Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Конвой PQ-18 — арктический конвой времён Второй мировой войны. PQ-18 был отправлен в СССР 2 сентября 1942 года со стратегическими грузами и военной техникой из США, Канады и Великобритании. Прикрытие конвоя осуществлялось несколькими группами кораблей союзников.
17 сентября караван встретили корабли Военно-Морского Флота СССР и взяли его под охрану. Американский историк С. Морисон в книге «Битва за Атлантику» писал по этому поводу: «Несмотря на уход авианосца и других средств ПВО, действия германских самолетов не были такими дерзкими, как прежде. А русские эскадренные миноносцы («Гремящий», «Сокрушительный», «Куйбышев», «Урицкий» и «Карл Либкнехт»), присоединившиеся к конвою 17 и 18 сентября, еще более отбили у них охоту к атаке» 19. К этому следует добавить, что с 9 сентября советские авиационные части приступили к нанесению ударов по вражеским аэродромам.
Бывший командир отделения рулевых эсминца «Гремящий» В. И. Варшеев вспоминает, что уже следуя под охраной советского эскорта, караван не раз подвергался массированным атакам самолетов и подводных лодок противника.
На подходе к горлу Белого моря караван транспортов выстроился в кильватерную колонну. На траверзе мыса Канин Нос 18 сентября конвой атаковали подводные лодки, но их отогнали корабли охранения. Сильным огнем боевых кораблей и транспортов были встречены торпедоносцы и бомбардировщики противника. Многие из них повернули обратно. И все же атаки следовали одна за другой. Бой длился 2,5 часа. Во время одной из атак гибель парохода «Петровский» казалась неизбежной. Один из прорвавшихся сквозь заградительный огонь бомбардировщиков пикировал с небольшой высоты. Капитан Ф. В. Власов сумел уклониться, бомбы взорвались по корме, засыпав палубу судна осколками. Несколько минут спустя пароход атаковали четыре торпедоносца, но дружным огнем «Петровский» и соседнее судно заставили их сбиться с курса. Без потерь в этом бою не обошлось, погибло американское судно «Кентукки» .
19 сентября суда каравана прибыли на бар Северной Двины и бросили якоря у острова Мудьюг, но и здесь испытания не кончились. Ветер посвежел до 9 баллов, из-за невозможности принять лоцманов заходить в порт было нельзя. 20 сентября, когда ветер стал стихать, суда подверглись последней атаке вражеских бомбардировщиков. Поднявшиеся в воздух советские истребители сбили два из них21. Противник не оставил попыток уничтожить суда каравана и после того, как они зашли в порт. Нескольким самолетам удалось прорваться к городу, когда «Петровский» стоял уже в Архангельске у Мосеева острова. Враг начал бомбить жилые кварталы. Моряки-архангелогородцы с тревогой смотрели на горящий город. Там семьи, а помочь им нет возможности.
Мужественно держались в боях и экипажи других советских судов конвоя PQ-18. Особо следует рассказать о капитане парохода «Тбилиси» В. В. Неживом. Он вышел в рейс из Америки в Мурманск вторым штурманом, а пришел капитаном. Во время перехода судно попало в жестокий шторм. Пять спасательных шлюпок из шести были разбиты, трапы поломаны, палубный груз начал двигаться. Крепившие его матросы во главе со старшим штурманом Медвецким с трудом удерживались на ногах. Медвецкого сильно ударило волной, и его унесли в лазарет. Место старпома занял второй штурман Неживой. И когда во время атаки вражеских самолетов был тяжело ранен капитан Д. И. Сорока, В. В. Неживой взял командование судном на себя и благополучно привел его в порт, уклонившись от 6 торпед и отбив все атаки противника.
О стойкости моряков торгового флота говорит и такой эпизод. 5 июля 1942 г. на переходе из Архангельска в Исландию подорвался на мине пароход «Родина». Был сильный шторм. Одну из спущенных на воду шлюпок перекинуло через судно, две другие опрокинуло. Оставшиеся в живых моряки 35 минут держались в ледяной воде, ухватившись за обломки, пока не подошел английский тральщик. Он доставил спасенных в Рейкьявик. Из Исландии моряки возвращались в Архангельск на пароходе «Сталинград», следовавшем в конвое PQ-18. Как уже упоминалось, и это судно было торпедировано, людей спас пароход «Сухона», который тоже погиб. Членов экипажа «Родины» удалось спасти и на тот раз. После прибытия в Архангельск они вскоре вновь вышли в море.
Несмотря на то, что противнику удалось потопить 13 транспортов из состава конвоя PQ-18 (в том числе «Сталинград» и «Сухона»), английское командование оценило проводку этого конвоя как успешную. 27 транспортов доставило в Архангельск 150 тыс. тонн нужных фронту грузов, столько же, сколько было доставлено за всю военную навигацию 1941 г.
При отражении воздушных атак экипажи кораблей британского эскорта и транспортов уничтожили более 40 самолетов противника. По два самолета сбили «Комилес», «Петровский» и «Тбилиси». По 1 – 2 самолета были на счету эсминцев Северного флота. Около 20 немецких самолетов советская авиация уничтожила на аэродромах Норвегии. Успешно боролись с подводными лодками английские эскадренные миноносцы и самолеты с авианосца. Они потопили четыре немецких подводных лодки25. Тем не менее со ссылкой на потери в конвое PQ-18 и гибели трех судов в конвое QР-14 отправка конвоев до конца года вновь была прекращена.
Конвой PQ-18 стал последним под литером PQ. Затем, вплоть до конца войны, конвои из Англии на Север России стали именоваться «JW», а в обратном направлении (после конвоя QР-15) «RA». На их долю выпала хотя и не безоблачная, но все же более легкая, чем у конвоев PQ, боевая судьба. Гитлеровская Германия уже не смогла использовать против северного судоходства такую, как прежде, массу авиации.
Стройка очень подробно освещалась тут: https://karopka.ru/forum/forum190/topic25280/ Хочу поблагодарить всех друзей за помощь в постройке, а также тех, кто проявил интерес..Приятного просмотра!
Цитата: А чего палку под ПЛ не сделать было из прозрачного пластика ?
"Палка" в данном случае - швейная игла 0,5мм. Такой же штырек из прозрачного пластика возможно и был бы менее заметен (я думаю ненамного), но держал бы совсем хлипко....
Для необходимой устойчивости нужно не менее 3-4 мм. К тому же прозрачный пластик бликует... Я пробовал делать держатель из того же оргстекла, - мне не понравилось...
Великолепно! Превосходно! Сногсшибательно! Умопомрачительно! Невероятно!
Но. Факт.
Я это вижу!
Антон! Мои поздравления с завершением работы!
Она удалась на славу.
Динамика. Трагизм. Настроение.
Как это можно передать в 350-м масштабе?!!
Этож, задумать, подобрать и исполнить надобно!
Талантище, ей богу, Талантище!
(Извини, за запоздалый отзыв. Обстоятельства.)
Цитата: Великолепно! Превосходно! Сногсшибательно! Умопомрачительно! Невероятно!
Но. Факт.
Я это вижу!
Антон! Мои поздравления с завершением работы!
Она удалась на славу.
Динамика. Трагизм. Настроение.
Как это можно передать в 350-м масштабе?!!
Этож, задумать, подобрать и исполнить надобно!
Талантище, ей богу, Талантище!
(Извини, за запоздалый отзыв. Обстоятельства.)
Цитата: Который раз возвращаюсь к просмотру данного чудесного творения рук человеческих - не отпускает.
Ещё раз говорю - обалденно!
С Уважением, Алексей. Цитата: Полное восхищение!!!
Спасибо, коллеги! Приятно, что работа так позитивно принята сообществом...
Антон Привет,
Это просто фантастика, как ты смог так сделать!
Шедеврально !!!
Очень долго рассматривал ...это реально высший пилотаж !!!
От всей души поздравляю!!!
ps
извини,раньше не смог просмотреть твою работу
Комментарии
54 года
На сайте с 02.04.2015
А чего палку под ПЛ не сделать было из прозрачного пластика ?
"Палка" в данном случае - швейная игла 0,5мм. Такой же штырек из прозрачного пластика возможно и был бы менее заметен (я думаю ненамного), но держал бы совсем хлипко....
Для необходимой устойчивости нужно не менее 3-4 мм. К тому же прозрачный пластик бликует... Я пробовал делать держатель из того же оргстекла, - мне не понравилось...
На сайте с 26.09.2015
54 года
На сайте с 02.04.2015
Браво!
Цитата:
Да уж! Такое нужно в музей обязательно! Это ШЕДЕВР! С Уважением, Андрей.
Михаил, Андрей, спасибо за отзывы
На сайте с 13.09.2010
Но. Факт.
Я это вижу!
Антон! Мои поздравления с завершением работы!
Она удалась на славу.
Динамика. Трагизм. Настроение.
Как это можно передать в 350-м масштабе?!!
Этож, задумать, подобрать и исполнить надобно!
Талантище, ей богу, Талантище!
(Извини, за запоздалый отзыв. Обстоятельства.)
54 года
На сайте с 02.04.2015
Великолепно! Превосходно! Сногсшибательно! Умопомрачительно! Невероятно!
Но. Факт.
Я это вижу!
Антон! Мои поздравления с завершением работы!
Она удалась на славу.
Динамика. Трагизм. Настроение.
Как это можно передать в 350-м масштабе?!!
Этож, задумать, подобрать и исполнить надобно!
Талантище, ей богу, Талантище!
(Извини, за запоздалый отзыв. Обстоятельства.)
Спасибо. Самому не верится,что закончил....:)
41 год
На сайте с 10.06.2019
54 года
На сайте с 02.04.2015
Очень нравится. Мастерски сделано, браво
Спасибо!
71 год
На сайте с 26.10.2009
Ещё раз говорю - обалденно!
С Уважением, Алексей.
На сайте с 26.01.2013
54 года
На сайте с 02.04.2015
Который раз возвращаюсь к просмотру данного чудесного творения рук человеческих - не отпускает.
Ещё раз говорю - обалденно!
С Уважением, Алексей.
Цитата:
Полное восхищение!!!
Спасибо, коллеги! Приятно, что работа так позитивно принята сообществом...
58 лет
На сайте с 28.10.2011
Это просто фантастика, как ты смог так сделать!
Шедеврально !!!
Очень долго рассматривал ...это реально высший пилотаж !!!
От всей души поздравляю!!!
ps
извини,раньше не смог просмотреть твою работу
54 года
На сайте с 02.04.2015
На сайте с 05.02.2020
На сайте с 26.12.2018
54 года
На сайте с 02.04.2015
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий