Регистрация Вход

Щ-303 на период 1943-1944 годов

Производитель:
Микро Мир (бывший AMP)
Дата размещения:
26 мая 2020 года, 14:00
Раздел галереи:
Корабли
Тип техники:
Военные
Тип двигателя:
Дизель-электроходы
Прочее:
Подводные лодки
Страна-производитель:
СССР–Россия
Масштаб модели:
1:350

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

Приветствую коллеги! После аккуратного намёка нашего уважаемого администратора Алексея Лежнёва, что я слишком много уделяю внимания Кригсмарине, я решил что стоит попробовать свои силы в постройке отечественного подплава, тем более что определенные навыки постройки уже получил (порядка 20 моделей в разных масштабах, хотя и с разным успехом). Представляю вам модель Щ-303 на период 1943-1944 годов, "счастливой Щуки" балтийского флота.

История корабля:

Щ-303 "Ёрш", заводской номер 201. Заложена 05.02.1930 на балтийском заводе №189 имени С. Орджоникидзе.Спущена на воду 6.11.1931.Принята в состав флота 15.11.1933.

Изначально лодки типа "Щ" проектировались как малые и предназначались для действий в морях с небольшими глубинами и прибрежной зоне. Однако позже лодки типа "Щ" были отнесены к средним лодкам, а нишу малых лодок заняли лодки типа "М".Маркировка серий советских лодок несколько отличалась от таковой во флотах других стран, номер серии присваивался по мере закладки того или иного типа. Так к серии I относились большие торпедные лодки типа "Д" ("Декабрист"), к серии II минзаги типа "Л" ("Ленинец"), серией III стал тип "Щ" ("Щука"), серией IV тип "П" ("Правда"), серия V тип "Щ" второго поколения, серия VI тип "М" ("Малютка") и т.д. Лодки типа "Щ" относились к следующим 6 сериям: Серия III, V, V-бис, V-бис-2, X и X-бис.Первая цифра в номере лодки указывала на принадлежность к флоту, в частности "3" указывала на Балтийский флот.
В серии III было построено 4 лодки с номерами с 301 по 304, из которых был сформирован 14 дивизион, первый из пяти балтийских дивизионов на 38-39 годы.

Первые лодки типа Щ имели немало конструктивных недостатков, но по мере их выявления многие из них устранялись в ходе средних и капитальных ремонтов. Одним из существенных недостатков была высокая шумность агрегатов, которая была доведена до приемлемого уровня только на поздних сериях. Тем не менее, в общем, конструкция лодок типа "Щ" оказалась вполне прочной и надёжной. До начала проектирования и постройки первых серий советских лодок большого опыта их строительства у России небыло. В основу конструкции легли как конструкторские разработки советских инженеров, так и данные полученные после подъема и восстановления английской L-55. Обводы конструции этой лодки особенно заметны в лодках типа "Л" и "Щ" серии III.  К 1943 году Щ-303 осталась последней действующей лодкой из своей серии. Щ-301 погибла на мине в 1941 году при переходе в Кронштадт, Щ-302 подорвалась на мине заграждения "Зееигель" около о. большой Тютерс (обнаружена в мае 2019), Щ-304 погибла в 1942 году на мине заграждения "Насхорн" (обнаружена в 2004 г.)

 К 1944 Щ-303 прошла капитальный и несколько средних ремонтов в ходе которых она получила другие винты и дополнительные наделки в носовой части булей для улучшения обтекаемости. изначально применённая кране неэффективная система откачки главного балласта помпами заменена на эффективную систему продувания балласта с использованием в качестве компрессоров дизелей, приводимых в действие элект­ромоторами, которая в последствии применялась на всех типах лодок. Установлены более современные радиосредства, 7,5 м перископ заменён на 9 м, откидные фальшборты орудийной площадки были заменены на площадку с трубчатым рейлингом, система беспузырной торпедной стрельбы, а позже лодка получила стабилизатор глубины без хода "Спрут". в 1944 установили английскую ГАС "Дракон - 129" (до этого, в 1940 году, практически все лодки получили станцию "Марс-12", обеспечивая вполне приличное обнаружение шумов противника на дистанции порядка 4 миль) и антенну встроенную в зенитный перископ.

В советско-финляндской войне Щ-303 (как и Щ-304) не учавствовала по причине нахождения на капитальном ремонте. Тогда же лодка поступила под командование капитана-лейтенанта И.В. Травкина. Начало Великой Отечественной войны лодка встретила проходя швартовые испытания в Кронштадте, но принять участие в операциях не смогла, по причине того, что экипаж не успел пройти подготовку и не была завершена замена аккумуляторной батареи.Но кампанию 1942 года лодка встретила в полной боеготовности и направилась в бой в первых рядах. Лодка совершила 5 боевых походов в период с июня 1942 по март 1945 года. Из подтвержденных поражений - немецкий транспорт "Альдебаран" (поврежден, но был отремонтирован), хотя, возможно, поврежденных судов было больше, т.к. данные некоторых стран до сих пор засекречены. При походах лодка многократно форсировала минные заграждения "Зееигель" и "Насхорн", многократно фиксируюя касания минрепов. Она стала одной из трех лодок успешно выходившей на боевые позиции в Балтийском море и одной из 8 вернувшися лодок 3-го эшелона, который изначально состоял из 16 кораблей. После второго похода лодка получила звание Гвардейской, экипаж неоднократно награждался орденами и медалями. В третьем походе лодка не смогла выйти на позиции в Балтийском море, т.к. противник усилил минные заграждения в том числе противолодочными сетями. В этом же походе имел место уникальный случай дезертирства с лодки. Старшина Галкин самовольно продул балласт и привлёк внимание находившихся неподалёку немецких кораблей. Команда и капитан оперативно отреагировали на предательство, погрузившись и бросив изменника на палубе. Лодка с почти разряженной батареей вынуждена была лечь на дно на глубине 76 метров и оставалась там на протяжении 70 часов 45 минут, израсходовав почти все запасы кислорода и регенерационных патронов, пока немцы её бомбили, израсходовав почти весь боезапас. Из 713 ч похода только 55 (менее 8%) были проведены в надводном поло­жении. За поход израсходовали 13 кис­лородных баллонов и 1250 патронов регенерации. Несмотря на то, что боль­шую часть похода лодка плавала или ле­жала на грунте на глубинах 70—80 м, корпус «старушки» существенных по­вреждений не получил — давлением оказались вдавлены комингсы, которые прорезали резину под крышками вход­ных люков. Из 5 лодок выходивших для форсирования минных полей в тот же период, Щ-303 была единственной вернувшейся.
После ремонта в 1945 году Щ-303 была переведена в состав учебных кораблей, в 1949 переименована в С-303. В 1954 году лодка исключена из состава ВМФ, а в 1961 году разделана на металл на Ленинградской базе "Главвторчермета".

Описание набора и доп.материалов:

Набор от украинской фирмы Микро Мир (ранее АМР) выглядит просто, хотя на деле - скорее примитивно. В комплекте небольшая плата травления и декали. Набор качеством ниже среднего, практически не пролита расшивка корпуса и палубы, шпигаты мелкие и замылены, мелкие детали отлиты немасштабно и очень грубо, в моём случае в блоках кормовых рулей и валов очень плохо были пролиты валы.Из доп. материалов использованы наборы универсального травления лееров и лестниц от North Star, латунные и стальные прутки разного диаметра, латунная трубка, а так же проволока различного диаметра. Палубное орудие 45 калибра 21-К от ЗИП комплект, отлито из пластика, но очень качественно.

Постройка и доработки: 

Стройка была довольно сложной и проблемной. Данный набор крайне не рекомендуется начинающим моделистам! 
Переделана орудийная палуба из листового пластика, т.к отлитая, мягко говоря далеко не круглая. Надо было её сточить по толщине, но это я уже потом сообразил, к сожалению. Сточена толщина стенок рубки, добавлена крыша мостика, нижняя часть заполнена эпоксидным пластилином, чтобы иметь возможность её ровно фиксировать на палубе. нарезана и углублена расшивка на корпусе, нарезаны отсутствующие шпигаты. Сделаны подпорки из кусочков травления под уширение палубы вдоль рубки. На рубку добавлены поручни из проволоки. Палуба вставала очень проблемно, местами криво по высоте и с огромными щелями в нескольких местах, пришлось изрядно повозиться с "шпаклёвингом и напилингом". по корпусу добавлено немного мелочевки, антенна ГАС, рымы для аварийных тросов. Валы полностью переделаны из латунной трубки и стального прутка, добавлены крепления из латуни. Собирал конструкцию впервые на пайке, и вышло более-менее далеко не сразу. Полностью снуля сделаны мачты выдвижных устройств из латунной трубки, эпоксидной "холодной сварки", листовой меди и проволоки. Перископы выточены из булавок. По левому борту добавлена расшивка дверцы и лестница, сделана расшивка двери в носу рубки. Сделаны кожухи навигационных огней по бортам рубки, над мостиком и на корме. Антенна радиопеленгатора - самодельные кольца из тонкой проволоки. Спасательные круги - тоже кольца из проволоки. Расшивку палубы и иллюминаторы ходового мостика сделаны из штатных декалей. Они довольно хрупкие по качеству. При таком размере модели не видел большого смысла их прорезать. Добавлены подкильные тросовые пояса, предназначенные для аварийного подъема лодки. Тросовые антенны и тросовые ограждения сделаны из полиэфирной нити. Выглядят несколько толстовато, но отчасти это сделано намеренно, т.к. их массивные крепления и сами тросы выполняли фукцию отведения противолодочных сетей. Декаль звезды на рубке сделана скорее "по мотивам", т.к более мелких в универсальном наборе от "Бегемота" небыло. Номера на борта не наносил, т.к. на тот период не нашел подтверждений их наличия, что не удивительно, т.к. данная лодка осталась в строю последней.
Окраска Ганза и Тамия, смывка пастельные мелки и масло. Эффекты тонирования - пудреницы Тамия. Есть некоторое количество косяков из-за проблем и промахов при сборке.
На одном из фото даны сравнительные размеры Щ-303 и U-47 (Type VIIB) Подставка - временная!!! Я еще в стадии подбора оптимального варинта!

Историческое описание сделано по книге Мирослава Морозова и Константина Кулагина "Щуки - легенды советского подводного флота" Немного Вики и статьи из СМИ по обнаружению погибших лодок.

Конструктивная критика и обсуждение - как всегда приветствуется!

Благодарю за внимание и всем приятного просмотра!



Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Оценка модели по параметрам:
Техника исполнения Качество окраски Матчасть
99.0999.1299.03
Средняя оценка: 99.0816 (все оценки)
Популярность модели: 86.04

Комментарии

Страницы: 1 2
Юрий Флоров (Келли)
Москва
61 год
На сайте с 19.10.2010
Юрий Флоров (Келли)
Для этой крохи - вполне не плохо! В плане критики: шпигаты "не очень", думаю так сильно их тонировать не стоило, если их так сильно не выделять, то и некоторая кривизна видна не будет. И вот что-то надо делать со шпигатами на палубе надстройки - в том смысле что их там совсем нет, и травления на эту Щуку нет тоже. Именно поэтому я 9 мая такую модель поковырял, да и убрал до "появления ясности".
Алексей Никитин (Алексей Никитин)
Санкт Петербург
46 лет
На сайте с 15.07.2012
Алексей Никитин (Алексей Никитин)
Неплохо... Неплохо...
Только вот обгадинг лишний..., это же ни танк в 35-том масштабе....
И подставочку, по хорошему, надо бы сменить на что-то более тонкое и изящное, что не бросается в глаза....
Павел (Фиолетовый Котенок)
42 года
На сайте с 24.07.2015
Благодарю за внимание, коллеги!
Цитата:
В плане критики: шпигаты "не очень", думаю так сильно их тонировать не стоило, если их так сильно не выделять, то и некоторая кривизна видна не будет. И вот что-то надо делать со шпигатами на палубе надстройки - в том смысле что их там совсем нет, и травления на эту Щуку нет тоже.

Юрий, травление только из комплекта к модели. А со шпигатами - да, это целая проблема, резать их "с нуля" по пластику. Использовал переточенною отвертку 0,7 мм, но всё равно получаются кривовато. На 1/144 решил проблему тем, что рассверливал чуть шире, а потом заполнял эпоксидным пластилином и отбивал по подходящему жалу отвёртки. Здесь такая технология не очень применима. Есть ещё технология с травленными вставками, но на 350 масштаб я такого не видел. Ну и ещё издержки макросьёмки, с расстояния смотрятся вполне приемлемо.


Цитата:
Только вот обгадинг лишний..., это же ни танк в 35-том масштабе....
И подставочку, по хорошему, надо бы сменить на что-то более тонкое и изящное, что не бросается в глаза....


Алексей, это не столько обгадинг, сколько тонирование, чтобы несколько компенсировать монотонность окраски и вылелить некоторые элементы. Старался не переборщить, но ваше замечание учту на будущее.
Про подставку - написал в описании - это времянка. У меня модели витринного хранения, по этому пока подбираю единый размер и стиль подставок. Как определюсь - закажу резку из прозрачного оргстекла. С видом шильдика вроде как определился.

Сергей Бусаргин (KUZMICH)
Нижний Новгород
60 лет
На сайте с 06.05.2013
Сергей Бусаргин (KUZMICH)
Интересная модель, учитывая её мелкость - респект за постройку!
Я не очень большой знаток матчасти, но немного пытаюсь вникать в тему. Вот есть такое фото, которое в некоторых источниках подписывается как 303-я в Кронштадте в 1943-45 годах. Если борта светло-серые, то палуба однозначно темнее, можно предположить черная. Да и носовая часть также окрашена в такой же темный цвет. Что кстати, довольно необычно, а по сему интересно. Может какой-то "камуфляж"?
Прикрепленные файлы:
Сергей Бусаргин (KUZMICH)
Нижний Новгород
60 лет
На сайте с 06.05.2013
Сергей Бусаргин (KUZMICH)
И ещё вопрос на тему матчасти. Вообще. Аварийные красно-белые буи в военный период имели место на наших п/л?
Павел (Фиолетовый Котенок)
42 года
На сайте с 24.07.2015
Цитата:
Вот есть такое фото, которое в некоторых источниках подписывается как 303-я в Кронштадте в 1943-45 годах. Если борта светло-серые, то палуба однозначно темнее, можно предположить черная. Да и носовая часть также окрашена в такой же темный цвет. Что кстати, довольно необычно, а по сему интересно. Может какой-то "камуфляж"?


Благодарю за внимание, Сергей!
Интересное фото, в ходе поисков не встречал, по этому с удовольствием утащу в коллецию. Предположу, что все же фото на конец войны, 44-45 год, период последнего похода или даже послевоенное время. В частности об этом говорят палубные лееры-ограничители, которые устанавливались на субмаринах уже под конец войны и послевоенные годы. По описанию, в период интенсивных боевых действий, больше заботились о технической части, покраска делалась максимально просто и быстро.
Про аврийные буи - тоже отличный вопрос! Чувствуется серьёзное намерение на изучение мат.части!
Есть данные, что буи в основном, красили в цвет корпуса, чтобы небыло демаскирующего фактора для авиации, а в ряде случаев, один из буёв убирали совсем, а его нишу заваривали. Так что в этом плане у моей работы тоже "собирательное допущение" для более эффектного восприятия маленькой по размерам модели.
Алексей Лежнев (ПиЛя) администратор
Город-Герой Москва,
66 лет
На сайте с 26.10.2009
Алексей Лежнев (ПиЛя)
....."Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!....... дальше цитировать не буду.....

Спасибо, что прислушались.
Модели у Вас получаются очень даже неплохие, так что я искренне рад за переключение Вашего творчества на Отечественный флот.

С Уважением, Алексей.
Михаил (Migel)
44 года
На сайте с 21.09.2011
Михаил  (Migel)
Цитата:
рад за переключение Вашего творчества на Отечественный флот.

А че сразу Отечественный, импортные тоже нормально строить (все, молчу...)
Павел, шикарная лодочка, смотрится отлично!!!
С Уважением, Михаил!
Алексей Лежнев (ПиЛя) администратор
Город-Герой Москва,
66 лет
На сайте с 26.10.2009
Алексей Лежнев (ПиЛя)
... лодки разные нужны, лодки разные важны......

Но отечественные как-то приятнее.

С Уважением, Алексей.
Sea Fighter
Возраст неизвестен
На сайте с 09.03.2017
Sea Fighter
Интересно получилось. Пару лет назад такую же сделал, качество Микромировского набора оставляет желать лучшего.
Andrej.Tatarinov
45 лет
На сайте с 20.10.2019
Andrej.Tatarinov
Да уж сильно оставляет я "Катюшу" от них не доделал.
Нервы кончились.
А лодка понравилась и вообще могли бы производители и в большем масштабе выпустить.
Владимир62 (oldpapik)
Москва
58 лет
На сайте с 17.02.2014
Понравилась работа. Даже потертости как-то в тему вышли (без излишества).
Павел (Фиолетовый Котенок)
42 года
На сайте с 24.07.2015
Алексей Лежнев (ПиЛя)
Цитата:

Модели у Вас получаются очень даже неплохие, так что я искренне рад за переключение Вашего творчества на Отечественный флот.
С Уважением, Алексей.

Алексей, благодарю за тёплые слова! Я наш подплав откладывал именно из-за проблемных наборов, опасался что мастерства не хватит на приличное исполнение. Сейчас понял, что вполне потяну, но до уровня мастера мне пока далековато, хотя я стараюсь и стремлюсь. Пока в планах снова пару "немцев", следующая лодка будет в 1/144, уж очень глаза от линз устали. Но обязательно буду теперь добавлять стройки с советским подплавом! Пока поработаю с наборами, но мечта о полном самоделе давно появилась. Сказки тоже в планах, есть работы, которые, чувствую, без помощи коллег будет сложно осилить.

Михаил (Migel)
Цитата:
Павел, шикарная лодочка, смотрится отлично!!!
С Уважением, Михаил!

Михаил, благодарю за внимание и оценку, рад что понравилась! Строил как мог серьёзно, но после, за несколько косяков самому обидно - недодумал, упустил.

Sea Fighter
Цитата:
Интересно получилось. Пару лет назад такую же сделал, качество Микромировского набора оставляет желать лучшего.

Коллега, благодарю за отзыв! Вашу работу и описание изучал с особым вниманием, как и работу Стаса (Das Boot). Ваши работы и заметки по набору и постройке, очень помогли мне в работе, и уже не в первый раз!

Andrej.Tatarinov
Цитата:
Да уж сильно оставляет я "Катюшу" от них не доделал.
Нервы кончились.

Благодарю за внимание, Андрей!
"Катюша" тоже лежит в закромах (если вы про лодку типа "К"), даже с набором травления. Но не в первый раз слышу, что сам набор, что травление - тяжёлый случай. Еще немного потренирую уровень мастерства и до неё доберусь. Это один из тех случаев, когда без "сказки" не обойтись. Те исполнения что я видел были очень не очень. Набор, судя по всему, будет весьма сложным.


Владимир62 (oldpapik)
Цитата:
Понравилась работа. Даже потертости как-то в тему вышли (без излишества).

Благодарю за внимание, Владимир!
Но по потертостям, всёже соглашусь с замечанием Алексея Никитина, слишком интенсивно вышли, не везде,но местами, надо бы полегче тонировку делать.
Павел (Фиолетовый Котенок)
42 года
На сайте с 24.07.2015
Юрий Флоров (Келли)
Цитата:
И вот что-то надо делать со шпигатами на палубе надстройки - в том смысле что их там совсем нет

Юрий, прошу прощения что сразу не написал, пять шпигатов в передней части надстройки, у Щ-303 явно присутствуют. Они изображены на реконструкционной схеме и вот фото, где они явно видны.
Прикрепленные файлы:
Павел (Фиолетовый Котенок)
42 года
На сайте с 24.07.2015
Реконстукция в цвете
Прикрепленные файлы:
Andrej.Tatarinov
45 лет
На сайте с 20.10.2019
Andrej.Tatarinov
Да Павел я как раз про крейсерскую лодку от "Микромира"
и писал не знаю как у других ребят, у меня проблема была в том что палуба категорически не ставилась. Нет я конечно ее притулил, но то что получилось не понравилось.
Александр Бурков (burkov153)
Барнаул
45 лет
На сайте с 19.02.2012
Александр Бурков (burkov153)
Понравилась лодка, мой голос за раздел Корабли .
Антон Хотеев (Anton1969)
Минск
50 лет
На сайте с 02.04.2015
Антон  Хотеев (Anton1969)
Работа безусловно галерейная, а сам набор (подозреваю) не самого лучшего качества был.... Тем более респект!
Игорь Шейнин (Игорь1960) администратор
Москва
59 лет
На сайте с 22.01.2011
Игорь Шейнин (Игорь1960)
Очень даже симпатично смотрится.
Павел Скоблов (Румын)
41 год
На сайте с 21.11.2018
Павел Скоблов (Румын)
Тезка поздравляю с завершением, получилась прекрасная модель из не очень простого исходника. Если будут переиздавать "Всем смертям на зло" то фото твоей модели украсит книгу однозначно. Кстати Галкин все таки получил свое, по окончанию войны разоблачен ну и в соответствии расстрелян. Фото рядом с семеркой в тему прямо, сразу видно и масштаб и трудность проделанной работы.
Страницы: 1 2
 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий



«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат