выцветший оттенок, наносите на белую базу;

- ниши шасси и каналы в/з: «Як-130 серый»;

- грунт: «Немецкая темно-желто-зеленая» (0079). Конкретно не подбирал, просто самое близкое, что нашлось в запасах;

- полоски на кромках: «Чайка серая» (0209);

- стойки шасси: «МиГ-29 СМТ серый светлый» (0219);

- пневматики: «Старые шины» (0006);

- диски: «Зеленый для дисков самолета» (0334). Осветлял.

- светло-серые панели на гондолах двигателей: «Алюминий» (М-34) плюс немного «Средне-серо-голубой» (0253). Получилось все равно немного зернисто. Позже подъехала посылка с металликами от АК. Их «Матовый алюминий», думаю, подошел бы оптимально, но перекрашивать уже не стал. Более того, разглядывая снимки, обнаружил, что эти панели на многих СМ-ках окрашены значительно темнее. Скорее всего, и на «двойках» так же, но это не точно. Цвет похож на тот, что на схемах окраски в инструкции, но «Звезда» предлагает использовать «Алюминий». В общем, смотрите внимательнее как на вашем выбранном прототипе;

- жаропрочные панели и сопла: рисовал на глаз металликами от «Vallejo» и «АК». Долго не решался приобретать продукцию от «АК» - отпугивала цена, но все, что использовал до этого, не устраивало. Пришлось придушить в себе жабу и сделать заказ. Если кратко описать впечатления, то, безусловно, эти краски стоят своих денег. Главное, тщательно готовить поверхность, чтобы все было гладко без малейших дефектов, плюс черная глянцевая база. Тогда результат очень порадует. Из минусов — отсутствует дозатор на баночке, приходится наливать через край. Наличие запаха. Не скажу, что сильно напрягает, но после «Пасифика» ощущается контраст. Аэрограф плохо промывается водой, использовал «Уайт-спирит» (что нашлось в хозяйстве; тоже запах, который, возможно, не каждый комфортно переносит).

После покраски глянцевый лак и декали.

Из набора использовал лишь Андреевские флаги и немного технических надписей. Остальное — из старых запасов. Вид и расположение «технички» строго по фотографиям. В инструкцию даже не смотрите, там почти все мимо.

Затем — смывка. Тут, в принципе, достаточно только на решетках сделать поконтрастнее. В остальном — машина чистая, только что с завода и расшивку было бы видно разве что в упор. Так что можно и не выделять.

Потом собрал все узлы воедино, доклеил мелочевку и провел фотосессию. Результат перед вами.

Теперь немного самобичевания, или впечатления от готовой модели.

Сразу скажу, что на полке все выглядит вполне пристойно и не хуже других моих Сушек. Модель как модель. Но, когда начинаешь разглядывать фотографии, становится немного грустно. Ожидал, что получится лучше. Возможно, погода внесла свою лепту, т. к. сейчас сезон сумерек и естественного освещения крайне не хватало. Пришлось увеличивать выдержку и как результат — много шумов. Да и с резкостью не везде хорошо. С лампами тоже не понравилось. Попробую переснять по весне, когда световой день увеличится и солнца станет больше. Если станет лучше — перевыложу. А пока то, что есть…

Оказывается, выполнить модель чистой машины с завода с легким полуглянцем, но при этом так, чтобы она не смотрелась как сувенир, тот еще навык. У меня не вышло: легкая неряшливость (особенно внизу на воздухозаборниках), которая сошла бы за следы эксплуатации на полетавшей машине, здесь не особо уместна. А еще пыль… Как ни смахивал, а такое ощущение, что от кисточки модель только электризуется и мелкого мусора налипает еще больше. На темной однотонной поверхности и на крупных планах выглядит, словно рядом рассыпали пудреницу) Пришлось немного ретушировать сами снимки, уж простите мне такое читерство, но хотелось, чтобы работа воспринималась так же, как и при обычном взгляде, когда подобные вещи незаметны. А для себя сделал вывод: никаких однородных поверхностей — либо камуфляж, либо со следами эксплуатации.

Что еще получилось хуже, чем хотелось бы?

Фонарь. Помимо йода, добавил в «Футуру» каплю коричневой краски. Видимо, зря т. к. прозрачность при этом сильно поубавилась. Надо будет поискать специальные лаки для тонировки.

Стык килей с фюзеляжем. Кили красил отдельно, а щель после установки промазал подкрашенной шпатлевкой. Но все равно выглядит не особо натурально. А правый киль вообще умудрился отломать, когда примерял консоль стабилизатора. Аккуратно восстановить не получилось. Так что в будущем, пожалуй, попробую все же приклеить кили, вывести стыки и уже потом заново прорезать расшивку в этом месте.

Стык сопел с гондолами. Думал, что там все ровно и приступил к покраске, а надо было «семь раз отмерить», в результате осталась ступенька.

Блоки постановки помех. На модели форма точнее, чем в декалях. Решил попробовать просто покрасить и нанести зубочисткой точки темным металликом сверху для контраста... На следующей модели использую, пожалуй, декали.

Развал колес. Полуоси отклонял на глаз. В итоге левое колесо получилось нормально, а правое — нет.

Тормозной щиток не закреплен жестко и немного съехал влево. Уже поправил, но на фото осталось заметно… Цвет грунта получился несколько перенасыщенным. Но это только на снимках так, а вживую более-менее нормально. Учитывая это, можно будет сделать изначально посветлее, если задумаю так же открыть на будущих моделях.

Черная антеннка на хвостовой балке снизу должна быть где-то на миллиметр левее. Тут понадеялся на свою память и не стал включать комп только для того, чтобы сверить местоположение.

В общем, такая вот получилась моделька, на четверочку, не более. Если что-то еще заметите и укажете на недочеты, буду только рад!

На этом прощаюсь! Далее по плану — еще одна 30-ка. По горячим следам, пока нюансы не стерлись из памяти). Всех благ и с наступающими новогодними праздниками!))



Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Оценка модели по параметрам:
Техника исполнения Качество окраски Матчасть
99.399.2199.36
Средняя оценка: 99.2894 (все оценки)
Популярность модели: 85.06

Комментарии

Вагиф Гульметов (O.Genri18)
Сургут
45 лет
На сайте с 11.09.2015
Вагиф Гульметов (O.Genri18)
Ну, с наступающим..!
А по модели сам все знаешь и все сам написал. По мне так все достойно. В мелочи не вглядывлся, косяки не выискивал. Так что, все гуд.
Андрей Коротков (AndyK)
51 год
На сайте с 14.09.2010
Андрей Коротков (AndyK)
Отличная работа, Павел! И описание вот уже традиционно подробнейшее. В общем, достойное продолжение линейки суховских машин!
Владимир (Wings30)
61 год
На сайте с 05.09.2021
Владимир  (Wings30)
Искать что то, что не так...Нафиг! Понравилась работа-аккуратно,чисто.смотрибельно!
Дмитрий Андрюхов (ada77-27)
. Комсомольск-на -Амуре.
47 лет
На сайте с 30.06.2012
Дмитрий Андрюхов (ada77-27)
Работа КЛАСС!
TORNADO
Возраст неизвестен
На сайте с 15.10.2016
Сергей Новиков (Pilot 85)
Энгельс
61 год
На сайте с 13.04.2020
Сергей Новиков (Pilot 85)
Очень крутая работа, как всегда!!!
Antonovpdb
Омск
Возраст неизвестен
На сайте с 16.10.2016
Это изначально Итал?
Вагиф Гульметов (O.Genri18)
Сургут
45 лет
На сайте с 11.09.2015
Вагиф Гульметов (O.Genri18)
Цитата:
Это изначально Итал?

Это изначально звезда!
Павел Сафонов (PavSaf)
Санкт-Петербург
41 год
На сайте с 05.07.2020
Павел Сафонов (PavSaf)
Вагиф, Андрей, Владимир, Дмитрий, Tornado, Сергей, Antonovpdb, спасибо большое!
Не без недочетов, конечно, но я старался!))

И для тех, кто не любит читать описания, продублирую, что в личных альбомах выложил подробности работы и разбор неточностей по матчасти. Загляните, особенно те, кто планирует собирать готовящийся к выходу Су-30СМ от "Звезды" в 48-м))
Игорь Ушаков (Usatiymen)
Москва
46 лет
На сайте с 31.12.2011
Игорь Ушаков (Usatiymen)
Великолепная работа!
Сергей Николаев (NIKOSER)
Чехов
47 лет
На сайте с 13.08.2014
Сергей Николаев (NIKOSER)
Павел, отличная работа несмотря на всякие косяки которые ты перечислил. Очень понравился "камо" нижних поверхностей.
Билли Рубин
Возраст неизвестен
На сайте с 15.02.2021
Билли Рубин
Красивая добротная работа!
Сначала очень удивился стыку килей с фюзеляжем, т.к. на автора это не похоже. Но, прочитав описание, понял, что произошло непредвиденное. :)
К таким нюансам надо относиться проще: или устранять их как бы там ни было, или забыть о них, имея понимание, что качественно переделать это - под силу. Надо только подходящее настроение и время. :) :)
Starley
Люберцы
43 года
На сайте с 25.06.2008
Starley
Очень красиво, нюансы конечно есть, но автор сам их видит, поэтому озвучивать нет смысла. От меня твердая 5!
Min.Denis
54 года
На сайте с 01.03.2023
Павел Сафонов (PavSaf)
Санкт-Петербург
41 год
На сайте с 05.07.2020
Павел Сафонов (PavSaf)
Игорь, Сергей, Билли, Starley, Min.Denis, спасибо большое!))
Цитата:
Сначала очень удивился стыку килей с фюзеляжем, т.к. на автора это не похоже. Но, прочитав описание, понял, что произошло непредвиденное. :)
К таким нюансам надо относиться проще: или устранять их как бы там ни было, или забыть о них, имея понимание, что качественно переделать это - под силу. Надо только подходящее настроение и время. :) :)

Именно, побоялся сделать хуже и не рискнул переделывать)
В следующий раз попробую сначала приклеить кили, вывести стык, расшивку и уже потом красить)
Александр Филатов (Quo)
Ставрополь
69 лет
На сайте с 15.07.2010
Александр Филатов (Quo)
Хорошая модель и фото!
Павел Сафонов (PavSaf)
Санкт-Петербург
41 год
На сайте с 05.07.2020
Павел Сафонов (PavSaf)
Цитата:
Хорошая модель и фото!

Спасибо, Александр!)
Владимир Назаров (Nazar)
Санкт-Петербург
46 лет
На сайте с 11.03.2007
Владимир Назаров (Nazar)
Очень хороший
 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий

Павел Сафонов
Павел Сафонов
Логин
PavSaf
Д.Р.
28 августа 1983 года
Город
Санкт-Петербург
На сайте с
5 июля 2020 года
Его сообщения на форуме
Его комментарии к моделям
Подписка на обновления

Друзья (2):

  • Дмитрий
  • Максим (AMS)


«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат