Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Аист из страны банков, сыра и перочинных ножей или
...солнечный привет из далекого детства :)
Модель получила Диплом «За высокое качество и объем работы» на Сибирском слете "Кузница Победы" в Новокузнецке в сентябре 2015 год
_________________________________________________________________
В детские годы моделизм для меня ассоциировался в основном с постройкой моделей самолётов. Думаю это характерно для всех, кто увлёкся этим хобби в далекие советские времена. Созерцание литников с деталями фюзеляжа и крыльев, как машина времени мысленно уносит меня в 80-е годы прошлого столетия - благословенные времена моего детства, когда деревья были большими, родители были молодыми, дети со всего двора играли в одной песочнице, а для просмотра мультфильмов нужно было заранее изучать программу телепередач на неделю вперед. Для моего личного моделизма это было золотое время склеивания моделей самолетиков из Детского мира клеем Феникс (ибо клей в прозрачной пластиковой тубе с маленьким носиком был почти всегда высохший) и экспериментов в окраске маминым лаком для ногтей, карандашами или гуашью. Когда в конце 1990х годов я плотно подсел на 35ый масштаб, эти воспоминания вновь и вновь приводили меня к авиации. Я то строил простенькие самолёты в 72ом, то мечтал о супердеталированных реактивах в 48ом, но окунуться в авиацию всерьез очень мешал масштабный барьер. Выбрав 35ый как основной, я старался работать только в его рамках, а самолетов в этом масштабе не выпускалось. Но вот, в 2007 году китайская фирма Tristar сделала сенсационное заявление – они анонсировали Fi-156 Storch именно в 35ом масштабе! Помню, что я был в диком восторге от этой новости. Шума и ожиданий на модельных форумах было много. Казалось, что диорамы со Шторьхами и грозными немецкими панцерами в антураже Африки, СССР или Франции во всевозможных видах и ракурсах сейчас польются как из рога изобилия, а производители кинутся выпускать авиацию в 35ом… Естественно, я озадачился приобретением этой модели, поэтому довольно скоро она уже лежала на моем рабочем столе. Строить начал почти сразу, подразумевая, что использую изкоробочные декали для классического немецкого окраса начального периода войны. Однако вскоре такой вариант показался мне скучным, стал рыть сайты и книги в поисках подходящего интересного прототипа. Безрезультатные поиски привели к тому, что модель попала в долгий ящик на несколько лет, пока на глаза не попался весьма пёстрый прототип с привязкой к ВВС Швейцарии и я подумал, что это именно то, что реанимирует данный проект!
________________________________________________________________
ПРОТОТИП
Вообще, при подборе прототипа для модели Fi-156, проблем с поиском интересного фото практически не существует. Шторьхи использовались целым рядом стран на протяжении нескольких десятилетий, причем как в военных, так и в мирных целях. Среди пользователей этой необычной машины (и её послевоенных производных) кроме собственно Германии были: Венгрия, Италия, Болгария, Хорватия, Япония, Финляндия, Испания, Румыния, Югославия, Словакия, Швейцария, Швеция, Чехословакия, Бельгия, Греция, Франция, Голландия, Норвегия, Польша, СССР, США, Великобритания, Вьетнам, Лаос, Алжир. Внушительный список, согласитесь! Однако моей проблемой стало то, что Шторьх от Тристара выполнен в ранней модификации, самое заметное отличие которой – отсутствие оборонительного пулемета в тыльной части кабины и соответственно, гладкое её остекление. Машин в такой вариации было выпушено не так много, поэтому с интересным прототипом оказалось немного сложнее.
К счастью, я наткнулся на фото ранней машины в окраске ВВС Швейцарии. Именно она и стала прототипом для моего долгостроя. Кстати, это был первый Швейцарский Шторьх, который был закуплен в 1939 году. Из Беттенхаузена в Сен-Галлен самолет прибыл 23 сентября. Его приобрела фирма Ostschweiz Aero Gesellschaft из Альтенхайна и использовала в качестве воздушного такси и прогулочной машины. Самолет получил броскую желто-красную окраску и регистрацию HB-ARU. В июне 1943 года машину мобилизовали в ВВС Швейцарии и сменили регистрационный номер на А-99. В 1944 году машина получила «окраску нейтралитета». Нос был перекрашен в белый, а на крыльях и фюзеляже появились белые полосы, напоминавшие полосы вторжения на авиации союзников. Это было сделано для того, чтобы избежать случайных атак со стороны истребителей США и Великобритании, которые уже господствовали в небе Западной Европы. Машина благополучно пережила войну и была возвращена прежнему владельцу 14 июня 1945 года, попутно вернули и прежний номер HB-ARU.
Кроме А-99 в ВВС Швейцарии было еще четыре Шторьха, которые носили номера А-96, 97, 98 и А-100. Машины А-97 и А-98 изначально принадлежали Люфтваффе и несли маркировку CN+EL и TI+VR. Они приземлились в Швейцарском Замадене 19 марта 1943 года из-за ошибки в навигации, когда летели из Германии в Италию. Самолеты везли секретные документы для командования одной из немецких истребительных эскадрилий. Машины оснастили колесно-лыжным шасси и включили в состав ВВС Швейцарии. Машина А-100 (изначально RN+VJ) была интернирована 8 мая 1945 года, когда совершила посадку в Швейцарском местечке Шур.
СБОРКА
Честно говоря, я уже и не помню когда началась постройка этого Шторьха. Первые фотографии сборочного процесса датируются октябрем 2008 года. Собственно, постройка была в основном изкоробочной с минимальными доработками. Некоторое время надеялся на выход афтермаркета к этой модели, но все хваленые Вояджеры-Аберы спасовали. Пришлось подбирать фототравленые привязные ремни из ассортимента 32го масштаба. ПВД была набрана из латунных трубок фирмы Model-Point подходящего диаметра, а тормозные шланги к колесам из латунной проволоки. Приятно удивило, что стойки шасси изготовлены из металла, что делает их масштабно тонкими и одновременно очень прочными. Другим плюсом модели считаю приличную деталировку двигателя, что позволяет снять у модели капот. Ну и еще одна приятная мелочь - наличие резиновых покрышек шасси. Впечатления от литья и собираемости модели остались хорошие, но вот деталировка несколько упрощена. При беглом визуальном сравнении литников Тамиевский Шторьх в 48м масштабе проработан заметно более подробно. Традиционно, не обошлось без полётов. (Есть у меня такое увлечение – ронять модели на пол в процессе постройки и окраски) Когда готовил уже собранную модель к грунтовке (чистил от пыли) неудачно уронил её носом об ковер. Крутое пике вылилось в появление большой трещины на фонаре, причем на самом видном месте! Долго подбирал себе всевозможные эпитеты за криворукость, но благо Тристар дает два комплекта прозрачных деталей. Это меня буквально спасло! Пришлось отковыривать остекление и ставить запасное.
_________________________________________________________________
ОКРАСКА
Именно окраска Шторьха стала камнем преткновения. Только начав собирать модель, решил, что окрашу по инструкции и применю декали из набора с привязкой под Восточный фронт. Но через некоторое время собирательный образ Шторьха на полке показался мне очень банальным вариантом. Стал искать интересные фото и нашел то, что поначалу понравилось- личный самолет генерала венка на 1941 год с персональной маркировкой. Но, когда модель была уже почти собрана, этот вариант тоже показался каким-то скучным, хотелось изюминки. Стал снова искать интересный прототип, но найти его для раннего Шторьха оказалось непросто. В общем, модель попала в долгий ящик на несколько лет. Первая попытка реанимировать этот проект случилась в конце 2012 года. Тогда стартовал груп-билд «Красный крест» и я решил сделать Шторьх санитарным. Увы, но упоминаний или фоток ранних Fi-156 в санитарном варианте обнаружить не удалось. Модель снова перекочевала в темную коробку и мариновалась там еще пару лет. В начале этого года решил, что самым оптимальным вариантом станет окраска под Легион Кондор. Там как раз было несколько ранних Шторьхов. Тем более, что можно было бы приурочить завершение модели к скорому 70-летию с начала гражданской войны в Испании. Решено! Стал искать в сети подходящие декали и наткнулся на комплект под швейцарский Шторьх в 32 масштабе. Этот вариант в ярком желто-красном окрасе меня буквально пленил. Поначалу даже отмахивался от такой схемы. Она мне показалась чрезмерно яркой и слишком смелой для убежденного бтт-шника. Но через некоторое время стало понятно, что других прототипов для меня больше не существует. Решил, что обойдусь без декалей и всю маркировку смогу воспроизвести с помощью модельного скотча и трафаретов. Честно говоря, эта модель стала для меня совеобразным вызовом. Совсем не был уверен в успешном завершении этой затеи, так как окраска обещала быть очень трудоёмкой и не оставляла шансов на какое-то ошибки. Сначала модель была загрунтована белым аэрозольным тамиевским грунтом. Потом были прокрашены белые участки (смесь X-2 XF-2) и началось самое утомительное – наклейка скотча. Замаскировав все белые участки, залил модель желтым (смесь X-8 XF-3). После этого дал модели просохнуть в течение суток. Затем весь Шторьх был замотан скотчем. Оставил только участки для красного цвета (смесь X-7 XF-7). Нанес красный, снова дал модели просохнуть и приступил к снятию масок. Было не совсем понятно, что же в итоге получилось и я немного беспокоился за результат. Барабанная дробь, маски сняты – всё оказалось вполне прилично. С помощью масок надул маркировку А-99, подкрасил мелочевку и приступил к тонировке. Сначала был нанесен постшейдинг жидко разведенной темно-серой краской. Затем немного фильтров, и смывка. Совсем чуть-чуть сколов и легкое запыление колес и стоек шасси. Откровенно говоря, хотелось тонировать модель еще и еще. Пришлось, почти буквально сидеть на руках, чтобы не сильно загадить Аиста, а остаться в рамках внешнего вида прототипа.
__________________________________________________________________
СКАРБ
Традиционно не обошлось и без скарба. Благо, все запасы в 35ом масштабе оказались применимы для этого самолета. Решил оживить кабину разложенной картой, картонной коробкой, чемоданом и портфелем. Дабы дополнить швейцарско-альпийский образ, положил на сидушку характерную для той местности шляпу. В качестве финального штриха добавил пестренький полосатый шарфик пилота. Изготовил его из чековой ленты, пропитанной клеем пва. По моей задумке, это своеобразная дань пилота своему прошлому, когда он летал на самолетах с открытыми кабинами.
__________________________________________________________________
ФОТОГРАФИИ
Долгие годы я самостоятельно снимал свои модели на цифромыльницу Canon IXUS и был вполне доволен снимками. Однако в последнее время качество фотографий стало устраивать меня все меньше. Несколько раз пытался освоить зеркалку Canon на которую снимает моя супруга, но все время получалось не совсем то, чего хотелось. В итоге, убедил себя, что нужно довериться специалисту и отнес модель в фотостудию к профессиональному фотографу. Увидев результат фотосессии понял, что мучился я напрасно, надо было сделать это гораздо раньше.
__________________________________________________________________
На этом все! Спасибо за внимание к моему долгому рассказу, надеюсь, он был интересным. Откровенно говоря, мне до сих пор не верится, что я смог победить этот долгострой. Он столько лет пролежал в коробке, что в какой-то момент я начал терять надежду на успешное завершение этой затеи и думал, что Шторьх меня победит )) В общей сложности постройка растянулась почти на семь лет с осени 2008 по сентябрь 2015 года.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НАБОРЫ Tristar – сама модель Plusmodel - шляпа Plusmodel – чемодан Bronco – портфель Model point – никелевые трубки Lion Roar – прутки Advanced Modelling – трафареты
ЛИТЕРАТУРА И ДР. ИСТОЧНИКИ: Squadron Fi-156 Storch in Action Война в воздухе №125. Fieseler Storch https://old.hermannkeist.ch/fieseler-fi-156-storch.html http://www.detering.net/the_aircraft.htm
Комментарии, замечания и конструктивная критика, как и всегда, приветствуются! В обозримом будущем я собираюсь построить еще один Шторьх, но теперь уже в рамках своей санитарной серии.
Приветствую, Владимир!Рад Вас встретить на сайте.Ваши работы и дипломы посчастливилось видеть воочию!Планировал на Новогодние праздники посетить родственников в Новосибирске, но кризиснулся.Все Ваши работы вызывают восторг, да и статьи не пропускаю.
С уважением Е.Беляев.
Цитата: Приветствую, Владимир!Рад Вас встретить на сайте.Ваши работы и дипломы посчастливилось видеть воочию!Планировал на Новогодние праздники посетить родственников в Новосибирске, но кризиснулся.Все Ваши работы вызывают восторг, да и статьи не пропускаю.
С уважением Е.Беляев.
Спасибо большое, Евгений! очень приятно!
будете в Новосибирске - обязательно заходите в гости в Дом Быта! ))
Комментарии
45 лет
На сайте с 12.11.2012
41 год
На сайте с 30.10.2010
А вот работа и история- просто супер!
На сайте с 29.06.2013
На сайте с 30.12.2013
42 года
На сайте с 04.10.2014
Как- то нерационально Вы расходуете скотч!))))))))))))))
А вот работа и история- просто супер!
Спасибо, Егор!
действительно, скотч шёл в расход в промышленных объемах.
42 года
На сайте с 04.10.2014
рад, что модель понравилась.
55 лет
На сайте с 16.09.2012
очень хорошо. 100 из 100.
Спасибо.
С уважением, Владимир.
42 года
На сайте с 04.10.2014
54 года
На сайте с 22.01.2013
С уважением Е.Беляев.
42 года
На сайте с 04.10.2014
Приветствую, Владимир!Рад Вас встретить на сайте.Ваши работы и дипломы посчастливилось видеть воочию!Планировал на Новогодние праздники посетить родственников в Новосибирске, но кризиснулся.Все Ваши работы вызывают восторг, да и статьи не пропускаю.
С уважением Е.Беляев.
Спасибо большое, Евгений! очень приятно!
будете в Новосибирске - обязательно заходите в гости в Дом Быта! ))
30 лет
На сайте с 04.11.2015
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий