Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Як-28П является, пожалуй, одной из самых неоднозначных машин в составе ПВО СССР. Построенный в количестве 435 экземпляров он вплоть до конца эксплуатации так и не устроил ВВС и официально не принимался на вооружение. Самолет страдал набором характеристик негативно влиявших на его боевые и эксплуатационные свойства и, кроме впечатляющей скороподъемности, возможности барражирующего полета и несколько лучших возможностей по селекции и перехвату низколетящих целей, ЯК-28П не выделялся на фоне других машин ПВО СССР, особенно Су-15, которому он уступал почти во всем. Запомнился же Як-28П единственным боевым эпизодом 13 марта 1967 по перехвату угнанного Ан-2 и многочисленными авариями, хотя по отзывам пилотов и техников, которые его любили, был хорошей машиной.
Для меня Як-28П интересен, прежде всего, своими конструктивными особенностями и совершенно потрясающим внешним видом в котором сочетаются наследие от Як-25 и Як-27 и современные для 60х гг. технологические решения. Как заметил Чарьз Ландрум (Charles Landrum) в своем обзоре "this was a Soviet interceptor from the 1960s and 1970's that had that classic Soviet propaganda appearance".
Немного о модификациях и номенклатуре
На протяжении всего периода эксплуатации Як-28П постоянно модифицировался. Значительная часть этих модификаций затрагивала внутреннее оборудование самолета и, в общем, не так важна для нас моделистов. Модификации внешнего вида машины хоть и были не так многочисленны, но формировали его весьма характерный внешний вид. По мере изучения материалов по данному самолету я обнаружил, что разные источники по-своему интерпретируют модификации серийных машин, что, кстати, нашло отражение и в модельных китах (например, "Yak-28P" от Hobby Boss и "Як-28ПМ" от Амодел изображают один и тот же самолет). Во многом такая путаница возникла из-за постепенного характера самих изменений, вносимых в конструкцию самолета. Как правило, строевые машины представляли собой смесь из новых агрегатов и деталей, унаследованных от предыдущих модификаций. Здесь я бы хотел поделиться с моделистами результатами своих изысканий. Думаю, что они могут быть полезны для начинающего моделиста решившего выбрать прототип для копирования. В дальнейшем я буду пользоваться номенклатурой модификаций Ефима Гордона (Авиация и время, 2/98).
Як-28П (базовая модификация). Внешне наиболее характерная из всех. К этой модификации принято относить все машины с "коротким" носовым обтекателем (как у Як-27К) и ракетами К-8 (К-8М). На опытных машинах и некоторых экземплярах ранних серий устанавливались укороченные мотогондолы с двигателями Р-11АФ-300, овальными воздухозаборниками с регулируемым центральными телом, характерным левым передним люком радиооборудования с усеченными нижними углами, высокой радиопрозрачной поверхностью киля и дополнительным сегментом обшивки корпуса в области заднего шасси; отсутствовали штыревая антенна на гаргроте, верхняя антенна комплекса "Свод" и люк доступа к агрегатам тормозного парашюта. На большинстве строевых машин, выпущенных после 1963 г., устанавливались удлиненные мотогондолы с круглыми воздухозаборниками и нерегулируемым центральным телом (как у всех последующих модификаций). Фонарь не имел продольного переплета. Поздние машины получили двигатели Р-11АФ2-300 и новый киль с уменьшенной радиопрозрачной поверхностью. Насколько мне известно, все машины этой модификации были переоборудованы в Як-28ПД и не представлены в музейных коллекциях. А жаль.
Як-28ПД (Як-28П (доработанный); в некоторых источниках самолеты этой версии называются Як-28ПМ). Внешне легко отличаются от предыдущей модификации удлиненным носовым обтекателем (начиная с 10й серии) и ракетами Р-3 на наружных пилонах. Машины данной модификации можно условно разделить на "ранние" (в основном переоборудованные Як-28П базовой модификации) и "поздние", собственного выпуска.
На ранних Як-28ПД, как правило, устанавливались: двигатель Р-11АФ2-300, фонарь с продольным переплетом, а также радиопрозрачный обтекатель киля уменьшенной площади (и, соответственно, присутствовала верхняя антенна "Свода"). Машина именно этого типа экспонировалась на выставке в Домодедово в 1967 г. Также она представлена в коллекции Музея Техники Вадима Задорожного.
Як-28ПД поздних серий отличались наличием продольной выштамповки на левом переднем люке радиооборудования, смещенным вперед патрубком воздухозаборника турбохолодильника (примерно на половине машин), наличием дополнительного ПВД на правой стороне корпуса над задним люком турбохолодильника и четырьмя (вместо трех у остальных перехватчиков) створок заднего шасси, а также рядом мелких изменений в форме и положении крышек топливных баков, лючков закрылков и пр. По понятным причинам, этих самолетов больше всего в музейных коллекциях. Лицезреть можно у Новосибирского авиазавода им. Чкалова, Музее авиации ПВО Авиабаза "Саваслейка", на территории Пушкинского АРЗ, около Комсомольска-на-Амуре, в экспозиции Eesti lennundusmuusem.
Собственно Як-28ПМ серийно не производились.
Як-28П от Bobcat
Если так случилось, что у вас появилось желание заполучить модель Як-28П в масштабе 1/48, ваш выбор будет ограничен двумя наборами, выпущенными примерно в одно время: Hobby Boss (HBB81767) и Bobcat Models (BOB48001). С учетом лучшей детализации первой, модель от Bobcat выглядит все-таки интереснее, главным образом, благодаря лучшей копийности и сравнительно неплохой геометрии. Вместе с тем, и она не лишена проблем. Да что там, проблем много, включая проблемы с геометрией отдельных элементов. Это, прежде всего, сравнительно более вздутый (оживальный), чем у прототипа, носовой обтекатель для Як-28ПД и вогнутый (вместо спрямленного) профиль образующей корня киля (секция, соединяющая киль и гаргрот), а также колеса воспроизведенные в неверном масштабе (на Як-28П устанавливались колеса диаметром 660 х 200 мм и 310 х 135 мм, что в пересчете на 48й масштаб составляет 13,75 х 4,16 мм и 6,46 х 2,81 мм соответственно; у модели имеем 15,21 х 4,59 и 5,27 х 2,2 мм). Кроме того можно отметить недостаточно выпуклый верхний капот мотогондол и несколько более тонкие штанги-обтекатели противофлаттерных балансиров, что, впрочем, заметно только на некоторых видах при непосредственном сравнении модели и прототипа. Дела с "мелочевкой", к сожалению, обстоят хуже. Мелкие детали сильно упрощены и выглядят смазанными. Это, в особенности, касается двигателей и кабины; катапультируемые кресла лишь очень условно напоминают реальные К-5МН и К-7МН. Кожухи сопел имеют очень толстые стенки и какое-то странное частое оребрение (выглядит, конечно, забавно, но на прототипах такого не было). Расшивка и имитация клепки, как по мне, представляют собой наиболее слабые стороны модели. Кроме общей небрежности (особенно на мотогондолах) эти элементы, вероятно для целей унификации с Як-28ПП (BOB48002), представляют некую смесь разных модификаций "двадцать восьмого". Элементы расшивки корпуса также представляют смесь из разных модификаций, но уже перехватчика: боковые листы обшивки от ЯК-28П базовой модификации, крышки корпусных топливных баков - от Як-28ПД поздних серий. В целом точно воспроизведены нижние эксплуатационные люки и детали нижней стороны корпуса. Ах, да, Bobcat даёт два горизонтальных триммера, в то время как у прототипа триммер был только на левом элероне. Стыковка деталей не самая лучшая и в некоторых местах требует применения шпаклевки (часто в больших количествах). Кроме того нужно отметить, что вся поверхность модели по какой-то причине имеет мелкую шероховатость, избавиться от которой можно будет только тщательной полировкой. Уверен, что я забыл перечислить еще много чего и, в общем, может создаться впечатление, что Bobcat сделал плохую модель, но это не так. При учете и исправлении ее недостатков, из набора можно собрать вполне копийную модель Як-28П, причем разных модификаций.
Сборка
В качестве прототипа для копирования я выбрал Як-28ПД ранних серий выпуска, борт "05 красный " из состава 11 ОА ПВО, аэродром Смирных (о. Сахалин), запечатленный на ряде кадров из архива Геннадия Чергизова. При работе с матчастью я полагался на данные по одноименным машинам "10 красный " (выставка в Домодедово) и "52 красный " (Музей Вадима Задорожного). Модель показана полностью нагруженной, с обжатыми амортизаторами основных и дополнительных стоек шасси. Закрылки отклонены во взлетно-посадочном положении - 35°. Работа с моделью заняла у меня чуть более полугода. Неоднократно мне хотелось экспериментально проверить ее аэродинамические свойства путем сброса с 10 этажа и, в общем, на всех этапах работы с моделью возникали сложности. Ряд элементов пришлось переделывать уже после сборки и покраски. Отчасти это связано с тем фактом, что необходимая документация по прототипу появлялась на поздних стадиях работы, из-за чего приходилось вносить все новые и новые коррективы. В качестве дополнений были использованы следующие наборы: двигатели Р-11АФ2-300 от Amigo Models (AMG 48012-1), интерьер (49841) и привязные ремни (FE841) от Eduard, а также колеса от Armory (FE841). Я не буду описывать здесь все внесенные в модель изменения (всех я уже и не помню, небольшая часть представлена на фото), остановлюсь на главных. Был обточен носовой обтекатель, в который предварительно я поместил конус из бумаги, а в образовавшееся пространство залил эпоксидную смолу; исправлена кривизна профиля корня киля; переделаны и детализированы кокпит, ниши и стойки шасси, кожухи сопел, ракеты и т.д.; удалена значительная часть оригинальной расшивки, добавлена клепка (каждую не считал, но старался сделать максимально близко к прототипу), заново изготовлены некоторые люки, часть дополнительных воздухозаборников, ПВД, антенны, фары и прочая "мелочевка" типа патрубков слива конденсата, петель и тяг управляющих поверхностей. Часть оригинальных декалей, например, технические надписи типа "фонарь на стакане закалять" и звезды с белой окантовкой, никогда не применявшиеся на строевых Як-28П, были заменены на таковые из разных наборов от Бегемот. Модель окрашивалась металликами и эмалями Gunze (Mr. Metal Color, Super Metallic, Mr. Hobby) и Акан, а также акрилом Tamiya.
В заключении хочу поблагодарить авторов walkaround'ов Як-28 (фантом222, SilverGhost, AVCooper и др.), Геннадия Чергизова и создателей сайта maverick-lab.net разместивших на своем ресурсе его замечательный архив.
Цитата: Эталонная работа и описание. Выше всех похвал. Поздравляю вас, такие работы наблюдать истинное удовольствие.
Спасибо, Александр. Такие отзывы наблюдать истинное удовольствие.
Огромная работа, по моим понятиям безупречная для этого масштаба, несмотря на использования афтера и рукам работа нашлась. Респект.
Огромадное спасибо получил удовольствие от увиденного.
Красавчик!Цитата: Запомнился же Як-28П единственным боевым эпизодом 13 марта 1967 по перехвату угнанного Ан-2 и многочисленными авариями, хотя по отзывам пилотов и техников, которые его любили, был хорошей машиной.Неудивительно. Пилотам нравилась просторная кабина (особенно в сравнении с тесной кабиной МиГ-19) с рациональным размещением приборов. Техникам нравилась простота обслуживания. Ведь на том же МиГ-19 для ремонта или техобслуживания двигателей приходилось отстыковывать хвостовую часть, а здесь двигатели нужно было просто раскапотировать. Вообще, узлы, требовавшие регулярного обслуживания, на Як-28П размещались легкодоступно и обслуживать большинство из них можно было прямо с земли. Цитата: ЯК-28П не выделялся на фоне других машин ПВО СССР, особенно Су-15, которому он уступал почти во всем В КБ тогда попытались создать альтернативу Су-15 - Як-28-64, но он не получился. Когда-то выставлял его модель в 144-м масштабе.
Цитата: Да чтобы такое в 72 изобразить лет пять надо ито не факт что получится.!
для затравки, модель Мигачева Александра из 90-х, остальное здесь - http://scalemodels.ru/articles/4037-konversi-Bilek-1-72-mig-21pfm.html
и здесь еще можно прозреть от его работы в 72-м -
http://scalemodels.ru/articles/4051-konversi-KP-1-72-mig-15bis.html
п.с. пардон за оффтоп
Цитата: Огромная работа, по моим понятиям безупречная для этого масштаба, несмотря на использования афтера и рукам работа нашлась. Респект.
Огромадное спасибо получил удовольствие от увиденного.
Большое спасибо за отзыв!
Комментарии
36 лет
На сайте с 01.09.2014
43 года
На сайте с 03.04.2011
На сайте с 31.10.2019
Эталонная работа и описание. Выше всех похвал. Поздравляю вас, такие работы наблюдать истинное удовольствие.
Спасибо, Александр. Такие отзывы наблюдать истинное удовольствие.
На сайте с 31.10.2019
Як- красавец! Круто![/QUOTE
Дмитрий, спасибо.
На сайте с 15.10.2010
Огромадное спасибо получил удовольствие от увиденного.
На сайте с 17.10.2016
30 лет
На сайте с 21.08.2011
Я такие в копилочку утаскиваю. Для вдохновения.
59 лет
На сайте с 18.07.2010
Запомнился же Як-28П единственным боевым эпизодом 13 марта 1967 по перехвату угнанного Ан-2 и многочисленными авариями, хотя по отзывам пилотов и техников, которые его любили, был хорошей машиной.Неудивительно. Пилотам нравилась просторная кабина (особенно в сравнении с тесной кабиной МиГ-19) с рациональным размещением приборов. Техникам нравилась простота обслуживания. Ведь на том же МиГ-19 для ремонта или техобслуживания двигателей приходилось отстыковывать хвостовую часть, а здесь двигатели нужно было просто раскапотировать. Вообще, узлы, требовавшие регулярного обслуживания, на Як-28П размещались легкодоступно и обслуживать большинство из них можно было прямо с земли.
Цитата:
ЯК-28П не выделялся на фоне других машин ПВО СССР, особенно Су-15, которому он уступал почти во всем В КБ тогда попытались создать альтернативу Су-15 - Як-28-64, но он не получился. Когда-то выставлял его модель в 144-м масштабе.
На сайте с 04.12.2015
39 лет
На сайте с 31.07.2012
На сайте с 08.02.2016
43 года
На сайте с 21.10.2019
На сайте с 04.12.2015
Да чтобы такое в 72 изобразить лет пять надо ито не факт что получится.!
для затравки, модель Мигачева Александра из 90-х, остальное здесь - http://scalemodels.ru/articles/4037-konversi-Bilek-1-72-mig-21pfm.html
и здесь еще можно прозреть от его работы в 72-м -
http://scalemodels.ru/articles/4051-konversi-KP-1-72-mig-15bis.html
п.с. пардон за оффтоп
46 лет
На сайте с 13.08.2014
На сайте с 02.08.2010
45 лет
На сайте с 11.09.2015
45 лет
На сайте с 01.08.2010
43 года
На сайте с 30.08.2020
14 лет
На сайте с 20.10.2009
На сайте с 31.10.2019
Огромная работа, по моим понятиям безупречная для этого масштаба, несмотря на использования афтера и рукам работа нашлась. Респект.
Огромадное спасибо получил удовольствие от увиденного.
Большое спасибо за отзыв!
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий