Корма корпуса БТ-СВ-2 обр. ноябрь-декабрь 1938г. состоит из следующих базовых деталей: 1) съемный лист (крыша) отделения трансмиссии; 2) центральный лист кормы; 3) стальная труба с напрессованными и наваренными на ее концы картерами бортовой передачи; 4) нижний наклонный лист; 5) 2 листа бронировки гитары.
Основное отличие кормы БТ-СВ-2 от раннего (помимо «обвеса» ЗиП) – это то что была увеличена высота арок ходовой и над ними появились козырьки выполненные следующим образом: арка надрезалась по краям, после чего данный участок загибался вверх с формовкой, по бокам приваривались две треугольных пластины и по нижнему краю – полоса, чтобы нарастить его габариты.
Все листы кормы монтировались с перекрытием боковых листов корпуса (что очень хорошо видно на «Фото № 37» со снятыми задними угловыми листами боковой брони).
"Разберем" их по принципу сверху-вниз
1) Съемный лист (крыша) отделения трансмиссии – имела вырез в нижней части под кормовой жалюзи-лист вентиляции (на двух петлях) и два отверстия по бокам для выпуска концевых труб выхлопных коллекторов. Фиксировалась крыша отделения трансмиссии на 26 болтов (по 8 штук по бокам, включая угловые метизы), 4 – по нижнему краю (без учета угловых), т.е. по 2 с каждой стороны от жалюзи-листа и 6 (без учета угловых) – по верхнему краю.
10) Запасные траки располагались парами в верхних углах съемной крыши трансмиссионного отделения с выносом их крайних сторон и верхних краев за пределы листа.
Интересна их фиксация:
- верхние траки крепились через внутренние (относительно центра корпуса) отверстия первым и шестым болтами (без учета угловых метизов!) фиксации верхнего края крыши трансмиссионного отделения в их штатные "посадочные" отверстия корпуса;
- нижние траки (очень похоже что) имели стандартную для танков серии БТ фиксацию, т.е. надевались крайними (от центра копуса) отверстиями на резьбовые детали и фиксировались гайками.
Подкладка шайб под метизы не просматривается ни на одном из фото.
6) Выхлопные трубы выполнены на базе стандартных с развальцовкой нижнего края. Колено трубы изготавливалось из четырех деталей путем сварных соединений (два кольцевых шва и два прямолинейных).
А на этом фото хорошо видны стандартные сварные соединения труб
Монтировались трубы поверх колпаков с горизонтальной верхней площадкой схожих по своей конструкции с колпаками регулировочных стаканов подвески. Основное отличие – фланец по нижней части колпака охватывал его со всех сторон и фиксировался на крыше трансмиссионного отделения на 4 болта.
Трубы на корпусе были смонтированы немного асимметрично, планки поддержки труб уголком заводились под третий боковой болт (снизу, с учетом углового) фиксации крыши и фиксировались на листе через него же.
7) В нижней части листа, под углом с наклоном головок к оси танка располагались два 5-титонных бутылочных винтовых домкрата («ЗиЛ-5т»?).
Конструктив гнезд под домкраты явно отличается от стандартных, и вероятнее всего они были самодельными.
Лично мне их конструкция видится примерно так - лист металла, изогнутый на конус, две приварных пластины-фиксатора конуса на корпусе, 2 болта приваренных к конусу + полоска-фиксатор (одна из них имела не совсем ровную форму и дополнительное отверстие по центру) и две барашковых гайки:
Для наглядности - несколько иллюстраций о том как выглядел один из вариантов стандартного гнезда бутылочного домкрата (наиболее близкий по конструктиву к гнездам домкратов на БТ-СВ-2) ну и внешний вид самих домкратов:
Как правило домкраты в защитный цвет не окрашивались, но, справедливости ради, стоит отметить что есть пусть и редкие, но все-таки фото БТ-ешек, на которых "бутылка" домкрата явно окрашена в тот же цвет, что и корпус танка.
8) Лист-жалюзи фиксировался на двух внутренних петлях (снаружи видна только их осевая шарнирная часть)
(В процессе)...
2) Центральный лист кормы имел изогнутую форму и фиксировался сварными соединениями к силовым деталям корпуса сверху и с боков, и к стальной трубе и картерам – снизу.
В верхней плоскости центрального листа располагался ящик ЗиП с фиксаторами под две БСЛ-110, задний фонарь и (топливная?!?) наливная пробка.
С задним фонарем связан еще один из нюансов - отличающих раннюю "Черепаху" от поздней!
Чертежи заднего фонаря из альбома по А-20 для наглядности монтажа на броне
Ну и он же, только в цвете...
В нижней плоскости были приклепаны (на 6 заклепок каждая) 2 литых однорымных площадки для надевания буксировочных серег позднего типа и располагалась еще одна пробка (сливная?).
По бокам от картеров было по два отверстия для болтов – фиксирующих листы бронировки гитары. А по нижним краям центрального листа кормы - по два отверстия для болтов, фиксирующих нижние задние угловые листы боковой брони.
5) Как, и к чему, фиксировались нижние края листов бронировки гитары - ни на одном из фото не видно...
Фиксация, следуя логике, явно была разъемной и каким-то образом эти детали (вероятнее всего) крепились к крышке картера
(В процессе)
3) Задняя стальная труба корпуса с напрессованными и наваренными на ее концы картерами бортовой передачи – по центру трубы расположено отверстие с пробкой для набивания ее смазкой. В дне каждого картера также должны должны быть 2 отверстия для спуска и налива масла. Крышка картера крепилась к дну гайками в сторону от корпуса танка.
4) Нижний наклонный лист фиксируется сварными соединениями к стальной трубе и картерам, а снизу к днищу танка. По бокам листа ввернуты и расклепаны 12 шпилек (по 6 с каждой стороны) для крепления кронштейнов тормозов (данная деталь кормы осталась от танка-"исходника" в неизменном виде).
9) Ну и напоследок -
ящик ЗиП - который тоже сам по себе очень интересен... На танках серии БТ было всего два вида (без учета самодельных!) кормовых ящиков для инструментов:
1) одностворчатые (поздние) - крышка которых имела отбуртовку вниз и фиксировалась на 4-ех петлях и 3-ех петельных запорах с проушинами (типа "рундук") под навесной замок, корпус ящика отбуртовки не имел.
2) двухстворчатые (ранние) - крышки которых отбуртовки не имели, фиксировались на 3-ех петлях и 2-ух запорах каждая, по левой стороне правой крышки приваривалась полоса металла в нахлест по соседней крышке, корпус ящика имел отбуртовку верхнего края внутрь (на которую укладывались створки крышки);
Оба типа ящиков имели сходное строение внутренних перегородок
И крепились к наклонному листу кормы на 3 уголка (2 снизу и 1 сверху по центру).
Эти уголки фиксировались к бронелисту кормы танка на болты, а к самому ящику:
1-ностворчатые (поздние) - сваркой;
2-хстворчатые (ранние) - встречается два варианта: либо сваркой, либо на болт с гайкой (гайками наружу, что логично т.к. внутри ящика помимо всего-прочего была еще и всякая "мелочушка" в мешочках-кисетах из брезента и отсутствие торчащих внутрь ящика резьбовых частей болтов обеспечивало этим-самым "чехлам для мелочей" дополнительную сохранность от разрывов).
На многих фотографиях БТ-ушек видно что в петельные запоры вставляли металлический прут на конце которого было загнуто кольцо под прямым углом к пласти прута (для экономии количества навесных замков, как на иллюстрации ниже).
И что же мы видим на БТ-СВ-2? На корме закреплен нетипичный двухстворчатый ящик, на крышках ящика закреплены 2 стандартных двухлепестковых фиксатора под две БСЛ-110 (без деревянной подложки под черенки лопат). И в процессе испытаний его еще и крепко помяли в верхнем правом углу.
Навесных замков ни на одной из фотографий "Черепахи" не наблюдается от слова "совсем", а крышка удерживается металлическим прутом с загнутым (по типу крюка) концом.
Но на одном из фото кроме двух лопат угадывается еще что-то третье. Лом, ключ для натяжки гусениц или труба-рычаг от составной версии этого ключа?
А ключевая нетипичность этого ящика ЗиП заключается в его происхождении
Т.к. его переделали, путем подрезки по длине, из стандартного двухстворчатого (судя по всему б/у, т.к. на всех фотографиях отсутствует крайняя справа поворотная петля).
Уголков для фиксации ящика к бронелисту кормы не имеется, и судя по всему его просто приварили к нему (без деталей-посредников).
Кстати, отверстий в стенках ящика от фиксации уголков на метизы разглядеть не удалось, и скорее всего изначально (еще при "первой жизни" этого ящика ЗиП) эти уголки крепились к нему сваркой, а затем были срезаны...Ну и для окончательного завершения данного поста - пару иллюстраций о том как выглядели ключ для натяжки гусениц, труба-рычаг (на фото - она вместе с ключом) от его более поздей версии и БСЛ-110 (как говорится - на всякий случай).