Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Приветствую коллеги! После аккуратного намёка нашего уважаемого администратора Алексея Лежнёва, что я слишком много уделяю внимания Кригсмарине, я решил что стоит попробовать свои силы в постройке отечественного подплава, тем более что определенные навыки постройки уже получил (порядка 20 моделей в разных масштабах, хотя и с разным успехом). Представляю вам модель Щ-303 на период 1943-1944 годов, "счастливой Щуки" балтийского флота.
История корабля: Щ-303 "Ёрш", заводской номер 201. Заложена 05.02.1930 на балтийском заводе №189 имени С. Орджоникидзе.Спущена на воду 6.11.1931.Принята в состав флота 15.11.1933.
Изначально лодки типа "Щ" проектировались как малые и предназначались для действий в морях с небольшими глубинами и прибрежной зоне. Однако позже лодки типа "Щ" были отнесены к средним лодкам, а нишу малых лодок заняли лодки типа "М".Маркировка серий советских лодок несколько отличалась от таковой во флотах других стран, номер серии присваивался по мере закладки того или иного типа. Так к серии I относились большие торпедные лодки типа "Д" ("Декабрист"), к серии II минзаги типа "Л" ("Ленинец"), серией III стал тип "Щ" ("Щука"), серией IV тип "П" ("Правда"), серия V тип "Щ" второго поколения, серия VI тип "М" ("Малютка") и т.д. Лодки типа "Щ" относились к следующим 6 сериям: Серия III, V, V-бис, V-бис-2, X и X-бис.Первая цифра в номере лодки указывала на принадлежность к флоту, в частности "3" указывала на Балтийский флот. В серии III было построено 4 лодки с номерами с 301 по 304, из которых был сформирован 14 дивизион, первый из пяти балтийских дивизионов на 38-39 годы.
Первые лодки типа Щ имели немало конструктивных недостатков, но по мере их выявления многие из них устранялись в ходе средних и капитальных ремонтов. Одним из существенных недостатков была высокая шумность агрегатов, которая была доведена до приемлемого уровня только на поздних сериях. Тем не менее, в общем, конструкция лодок типа "Щ" оказалась вполне прочной и надёжной. До начала проектирования и постройки первых серий советских лодок большого опыта их строительства у России небыло. В основу конструкции легли как конструкторские разработки советских инженеров, так и данные полученные после подъема и восстановления английской L-55. Обводы конструции этой лодки особенно заметны в лодках типа "Л" и "Щ" серии III. К 1943 году Щ-303 осталась последней действующей лодкой из своей серии. Щ-301 погибла на мине в 1941 году при переходе в Кронштадт, Щ-302 подорвалась на мине заграждения "Зееигель" около о. большой Тютерс (обнаружена в мае 2019), Щ-304 погибла в 1942 году на мине заграждения "Насхорн" (обнаружена в 2004 г.)
К 1944 Щ-303 прошла капитальный и несколько средних ремонтов в ходе которых она получила другие винты и дополнительные наделки в носовой части булей для улучшения обтекаемости. изначально применённая кране неэффективная система откачки главного балласта помпами заменена на эффективную систему продувания балласта с использованием в качестве компрессоров дизелей, приводимых в действие электромоторами, которая в последствии применялась на всех типах лодок. Установлены более современные радиосредства, 7,5 м перископ заменён на 9 м, откидные фальшборты орудийной площадки были заменены на площадку с трубчатым рейлингом, система беспузырной торпедной стрельбы, а позже лодка получила стабилизатор глубины без хода "Спрут". в 1944 установили английскую ГАС "Дракон - 129" (до этого, в 1940 году, практически все лодки получили станцию "Марс-12", обеспечивая вполне приличное обнаружение шумов противника на дистанции порядка 4 миль) и антенну встроенную в зенитный перископ.
В советско-финляндской войне Щ-303 (как и Щ-304) не учавствовала по причине нахождения на капитальном ремонте. Тогда же лодка поступила под командование капитана-лейтенанта И.В. Травкина. Начало Великой Отечественной войны лодка встретила проходя швартовые испытания в Кронштадте, но принять участие в операциях не смогла, по причине того, что экипаж не успел пройти подготовку и не была завершена замена аккумуляторной батареи.Но кампанию 1942 года лодка встретила в полной боеготовности и направилась в бой в первых рядах. Лодка совершила 5 боевых походов в период с июня 1942 по март 1945 года. Из подтвержденных поражений - немецкий транспорт "Альдебаран" (поврежден, но был отремонтирован), хотя, возможно, поврежденных судов было больше, т.к. данные некоторых стран до сих пор засекречены. При походах лодка многократно форсировала минные заграждения "Зееигель" и "Насхорн", многократно фиксируюя касания минрепов. Она стала одной из трех лодок успешно выходившей на боевые позиции в Балтийском море и одной из 8 вернувшися лодок 3-го эшелона, который изначально состоял из 16 кораблей. После второго похода лодка получила звание Гвардейской, экипаж неоднократно награждался орденами и медалями. В третьем походе лодка не смогла выйти на позиции в Балтийском море, т.к. противник усилил минные заграждения в том числе противолодочными сетями. В этом же походе имел место уникальный случай дезертирства с лодки. Старшина Галкин самовольно продул балласт и привлёк внимание находившихся неподалёку немецких кораблей. Команда и капитан оперативно отреагировали на предательство, погрузившись и бросив изменника на палубе. Лодка с почти разряженной батареей вынуждена была лечь на дно на глубине 76 метров и оставалась там на протяжении 70 часов 45 минут, израсходовав почти все запасы кислорода и регенерационных патронов, пока немцы её бомбили, израсходовав почти весь боезапас. Из 713 ч похода только 55 (менее 8%) были проведены в надводном положении. За поход израсходовали 13 кислородных баллонов и 1250 патронов регенерации. Несмотря на то, что большую часть похода лодка плавала или лежала на грунте на глубинах 70—80 м, корпус «старушки» существенных повреждений не получил — давлением оказались вдавлены комингсы, которые прорезали резину под крышками входных люков. Из 5 лодок выходивших для форсирования минных полей в тот же период, Щ-303 была единственной вернувшейся. После ремонта в 1945 году Щ-303 была переведена в состав учебных кораблей, в 1949 переименована в С-303. В 1954 году лодка исключена из состава ВМФ, а в 1961 году разделана на металл на Ленинградской базе "Главвторчермета".
Описание набора и доп.материалов:
Набор от украинской фирмы Микро Мир (ранее АМР) выглядит просто, хотя на деле - скорее примитивно. В комплекте небольшая плата травления и декали. Набор качеством ниже среднего, практически не пролита расшивка корпуса и палубы, шпигаты мелкие и замылены, мелкие детали отлиты немасштабно и очень грубо, в моём случае в блоках кормовых рулей и валов очень плохо были пролиты валы.Из доп. материалов использованы наборы универсального травления лееров и лестниц от North Star, латунные и стальные прутки разного диаметра, латунная трубка, а так же проволока различного диаметра. Палубное орудие 45 калибра 21-К от ЗИП комплект, отлито из пластика, но очень качественно.
Постройка и доработки:
Стройка была довольно сложной и проблемной. Данный набор крайне не рекомендуется начинающим моделистам! Переделана орудийная палуба из листового пластика, т.к отлитая, мягко говоря далеко не круглая. Надо было её сточить по толщине, но это я уже потом сообразил, к сожалению. Сточена толщина стенок рубки, добавлена крыша мостика, нижняя часть заполнена эпоксидным пластилином, чтобы иметь возможность её ровно фиксировать на палубе. нарезана и углублена расшивка на корпусе, нарезаны отсутствующие шпигаты. Сделаны подпорки из кусочков травления под уширение палубы вдоль рубки. На рубку добавлены поручни из проволоки. Палуба вставала очень проблемно, местами криво по высоте и с огромными щелями в нескольких местах, пришлось изрядно повозиться с "шпаклёвингом и напилингом". по корпусу добавлено немного мелочевки, антенна ГАС, рымы для аварийных тросов. Валы полностью переделаны из латунной трубки и стального прутка, добавлены крепления из латуни. Собирал конструкцию впервые на пайке, и вышло более-менее далеко не сразу. Полностью снуля сделаны мачты выдвижных устройств из латунной трубки, эпоксидной "холодной сварки", листовой меди и проволоки. Перископы выточены из булавок. По левому борту добавлена расшивка дверцы и лестница, сделана расшивка двери в носу рубки. Сделаны кожухи навигационных огней по бортам рубки, над мостиком и на корме. Антенна радиопеленгатора - самодельные кольца из тонкой проволоки. Спасательные круги - тоже кольца из проволоки. Расшивку палубы и иллюминаторы ходового мостика сделаны из штатных декалей. Они довольно хрупкие по качеству. При таком размере модели не видел большого смысла их прорезать. Добавлены подкильные тросовые пояса, предназначенные для аварийного подъема лодки. Тросовые антенны и тросовые ограждения сделаны из полиэфирной нити. Выглядят несколько толстовато, но отчасти это сделано намеренно, т.к. их массивные крепления и сами тросы выполняли фукцию отведения противолодочных сетей. Декаль звезды на рубке сделана скорее "по мотивам", т.к более мелких в универсальном наборе от "Бегемота" небыло. Номера на борта не наносил, т.к. на тот период не нашел подтверждений их наличия, что не удивительно, т.к. данная лодка осталась в строю последней. Окраска Ганза и Тамия, смывка пастельные мелки и масло. Эффекты тонирования - пудреницы Тамия. Есть некоторое количество косяков из-за проблем и промахов при сборке. На одном из фото даны сравнительные размеры Щ-303 и U-47 (Type VIIB) Подставка - временная!!! Я еще в стадии подбора оптимального варинта!
Историческое описание сделано по книге Мирослава Морозова и Константина Кулагина "Щуки - легенды советского подводного флота" Немного Вики и статьи из СМИ по обнаружению погибших лодок.
Конструктивная критика и обсуждение - как всегда приветствуется!
Как всегда, к шапошному разбору, вставлю свои три копейки. Лодка могла бы выглядеть лучше, если бы не "перестарение " в некоторых местах ( лучше пусть останется желание добавить тонировку, чем перестараться с грязнением). Описание доработок и добавленные фотографии прототипа, большой плюс для размещения модели в галерее.
Удачной покраски и тонировки в следующих моделях!
Коллеги, благодарю всех за внимание, похвалы и особенно за критику! Ваше мнение и замечания очень ценны для дальнейшего развития и понимания успехов и ошибок!
Однозначно понял, что с тонировкой перестарался, обязательно учту! Некоторая неаккуратность есть, сам знаю, но здесь и сам набор оказался почти на пределе моих умений, плюс несколько идей уже после допущенных косяков и покраски пришли в голову. Да и ещё поздно вспомнил опыт Александра Олеговича со склейкой на цапон-лаке.
В общем буду строить и страться совершенствоваться!
Всем поклон и успехов в творчестве!
С уважением, Павел.
Комментарии
На сайте с 07.10.2007
Удачной покраски и тонировки в следующих моделях!
54 года
На сайте с 27.06.2011
71 год
На сайте с 26.10.2009
Курс - Галерея!
С Уважением, Алексей.
На сайте с 24.07.2015
Однозначно понял, что с тонировкой перестарался, обязательно учту! Некоторая неаккуратность есть, сам знаю, но здесь и сам набор оказался почти на пределе моих умений, плюс несколько идей уже после допущенных косяков и покраски пришли в голову. Да и ещё поздно вспомнил опыт Александра Олеговича со склейкой на цапон-лаке.
В общем буду строить и страться совершенствоваться!
Всем поклон и успехов в творчестве!
С уважением, Павел.
56 лет
На сайте с 20.03.2014
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий