Черная танкистская униформа.
В 1930-ые годы военнослужащие бронетанковых войск соединений большинства армий носили защитные куртки и комбинезоны. Их, в комплекте или порознь, полагалось надевать поверх обычной полевой формы при обслуживании танков или бронемашин и во время маневров или боевых действий. Приказ от 17 ноября 1934 гола, учреждавший “особую форму обмундирования для германских танковых войск”, выпадал из ряда прочих подобных распоряжений, потому что требовал, чтобы такую форму военнослужащий носил, только находясь в своей боевой машине или во время ее обслуживания. Во всех иных обстоятельствах надлежало обходиться обычной общевойсковой полевой формой серого цвета. Причем право на новую форму имели только члены экипажей танков и других бронированных самоходных установок, а также механики и ремонтники. Прочий персонал должен был довольствоваться общевойсковой полевой формой серо-стального цвета. Стоит заметить, что ни одно из этих ограничений довольно долго после начала войны не соблюдалось должным образом. Черную форму стремились носить и те, кто служил на территории самой Германии, и именно в такой форме (и это несмотря на запрет) солдаты пытались отправиться в увольнительную. В танкистских черных коротких куртках и брюках ходили не только сами танкисты и механики, но и другие военнослужащие, прикомандированные к бронетанковым частям.
На покрой формы оказали влияние несколько факторов, и каждый из них, вероятно, сыграл свою роль.
Предполагалось создать практичный мужской костюм, в котором было бы удобно забираться в боевую машину, работать внутри нее и выбираться из нее. Но в танке очень тесно, отовсюду торчат неудобно расположенные металлические детали, так что легко повредить униформу. Кроме того, в танке грязно, везде потеки машинного масла, да еще откуда-нибудь обязательно дует. По этому форму шили из двух частей: куртки и брюк.
Полевая куртка представляла собой укороченный китель, плотно облегающий тело и безо всяких “цепляющихся” деталей и украшений. Брюки, по тем же причинам, собирались на лодыжке. Расцветка – черная. Куртка – двубортная, с глубоким запахом, чтобы было теплее. Вырез двубортной куртки открывал общевойсковую гимнастерку серого цвета с черным галстуком.
Головным убором служил так называемый защитный шлем. Он состоял из двух частей: большого мягкого берета и подшлемника, который непосредственно облегал голову. Берет надевался на подбитый войлоком подшлемник на клеенчатой подкладке и вплотную подгонялся к нему. Сам подшлемник обтягивался черной шерстяной тканью.
После начала Второй Мировой войны, и боевых действий как таковых, стало ясно, что защитный шлем не нашел особого признания у экипажей. Во-первых, танковые соединения все больше полагались на радиосвязь между танками, что требовало от командиров и радистов танков постоянно носить на голове большие наушники с резиновыми подушками вокруг телефоном и микрофона у горла. Очень скоро стало ясно, что радиооборудование плохо стыкуется с защитным шлемом. И офицеры стали обходиться без шлемов, заменяя их офицерской полевой пилоткой модели 1938 года, но только черного цвета с серебристыми знаками различия и серебристым кантом. Такие пилотки, пилотки были у многих участников польской кампании в сентябре 1939 года. Правда уже в боях на Западе в мае 1940 года на многих солдатах танковых войск черная форма сочеталась с обычными армейскими серыми полевыми пилотками.
Куртка с большим отложным воротником и широкими лацканами доходила до талии. Левая сторона, застегиваясь, накладывалась на правую, и верхняя правая пуговица располагалась совсем рядом с правой подмышкой, так что грудь закрывалась двумя слоями плотной ткани. Передний край затем по косой шел к талии. Крутка-китель застегивалась на большие черные пуговицы из пластмассы, располагавшиеся на правой стороне. Еще две пуговицы пришивались прямо по краю полы, как у обычной одежды. Еще одна пуговица при случае нашивалась сразу же под верхним внутренним углом правого лацкана. Три пуговичные петли на левом отвороте соответствовали этим отдельно расположенным пуговицам, так что в холодную погоду можно было отвернуть лацканы и застегнуться до самого подбородка. Обыкновенно на внутренних концах глубоких разрезов, отделявших воротник от лацканов, вшивали крючки с ответными петлями для них, чтобы при непогоде можно было застегнуться наглухо.
Подкладка куртки изготавливалась из двух частей: обе части из светло-серой песочной хлопчатобумажной ткани пришивались спереди. В левой половине подкладки предусматривался карман. Встречались куртки и с двумя внутренними карманами.
Брюки полевого обмундирования шили тоже из черной ткани. Обыкновенно они держались на талии поясом из плотного тканого материала. Этот серый матерчатый пояс составлял единое целое с брюками и застегивался спереди, для чего предусматривалась небольшая пряжка с тремя защелками. По бокам брюк – два скошенных кармана. Карманы прикрывались клапанами, застегивавшимися на пуговицы впереди и внизу. Иногда вместо пуговиц использовались кнопки. Спереди справа располагался небольшой кармашек для часов. Сзади, на бедрах, могло быть два кармана, но иногда обходились и одним. Задний карман застегивался на пуговицу или прикрывался клапаном.
Широкие штанины оставались прямыми до самой лодыжки, где они начинали конусообразно сужаться.
Знаки различия, полагавшиеся форме танкистов, в некоторых отношения можно назвать единственным в своем роде. Край ворота отделывался кантов цвета, обозначавшего род войск, и все военнослужащие, от рядового до генерала, носили форму кантов соответствующего цвета. Цвет, обозначавший бронетанковые войска был розовый.
На воротники мундиров и кителей всех чинов нашивались параллелограммы из черной ткани. Эти нашивки также отделывались по внешнему контуру тем же кантом, что и воротник. К нашивке крепилась эмблема серебристого цвета с изображением черепа.
Погоны танкисты носили так же, как и другие военнослужащие Вермахта. Погон по всей длине, за исключением широкого “открытого” конца, отделывался кантом расцветки соответствующего рода войск. Погоны танкистов обычно не пристегивались, а вшивались в плечевые швы куртки, благодаря этому танкист не мог зацепиться за что-либо в тесном боевом отделении танка.
[ATTACH]4239[/ATTACH]
[ATTACH]4240[/ATTACH]
[ATTACH]4241[/ATTACH]
[ATTACH]4242[/ATTACH]
[ATTACH]4243[/ATTACH]
[ATTACH]4244[/ATTACH]
[ATTACH]4245[/ATTACH]
Источники:
1. Уиндроу М., Хук Р., "Танковые дивизии Вермахта", 2003
2. Шунков В., "Вермахт", 2003
Автор: Олег Бегинин
[email]weltkrieg1945@bk.ru[/email]
Тропическая униформа танкистов.
Первые немецкие танкисты, прибывшие в Триполи в начале марта 1941 года, носили "европейскую"форму. Однако, вскоре она стала заменяться специальным тропическим обмундированием, разработанным по заказу армии профильным институтом Гамбургского университета. Этот заказ был сделан после того, как стало ясно, что участие немецких войск в боевых действиях в районе Средиземного моря и на Ближнем Востоке - дело недалекого будущего. Уже к концу 1940 года были созданы значительные запасы тропического обмундирования и снаряжения. Основными элементами формы танкистов, как и у военнослужащих других родов войск, были китель, рубашка, штаны, бриджи или шорты, ботинки, головной убор. Китель оливкового цвета изготавливался из легкой хлопковой ткани с открытым воротником. Четыре накладных кармана со складками посередине и застегивающимися на пуговицы клапанами располагались на полах и груди. Китель застегивался на пять металлических пуговиц, выкрашенных в тот же оливковый цвет. Пуговицы были съемными и крепились с помощью разделяющихся колец изнутри на переднюю планку правого борта кителя. В нижней части с внутренней стороны этой же планки имелся кармашек. Длина манжет регулировалась двумя пуговицами. Внутри кителя по бокам располагались петли, через которые пропускался пояс.
Некоторые офицеры, особенно старшие, носили кители, сшитые на заказ. От стандартной формы они отличались в основном качеством материала. Хлопковая ткань заменялась, например, шерстяной.
В 1942 году китель был немного изменен. В отличие от более раннего варианта карманы новой формы не имели складок. Еще позже изменениям подверглись клапаны карманов: вместо остроконечных они стали прямыми.
Для тропической униформы были разработаны свои знаки различия: одинаковые для всех званий петлицы на воротнике бледного серо-голубого цвета на рыжевато-коричневой основе и нагрудный орел бледно-голубого шелка также на рыжевато-коричневой основе. Однако, многие офицеры, в том числе и танкисты, стремясь подчеркнуть свое звание, вручную перешивали орла и петлицы со своей "европейской" формы вместо предусмотренных вариантов для тропической формы. Танкисты пошли еще дальше: чтобы выделить себя среди представителей других родов войск на нижние лацканы кителя прикреплялась мертвая голова, которая на черной "европейской" куртке располагалась на петлицах.
У унтер-офицеров по краю верхних лацканов шел галун, который был медно-коричневого цвета, а не серебристый, как на континентальной форме. Такой же галун шел и по краю унтер-офицерских погон. Нарукавные нашивки старших солдат представляли собой медно-коричневые полосы на темно-оливковой основе.
Погоны изготавливались из того же материала, что и китель. Как и в Европе, цвет канта у танкистов был розовый, а на сами погоны иногда прикрепляли номер танкового полка. Ношение съемных погон с "европейской" формы на тропической было стандартным для немецких офицеров в Северной Африке. Из легкой хлопковой ткани оливкового цвета шилась и рубашка с длинными рукавами и двумя нагрудными карманами такой же формы, как и на кителе. Спереди рубашка застегивалась на четыре пуговицы, а еще по две пуговицы были на каждом манжете. Часто рубашку носили вместо кителя. В таком случае на нее нашивали погоны и нагрудного орла. К рубашке полагался галстук того же цвета, но носили его редко. Штаны и бриджи застегивались на пуговицы и имели внутренний пояс, два косых кармана с боков, один на бедре и с правой стороны - кармашек для часов. К низу штанов иногда подшивалась полоска, которая стягивала штанину у ботинка. Бриджи затягивались ниже колена с помощью шнуровки. Шорты, штаны и брюки изготавливались из тех же материалов, что и китель.
Для использования в тропиках была разработана и специальная обувь. Ботинки из красно-коричневой кожи и парусины существовали в двух вариантах: укороченный и высокий со шнуровкой до колен. Помимо этих ботинок использовалась и другая обувь, в том числе и трофейные английские ботинки. Несколько слов о ремнях. Помимо различных вариантов из коричневой и черной кожи, использовались ремни из брезентового материала. При этом пряжки красились в оливковый цвет.
Температуры в пустыне очень изменчивы, и холодные ночи не редкость. Поэтому для Африки была разработана специальная шинель. Похожая на "европейскую" по крою, она целиком изготавливалась из темно-коричневой шерсти. Шинель была двубортной и застегивалась на два ряда пуговиц оливкового цвета. Сзади имелся хлястик. Основным предметом, отличавшим тропическую форму, был конечно же пробковый шлем, обтянутый оливковой парусиной. Изнутри он отделывался красной тканью, а низ полей - зеленой. Ободок полей и ремешок были кожаными. С боков крепились две металлические эмблемы: косые черная, серебряная и красная линии - справа и орел со свастикой - с левой стороны.
Пробковый шлем не пользовался успехом у частей на, но довольно часто его использовали в тылу, на парадах и т.д. Намного более популярными были кепки и пи- лотки. Тропический вариант пилотки изготавливался из оливковой ткани, а изнутри отделывался красной. С двух сторон имелось по одному вентиляционному отверстию. Наряду с тропической пилоткой, у танкистов была распространена мода носить черные пилотки с "европейской" формы. Использовались и популярные у солдат кепки с длинным козырьком, защищавшим глаза от ярких солнечных лучей. Тропический вариант был похож на кепи, которые носили в горно-стрелковых войсках, но имел свои характерные отличия. В частности, отвороты у тропической кепки не опускались ( в отличие от тропической пилотки ). Кепка шилась из легкой оливковой парусины и отделывалась красной хлопковой тканью изнутри. С каждой стороны было по два вентиляционных отверстия. У офицерских вариантов кепки и пилотки вдоль края тульи и передней части отворота присутствовал шитый алюминиевый кант. В некоторых случаях офицерскую кепку или пилотку делали из солдатской, нашивая, например, серебряный крученый шнур там, где должно быть алюминиевое шитье. По центру головного убора располагалась шелковая кокарда (черно-бело-красная)в красно-коричневом ромбе. До июля 1942 года кокарду огибал шеврон рода войск. Над кокардой нашивался орел, той же расцветки, что и на кителе. На солнце кепка постепенно выгорала, и степень ее "белизны" могла подсказать, что солдат или уже ветеран боев в пустыне, или еще "новичок" в Африке. "Европейские" офицерские фуражки также активно использовались. Нельзя не упомянуть о нарукавной ленте солдат Африканского корпуса. До появления официального варианта в июле 1941 года существовали самодельные ленты, представлявшие собой надпись "Afrikakorps", вышитую серо-серебряными буквами на черной материи. При этом некоторые экземпляры имели окантовку того же цвета по низу и верху ленты. Официальная версия выглядела следующим образом: красно-коричневая лента с темно-зеленой полосой по центру, окантованная шитыми алюминиевыми линиями и надписью "AFRIKAKORPS". Ширина ленты - 3,3 см. По правилам лента нашивалась на нижнюю часть правого рукава тропического кителя, но допускалось ношение ленты и на "европейской" форме во время отпуска и т.п.
В феврале 1943 года лента была изменена. Новая нашивка представляла собой светло-коричневую ленту из верблюжьей шерсти с серо-серебряной надписью "Afrika", двумя пальмами по бокам и окантовкой. Помимо внешнего вида, изменился и статус ленты. Теперь это была уже не эмблема соединения, а скорее награда за участие в кампании. Для получения ленты было необходимо прослужить в Африке не менее 6 месяцев, получить ранение или тяжело заболеть с отправкой в Европу. Лента носилась на нижней части левого рукава.
[ATTACH]4246[/ATTACH]
[ATTACH]4247[/ATTACH]
[ATTACH]4248[/ATTACH]
[ATTACH]4249[/ATTACH]
Источники:
1. Armor at war series, "Armor of the Deutsches Afrikakorps", 2000
2. Elite series, “Afrikakorps 1941-43”, 1999
Автор: Олег Бегинин
В 1930-ые годы военнослужащие бронетанковых войск соединений большинства армий носили защитные куртки и комбинезоны. Их, в комплекте или порознь, полагалось надевать поверх обычной полевой формы при обслуживании танков или бронемашин и во время маневров или боевых действий. Приказ от 17 ноября 1934 гола, учреждавший “особую форму обмундирования для германских танковых войск”, выпадал из ряда прочих подобных распоряжений, потому что требовал, чтобы такую форму военнослужащий носил, только находясь в своей боевой машине или во время ее обслуживания. Во всех иных обстоятельствах надлежало обходиться обычной общевойсковой полевой формой серого цвета. Причем право на новую форму имели только члены экипажей танков и других бронированных самоходных установок, а также механики и ремонтники. Прочий персонал должен был довольствоваться общевойсковой полевой формой серо-стального цвета. Стоит заметить, что ни одно из этих ограничений довольно долго после начала войны не соблюдалось должным образом. Черную форму стремились носить и те, кто служил на территории самой Германии, и именно в такой форме (и это несмотря на запрет) солдаты пытались отправиться в увольнительную. В танкистских черных коротких куртках и брюках ходили не только сами танкисты и механики, но и другие военнослужащие, прикомандированные к бронетанковым частям.
На покрой формы оказали влияние несколько факторов, и каждый из них, вероятно, сыграл свою роль.
Предполагалось создать практичный мужской костюм, в котором было бы удобно забираться в боевую машину, работать внутри нее и выбираться из нее. Но в танке очень тесно, отовсюду торчат неудобно расположенные металлические детали, так что легко повредить униформу. Кроме того, в танке грязно, везде потеки машинного масла, да еще откуда-нибудь обязательно дует. По этому форму шили из двух частей: куртки и брюк.
Полевая куртка представляла собой укороченный китель, плотно облегающий тело и безо всяких “цепляющихся” деталей и украшений. Брюки, по тем же причинам, собирались на лодыжке. Расцветка – черная. Куртка – двубортная, с глубоким запахом, чтобы было теплее. Вырез двубортной куртки открывал общевойсковую гимнастерку серого цвета с черным галстуком.
Головным убором служил так называемый защитный шлем. Он состоял из двух частей: большого мягкого берета и подшлемника, который непосредственно облегал голову. Берет надевался на подбитый войлоком подшлемник на клеенчатой подкладке и вплотную подгонялся к нему. Сам подшлемник обтягивался черной шерстяной тканью.
После начала Второй Мировой войны, и боевых действий как таковых, стало ясно, что защитный шлем не нашел особого признания у экипажей. Во-первых, танковые соединения все больше полагались на радиосвязь между танками, что требовало от командиров и радистов танков постоянно носить на голове большие наушники с резиновыми подушками вокруг телефоном и микрофона у горла. Очень скоро стало ясно, что радиооборудование плохо стыкуется с защитным шлемом. И офицеры стали обходиться без шлемов, заменяя их офицерской полевой пилоткой модели 1938 года, но только черного цвета с серебристыми знаками различия и серебристым кантом. Такие пилотки, пилотки были у многих участников польской кампании в сентябре 1939 года. Правда уже в боях на Западе в мае 1940 года на многих солдатах танковых войск черная форма сочеталась с обычными армейскими серыми полевыми пилотками.
Куртка с большим отложным воротником и широкими лацканами доходила до талии. Левая сторона, застегиваясь, накладывалась на правую, и верхняя правая пуговица располагалась совсем рядом с правой подмышкой, так что грудь закрывалась двумя слоями плотной ткани. Передний край затем по косой шел к талии. Крутка-китель застегивалась на большие черные пуговицы из пластмассы, располагавшиеся на правой стороне. Еще две пуговицы пришивались прямо по краю полы, как у обычной одежды. Еще одна пуговица при случае нашивалась сразу же под верхним внутренним углом правого лацкана. Три пуговичные петли на левом отвороте соответствовали этим отдельно расположенным пуговицам, так что в холодную погоду можно было отвернуть лацканы и застегнуться до самого подбородка. Обыкновенно на внутренних концах глубоких разрезов, отделявших воротник от лацканов, вшивали крючки с ответными петлями для них, чтобы при непогоде можно было застегнуться наглухо.
Подкладка куртки изготавливалась из двух частей: обе части из светло-серой песочной хлопчатобумажной ткани пришивались спереди. В левой половине подкладки предусматривался карман. Встречались куртки и с двумя внутренними карманами.
Брюки полевого обмундирования шили тоже из черной ткани. Обыкновенно они держались на талии поясом из плотного тканого материала. Этот серый матерчатый пояс составлял единое целое с брюками и застегивался спереди, для чего предусматривалась небольшая пряжка с тремя защелками. По бокам брюк – два скошенных кармана. Карманы прикрывались клапанами, застегивавшимися на пуговицы впереди и внизу. Иногда вместо пуговиц использовались кнопки. Спереди справа располагался небольшой кармашек для часов. Сзади, на бедрах, могло быть два кармана, но иногда обходились и одним. Задний карман застегивался на пуговицу или прикрывался клапаном.
Широкие штанины оставались прямыми до самой лодыжки, где они начинали конусообразно сужаться.
Знаки различия, полагавшиеся форме танкистов, в некоторых отношения можно назвать единственным в своем роде. Край ворота отделывался кантов цвета, обозначавшего род войск, и все военнослужащие, от рядового до генерала, носили форму кантов соответствующего цвета. Цвет, обозначавший бронетанковые войска был розовый.
На воротники мундиров и кителей всех чинов нашивались параллелограммы из черной ткани. Эти нашивки также отделывались по внешнему контуру тем же кантом, что и воротник. К нашивке крепилась эмблема серебристого цвета с изображением черепа.
Погоны танкисты носили так же, как и другие военнослужащие Вермахта. Погон по всей длине, за исключением широкого “открытого” конца, отделывался кантом расцветки соответствующего рода войск. Погоны танкистов обычно не пристегивались, а вшивались в плечевые швы куртки, благодаря этому танкист не мог зацепиться за что-либо в тесном боевом отделении танка.
[ATTACH]4239[/ATTACH]
[ATTACH]4240[/ATTACH]
[ATTACH]4241[/ATTACH]
[ATTACH]4242[/ATTACH]
[ATTACH]4243[/ATTACH]
[ATTACH]4244[/ATTACH]
[ATTACH]4245[/ATTACH]
Источники:
1. Уиндроу М., Хук Р., "Танковые дивизии Вермахта", 2003
2. Шунков В., "Вермахт", 2003
Автор: Олег Бегинин
[email]weltkrieg1945@bk.ru[/email]
Тропическая униформа танкистов.
Первые немецкие танкисты, прибывшие в Триполи в начале марта 1941 года, носили "европейскую"форму. Однако, вскоре она стала заменяться специальным тропическим обмундированием, разработанным по заказу армии профильным институтом Гамбургского университета. Этот заказ был сделан после того, как стало ясно, что участие немецких войск в боевых действиях в районе Средиземного моря и на Ближнем Востоке - дело недалекого будущего. Уже к концу 1940 года были созданы значительные запасы тропического обмундирования и снаряжения. Основными элементами формы танкистов, как и у военнослужащих других родов войск, были китель, рубашка, штаны, бриджи или шорты, ботинки, головной убор. Китель оливкового цвета изготавливался из легкой хлопковой ткани с открытым воротником. Четыре накладных кармана со складками посередине и застегивающимися на пуговицы клапанами располагались на полах и груди. Китель застегивался на пять металлических пуговиц, выкрашенных в тот же оливковый цвет. Пуговицы были съемными и крепились с помощью разделяющихся колец изнутри на переднюю планку правого борта кителя. В нижней части с внутренней стороны этой же планки имелся кармашек. Длина манжет регулировалась двумя пуговицами. Внутри кителя по бокам располагались петли, через которые пропускался пояс.
Некоторые офицеры, особенно старшие, носили кители, сшитые на заказ. От стандартной формы они отличались в основном качеством материала. Хлопковая ткань заменялась, например, шерстяной.
В 1942 году китель был немного изменен. В отличие от более раннего варианта карманы новой формы не имели складок. Еще позже изменениям подверглись клапаны карманов: вместо остроконечных они стали прямыми.
Для тропической униформы были разработаны свои знаки различия: одинаковые для всех званий петлицы на воротнике бледного серо-голубого цвета на рыжевато-коричневой основе и нагрудный орел бледно-голубого шелка также на рыжевато-коричневой основе. Однако, многие офицеры, в том числе и танкисты, стремясь подчеркнуть свое звание, вручную перешивали орла и петлицы со своей "европейской" формы вместо предусмотренных вариантов для тропической формы. Танкисты пошли еще дальше: чтобы выделить себя среди представителей других родов войск на нижние лацканы кителя прикреплялась мертвая голова, которая на черной "европейской" куртке располагалась на петлицах.
У унтер-офицеров по краю верхних лацканов шел галун, который был медно-коричневого цвета, а не серебристый, как на континентальной форме. Такой же галун шел и по краю унтер-офицерских погон. Нарукавные нашивки старших солдат представляли собой медно-коричневые полосы на темно-оливковой основе.
Погоны изготавливались из того же материала, что и китель. Как и в Европе, цвет канта у танкистов был розовый, а на сами погоны иногда прикрепляли номер танкового полка. Ношение съемных погон с "европейской" формы на тропической было стандартным для немецких офицеров в Северной Африке. Из легкой хлопковой ткани оливкового цвета шилась и рубашка с длинными рукавами и двумя нагрудными карманами такой же формы, как и на кителе. Спереди рубашка застегивалась на четыре пуговицы, а еще по две пуговицы были на каждом манжете. Часто рубашку носили вместо кителя. В таком случае на нее нашивали погоны и нагрудного орла. К рубашке полагался галстук того же цвета, но носили его редко. Штаны и бриджи застегивались на пуговицы и имели внутренний пояс, два косых кармана с боков, один на бедре и с правой стороны - кармашек для часов. К низу штанов иногда подшивалась полоска, которая стягивала штанину у ботинка. Бриджи затягивались ниже колена с помощью шнуровки. Шорты, штаны и брюки изготавливались из тех же материалов, что и китель.
Для использования в тропиках была разработана и специальная обувь. Ботинки из красно-коричневой кожи и парусины существовали в двух вариантах: укороченный и высокий со шнуровкой до колен. Помимо этих ботинок использовалась и другая обувь, в том числе и трофейные английские ботинки. Несколько слов о ремнях. Помимо различных вариантов из коричневой и черной кожи, использовались ремни из брезентового материала. При этом пряжки красились в оливковый цвет.
Температуры в пустыне очень изменчивы, и холодные ночи не редкость. Поэтому для Африки была разработана специальная шинель. Похожая на "европейскую" по крою, она целиком изготавливалась из темно-коричневой шерсти. Шинель была двубортной и застегивалась на два ряда пуговиц оливкового цвета. Сзади имелся хлястик. Основным предметом, отличавшим тропическую форму, был конечно же пробковый шлем, обтянутый оливковой парусиной. Изнутри он отделывался красной тканью, а низ полей - зеленой. Ободок полей и ремешок были кожаными. С боков крепились две металлические эмблемы: косые черная, серебряная и красная линии - справа и орел со свастикой - с левой стороны.
Пробковый шлем не пользовался успехом у частей на, но довольно часто его использовали в тылу, на парадах и т.д. Намного более популярными были кепки и пи- лотки. Тропический вариант пилотки изготавливался из оливковой ткани, а изнутри отделывался красной. С двух сторон имелось по одному вентиляционному отверстию. Наряду с тропической пилоткой, у танкистов была распространена мода носить черные пилотки с "европейской" формы. Использовались и популярные у солдат кепки с длинным козырьком, защищавшим глаза от ярких солнечных лучей. Тропический вариант был похож на кепи, которые носили в горно-стрелковых войсках, но имел свои характерные отличия. В частности, отвороты у тропической кепки не опускались ( в отличие от тропической пилотки ). Кепка шилась из легкой оливковой парусины и отделывалась красной хлопковой тканью изнутри. С каждой стороны было по два вентиляционных отверстия. У офицерских вариантов кепки и пилотки вдоль края тульи и передней части отворота присутствовал шитый алюминиевый кант. В некоторых случаях офицерскую кепку или пилотку делали из солдатской, нашивая, например, серебряный крученый шнур там, где должно быть алюминиевое шитье. По центру головного убора располагалась шелковая кокарда (черно-бело-красная)в красно-коричневом ромбе. До июля 1942 года кокарду огибал шеврон рода войск. Над кокардой нашивался орел, той же расцветки, что и на кителе. На солнце кепка постепенно выгорала, и степень ее "белизны" могла подсказать, что солдат или уже ветеран боев в пустыне, или еще "новичок" в Африке. "Европейские" офицерские фуражки также активно использовались. Нельзя не упомянуть о нарукавной ленте солдат Африканского корпуса. До появления официального варианта в июле 1941 года существовали самодельные ленты, представлявшие собой надпись "Afrikakorps", вышитую серо-серебряными буквами на черной материи. При этом некоторые экземпляры имели окантовку того же цвета по низу и верху ленты. Официальная версия выглядела следующим образом: красно-коричневая лента с темно-зеленой полосой по центру, окантованная шитыми алюминиевыми линиями и надписью "AFRIKAKORPS". Ширина ленты - 3,3 см. По правилам лента нашивалась на нижнюю часть правого рукава тропического кителя, но допускалось ношение ленты и на "европейской" форме во время отпуска и т.п.
В феврале 1943 года лента была изменена. Новая нашивка представляла собой светло-коричневую ленту из верблюжьей шерсти с серо-серебряной надписью "Afrika", двумя пальмами по бокам и окантовкой. Помимо внешнего вида, изменился и статус ленты. Теперь это была уже не эмблема соединения, а скорее награда за участие в кампании. Для получения ленты было необходимо прослужить в Африке не менее 6 месяцев, получить ранение или тяжело заболеть с отправкой в Европу. Лента носилась на нижней части левого рукава.
[ATTACH]4246[/ATTACH]
[ATTACH]4247[/ATTACH]
[ATTACH]4248[/ATTACH]
[ATTACH]4249[/ATTACH]
Источники:
1. Armor at war series, "Armor of the Deutsches Afrikakorps", 2000
2. Elite series, “Afrikakorps 1941-43”, 1999
Автор: Олег Бегинин