Всем привет. Недавно начал строить пару И-16, процесс сборки одного из них решил показать. Знатоков этой машины куча-кучная, потому есть кому посоветовать, подсказать для исправления косяков. Для модели выбрал самолёт И-16ТК с М-62 он же И-16В с планером от пятого типа. Всё что удалось найти по этой машине: За основу взял эти чертежи, есть некоторые, легкоисправимые, расхождения с фотоматериалами. Немного истории по этой машине. К установке турбокомпрессоров на И-16 Николай Николаевич приступил после назначения его главным конструктором завода № 156. В апреле 1938 г. завершилась разработка проекта самолета И-16С с ТК-1. Предполагалось использовать новое «маневренное» крыло, в фюзеляже установить бак на 220 л, в консолях крыла -два бака по 35 л [83]. Этот проект не был воплощен в жизнь, так как главные усилия сосредоточили на проектах установки турбокомпрессоров на существующие серийные модификации И-16. В качестве базовых использовались, прежде всего, И-16 тип 5 и И-16 тип 10. И-16 тип 5 с М-25А и двумя ТК-1 в основном предназначался для отработки метода установки турбокомпрессоров, так как серийное производство машин этого типа прекращалось. Его первый полет состоялся летом 1938 г. Еще один И-16 тип 5 переделали под самолет И-16В с двумя турбокомпрессорами ТК-1. На нем установили видоизмененный капот с более узкими отверстиями для охлаждения мотора (их стало 18 вместо 9), маслора-диатор с внутренним воздухозаборником, мотор М-62, еще только проходивший испытания. Боковая часть фюзеляжа до кабины зашивалась листами нержавеющей стали для предотвращения возгорания обшивки фюзеляжа высокотемпературными выхлопными газами. Вооружение состояло из двух ШКАС в крыле. Постройка И-16В завершилась в самом конце 1938 г. и тогда же начались испытания, программу которых согласовывали с ЦП AM. В феврале 1939 г. на И-16В со взлетным весом 1770 кг развили скорость 510 км/ч на высоте 8500 м [86].
В ходе испытаний винт ВИШ-26 заменили более надежным, но менее эффективным на больших высотах винтом АВ-1. Дальнейшая доработка конструкции И-16В позволила увеличить максимальную скорость полета до 520 км/ч на высоте 10000 м. Это была наивысшая скорость, достигнутая на И-16. Самолет имел практический потолок 14000 м, высоту 5000 м набирал за 4,5 мин, 8000 м - за 8 мин. На И-16В предполагалось установить гермокабину, но это так и не было сделано.
Исходящие из турбокомпрессора выхлопные газы имели высокую температуру и, следовательно, их тепловая энергия оказывалась неиспользованной. Инженер ЦАГИ Н.И.Ефремов решил повысить эффективность турбокомпрессорной установки, разработав конструк-
цию так называемого реактора. В нем выхлопные газы направлялись в специальный теплообменник (реактор), установленный в хорошо спрофилированном канале (трубе). Проходивший через канал воздух нагревался в теплообменнике, его кинетическая энергия возрастала, и он истекал с повышенной скоростью, создавая реактивную тягу.
Для проведения испытаний реактора был взят И-16 тип 5 с М-62 и ТК-1 (И-16 № 521447). В отчете по летным испытаниям, завершившихся в августе 1940 г., указывалось, что использование реакторов дает прирост скорости на высоте, соответствующему следующему приросту располагаемой мощности моторной установки. Оптимальное выходное сечение реактора соответствовало высоте 4500 м. Там же говорилось: «Яркое пламя, которое было вокруг ТК, при наличии реактора отсутствует». В выводах указывалось, что прирост мощности может быть доведен до 35-40% на скорости 600-650 км/ч [96].
Все работы по установке турбокомпрессоров на И-16 прекратились в августе 1940 г., так как самолет уже снимали с производства. К тому же скорость с турбокомпрессорами у И-16 до высот 4500 м была ниже, чем без них.
Ладно, начну по новой, я так понял длинные посты сайт не переваривает. Работу над моделью я начал довольно давно на базе И-16 от ARK, однако процесс сборки плавно перерос в тип9, но остался почти готовый капот. И вот я решил возобновить процесс. Начал с турбин компрессоров ( если бы не получились то и не стал бы собирать модель ) которые изготовил из дюраля. это первый вариант турбины которую примерил на капот, а это окончательный На этот раз решил использовать донора тип24 от ICM, модель не без косяков, но подкупает комплектация кабины. На "аркашках" приходилось почти всё делать с поля. Так как кабина будет закрыта собрал коробочный вариант. Всё равно почти ничего не будет видно. Из интерьера заменил чашку и бронеспинку пилота у которой срезал верхушку так как заголовник на ранних пятёрках закрывает весь срез гаргрота. После сборки фюзеляжа срезал и заглушил обтекатели пулемётов и паз для козырька, после наклеил из пластика 03мм имитацию защиты бортов от высокотемпературных газов ТК и вышкурил примерно наполовину. Затем приклеил нижнюю часть центроплана с доработанными куполами и и нишами шасси. Отрезал плоскости для использования от ARK так как они без подвесок, но дербанить набор не решился ( Жаба ) и установил штатные предварительно отшкурил, нанёс шилом разметку нервюр, зашпаклевал и снова отшкурил. Применял шпаклёвку-аэрозоль Motip. Ей хорошо работать по большим площадям, забивает всё напроч, потому не годиться для коробок, но можно сцедить и пользоваться как жидкой шпаклёвкой для заделки щелей и царапин. Вот что получилось.
Затем приклеил верхние части плоскостей, увеличил приёмы для элеронов. Изготовил временную вставку носка центроплана обклеил фольгой и приклеил на пару капель к противопожарной перегордке. Обмазал вырезы под центроплан на капоте жидким пластиком и насадил на вставку. Через 1-2 дня сниму обработаю и вклад нормальные зализы.
Без фото понять трудно. Неказистая щель это потому что стоит временная вставка которая будет удалена, она не является деталью модели.. Она лишь для того чтобы придать нужную форму вырезам под крыло на капоте. Вот так это выглядит. Пришлось временно снять капот и вставку для наглядности.
Андрей, так на предпоследнем фото-уже готовая деталь? если да-таки все равно щели просто гениальные....если в месте прилегания капота к фюзеляжу щель и просматривается на фото реального И-16, то на передней кромке крыла ничего подобного не было (выглядит как рукав). Хотя, конечно, гениально и обалденно.
Гвозди б делать из этих людей:Крепче б не было в мире гвоздей. (Н. Тихонов)
Андрей, Мансур, спасибо коллеги. BREMEN, нет, на этом фото ещё стоит временная вставка. Рукава я сделал больше по длинне и ширине чтобы не заляпать крыло жидким пластиком. На последнем фото, где капот, осталось срезать сопли и вклеить уже нормальные зализы , а места сопряжения зашпаклевать для плавного перехода. Да я позже покажу.
Добрый вечер. За сегодня установил бобышки на которых будет крепиться капот.
Срезал лишний пластик с капота и пришлось удалить кожух выхлопной трубы, была не ровно приклеена. Обратите внимание что жидкого пластика больше в верхней части выреза это, как я уже писал, из за того что капот планировалось установить на И-16 от ARK и на эту модель он по вырезам не подходит. Оказалось что у них разные углы установки крыла. Разница 3мм! Ради интереса сравнил с Эдуардом который занял промежуточное место, но ближе к ICM у который есть косяк в районе от центра куполов шасси до капота, там где располагаются патронные ящики. Примерил капот к фюзеляжу, в щели которые вы видите будут вклеены зализы.
Приветствую всех интересующихся. Отшкурил капот, установил упоры по центру и контуру входного отверстия для травления. Вклеил зализы, Примерил к фюзеляжу затем обмазал пластиком и зафиксировал лентой.
Установил видимую через окна в куполах часть силового набора.
Сегодня установил стёкла в куполах, полдня грохнул. Так как центроплан уже собран попытался вырезать и подогнать стёклышки по месту так как есть, после установки остались небольшие следы циакрине да и шпаклевать швы неудобно, удалил. Решил установить с внутренней части куполов как на тип 12. Для этого снял противопожарную перегородку и пинцетом установил стёкла.
Так как турбины буду ставить после монтажа капота для подстраховки установил упоры чтобы не провалились внутрь
Приветствую. Застрял на капоте, после того как установил воздухозаборники ТК оказалось что расстояние между ними и отверстиями для турбин слишком мало в результате "поплыли" места для замка стяжной ленты и углы установки дополнительных стяжных лент. Воздухозаборники снял, в который раз, вырезал сигменты с отверстиями и установил на 1 мм ниже ( видно по белой полосе сверху ). Но не всё так плохо, установил новый кожух выхлопного патрубка и довёл до ума зализы.
Ручки патронных ящиков переделал, выглядит это пока так:
Начал наносить расшивку с применением самоклейки, фольга в три слоя. По мне так очень удобно, как третья рука. Сначала шилом 3-4 раза постепенно усиливая давление (первый раз совсем легонько) потом скрайбер.
Привет. Я горько ошибся думая что победил капот. При нарезании расшивки между ТК и верхними воздухозаборниками оказалось что она слишком близко к воздухозаборникам, Хм... Оказалось ТК по диаметру больше на 1,2 мм, пришлось их протачивать и уменьшать со смещением вниз отверстия. Заодно зделал тоньше щели перед ними, так как верхняя крышка капота была внахлёст обкатал фольгой.
Установил турбины ТК и закрепил капот на фюзеляж. Надо ещё доводить зализы.
Здрасте. Этот, чёртов, капот меня не отпускает. Тут конечно моя вина, Нет что бы сразу спросить у знающего человека, так нет же затянул до последнего. Отправил ему эту фотографию
С вопросами, что это указанное стрелками? По зализам получил ответ что это технологическая пластина защищающая острую кромку, а вот по капоту оказалось всё гораздо сложнее. Я то думал что это лючки или замки которые я собирался делать из самоклейки по тому и не переживал. Но получив фото верхней крышки капота понял что ошибался, это оказались решётки-жабры ( в то время они назывались "зиги" ) в количестве шести штук. Во как! Пришлось содрать фольгу и прорезать пазы для "коробочек" ( так я называю технологию сборки жабер ), соты из доширака, периметр из пластика 0,5 мм.
Затем вклеил и отшкурил
Проклепал накладки по бортам ну и элероны установил.