Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Здравствуйте коллеги! С наступающим всех великим праздником победы!!! Погодка удалась решил сфотографировать старичка. Модель собрана из коробки, обзор делал, вот он http://karopka.ru/community/user/14468/?MODEL=320620. Из доработок клепка и урезал задние стабилизаторы, в чертежи не влазят великоваты и дбавил гидравлику на переднюю стойку. Красил красками мистер хобби, тонировка акварель, лак футура и сверху полуматовый акан. Вот как то так! История данного спертого борта. В октябре 1953 г. ЦРУ провело операцию «Проект Альфа» (Project Alpha) по переброске в США для изучения и испытаний истребителя Як-23. Самолет перевозили из «Балканской страны №1» в «Балканскую страну №2». «Балканская страна №1», Югославия, согласилась временно передать американцам Як. За истребителем на аэродром Панчево, что недалеко от Белграда, прилетел транспортный С-124. Истребитель перевезли в США на авиабазу Райт-Паттерсон в разобранном виде. Сборка велась под наблюдением югославских специалистов. Первый в США полет Як-23 выполнил 4 ноября 1953 г. Всего с 4 по 25 ноября летчик-испытатель ВВС США подполковник Фред Вольф выполнил восемь полетов. В США на Як смываемой краской нанесли американские опознавательные знаки и регистрационный номер «FU-599». Перед возвращением самолета «хозяевам» всю символику с него смыли.
К работе привлекли очень ограниченный круг лиц. Случайно увидевшим Як, его представляли как X-5. Экспериментальный Х-5 действительно имел некоторое внешнее сходство с Як-23.
Надо сказать, что Як в то время представлял для США интерес лишь постольку, поскольку он, как полагали тогда в США, в больших количествах состоял на вооружении ВВС Болгарии, Румынии, Чехословакии и Польши. Уже к ноябрю 1953 г. в распоряжении американцев появился более совершенный, чем Як-23, истребитель МиГ-15.
В отчете по испытаниям Яка американцами были сделаны следующие выводы:
«Як-23, подобно своим предшественникам, является одноместным легким истребителем-низкопланом. Самолет оснащен лишь самым необходимым бортовым оборудованием. К достоинствам самолета относятся взлетные качества, хорошие разгонные характеристики, высокая скороподъемность. Недостатки: отсутствие гермокабины, ограничение по скорости М=0,8, плохая путевая устойчивость на приборной скорости выше 600 км/ч.»
В конце ноября или в начале декабря Як-23 на С-124 доставили обратно в Белград.
Эта история о появлении Яка в США была опубликованная в журнале ВВС США «Air Force» (№6/ 2004). Понятно, что эта история не совсем полная. К примеру, американцы так и не объяснили, откуда вообще самолет этого типа появился в самой Югославии и почему югославы оказали янки подобную любезность. Попробуем прояснить эту ситуацию.
Югославия после разрыва отношений с СССР стала получать военную помощь от США. В марте 1953 г. в Батайнице выполнили посадку первые четыре Т-33, а в июне — первый F-84G «Тандерджет». В июле югославские специалисты получили возможность ознакомиться и с реактивным истребителем советского производства: 24 июля на Як-23 в Югославию перелетел летчик ВВС Румынии Михай Дьякону. Истребитель передали для испытаний в Опытный авиационный центр (Ваздухопловни опитни центар). На Яке летали трое югославских летчиков-испытателей: капитаны Водопивец (17 полетов, налет 8 ч 27 мин), Тодорович (три полета, налет 1 ч 14 мин), Пребег (один полет, налет 20 мин). Летчики оценили Як-23 как скоростной самолет с хорошей управляемостью.
На детальные испытания времени не было, так как о Яке узнали представители ЦРУ США. Американцы обратились с просьбой передать Як им. Высшее руководство Югославии в просьбе США не отказало. В Америку Як сопровождали офицеры Опытного центра полковник-инженер Коста Сивчев и подполковник-инженер Милорад Спасич, а также специалист по авиационному вооружению майор Мирослав Борас, специалист по авиационному оборудованию майор Звонимир Кос и инженер Авиационно-технического института Бранислав Иованович.
Так Як попал в США. Это сербская версия, которая выглядит гораздо достовернее американской. О дальнейшей судьбе этого Як-23 в открытой печати сведений не публиковалось. Кстати, о самом перелете румынского летчика в СФРЮ общественности стало известно только 35 лет спустя. В 1956 г. югославы вернули Як Румынии, а Михай Дьякону жил в Белграде, по крайней мере, до середины 1990-х гг.
Комментарии
47 лет
На сайте с 30.06.2012
Фотоссет на высоте .
с сайта
На сайте с 20.08.2014
Возраст неизвестен
На сайте с 02.12.2013
На сайте с 03.07.2011
69 лет
На сайте с 15.07.2010
На сайте с 08.06.2012
41 год
На сайте с 30.10.2010
46 лет
На сайте с 04.11.2013
39 лет
На сайте с 31.07.2012
На сайте с 26.01.2013
48 лет
На сайте с 02.05.2012
На сайте с 14.12.2013
55 лет
На сайте с 04.08.2011
39 лет
На сайте с 31.07.2012
39 лет
На сайте с 31.07.2012
41 год
На сайте с 09.02.2010
На сайте с 04.12.2015
На сайте с 04.12.2015
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий