СЕВЕРОМОРЦЫ, Конвой PQ-18 (1942 г.)




































|
Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели |
Конвой PQ-18 — арктический конвой времён Второй мировой войны. PQ-18 был отправлен в СССР 2 сентября 1942 года со стратегическими грузами и военной техникой из США, Канады и Великобритании. Прикрытие конвоя осуществлялось несколькими группами кораблей союзников.
17 сентября караван встретили корабли Военно-Морского Флота СССР и взяли его под охрану. Американский историк С. Морисон в книге «Битва за Атлантику» писал по этому поводу: «Несмотря на уход авианосца и других средств ПВО, действия германских самолетов не были такими дерзкими, как прежде. А русские эскадренные миноносцы («Гремящий», «Сокрушительный», «Куйбышев», «Урицкий» и «Карл Либкнехт»), присоединившиеся к конвою 17 и 18 сентября, еще более отбили у них охоту к атаке» 19. К этому следует добавить, что с 9 сентября советские авиационные части приступили к нанесению ударов по вражеским аэродромам. Бывший командир отделения рулевых эсминца «Гремящий» В. И. Варшеев вспоминает, что уже следуя под охраной советского эскорта, караван не раз подвергался массированным атакам самолетов и подводных лодок противника. На подходе к горлу Белого моря караван транспортов выстроился в кильватерную колонну. На траверзе мыса Канин Нос 18 сентября конвой атаковали подводные лодки, но их отогнали корабли охранения. Сильным огнем боевых кораблей и транспортов были встречены торпедоносцы и бомбардировщики противника. Многие из них повернули обратно. И все же атаки следовали одна за другой. Бой длился 2,5 часа. Во время одной из атак гибель парохода «Петровский» казалась неизбежной. Один из прорвавшихся сквозь заградительный огонь бомбардировщиков пикировал с небольшой высоты. Капитан Ф. В. Власов сумел уклониться, бомбы взорвались по корме, засыпав палубу судна осколками. Несколько минут спустя пароход атаковали четыре торпедоносца, но дружным огнем «Петровский» и соседнее судно заставили их сбиться с курса. Без потерь в этом бою не обошлось, погибло американское судно «Кентукки» . 19 сентября суда каравана прибыли на бар Северной Двины и бросили якоря у острова Мудьюг, но и здесь испытания не кончились. Ветер посвежел до 9 баллов, из-за невозможности принять лоцманов заходить в порт было нельзя. 20 сентября, когда ветер стал стихать, суда подверглись последней атаке вражеских бомбардировщиков. Поднявшиеся в воздух советские истребители сбили два из них21. Противник не оставил попыток уничтожить суда каравана и после того, как они зашли в порт. Нескольким самолетам удалось прорваться к городу, когда «Петровский» стоял уже в Архангельске у Мосеева острова. Враг начал бомбить жилые кварталы. Моряки-архангелогородцы с тревогой смотрели на горящий город. Там семьи, а помочь им нет возможности. Мужественно держались в боях и экипажи других советских судов конвоя PQ-18. Особо следует рассказать о капитане парохода «Тбилиси» В. В. Неживом. Он вышел в рейс из Америки в Мурманск вторым штурманом, а пришел капитаном. Во время перехода судно попало в жестокий шторм. Пять спасательных шлюпок из шести были разбиты, трапы поломаны, палубный груз начал двигаться. Крепившие его матросы во главе со старшим штурманом Медвецким с трудом удерживались на ногах. Медвецкого сильно ударило волной, и его унесли в лазарет. Место старпома занял второй штурман Неживой. И когда во время атаки вражеских самолетов был тяжело ранен капитан Д. И. Сорока, В. В. Неживой взял командование судном на себя и благополучно привел его в порт, уклонившись от 6 торпед и отбив все атаки противника. О стойкости моряков торгового флота говорит и такой эпизод. 5 июля 1942 г. на переходе из Архангельска в Исландию подорвался на мине пароход «Родина». Был сильный шторм. Одну из спущенных на воду шлюпок перекинуло через судно, две другие опрокинуло. Оставшиеся в живых моряки 35 минут держались в ледяной воде, ухватившись за обломки, пока не подошел английский тральщик. Он доставил спасенных в Рейкьявик. Из Исландии моряки возвращались в Архангельск на пароходе «Сталинград», следовавшем в конвое PQ-18. Как уже упоминалось, и это судно было торпедировано, людей спас пароход «Сухона», который тоже погиб. Членов экипажа «Родины» удалось спасти и на тот раз. После прибытия в Архангельск они вскоре вновь вышли в море. Несмотря на то, что противнику удалось потопить 13 транспортов из состава конвоя PQ-18 (в том числе «Сталинград» и «Сухона»), английское командование оценило проводку этого конвоя как успешную. 27 транспортов доставило в Архангельск 150 тыс. тонн нужных фронту грузов, столько же, сколько было доставлено за всю военную навигацию 1941 г. При отражении воздушных атак экипажи кораблей британского эскорта и транспортов уничтожили более 40 самолетов противника. По два самолета сбили «Комилес», «Петровский» и «Тбилиси». По 1 – 2 самолета были на счету эсминцев Северного флота. Около 20 немецких самолетов советская авиация уничтожила на аэродромах Норвегии. Успешно боролись с подводными лодками английские эскадренные миноносцы и самолеты с авианосца. Они потопили четыре немецких подводных лодки25. Тем не менее со ссылкой на потери в конвое PQ-18 и гибели трех судов в конвое QР-14 отправка конвоев до конца года вновь была прекращена. Конвой PQ-18 стал последним под литером PQ. Затем, вплоть до конца войны, конвои из Англии на Север России стали именоваться «JW», а в обратном направлении (после конвоя QР-15) «RA». На их долю выпала хотя и не безоблачная, но все же более легкая, чем у конвоев PQ, боевая судьба. Гитлеровская Германия уже не смогла использовать против северного судоходства такую, как прежде, массу авиации. Хочу поблагодарить всех друзей за помощь в постройке, а также тех, кто проявил интерес..Приятного просмотра! |
|
|
Твитнуть
Поделиться
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
|
|
Оценка модели по параметрам:
|
||||||
| Средняя оценка: 98.9984 (все оценки) | ||||||
| Популярность модели: 79.23 |

- Логин
- Д.Р.
- Город
- На сайте с
- 2 апреля 2015 года
- Его сообщения на форуме
- Его комментарии к моделям
- Подписка на обновления
Друзья (48):
Группы (6):

Не показывать чат








































Комментарии
48 лет
На сайте с 22.01.2013
47 лет
На сайте с 26.11.2011
55 лет
На сайте с 02.04.2015
Грандиозная работа!
Цитата:
Шедевр! Словами не передать те эмоции, которые я испытал во время и после просмотра! Работа должна стоять в музее!
Сергей, Максим, спасибо...
На сайте с 16.09.2013
Шедевр! Словами не передать те эмоции, которые я испытал во время и после просмотра! Работа должна стоять в музее!
Согласен полностью!!!
Думаю, что диорама эта должна стоять в доме-музее Художника-Мастера-Моделиста Антона Хотеева.... и желательно, чтобы ещё при жизни автора.... :))))))
А если серьёзно, то как тут можно обсуждать произведение искусства?..... Да никак.... просто смотреть и получать удовольствие!!!
Антон прими и мои скромные, но искренные поздравления!!!!!
Просто кадр из классного стерео-кинофильма!!!
Динамика выше всех похвал!!!
55 лет
На сайте с 02.04.2015
Цитата:Шедевр! Словами не передать те эмоции, которые я испытал во время и после просмотра! Работа должна стоять в музее!
Согласен полностью!!!
Думаю, что диорама эта должна стоять в доме-музее Художника-Мастера-Моделиста Антона Хотеева.... и желательно, чтобы ещё при жизни автора.... :))))))
А если серьёзно, то как тут можно обсуждать произведение искусства?..... Да никак.... просто смотреть и получать удовольствие!!!
Антон прими и мои скромные, но искренные поздравления!!!!!
Просто кадр из классного стерео-кинофильма!!!
Динамика выше всех похвал!!!
Спасибо, Серег.
Засмущал.....Тебя послушать. - так нужно уже начинать собирать деньги на памятник (при жизни).....:):):)
На сайте с 16.09.2013
Цитата:Цитата:Шедевр! Словами не передать те эмоции, которые я испытал во время и после просмотра! Работа должна стоять в музее!
Согласен полностью!!!
Думаю, что диорама эта должна стоять в доме-музее Художника-Мастера-Моделиста Антона Хотеева.... и желательно, чтобы ещё при жизни автора.... :))))))
А если серьёзно, то как тут можно обсуждать произведение искусства?..... Да никак.... просто смотреть и получать удовольствие!!!
Антон прими и мои скромные, но искренные поздравления!!!!!
Просто кадр из классного стерео-кинофильма!!!
Динамика выше всех похвал!!!
Спасибо, Серег.
Засмущал.....Тебя послушать. - так нужно уже начинать собирать деньги на памятник (при жизни).....:):):)
А вот это уже не твоё дело, это пущай поклонники твоего творчества собирають..... :)))))
А ты лучше продолжай нас радовать новыми своими шедеврами!!!!! :))))))
48 лет
На сайте с 05.04.2015
56 лет
На сайте с 23.04.2013
Цитата:Все здорово! Но взрыва не хватает классного, как на фото.
Благодарю. Была идея разместить взрыв, я даже изготовил его, но после решил отказаться от этой мысли , в связи с нехваткой свободного места, - модели расположены очень компактно...
Не обратил внимание на последнее фото с задником. И взрыв там есть, и глубина. С таким задником стало круто совсем! Супер!
49 лет
На сайте с 29.01.2010
55 лет
На сайте с 02.04.2015
Класс!
Спасибо, Евгений!
55 лет
На сайте с 02.04.2015
Не обратил внимание на последнее фото с задником. И взрыв там есть, и глубина. С таким задником стало круто совсем! Супер!
Задник напечатан специально для настенного размещения.
46 лет
На сайте с 14.06.2012
55 лет
На сайте с 30.08.2011
В не совсем далеком 1991 году выдался выходной и я выбрался в Архангельск...попал на день Северных конвоев...от союзников пришел фрегат типа "Шеффилд"(стоял на рейде перед МРвокзалом)...натовские мореманы шарахались от фотоаппаратов(КГБ везде!!!)...пытались пообщаться с иностранными ветеранами...особенно поразил норвежец - участвовал в 3х конвоях!!! а родина оккупирована...выцыганил значок о событии(для брата-фалериста)...вырвался из рук кгбэшника(обозвал тыловой крысой, как под землей дежурить, так мы.а от дедов отпугивать так они) - до конца Союза оставалось 1,5 месяца.....
СПАСИБО за работу!!!!
55 лет
На сайте с 02.04.2015
54 года
На сайте с 04.08.2010
Я конечно знал,что он мастер своего дела,но что бы такой проэкт и в такие сроки,да еще в таком исполнении,это надо иметь,как минимум золотые руки.
Да такие диорамы надо в музеях показывать,причем мировых.
55 лет
На сайте с 02.04.2015
Я немного опоздал,но это просто щедевр,внимательно следил за стройкой,Антон просто молодец.
Я конечно знал,что он мастер своего дела,но что бы такой проэкт и в такие сроки,да еще в таком исполнении,это надо иметь,как минимум золотые руки.
Да такие диорамы надо в музеях показывать,причем мировых.
Спасибо, Володя. До музеев не дорос пока:).....
46 лет
На сайте с 01.01.2015
55 лет
На сайте с 02.04.2015
59 лет
На сайте с 03.02.2020
На сайте с 10.02.2018
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий