Регистрация Вход

Потаённое судно Ефима Никонова 1721 год

Производитель:
Wooden Кит
Дата размещения:
24 января 2018 года, 1:39
Раздел галереи:
Корабли
Тип техники:
Военные
Тип двигателя:
Парусные и гребные
Прочее:
Подводные лодки
Страна-производитель:
СССР–Россия
Масштаб модели:
1:35

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

Здравствуйте многоуважаемые каропчане! Представляю Вашему вниманию модель потаенного судна.
      Проблема подводного плавания занимала умы многих людей еще во времена глубокой древности. Практическое ее решение зависело в первую очередь от уровня развития науки и техники, которые в то время были не на высоте. Тем не менее Россия по праву может гордиться тем, что она является одной из немногих держав мира, в которых зарождались и нашли самое широкое применение такие средства борьбы на море как подводные лодки.
      Первую подводную лодку предложил построить крестьянин Ефим Никонов. Корпус судна он предлагал выполнить в виде бочки, а в качестве движителя использовать весла. Она и вошла в историю как "потаенное судно" Ефима Никонова. Название судно получило странное - "Морель".
      Ефим Прокопьевич Никонов родился в подмосковном селе Покровское, был опытным мастером-плотником. При прохождении службы в рекрутах был определен для работы на верфях, где строились военные корабли. Именно тогда у Никонова зародилась идея о создании "потаенного судна" для уничтожения вражеских кораблей.
      В 1718 году "за мзду небольшую" Ефим Никонов продиктовал стряпчему челобитную на имя царя Петра I, но ответа из Санкт-Петербурга не последовало. Тогда через год была отправлена вторая челобитная, которая дошла до царя. Суть челобитной заключалась в том, что: "сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море в тихое время будет из снаряду забивать корабли. хотя бы десять или двадцать и для пробы тому судну учинит образец, сколько на нем будет пушек, под потерянием своего живота, ежели будет неугодно". В том же документе было отмечено, что судно это "будет ходить в воде потаенно". Петр I прочитав челобитную, распорядился доставить Ефима Никонова в Санкт-Петербург и 13 января 1720 года в домике на Неве у них состоялась встреча. Содержание беседы при встрече неизвестно, но в результате царь, заинтересовавшись проектом, приказал "таясь чужого глаза" немедленно приступить к постройке. Так, 31 января 1720 года Адмиралтейств-коллегия оформила указ: "Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина велеть образцовое судно сделать, а что к тому делу надобно лесов и мастеровых людей по требованию оного крестьянина Никонова отправлять из помянутой конторы, а припасов по его же требованию из конторы Адмиралтейских дел. Денежное жалование с начала его работы давать по три алтына, две деньги в день и ныне в зачет выдать пять рублей". Ефима Никонова и выделенных под его начало мастера, бочара и десятерых солдат-плотников Головин немедленно приказал занести в "Ведомость об окладах и жалования разным лицам, состоящим у адмиралтейского дела". Таким образом, Никонов, получив звание "мастера потаенных судов", официально приступил к строительству опытного "судна-модели" на специальном участке Галерного двора. Работу начали с сооружения сарая, первую русскую полодку строили тайно, оберегая от посторонних глаз. Сарай построили быстро, соорудили и подобие стапеля с уходящими под воду брусьями. По техзаданию требовалось построить уменьшенную модель, так распорядился царь. 
3 марта 1720 года прототип судна был заложен, при этом присутствовали чиновники от генерал-майора Головина и писарь с доской. При написании названия судна, писарь допустил ошибку, и судно получило название "Морель" вместо запланированного "Модель". Буквально через год судно было готово к спуску.
      В 1721 году Петр I назначил испытания, которые проходили на реке Нева. С выстрелом пушки "Морель" погрузилась и медленно отошла от берега, вскоре раздался второй выстрел, служивший сигналом к всплытию, и судно показалось над водой. При повторном погружении произошла авария, через кожаные уплотнения весел вода стала поступать внутрь судна. Спасти "Морель" удалось, спасением первых подводников руководил лично государь. Неудача не смутила царя, Петр I заявил: "чтоб никто конфуз в вину не ставил". Работы решено было продолжить.
      По замыслу Ефима Никонова и Петра I судно задумывалось как боевое. Изобретатель предлагал вооружить судно пушкой. Однако от идеи отказались, так как установить орудие на ПЛ в то время было невозможно. В 1721 году после неудачных испытаний родилась идея вооружить судно "огненными трубами". Именно с этого времени судно Ефима Никонова стало называться "потаенным огненным судном". Судя по сохранившимся документам, планы вооружения судна "огненными трубами" претворялись в жизнь. В августе 1724 года по указанию царя Адмиралтейств-коллегия приняла решение: "В главную артиллерию послать преморию и требовать, дабы к "потаенному судну" десять труб медных повелено было порохом начинить и селитрою вымазать от той артиллерии".
      Интересен тот факт, что Петр I принимал непосредственное участие в постройке судна, давал указания и предлагал свои технические решения. Поэтому первую русскую субмарину можно рассматривать как совместный проект Петра I и Ефима Никонова. Не менее интересно и то, что Ефим Никонов предлагал изобрести водолазный костюм, который предназначался для того чтобы человек, облачившийся в него, мог выйти из судна в подводном положении и установить на вражеском корабле мину. Костюм предполагалось выполнить из кожи, а шлем - деревянным со стеклом, в качестве уплотнительной манжеты на шлеме также планировалось использовать кожу, воздух же в костюм должен был подаваться с судна через специальный шланг.
      Но 28 января 1725 года Петр I умер. Ефим Никонов лишился влиятельного покровителя и защитника. В марте 1725-го он докладывал адмиралтейству - "потаенное судно на пробу сделал", но испытания прошли неудачно. 7 сентября 1725 года Екатерина I приказала продолжить работы над "потаенным судном". Впоследствии, в 1726 и 1727 годах, были еще испытания, которые тоже окончились неудачей.
      29 января 1728 года в Адмиралтейств-коллегии было принято решение о прекращении работ над "потаенным судном". Никонов был обвинен в "недействительных строениях", разжалован в "простые адмиралтейские работники" и сослан в отдаленное Астраханское адмиралтейство, где в тот момент строились корабли для Каспийской флотилии. "Потаенное судно" Никонова многие годы хранилось "от чужого глазу" в закрытом сарае, пока совсем не истлело.
      В течении 10 лет Ефим Никонов упорно трудился над созданием подводного судна, способного истреблять неприятельские корабли. В век деревянного судостроения он взялся за постройку первой в мире боевой подводной лодки, которая должна была обладать большой прочностью и герметичностью. Эта задача при тогдашнем уровне техники была невыполнимой. Следует учесть и ту неблагоприятную обстановку, в которой протекала деятельность Никонова. Чиновники-иноземцы презрительно относились к простому русскому крестьянину, а многие соотечественники, принимавшие участие в постройке "потаенного судна", не верили изобретателю. Несмотря ни на что, Ефим Никонов упорно продолжал начатую работу.
      В наше время это судно реконструировали и сейчас оно стоит в Сестрорецке, около Петропавловской церкви, на берегу Сестрорецкого разлива, а его создателю поставили памятник.

Основные данные по прототипу:
Размерения
длина -- 6 м
ширина -- 1,5 - 2 м
Глубина погружения -- 4 - 5 м
Тип движителя
мускульная (весла)
Экипаж
общая численность 4 человека

О модели:
Сборка длилась 2,5 месяца с перерывами, практически из коробки. Набор в целом качественный, стыкуемость деталей хорошая. На модели заменены все нити, так как те что идут в наборе, оставляют желать лучшего. Также производитель предлагает для изготовления скоб, механизма рулевой тяги и подвижной пики использовать медную проволоку сечением 1мм и 1,2 мм, которая поставляется в наборе. Для достижения приемлемого результата скобы изготовлены из латунных трубок диаметром 1 мм, а механизм рулевой тяги и подвижная пика доработаны с использованием латунных трубок диаметром 1,5 мм и проволоки диаметром 1 мм. Заклепки иммитировал с помощью латунных и черненных гвоздиков. При работе с деревом применял клей Titebond II, при работе с фототравлением применял цианокрилатный клей супер момент. Все медные и латунные детали чернил жидкостью Brass Black. Модель покрыта акриловым матовым лаком фирмы "Сонет" в один слой.
Приятного просмотра! С уважением, Сергей.

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Оценка модели по параметрам:
Техника исполнения Качество окраски Матчасть
98.8498.7298.52
Средняя оценка: 98.6965 (все оценки)
Популярность модели: 82.86

Комментарии

Борис Волконский (Boris2005)
Акко
74 года
На сайте с 01.02.2012
Борис Волконский (Boris2005)
Эх,начну.Отменно сработано,хочу скаазать.Подгонка и все такое...Напрасная замена проволоки на трубки.На изгибах они проломились и это следовало предвидеть.Соединение бочонка слишком уж "резиновое" ,а резины тогда не было.И,хотя я и не стороник "обгадинга",но весь черный металл очень уж новый.А тогда таких покрытий не существовало.Даже воронения ....Слегка бы придать им "кованый" вид. Но повторюсь-чистота работы,аккуратность. Хорошая тонировка. Я за галерею.
Алексей Лежнев (ПиЛя) администратор
Город-Герой Москва,
66 лет
На сайте с 26.10.2009
Алексей Лежнев (ПиЛя)
Шикарное исполнение!

С дебютом на КАРОПКЕ!

С Уважением, Алексей.
Олег Антонов (Antonovpdb)
Омск
50 лет
На сайте с 16.10.2016
Олег Антонов (Antonovpdb)
О моделях так не говорят, но здесь скажу: просто игрушечка! Браво!
I-GOR
Донецк
41 год
На сайте с 11.06.2016
I-GOR
Душевно ! Эх такой бы один к одному та жить бы ...и уютно наверное :)))
SAURON
Киев
54 года
На сайте с 18.07.2010
левин владимир (vovan1980)
40 лет
На сайте с 19.12.2010
левин владимир (vovan1980)
Описание и история прототипа впечатлила.Жаль до ума довести не удалось.
Билли Бонс (Билли Бонс)
Новосибирск
52 года
На сайте с 21.10.2011
Билли Бонс (Билли Бонс)
Отличная работа.Все аккуратненько. На мой взгляд можно бы немного подстарить.
анестезиолог
55 лет
На сайте с 26.01.2013
анестезиолог
Восхитительно, а фото можно было бы немного откорректировать в плане баланса белого...
анестезиолог
55 лет
На сайте с 26.01.2013
анестезиолог
Прикрепленные файлы:
Антон Хотеев (Anton1969)
Минск
50 лет
На сайте с 02.04.2015
Антон  Хотеев (Anton1969)
Чисто, аккуратно и красиво. Смотрится!!!
Мои поздравления Автору!
Фидель
Оренбург
24 года
На сайте с 22.03.2014
Фидель
Отлично модель смотрится!
Владимир62 (oldpapik)
Москва
58 лет
На сайте с 17.02.2014
Понравилась работа! Аккуратно и фактура дерева "играет".
Игорь Ушаков (Usatiymen)
Москва
41 год
На сайте с 31.12.2011
Игорь Ушаков (Usatiymen)
Просто великолепно!
Александр Розанов (ROZANOVAV)
Раменское
53 года
На сайте с 22.03.2015
Александр Розанов (ROZANOVAV)
Добрый день!
Здорово модель получилось.
Интересная история этого судна.
Удачи автору в новых начинаниях!
Алексей Лежнев (ПиЛя) администратор
Город-Герой Москва,
66 лет
На сайте с 26.10.2009
Алексей Лежнев (ПиЛя)
Тихо-тихо...... почти крадучись, скрытая от все посторонних глаз, модель выдвигается в Галерею!

С Уважением, Алексей.
Андрей Ушаков (andri1979)
Омск
40 лет
На сайте с 14.04.2014
Андрей Ушаков (andri1979)
Отличная модель, очень понравилась!
Сергей Перфильев (Navigator)
Мурманск
38 лет
На сайте с 28.11.2017
Сергей Перфильев (Navigator)
Большое спасибо всем за комментарии и конструктивную критику!

С уважением, Сергей.
Алексей Никитин (Алексей Никитин)
Санкт Петербург
46 лет
На сайте с 15.07.2012
Алексей Никитин (Алексей Никитин)
Интересная модель! Здорово!!!
 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий

Сергей Перфильев
Сергей Перфильев
Логин
Navigator
Д.Р.
12 августа 1981 года
Город
Мурманск
На сайте с
28 ноября 2017 года
Его сообщения на форуме
Его комментарии к моделям
Подписка на обновления


Моделист на Ленинградке

Реклама на Каропке
Не показывать чат