Попытаю счастья и в этом конкурсе. Правда, в Сети (и на Каропке, в частности) уйма моделей данного аппарата, и что-то сильно новое в образ привнести вряд ли удастся. Стиль, как обычно, будет слегка сувенирный. Цветных фотографий прототипа, по всей видимости, не существует, поэтому имеется некоторое поле для авторских фантазий. Кроме того, сборка уже давно перевалила за середину, так что в основном буду выкладывать готовые фотоотчёты без возможности внесения коррекций в работу, что, впрочем, правилам не противоречит. Мой собственный обзор исходного комплекта от Roden - здесь: Petroczy-Karman-Zurovec PKZ-2 [1:72] Информационного материала имеется достаточно, будем двигаться вперёд.
Итак, несколько первых шагов. Заранее зная о заметной хрупкости деталей и сложности в сочленении частей рамы под нужными углами, я решил использовать импровизированный стапель из картона. В качестве основы вырезал круг размеченный на отдельные трети, а для жёсткости добавил цокольный обруч. После состыковки первых элементов обнаружилось, что центральная ось получается коротковатой, поэтому нарастил её кусочком тянутого литника. После черновой окраски рамы стало возможным установить раскрашенные в меру собственного представления моторы.
К слову о моторах. На примере PKZ-2 я впервые узнал о существовании ротативной схемы. Ведь производитель предусмотрел в данной модели вращение блока цилиндров вокруг осей!
Теперь собираем бензобаки (интересная у них форма, однако): С деталями пришлось поработать ножом и шкуркой, поскольку были видны следы фрезерования пресс-формы, а также имелся сдвиг половин при литье. Что же касается цвета бензобаков, то в Сети есть множество противоречивых мнений по этому поводу, каковые отразились и в самых разных вариантах раскраски собранных моделей. Я - сторонник цепляющих взгляд работ, поэтому выбрал может и не самую вероятную, но, зато, одну из самых красивых версий - латунь. Остаётся только ещё добавить карбюраторы и бензопроводы.
Казалось, всё идёт благополучно, но тут-то нас и подстерегала первая авария! Согласно плану, я попытался снять модель со стапеля (чтобы, выполнив ряд доработок, установить уже на новый стапель, для натягивания расчалок). Однако, хрупкая конструкция тут же развалилась на части, хоть и не до конца. Плохо то, что при повторных склеиваниях, сочленения пластиковых деталей становятся всё менее прочными. Забегая вперёд, отмечу, что в дальнейшем пришлось из-за этого перейти с бутилацетатного клея на цианоакрилатный. Ладно, раз уж всё равно детали отломались, воспользуемся более удобным доступом: просверлим тончайшие отверстия для расчалок и добавим импровизированные ручки магнето из тянутого литника и электропроводку из мононити. После чего повторно соберём конструкцию на новом стапеле. Ну и теперь пришла пора натянуть расчалки. Надо заметить, толковой схемы расчалок найти мне так и не удалось. Но, по результатам изучения массы чертежей и фотографий, сочинил всё же некую регулярную структуру. В итоге, в моей модели расчалки натянуты тремя независимыми замкнутыми контурами, что должно, по идее, способствовать равномерному распределению натяжения по отдельным "лучам".
Попробуем теперь слегка разобраться с подставкой. Проблема в том, что фирма "Roden", хоть и предоставила пластмассовую заготовку для основания, но почему-то совершенно не предусмотрела фиксацию модели на нём. Имеется по центру лишь странное углубление, диаметр коего совершенно не соответствует размеру центрального амортизатора вертолёта. Если озаботиться вопросом установки, то простейшим вариантом могло бы стать расширение имеющегося углубления до совпадения с дном амортизатора. Однако, такой способ представляется недостаточно надёжным, так как при переноске модели, всё запросто может выпасть и разбиться. Подойдём-ка лучше более основательно и используем для фиксации прочный штифт! Раздобыв пару осей от мини-моторчиков, попробуем закруглить и отшлифовать кончик одной из них. Отлично! Теперь просверлим отверстие в подставке и на эпоксидке вклеим туда наш штифт. Зашпаклюем углубление и подготовим дно центрального амортизатора для фиксации на штифте, добавив ещё и балласт из гаек. (Жаль изводить столько гаек, но на что только не пойдёшь ради искусства!) Наконец, зафиксируем балласт внутри амортизатора - опять же при помощи эпоксидного клея. После этого уже сможем собрать центральный амортизатор целиком.
Раз дело коснулось амортизаторов, то есть смысл разобраться уж со всеми сразу, пока модель ещё на стапеле. Соберём 3 боковых амортизатора, раскрасим их и подсоединим часть крепёжных элементов: Далее, установим боковые амортизаторы на концах рамы, снабдив дополнительными упорами. (Здесь нам опять пригодится цианоакрилат.) Теперь можно убрать нижнюю часть стапеля и завершить работу с центральным амортизатором: Наконец основная конструкция у нас в сборе, и можно будет избавиться от стапеля полностью...
Остаётся добавить верхнюю часть конструкции - несущие винты и "корзину"-гондолу наблюдателя. Начнём с подготовки последней: Имитировать клёпку гондолы из листов металла, честно говоря, сильно лень, зато для оживления образа нанесём, всё же, не существовавшие в реальности кресты. Могли же они появиться, не разбейся аппарат на испытаниях? Добавим сразу нижнюю втулку, так будет удобнее при дальнейшей сборке: Теперь займёмся винтами. Перед покраской наметим имитацию крепления металлических накладок. Сами лопасти раскрасим под дерево, как и, ранее, сиденье внутри гондолы. Наконец, соберём всё воедино!
Поработаем ещё с подставкой. Штырёк - уже хорошо, но давайте сделаем ещё лучше! Поскольку в качестве балласта в центральном амортизаторе были намеренно использованы железные гайки, то усилить сцепление модели с подставкой можно при помощи магнита. Сказано - сделано! Подготовим новые элементы - собственно магнит из какого-то старого компьютерного винчестера, подкладки под его края и крышку (выпиливаем из куска пластика при помощи лобзика): Нижний срез шпенька зашлифовываем для максимально плотного прилегания магнита, а под края магнита приклеиваем пластмассовые подкладки, во избежание перекосов. Полученную конструкцию закрываем крышкой: Верхнюю сторону подставки красим, готовимся нанести декаль... ...и тут вдруг - СЮРПРИЗ! При замачивании в воде красивая надпись мгновенно рассыпается в мельчайшую труху! Странно, что кресты перед этим перевелись более-менее благополучно. Видимо, им добавлял прочности слой белой подложки. К счастью, я держу за правило всегда предварительно сохранять сканы декалей. Так что находим обрезок декальной бумаги и печатаем копию. Качество получается не Бог весть какое, но, всё же, лучше, чем ничего...
Продолжим работу и закончим, наконец, нашу подставку. Тут надо отметить, что большинство моделистов имитируют на подставке некий дощатый настил. Повторять его в очередной раз представляется несколько скучноватым. Кроме того, на реальных фотографиях никакой аккуратной площадки не наблюдается, а виден какой-то грязный пустырь с небрежно набросанными деревянными щитами. Совершенно не живописно! Поэтому, давайте ещё немного пофантазируем вдобавок к крестам на гондоле. Предположим, что опытный образец не разбился, вертолёт пошёл в серию и был использован в войсках по назначению - для наблюдения. Один из экземпляров вполне мог располагаться на какой-нибудь укромной лесной лужайке, дабы время от времени воспарять над вершинами деревьев для уточнения обстановки... Итак, для начала наметим песчаные и травянистые участки почвы: Саму траву изобразим при помощи специальных синтетических присыпок (клеим при помощи пинцета на капли клея ПВА): Песок - понятное дело, просто промытый, прокаленный и просеянный песок из ближайшего парка. Тоже насыпаем поверх ПВА. Добавляем также несколько цветочков из мелких крошек цветного поролона... И под конец - "вишенка на торте"! Помните микро-зайчиков в масштабе 1:72, представленных Екатериной Гурской? http://karopka.ru/community/user/22108/?MODEL=498187 Вот куда они предназначались! Катя как-то в шутку предложила, а я подумал, что это будет весьма забавно. А что? Все военные ушли на обед, тут-то и вышли из леса любопытные местные обитатели - поглазеть на странную диковинку! Так что, клеим их туда же, на подставку: Вот, собственно, и всё! Осталось только сделать хорошую фотосессию и предложить к размещению готовую модель...