Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Здравствуйте! Представляю на Ваш суд 3 версию потаенного судна на этом сайте, масштаб 1:25 изготовлено из ясеня+ латунь, медь, нитки
Потаенное судно Ефима Никонова 1720-1727г.г. В 1718 году Ефим Прокопьевич Никонов, плотник родом из подмосковного села Покровское, подал челобитную царю: "...сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец...". Этот любопытный документ сохранился в архиве, но государь на него ответа не дал. Тогда неграмотный изобретатель-самоучка в 1719 году продиктовал писцу новое прошение на имя царя-батюшки, в котором, жалуясь на притеснения и обиды «людей чиновних, дьяков и старост», вновь заявил, что может построить судно, способное идти в воде «потаенно и подбити под военный корабль под самое дно». Получив второе письмо, Петр I приказал направить Никонова в Санкт- Петербург. Царь лично беседовал с изобретателем, после чего приказал ему, «таясь от чужого глазу», построить сначала действующую модель подводного судна: «не в такую меру, которым бы в море подойтить под корабль, но ради показания и в реке испытания», а в Адмиралтейств-коллегии произвести Никонова в «мастера потаенных судов». 31 января 1720 г. в соответствии с распоряжением царя, Адмиралтейств-коллегия приняла решение: «Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина и велеть образцовое судно делать, а что к тому надобно лесов и мастеровых людей по требованию оного крестьянина Никонова отправлять из упомянутой конторы». Модель строили на площадке Обер-Сарваерской верфи в Санкт-Петербурге. Работы начались в феврале 1720 г. Спустя 13 месяцев, в марте 1721 г., модель была готова. Ее испытания состоялись летом того же года, в присутствии царя Петра. Хотя они прошли далеко не удовлетворительно, Никонову было велено начать строительство «потаенного огненного судна большого корпуса» на стапеле Галерного двора (верфи) в Санкт- Петербурге. В августе 1721 г. в Петербурге на Галерном дворе тайно, без лишней огласки была заложена первая отечественная подводная лодка. С большой неопределенностью, т.к. ни описаний, ни чертежей по этому судну не сохранилось (вряд ли они вообще существовали), можно предположить, что подводная лодка Никонова была бочкообразной формы. Основанием к тому может служить участие бочаров в сборке судна, а также требование об отпуске "пятнадцати полос железных шириной в два дюйма две четверти", вероятно, для изготовления обручей, стягивавших деревянный корпус судна. Ее носовая часть повторяла архитектуру надводного корабля, а кормовая оснащалась рулем. Рубка на верхней палубе имела герметичные смотровые стекла. В качестве движителя использовались весла, экипаж состоял из четырех человек. Для испытаний было отпущено 50 свечей, что соответствует времени нахождения под водой порядка 10-12 часов. Сначала Никонов предполагал вооружить лодку орудиями, но затем решил установить шлюзовую камеру, через которую при нахождении корабля в подводном положении мог выходить водолаз, одетый в скафандр (разработанный самим изобретателем), и с помощью инструментов разрушать днище вражеского корабля. "А для хода в воде под корабли надлежит сделать на каждого человека из кож по два камзола с штанами, да на голову по обшитому или обивному кожею деревянному бочонку, на котором сделать против глаз окошки и убить свинцом скважинами и с лошадиными волосами, и сверх того привязано будет для груза к спине по пропорции свинец или песок, и когда оное исправлено будет, то для действия к провертке и зажиганию кораблей сделать надобно инструменты особые, которым подает роспись". Позднее Никонов довооружил лодку «огненными медными трубами», поэтому для Никонова потребовано было "В Главную артиллерию послатьпромеморию и требовать, дабы к потаенному судну десять труб медных повелено было порохом начинить и селитрою вымазать от той артиллерии". В итоге подводная лодка именовалась «огненным судном» потому, что ее вооружение состояло из нескольких «зажигательных труб», т.е. устройств, похожих по принципу действия на огнемет разового действия (типа пресловутого «греческого огня»). Видимо, такую трубу (или несколько труб) предполагалось установить вдоль палубы субмарины и снабдить механизмом для подъема под углом возвышения к горизонту. Лодка скрытно подойдет к вражескому кораблю, выдвинет конец трубы на поверхность воды и подожжет его «огненным составом». К осени 1724 г. «потаенное судно» было построено. Его испытания, проведенные в присутствии царя Петра, закончились неудачно. Оно камнем пошло на дно, ударилось о грунт и проломило днище («…при спуске у того судна повредилось дно, и затем не действовало и вынято на берег...»). Петр велел изобретателю исправить повреждение и укрепить корпус судна, а также объявил, чтобы Никонову «никто конфуза в вину не ставил». Никонов исправил повреждения, однако 25 января 1725 г. царь-новатор умер. Изобретатель лишился своего покровителя. Все же, несмотря на различные препятствия, он довел ремонт до конца. Весной 1725 года лодка вторично была спущена на воду. Но в ее корпусе опять обнаружилась течь, и ее снова вытащили на берег. Любопытно, что в ответ на запрос Адмиралтейств-коллегий о возможности испытаний «потаенного судна» после нового ремонта, Никонов прямо заявил, что действовать так, как он сам обещал царю- батюшке, судно не сможет, ибо «оное сделано только для пробы, как дух переводить». Последние испытания подводной лодки Никонова состоялись в 1727 г. Они тоже не дали положительных результатов и дать не могли. Известный историк отечественного подводного флота Г.М. Трусов (1889-1960) вполне обоснованно отметил в этой связи: «Судно было слишком примитивным для плавания под водой, а тем более для того, чтобы поражать корабли противника огневыми средствами». Разочарованное подобным исходом дела, морское начальство приказало поместить «потаенное судно» в амбар под замок, подальше от «чужого глазу». Там оно хранилось многие годы, пока постепенно не сгнило. Изобретателя же в январе 1728 г. разжаловали из мастеров в рядового плотника и отправили на Астраханскую верфь. Его вполне справедливо обвинили в следующем: «По подаче того своего прошения через десять лет не токмо такого судна, ниже модели к тому делу действительно сделать не мог, которое хотя и строил из адмиралтейских припасов и адмиралтейскими служителями и на строение тех судов употреблена из адмиралтейских доходов не малая сумма, но оная по пробам явилась весьма не действительна. Судно пробованожь трижды и в воду опускивано, но только не действовало за повреждением и течкою воды». Тактико-технические данные проекта: Длина, м. ---------------------------------------------------------- около 6,4 Ширина, м. ------------------------------------------------------- около 2,15 Высота корпуса (без рубки), м. ---------------------------- 2,15 Архитектурно-конструктивный тип ----------------------- однокорпусная Глубина погружения, м. -------------------------------------- 4-5 Материал корпуса (толщина, мм) ------------------------ дерево, обшитое кожей (50,8) Экипаж, чел. ----------------------------------------------------- 4Вид движителя -------------------------------------------------------------------- весла Вооружение ------------------------------- зажигательные трубы и вооружение водолаза Средства наблюдения --------------------------------------- иллюминаторы в рубке
Да классный получился пра- прадедушка современных субмарин. Но мне кажется в реальности он все-таки должен был быть основательно проконопачен смолой и от того быть абсолютно черным, а тут свежее чистое дерево.
Но все равно Галерея!
P.S. Еще бы добавить на борт парочку перечеркнутых шведских львов ну типа в Альтернативной истории субмарина все же открыла свой счет.
Цитата: Владимир спасибо! Покрывать не стал пока ...но вот все таки думаю может маслом???? а готовность только сегодня доделал)))...
Да, покрывать нужно, именно маслом. Желательно более темным, - тунговым. Модель хорошо вышла! Модели этого судна у нас есть в галерее, посмотрите!
От меня, белый шар.
Растлин ( извините имени не знаю) спасибо! я и написал в начале что это 3 версия этой модели)) Влад тоже не плохо сделал. Маслом скорее всего покрывать все таки буду
Ух какая моделька...Я когда искал по ней, то не видел ее)) А маслом буду крыть...это точно уже)) спасибо вам за советы..модель то первая с нуля вот и есть огрехи, но конструктивную критику я приветствую))) без нее как же узнаешь где есть косяки)) СПАСИБО!!
Комментарии
53 года
На сайте с 04.08.2010
От меня белый шар,галерея однозначно.
55 лет
На сайте с 09.02.2015
44 года
На сайте с 14.03.2011
Но все равно Галерея!
P.S. Еще бы добавить на борт парочку перечеркнутых шведских львов ну типа в Альтернативной истории субмарина все же открыла свой счет.
55 лет
На сайте с 27.08.2014
Владимир спасибо! Покрывать не стал пока ...но вот все таки думаю может маслом???? а готовность только сегодня доделал)))...
Да, покрывать нужно, именно маслом. Желательно более темным, - тунговым. Модель хорошо вышла! Модели этого судна у нас есть в галерее, посмотрите!
От меня, белый шар.
55 лет
На сайте с 09.02.2015
53 года
На сайте с 04.08.2010
...но вот все таки думаю может маслом????
Я думаю,не помешало бы сразу заметите разницу.
55 лет
На сайте с 09.02.2015
На сайте с 09.02.2012
55 лет
На сайте с 09.02.2015
59 лет
На сайте с 18.07.2010
На сайте с 07.10.2007
28 лет
На сайте с 22.03.2014
Отличная работа.
62 года
На сайте с 17.02.2014
43 года
На сайте с 16.10.2012
41 год
На сайте с 25.03.2012
На сайте с 17.10.2010
Респект
45 лет
На сайте с 14.04.2014
57 лет
На сайте с 21.10.2011
На сайте с 09.03.2008
41 год
На сайте с 01.02.2013
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий