Давным-давно в апреле 2013 года, малоизвестная тогда фирма Vulcan выпустила на радость моделистам модель советского артиллерийского тягача СТЗ-5 НАТИ, в самом распространенном варианте, с низкой грузовой платформой. До настоящего времени модель остается безальтернативной, сколько не грозились китаесы из Riich, выпустить что-то свое (или перепаковать чужое), но так и не состоялось. А жаль, так как в ближайшем рассмотрении модель от Vulcan оказалась далека как от идеала, так и от современных технологий....
Что внутри?
Внутри коробки затаилось 4 литника серого пластика с деталями тягача и 2 литника полунаборных гусеничных лент и 2 литника с элементами подвески (итого 210 деталей), 1 литник прозрачного пластика с деталями остекления (10 деталей), декаль неплохого качества, небольшая плата фототравления, 7 металлических никелированных пружинок 3 типоразмеров и нить, призванная имитировать трос. Подробная инструкция по сборке агрегата на 12 страницах А5 включает схему нанесения декалей без привязки к прототипу.
Отливки достаточно хорошего качества, с четкими деталями, облой практически отсутствует. Есть незначительная утяжены на некоторых деталях и следы толкателей на видных поверхностях. Боковые детали кабины, крыша и крылья имеют немасштабную толщину, в то время как двери кабины и грузовая платформа отлиты очень качественно и тонко. Достоверно воспроизведена структура дерева на деталях грузовой платформы.
Пластик довольно мягкий и легкий в обработке. Необходимо быть внимательным при отделении деталей от литников. Виной тому массивные питатели, которые частично «заползают» на детали.
Приводить историческую справку по данной машине считаю бессмысленным, информации о ее создании, конструкции и службе в интернете достаточной. Отмечу только, что качественных чертежей (или хороших проекций) нет.
Литература по теме:
- Военные машины № 75 "Гусеничные тягачи Красной Армии" (часть 2),
- Бронеколлекция № 3-2002 "Артиллерийские тягачи Красной Армии";
- Техника-молодежи №2-1993 год в рубрике "Историческая серия";
- Tankograd Publishing "Tyagatshi Soviet Full-Tracked Artillery Tractors of World War 2 in Red Army and Wehrmacht Service".
Огромным подспорьем в постройке тягача будут хроника (многочисленные исторические фото тягачей как в РККА, так и в вермахте ) и конечно 2 «живые» машины:
- БМ-13 на базе СТЗ-5 из Новомосковска
- классический тягач, восстановленный мастерской Евгения Шаманского.
Что с этим делать?
На этом вводную описательную часть можно закончить и перейти к конструктивной критике. Так уж сложилось, что я никогда не стремлюсь "вогнать" модель в чертежи, но стараюсь достоверно воспроизвести основные элементы конструкции, руководствуясь в первую очередь фотографиями сохранившихся машин и хроникой. Так сказать придать узнаваемый облик.
Начну с низу, а именно рамы и подвески
1. Ведущая звездочка имеет 21 зуб, в то время как по фотографиям реальных машин их должно быть 23;
2. Соответственно длина трака несколько увеличена (из расчета на 21 зуб), к тому же на мой предвзятый взгляд траки излишне тонкие с плохо выраженными грунтозацепами;
3. Упрощенно сделана рама. Боковые детали сделаны монолитом, без каких либо швов, разделяющих элементы, отсутствуют головки болтов крепления поперечин, отсутствуют листы, прикручиваемые болтами в районе картеров ведущих колес, есть определенные сомнения по листу, закрывающему раму в районе двигателя, точнее по его длине;
4. Нижнюю часть двигателя (поддон) предлагается установить точно во оси тягача, что не верно. Ее необходимо сместить влево по ходу машины. Так что бы центральная ось совпала с отверстием для кривого стартера в бампере, соответственно потребуется изменить крепление балки передних тележек опорных катков. На двигателе отсутствуют необходимые пробки, болты и заметные видимые элементы (масляный фильтр, стартер, генератор). Стоит отметить что бампер мог быть 2-х вариантов. Узкий, как дает производитель и широкий, прикрывающий гусеничные ленты.
5. КПП сделана упрощенно и не соответствует тому, что можно увидеть на сохранившихся тягачах, особенно не радует верхняя часть - ни как не радует потому что она плоская, никаких лючков для доступа к ленточным тормозам, ни элементов регулировки... к тому же в наборе нет вторичного вала, тяги ленточного тормоза, тяг бортовых фрикционов, элементов их крепления. Честно говоря очень убого получилось. Конечно большинство из этих элементов не будет сильно заметна на собранной модели, но быть то они должны;
6. Самое интересно и заметное - катки. Тут на первый взгляд вроде бы все и не плохо, но приглядевшись вылезают сложноустранимые косячкми
- опорные катки (в кол-ве 16 штук)- верны по диаметру, но имеют отверстия облегчения неправильной формы, Вулкан дал все отверстия треугольной формы, а на фото видно, что 4 отверстия полукруглых и одно треугольное, центральная гайка вышла слишком плоской. Доработать 16 колес - задачка не для слабонервных )))) ;
- о ведущей звездочке я немного уже написал - основной косяк 21 зуб вместо 23, но так же надо отметить что на ней имеются проблемы с формой отверстий облегчения;
- ленивец - уже ставшая нехорошей традицией - неверная форма отверстий облегчения ;
- на поддерживающих катках необходимо провести небольшое исправление крышки ступицы;
- на бортовом редукторе с внутренней стороны отсутствуют горловины для заливки масла, а с внешней стороны - просто напоминает оригинал весьма отдаленно.
На последнем фото привожу то, к чему надо стремится при доработке элементов ходовой. Это рисунок от конверсионного набора от "гаражного" американского производителя Panzer Concepts;
7. Буксировочный крюк вышел достаточно странным, некая согнутая в кольцо труба. Его тоже желательно переделать в соответствии с реальными машинами и дополнить фиксатором;
8. Передние буксировочные крюки даны плоские, а на самом деле должны иметь вид спирали (поросячий хвостик);
9. Ну и всякие мелочи, которых или нет или желательно переделать типа технологических отверстий в раме, заливных горловин на элементах подвески, стремянок крепления грузовой платформы и т.п.;
10. А вот к тележкам опорных катков претензий практически нет, за исключением огромных утяжин. Сделаны они достаточно упрошено, но на внешний вид собранной модели это практически не влияет. Дается металлическая пружина, безусловна добавляющая реализма. Только надо не забыть обрезать с внутренней стороны два выступа, иначе тележка не сядет на ось правильно;
11. Гусеничная лента у модели полунаборная, как писал выше на мой взгляд траки получились слишком тонкие и грунтозацепы мало выражены, но тут как говорится на вкус и цвет.. При искоробочной сборку провис не предусматривается. Вопреки расхожему мнению траков на ленту хватает, правда впритык но с учетом сделанного провиса (у меня осталось по одному для каждой стороны, вполне можно забросить в кузов или под сиденье кабины в качестве запаски).
Кабина
1. Стенки кабины, крыша и крылья имеют не масштабную мега-толщину, и это в то время когда двери отлиты очень изящно. Стыки-швы боковин, задней и передней стенок на лицевой стороне кабины выполнены очень невнятно и лучше их заменить на тонкий тянутый литник;
2. Имеются утяжины на лицевой стороне кабины в районе дверных петель, надо шпаклевать и очень осторожно зачищать. Следы толкателей на внутренней стороне крыши и на лицевой стороне окошек радиаторной решетки;
3. На задней стороне крыши должны быть две вентиляционные решетки с двумя жалюзими-жабрами на каждой, вместо этого отлиты площадки с непонятными выпуклостями;
4. Неверно и грубо даны кронштейны сидений. Самим сиденьям желательно придать слегка "помятый/просиженный" вид;
5. Фары рекомендую поменять, во первых они без отражателя, во вторых корпус фары должен быть отображен внутри кабины. Соответственно потребуется изготовить внутри кабины проводку к приборной панели и фарам. Исходя из этих соображений остекление фар на достоверность не рассматривал. "Реснички" надо сточить, уменьшив видимую толщину или вообще заменить на жесть;
6. Неверно выполнена облицовка радиатора, отсутствуют окошки для крепления по бокам облицовки, неверно выполнена верхняя часть, пробка заливной горловины очень мелкая, нет пробки сливной горловины, худосочна верхняя часть. Средние планки облицовки имели треугольную форму (даже скорее закругленный уголок) и прилегали к решетке не вплотную, и тут два пути исправления - заменить, поставив сплошную решетку и новые планки или сточить имеющиеся под угол и использовать предлагаемое травление (оно кстати представляет не сетку а тонкие полоски, неплохо напоминающие ячеистую структуру радиатора) . При доработке помогут только фотографии реальных машин;
7. Отсутствует рад органов (рычажков) управления;
8. Отсутствует обрешетка крыши и ящик/бардачек на потолке;
9. Было бы неплохо добавить аптечку на заднюю стенку кабины, и огнетушитель на переднюю стенку со стороны командира;
10. При установке стеклоочистителей надо учитывать, что на фронтовых фото он есть только на стекле водителя (не забыть сделать привод на внутренней стороне рамы) и то не всегда;
11. Отсутствуют кронштейны, удерживающие в открытом положении передние стекла (обидно)
12. Передние вентиляционные жалюзи-жабры слишком короткие, на фото видно, что они должны заходить на закругление угла кабины. Так же надо помнить, что отверстия выходили внутрь кабины. У модели же на внутренней стороне пусто;
13. Неверная расшивка переда кабины в нижней части, полноценно исправить можно после установки на раму.
14. Неверная конфигурация передней части крыльев. Крылья состояли из 2-х частей. Передняя сложной формы и задняя. Части имели различную по размеру выштамповку. Передняя часть имела более «обтекаемую» форму с закругленным передним скосом.
Общий вид немного переделанной "морды" (без доработки крыльев) в сравнении архивными фото на предпоследнем кадре.
15. Совершенно лишний на мой взгляд и убого выполненный элемент это верхняя часть двигателя, его установку даже не рассматривал.
16. Двери как писал раньше сделаны очень неплохо, собираются из 2-х половиной внешней и внутренней, что позволяет "опустить" стекло, но опять не забываем смотреть на фото реальных машин. Подводные камни в том, что стекло сверху и снизу имело деревянные планки и перемещалось вместе с ними. Производитель про это не забыл, правда выполнил немного замылено - не забываем красить соответственно.
Кузов
А вот к грузовой платформе претензий нет. Желательно провести несколько доработок - добавить петли для ремней крепления брезента и заменить фиксаторы/замки кузова (в пластике они отлиты вместе с бортами и не смотрятся). Немного утрированно сделаны петли крепления бортов, во-первых на мой взгляд они мелковаты, во-вторых средняя часть уже посадочного места и при установке образуется заметный зазор. В наборе отсутствуют дуги для тента, а места их крепления к кузову выполнены упрощенно. Одно и другое можно изготовить самостоятельно без особых проблем.
Модель желательно дополнить ручным стартером, в реале он был очень интересной формы, тут опять помогут фото реальных машин.
Пара слов о травлении
Очень неплохо и безусловно полезно в меру толстое, отлично гнется, не ломается по линии сгиба. Очень понравилось решение по исполнению решетки радиатора (не сетка с тонкие полоски). Проблемным пожалуй являются только стеклоочистители, очень сложно согнуть в соответствии с инструкцией из-за миниатюрных размеров.
На мой предвзятый взгляд (хочу-хочу-хочу!!!!) можно было бы добавить кронштейны передних окон и реснички. Эти элементы не потребовали бы даже увеличения линейных размеров платы, места для размещения вполне бы хватило.
Вывод
Очень интересный и красивый прототип. Хотя исполнение в пластике и несколько подкачало, но при желании и терпении можно сделать весьма похожую на оригинал модель, при этом совершенно необязательно исправлять прямо все отмеченные и забытые в данном обзоре "косячки" ))))
Результат моих скромных трудов можно посмотреть тут - ТЫНЦ-ТЫНЦ
p.s.
Этот обзор верстался уже после того как все было собрано, окрашено, а лишнее содержимое коробки вместе с самой коробкой отправилось в ближайший мусорный бак. Логика проста, так поступают большинство из наиболее продвинутых модельных фирм - выжать из модели все, одна модель - 10 разных наборов, с небольшими отличиями)))) Так вот, стройка есть, модель есть, почему бы не появится и обзору, так сказать квинтэссенция полученного опыта при работе с моделью)))))))))
Интересный обзор.
Любопытно, что у самого Вулкана на сайте - фото собранной машины с правильно установленным движком - смещенным влево.
http://www.vulcanmodels.com/56005.html
Вот это я понимаю - обзор! Очень грамотно и по пунктам, доходчиво всё расписано. С интересом прочитал, хотя и видел раньше собранную модель по ссылке и стройку.
Прекрасный обзор,всепо делу никаких описаний плотности картоеа коробки,и органолептических свойств полиэтиленовых пакетиков.Добавлю свои 5 копеек по поводу кабины Собрал кучу фоток и понял что кабин было по крайней мере 3 варианта. Первый с радусом н лобовое стекло стоит вертикально дверь половинка без стекла. Вторая это стенки под прямым углом но стекло завалено незед. Третий как раз то что делает вулкан ,но такое впечатление что радиус маловат.Радиатор вообще проще выкинуть и сделать с нуля в нем неверно все.
Цитата: Прекрасный обзор,всепо делу никаких описаний плотности картоеа коробки,и органолептических свойств полиэтиленовых пакетиков
Пакетики и картонки описывать или вики цитировать это на мой взгляд моветон. Куда интереснее узнать что со всей этой кучей пластика делать. Не истина в последней инстанции, а чей-то предвзятый взгляд и опыт по сборке.
Цитата: Собрал кучу фоток и понял что кабин было по крайней мере 3 варианта
Помимо кабин еще и как минимум 2 вида грузовых платформ было.
С баками есть сомнения что Вулкан сделал правильно, но не готов по этому вопросу дать какую-то конкретику.
Вспомнил еще пару моментов, с которыми столкнулся в работе и не упомянул в стройке как малозначительные, добавил в обзор т.к. может быть интересно. Надеюсь все что было написал )))))
Проблема с обзорами в том ,что писать их надо после сборки когда вылазят все косяки модели ,но обычно делается наоборот.Еще раз спасибо,кое что прояснилось и для меня.
Ни один производитель моделей не делает реальную кабину СТЗ-5
1. на задней стороне крыши должны быть две вентиляционные решетки с двумя жалюзими-жабрами на каждой
2. между окнами должны быть три выштамповки для жёсткости...
3. штатное крепление для огнетушителя так же отсутсвует...
В идеале кабина сзади должна выглядеть так (отметил детализацию по пунктам, красные линии не мои):
Комментарии
62 года
На сайте с 04.07.2015
Любопытно, что у самого Вулкана на сайте - фото собранной машины с правильно установленным движком - смещенным влево.
http://www.vulcanmodels.com/56005.html
На сайте с 21.12.2010
50 лет
На сайте с 07.09.2016
На сайте с 20.10.2014
На сайте с 20.10.2014
На сайте с 20.10.2014
56 лет
На сайте с 05.04.2013
Прекрасный обзор,всепо делу никаких описаний плотности картоеа коробки,и органолептических свойств полиэтиленовых пакетиков
Пакетики и картонки описывать или вики цитировать это на мой взгляд моветон. Куда интереснее узнать что со всей этой кучей пластика делать. Не истина в последней инстанции, а чей-то предвзятый взгляд и опыт по сборке.
Цитата:
Собрал кучу фоток и понял что кабин было по крайней мере 3 варианта
Помимо кабин еще и как минимум 2 вида грузовых платформ было.
С баками есть сомнения что Вулкан сделал правильно, но не готов по этому вопросу дать какую-то конкретику.
Вспомнил еще пару моментов, с которыми столкнулся в работе и не упомянул в стройке как малозначительные, добавил в обзор т.к. может быть интересно. Надеюсь все что было написал )))))
На сайте с 20.10.2014
56 лет
На сайте с 05.04.2013
с сайта
На сайте с 30.01.2012
Ни один производитель моделей не делает реальную кабину СТЗ-5
1. на задней стороне крыши должны быть две вентиляционные решетки с двумя жалюзими-жабрами на каждой
2. между окнами должны быть три выштамповки для жёсткости...
3. штатное крепление для огнетушителя так же отсутсвует...
В идеале кабина сзади должна выглядеть так (отметил детализацию по пунктам, красные линии не мои):
На сайте с 30.01.2012
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий