Краткая историческая справка:
Савелий Васильевич Носов Родился 23 октября 1923 года в деревне Обухово ( ныне не существует ) Залесовского района Алтайского края в семье служащего. Жил в городе Хабаровске, окончил 10 классов и аэроклуб. С 3 Декабря 1940 года в рядах Красной Армии, окончил Бирскую военную авиационную школу пилотов.
С мая 1943 года сержант С. В. Носов в действующей армии. В составе 183-го ИАП ( 150-го Гвардейского ИАП ) сражался на Воронежском, Степном и 2-м Украинском фронтах.
К маю 1945 года командир звена 150-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 13-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт ) Гвардии лейтенант С. В. Носов совершил 101 боевой вылет, в 31 воздушном бою лично сбил 15 самолётов противника.
15 мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Модель по стыкуемости, качеству литников и проработке мелочей хороша. Нравятся мне эти “сборки без клея”.
В такой окраске этого самолета я на Каропке не нашел (может, и мало искал, была лишь его машина, но в другой раскраске). Стандартные варианты меня не устроили : что ни Як, то Нормандия-Неман или подарок Семёну Роговому. Был выбор между самолетом пилотажной группы (бело-красная окраска), и самолетом Савелия Носова, именно в камуфляже, а не просто серым, ибо посложнее, но и покрасивше. Первый вариант был сложнее в плане работы с масками, а второй вариант в этом проще, но тяжел в рисовании символа, где меч, зажатый в руке, протыкает свастику. К счастью, мне удалось найти неплохой метод, которого я еще не встречал среди других моделистов (не отрицаю, что кто-то такое и практикует, не задавался целью найти такого единомышленника). Помимо моделизма, я увлекаюсь электроникой и паянием. И любители при изготовлении печатных плат применяют технологию ЛУТ (Лазерно Утюжное Травление), вкратце: схема платы печатается на лазерном принтере, тонер переводится на фольгированный текстолит и места, не покрытые рисунком, вытравливаются в растворе (я использую хлорное железо, но вариантов много). То есть, для создания трафарета нам достаточно перевести рисунок на медную фольгу, а обратную сторону фольги закрасить маркером, кладем в раствор, ждем и достаем трафарет, который нужно промыть в растворителе. К сожалению, такой фольги у меня дома не было, поэтому пришлось переводить на фольгированный текстолит, а фольгу снимать, нагревая его. Вдобавок, фольга достаточно толстая, но это не помешало получить вполне себе годные трафареты, которые ножом не вырезать. Таким способом, я сделал трафареты кулака, числа 12 и трофейных звездочек. Эмблему на носу я дополнил кусочками белых декалей и дорисовал свастику и рукоять меча кистью и зубочисткой.
По доработкам – я не использовал афтермаркет, добавил индикатор положения шасси, бронещиток и антенну из волоса.
В процессе создания декаль звезды была испорчена (по глупости, когда забыл затрафаретить на одной из сторон число 12, наклеил маску и задел неприваренную звезду на обратной стороне). А спас меня каропчанин и просто добрый человек aviapoisk, подарив декали от Яка другого производителя. Помимо этого, убедил попытаться сделать смывку и масляные точки маслом с уайт спиритом (после опыта с танком, когда лужицы уайт спирита кушали краску, я отказался от такого способа и делал на акриле). И получилось! В том плане, что в этот раз я уайт спиритом по самолету не разбрасывался, как по танку, и ничего он не сожрал. Ну а то, красиво вышло или нет – судить вам. Скажу лишь, что использовал я черное и коричневое масло и старался не переборщить, поэтому некоторым может показаться, что ее надо было делать контрастнее. Возможно, не спорю.
Сколы я не делал. Во-первых, я уверен, что в таком масштабе их красиво не нарисовать, а только процарапать, во-вторых, серебянку я не наносил, как с предыдущей моделью и царапать попросту некуда. Да и я бы еще подумал, стоит ли рисковать и царапать свою модель.
Красить я уже привыкаю, одевая перчатки, которые суют в упаковки с краской для волос. У них хорошее матовое покрытие, акрил с них несложно смыть, из минусов – размер маловат. Зато, когда одеваешь, перчатка где – нибудь растягивается до дырочки и за счет получившейся вентиляции рука потеет меньше. Кроме этого, время от времени перед нанесением лака или базового слоя промываю модель под водой с жидкостью для мытья посуды. В итоге, на этом самолете нет ни одного моего отпечатка.
Фонарь я маскировал ПВА, только в этот раз я не попался на удочку – окрасить модель и скорее снять маску, чтобы рассмотреть переплет, а потом задувать модель лаком. Теперь я терпеливо дождался самого последнего слоя лака, и только потом вылупилась бабочка – я снял маску и на меня смотрело блестящее стеклышко, как в первый раз, когда я открыл упаковку с набором и рассматривал его через пакетик, когда оно еще было на литнике. Вобщем, рекомендую ПВА, хотя в этот раз он наносился не так охотно, как в прошлый раз с Ил-2.
Нагары по совету делал пастелью, втирая зубочисткой. Мне понравилось.
Ну и ложка дегтя – сверху линия состыковки на фюзеляже почти не заметна, а вот снизу вполне просматривается. Не доработал, не дошпаклевал. Снова на те же грабли.
Модель немного подправлена по найденным замечаниям, а новые фото перезалиты.
Красив красноносый получился. два момента портят картину-антенна из волоса ни куда не годится, из бантика лучше, и солдатики очень не масштабны, в 72-м лучше без них.
Цитата: Красив красноносый получился. два момента портят картину-антенна из волоса ни куда не годится, из бантика лучше, и солдатики очень не масштабны, в 72-м лучше без них.
Антенну я поправил! А что такое бантик? Простой бантик?
С солдатиками смешно получается - не делашь, говорят, что не сделал, делаешь - говорят: не делай))
Н-да... Ярослав - Вы настоящий Моделист. Я бы такой способ изготовления трафарета и не придумал. Очень похоже на изготовление фототравления для аффтермаркета. Снимаю шляпу.
Цитата: Н-да... Ярослав - Вы настоящий Моделист. Я бы такой способ изготовления трафарета и не придумал. Очень похоже на изготовление фототравления для аффтермаркета. Снимаю шляпу.
Полно, оденьте шляпу! Тут такие асы на каропке встречаются, прям Покрышкины моделизма)
А у меня что под руку попало, тем и сделал) а попала рука в баночку хлорного железа.
Цитата: Цитата:
Антенну я поправил! А что такое бантик? Простой бантик?
Лента которую детям в косу заплетают, у него нить тонкая эластична, прочная и не махрится.
Возьму на вооружение! Осталось найти донор-девочку)
Я, кстати, и не подумал об этом бантике, мне почему-то сразу перед глазами галстук-бабочка всплыл %)
Куда пойдёт модель в галерею,или в личку судить не мне.Оценить работу мне как-то не просто,вроде бы потрудился над Яком.Но мне не понятен серебристый пигмент проступает на фото,красный цвет создаёт визуальную ступеньку.
Цитата: Куда пойдёт модель в галерею,или в личку судить не мне.Оценить работу мне как-то не просто,вроде бы потрудился над Яком.Но мне не понятен серебристый пигмент проступает на фото,красный цвет создаёт визуальную ступеньку.
Да, действительно, встречаются крупинки, их немного и они едва различимы.
Про ступеньку - даже не знаю, что и сказать. Нос красили таким цветом - оно символизировало знамя (наземные то могут знамя нести), летчики не возьмут же его в кокпит.
Получилось неплохо. Идея с самодельным фототравлением хороша. Позволяет получить уникальные борта.
Но есть и недостатки. Некоторые исправимы, некоторые - уже нет.
Про солдатики сказали. Их можно и нужно делать меньше - короче и тоньше. Будет лучше смотреться.
Внутренние створки не должны висеть отвесно к земле - их подкосы (которых на модели нет) отклоняют к крыльям градусов на 15.
Очень не хватает прицела в такой прозрачной кабине.
Так и не разобрал - что за серый кубик стоит за сиденьем пилота?
Выхлопушки надо бы заматовить - ну не должны они блестеть как елочные игрушки. Тем более, что борт уже изрядно закопчен - выхлопушки тоже "пачкаются" копотью.
Отклоняемые поверхности (рули) неплохо бы пройти смывкой - для придания глубины щелям.
Как то так.
Очень симпатичный Як.Цитата: Возьму на вооружение! Осталось найти донор-девочку)
Я, кстати, и не подумал об этом бантике, мне почему-то сразу перед глазами галстук-бабочка всплыл %) Вполне годится и женский чулок.
В целом понравилась модель . Смыффка наше всё ,но есть нюансы : антенна провисает ,а волос ,кроме прочего , ещё очень реагирует на влагу ,лучше очень тонкая леска или нить от бантика (любой черный негофрированный бантик) ,видны швы на нижней поверхности крыла и при определённом ракурсе - утяжины на верхних поверхностях плоскостей ,фирменная черта этого набора Звезды. Бортовой номер - немного нечеткие контуры ,видимо неплотно прилегал трафарет .С глянцем есть сомнения . Но ещё раз - модель хорошая , а без предательского глаза макросъёмки ,на полке, будет смотреться отлично .
За технологию травления трафаретов - особое уважение !
Кстати, может кто не знает. При отсутствии хлорного железа платы (ну и травло тоже) можно травить медным купоросом и поваренной солью. Приготовить крепкие растворы того и другого, слить вместе непосредственно перед употреблением и травить в этой смеси. Скорость реакции весьма медленная (для ускорения процесса раствор можно подогреть), но конечный результат ничуть не хуже чем с хлорным железом.
Хорошая в целом модель. Стоит больше внимания уделять качеству поверхности перед покраской. Утяжины на крыльях, швы половинок фюзеляжа снизу на носу и сзади... Все это стоит убирать. Кроме этого на поверхности модели то ли шагрень, то ли серебрянка в краске. Не понять. Но без этого было бы лучше. Про "солдатики" и антенну уже сказали. На неё очень хорошо пойдет нить для биссера, спандекс без оплетки. Продается в швейных магазинах или "Леонардо", тянется идеально, до любой толщины распускается.
И как по мне - цвета темноватые. Тот же красный.
Удачи в следующих моделях. Они будут еще лучше)
Цитата: На боковичке камуфляж двухцветный, у вас - трехцветный (без нижнего). Есть фото?
Щели снизу над было зашпаклевать.
Не понял про камуфляж, у меня два цвета. Скорее всего, вы увидели тень крыла (так освещение стояло) и посчитали за темно-серый цвет.
Цитата: Получилось неплохо. Идея с самодельным фототравлением хороша. Позволяет получить уникальные борта.
Но есть и недостатки. Некоторые исправимы, некоторые - уже нет.
Про солдатики сказали. Их можно и нужно делать меньше - короче и тоньше. Будет лучше смотреться.
Внутренние створки не должны висеть отвесно к земле - их подкосы (которых на модели нет) отклоняют к крыльям градусов на 15.
Очень не хватает прицела в такой прозрачной кабине.
Так и не разобрал - что за серый кубик стоит за сиденьем пилота?
Выхлопушки надо бы заматовить - ну не должны они блестеть как елочные игрушки. Тем более, что борт уже изрядно закопчен - выхлопушки тоже "пачкаются" копотью.
Отклоняемые поверхности (рули) неплохо бы пройти смывкой - для придания глубины щелям.
Как то так.
Кубик - так вышло) упустил посмотреть на толщину.
Цитата: Хорошая в целом модель. Стоит больше внимания уделять качеству поверхности перед покраской. Утяжины на крыльях, швы половинок фюзеляжа снизу на носу и сзади... Все это стоит убирать. Кроме этого на поверхности модели то ли шагрень, то ли серебрянка в краске. Не понять. Но без этого было бы лучше. Про "солдатики" и антенну уже сказали. На неё очень хорошо пойдет нить для биссера, спандекс без оплетки. Продается в швейных магазинах или "Леонардо", тянется идеально, до любой толщины распускается.
И как по мне - цвета темноватые. Тот же красный.
Удачи в следующих моделях. Они будут еще лучше)
Не шагрень, серебрянка.
Всем спасибо за замечания, их так много, буду перефотывать после исправлений того, что можно поправить: сделаю глубже смывку, возможно заменю антенну, больше копоти на патрубки, поправлю створки.
Обновление - сделал все перечисленное, кроме замены антенны и укоротил солдатиков. Фото при тусклом дневном освещении вышли хуже.
Хорошая модель.
Вспомнилось про травление. Еще учась в институте (в 70-х) делал значки с Битлами - брал фольгированный гетинакс (я в химии ноль, так называли радиолюбители, они травили платы), затем нагревал и водил по нему лаком - типа воскового мелка, лак растекался по плитке, затем процарапывал рисунок до меди и заливал раствором (АшХлор кажись назывался), все открытые места вытравливались. Значок натирался до блеска и покрывался обычным лаком.
Хорошая модель, и вариант окраски не заезженный, а то "Нормандия Неман", не в обиду французам, уже поднадоела. Единственное стыки между деталями плоховато зашпаклеваны.
Комментарии
42 года
На сайте с 05.10.2012
36 лет
На сайте с 03.01.2014
Красив красноносый получился. два момента портят картину-антенна из волоса ни куда не годится, из бантика лучше, и солдатики очень не масштабны, в 72-м лучше без них.
Антенну я поправил! А что такое бантик? Простой бантик?
С солдатиками смешно получается - не делашь, говорят, что не сделал, делаешь - говорят: не делай))
На сайте с 02.06.2012
36 лет
На сайте с 03.01.2014
Н-да... Ярослав - Вы настоящий Моделист. Я бы такой способ изготовления трафарета и не придумал. Очень похоже на изготовление фототравления для аффтермаркета. Снимаю шляпу.
Полно, оденьте шляпу! Тут такие асы на каропке встречаются, прям Покрышкины моделизма)
А у меня что под руку попало, тем и сделал) а попала рука в баночку хлорного железа.
42 года
На сайте с 05.10.2012
Антенну я поправил! А что такое бантик? Простой бантик?
Лента которую детям в косу заплетают, у него нить тонкая эластична, прочная и не махрится.
36 лет
На сайте с 03.01.2014
Цитата:
Антенну я поправил! А что такое бантик? Простой бантик?
Лента которую детям в косу заплетают, у него нить тонкая эластична, прочная и не махрится.
Возьму на вооружение! Осталось найти донор-девочку)
Я, кстати, и не подумал об этом бантике, мне почему-то сразу перед глазами галстук-бабочка всплыл %)
На сайте с 01.02.2015
36 лет
На сайте с 03.01.2014
Куда пойдёт модель в галерею,или в личку судить не мне.Оценить работу мне как-то не просто,вроде бы потрудился над Яком.Но мне не понятен серебристый пигмент проступает на фото,красный цвет создаёт визуальную ступеньку.
Да, действительно, встречаются крупинки, их немного и они едва различимы.
Про ступеньку - даже не знаю, что и сказать. Нос красили таким цветом - оно символизировало знамя (наземные то могут знамя нести), летчики не возьмут же его в кокпит.
57 лет
На сайте с 09.10.2011
Но есть и недостатки. Некоторые исправимы, некоторые - уже нет.
Про солдатики сказали. Их можно и нужно делать меньше - короче и тоньше. Будет лучше смотреться.
Внутренние створки не должны висеть отвесно к земле - их подкосы (которых на модели нет) отклоняют к крыльям градусов на 15.
Очень не хватает прицела в такой прозрачной кабине.
Так и не разобрал - что за серый кубик стоит за сиденьем пилота?
Выхлопушки надо бы заматовить - ну не должны они блестеть как елочные игрушки. Тем более, что борт уже изрядно закопчен - выхлопушки тоже "пачкаются" копотью.
Отклоняемые поверхности (рули) неплохо бы пройти смывкой - для придания глубины щелям.
Как то так.
59 лет
На сайте с 18.07.2010
Возьму на вооружение! Осталось найти донор-девочку)
Я, кстати, и не подумал об этом бантике, мне почему-то сразу перед глазами галстук-бабочка всплыл %) Вполне годится и женский чулок.
На сайте с 01.08.2010
За технологию травления трафаретов - особое уважение !
59 лет
На сайте с 18.07.2010
57 лет
На сайте с 24.07.2012
Щели снизу над было зашпаклевать.
30 лет
На сайте с 02.07.2009
И как по мне - цвета темноватые. Тот же красный.
Удачи в следующих моделях. Они будут еще лучше)
На сайте с 08.06.2012
36 лет
На сайте с 03.01.2014
На боковичке камуфляж двухцветный, у вас - трехцветный (без нижнего). Есть фото?
Щели снизу над было зашпаклевать.
Не понял про камуфляж, у меня два цвета. Скорее всего, вы увидели тень крыла (так освещение стояло) и посчитали за темно-серый цвет.
Цитата:
Получилось неплохо. Идея с самодельным фототравлением хороша. Позволяет получить уникальные борта.
Но есть и недостатки. Некоторые исправимы, некоторые - уже нет.
Про солдатики сказали. Их можно и нужно делать меньше - короче и тоньше. Будет лучше смотреться.
Внутренние створки не должны висеть отвесно к земле - их подкосы (которых на модели нет) отклоняют к крыльям градусов на 15.
Очень не хватает прицела в такой прозрачной кабине.
Так и не разобрал - что за серый кубик стоит за сиденьем пилота?
Выхлопушки надо бы заматовить - ну не должны они блестеть как елочные игрушки. Тем более, что борт уже изрядно закопчен - выхлопушки тоже "пачкаются" копотью.
Отклоняемые поверхности (рули) неплохо бы пройти смывкой - для придания глубины щелям.
Как то так.
Кубик - так вышло) упустил посмотреть на толщину.
Цитата:
Хорошая в целом модель. Стоит больше внимания уделять качеству поверхности перед покраской. Утяжины на крыльях, швы половинок фюзеляжа снизу на носу и сзади... Все это стоит убирать. Кроме этого на поверхности модели то ли шагрень, то ли серебрянка в краске. Не понять. Но без этого было бы лучше. Про "солдатики" и антенну уже сказали. На неё очень хорошо пойдет нить для биссера, спандекс без оплетки. Продается в швейных магазинах или "Леонардо", тянется идеально, до любой толщины распускается.
И как по мне - цвета темноватые. Тот же красный.
Удачи в следующих моделях. Они будут еще лучше)
Не шагрень, серебрянка.
Всем спасибо за замечания, их так много, буду перефотывать после исправлений того, что можно поправить: сделаю глубже смывку, возможно заменю антенну, больше копоти на патрубки, поправлю створки.
Обновление - сделал все перечисленное, кроме замены антенны и укоротил солдатиков. Фото при тусклом дневном освещении вышли хуже.
57 лет
На сайте с 24.07.2012
Не понял про камуфляж, у меня два цвета. Скорее всего, вы увидели тень крыла (так освещение стояло) и посчитали за темно-серый цвет.
Похоже да. На новых фото это не видно. А вот на фото, где боковик и сейчас видно.
14 лет
На сайте с 20.10.2009
Вспомнилось про травление. Еще учась в институте (в 70-х) делал значки с Битлами - брал фольгированный гетинакс (я в химии ноль, так называли радиолюбители, они травили платы), затем нагревал и водил по нему лаком - типа воскового мелка, лак растекался по плитке, затем процарапывал рисунок до меди и заливал раствором (АшХлор кажись назывался), все открытые места вытравливались. Значок натирался до блеска и покрывался обычным лаком.
69 лет
На сайте с 15.07.2010
47 лет
На сайте с 28.11.2012
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий