Решил собрать М-13 на базе ЗИС-6, первый серийный вариант реактивного миномета "Катюша". Модель от АРК на сегодня пожалуй безальтернативная, представляет из себя слегка апгрейженную модель разработки фирмы Алан 20-летней давности. На коробке можно заметить надпись, что модель была выпущена к 70-ю Победы ЗИС-6 имеет множество проблемный мест и ошибок, упрощенную детализацию с полным набором вкусностей в виде облоя и утяжин. Основание под установку с задними крыльями, вариант задней стенки кабины и крыши для БМ, поворотная рама - также взяты от модели Алана. Из обновления - пластиковые покрышки колес, что безусловно лучше всепожирающей пластик резины (хотя по содержанию они полностью повторяют резину), правильная "ранняя" ферма установки, направляющие и собственно РС-13 (Алан, а позднее и многочисленные перепаковщики комплектовали модель фермой и направляющими БМ-13 на базе ЗИС-151 от Italeri/Звезды). Материала для попытки построить более-менее напоминающую прототип модель достаточно. Сохранившийся в артиллерийском музее в Питере образец неплохо отснят, есть хроника. Что делать с ЗИСом тоже в принципе понятно, в свое время М-Хобби публиковал хороший материал от Николая Поликарпова. Из добавлений будет пожалуй только набор смоляных колес от КомплектЗИП, остальное из подручных материалов.
Какие-либо декали в наборе отсутствуют. Есть желание сделать техничку на установку и машину, маркировку на РС, тактические знаки саму машину (как вариант буква "К", от которой по одной из версий и пошло название "Катюша")
Учитывая непростой исходник и постоянную нехватку времени стройка будет неспешной. Постараюсь обеспечить еженедельный отчет о проделанной работе.
Есть еще вариант вместо смоляных колес поставить пластиковые от МиниАрта. Но тут уж хозяин-барин.
Живопись - это способ передавать реальность в двух измерениях, а моделизм - трёхмерен. И те, кто считает первое искусством, а второе игрушками, мозг у них не способен мыслить в трех измерениях. Слишком сложно. Каждый имет право на изкоробку!
Обозревать ЗИС-6 смысла никакого нет, много написано и сказано по этому поводу. Поэтому покажу только новые литники. Первый - элементы фермы. Лучшее, нежели у ЗИСа качество литья, неплохое членение деталей. Второй и третий - элементы направляющих и РСов. Качество вполне, хотя на направляющих заметные утяжины в "казенной" части и следы толкателей на ажурной части. Есть кондуктор для сборки пакета направляющих, что само по себе неплохо, хотя надо выверять расстояния. Разочаровала рабочая часть направляющих, она просто плоская, без каких-либо намеков на Г-образные полозья. Очевидный и сложно устранимый минус. РСы имеют заостренную головку боевой части, что не верно, тут как-раз исправить легко. Сложнее с толщиной стабилизаторов, надо и убрать и сохранить выштамповки. Как вариант конечно замена на туже Звезду или ICM. Пока под вопросом, сравним)))) И покрышки колес россыпью, как водится с облоем по беговой дорожке, следами толкателей на внутренней стороне и меньшим внутренним диаметром, нежели диаметр дисков
Цитата
АлАР написал: Есть еще вариант вместо смоляных колес поставить пластиковые от МиниАрта. Но тут уж хозяин-барин.
А тут интересный парадокс, полазил по интернет магазинам - смола от КомплектЗИП -720-750 руб., пластик от МиниАРТ - 920-970 руб. ))) Собирая УСВ-БР, я если честно, Миниартовскими колесами невпечатлился!
Живопись - это способ передавать реальность в двух измерениях, а моделизм - трёхмерен. И те, кто считает первое искусством, а второе игрушками, мозг у них не способен мыслить в трех измерениях. Слишком сложно. Каждый имет право на изкоробку!
Начал работу над моделью с пусковой. Собрана ферма с небольшими доработками. Добавлен кронштейн крепления штанги прицела по походному, труба подъемного механизма мне показалась слишком толстой, заменил, заменил косынки крепления пакета направляющих, сделал кабеля проводки.
Собрал поворотную платформу. Постарался привести к раннему виду, как на установке в Питере. Переделал рычаг стопора в походном положении, кронштейны крепления фермы, немного подкорректировал центральную часть, добавил распределительную коробку и всякие болтики.
Начал дорабатывать направляющие. Добавлены полозья, ручки замков, немного доработаны крышки (вроде как доступ к проводке). Пока счет 4:4 ))))
P.S. Подробности типа - подточил, зашпаклевал, зачистил и т.п. опускаю, этой работы требует практически каждая деталь.
внеплановое обновление Случился краткосрочный отпуск - выдалось время перейти к ЗИС-6. Сборку начал с рамы, двигателя и подвески. В принципе для доработок поле непаханное.
- доработал заднюю тележку. Конечно в большей мере это украшательство, хотя и старался придерживаться фото. Тележка на прототипе изобилует стяжками, болтиками, стремянками и т.п., в модели все это практически отсутствует, плюс средняя ось не прямая, а с изгибом под вал, что в модели не учтено. Мосты тоже требуют доработки... - собрал тормозные смоляные барабаны, непростая кстати выдалась работа. Сложно ровно отделить от литника половинки диска, а потом еще и соблюсти соосность при сборке. Пришлись пожертвовать "красотой" на боках барабанов.
- сделал недостающие агрегаты - демультиплекатор, рычаг включения демультиплекатора, центральный тормоз, вакуумный усилитель тормозов. - сделал и развел систему тяг тормозов. и тяги демультипликатора. Руководствовался схемой из руководства по ремонту ЗИС-6 и фото музейной машины. - подвесил к раме глушитель
- ну и так, по мелочи. Например кронштейны подножек (пока только передние), косынки на задней части рамы и естественно борьба с многочисленными утяжинами на элементах рамы и двигателя. Получился своего рода суслик ))))) На готовой модели всего этого видно не будет, но я же знаю, что оно там есть ))))) Не берусь утверждать о соответствии всего сделанного прототипу... скорее "по мотивам". Верхнюю часть двигателя дорабатывать не планирую, капот будет закрыт. Возможно позволю себе небольшие "украшательства" нижней части - видимые снизу патрубки, проводка, замена пробочек и прочее... И остается сделать переднюю подвеску с рулевыми тягами и приводом тормозов, добавить разные болтики. Может еще что-то на рисуется в процессе медитации над моделью))))
Стас, спасибо, но пока это своего рода баловство, маловидимые детали. Интересная работа предстоит с элементами кабины и задними крыльями. Попробую что-то со всем этим сделать
Делайте, что хотите, но чтобы через полчаса в лесу было светло, сухо и медведь! Григорий Горин «Тот самый Мюнхгаузен»
Эти маловидимые детали и есть составляющие такого хорошего и профессионального подхода к модели! Вы один из тех кто лучше всего воспроизвёл все механизмы на этом автомобиле ! И усилитель тормозов, рычаг включения демультипликатора , тяги все сделали! Буду следить за этой темой ! У меня имеется некоторый материал по грузовику если что то понадобиться могу скинуть !Вдруг у меня окажется то что вам нужно)
Согласен с Вами, тем более, что просто интересно в этом разобраться. Не все конечно получается в силу разных обстоятельств, но почему не попробовать ))))) По материалам наверное интересен вид снизу на двигатель, что откуда торчало из проводов, труб и навесного. Как писал ранее с движком особо делать ничего не планирую, капот будет приклеен намертво, но чуть "нарастить мясо" не помешает. Пока кроме нижнего патрубка охлаждения, да небольшой детализации компрессора для подкачки шин ничего не придумывается. Машинки что приходилось видеть это ЗИС-5 военного выпуска или УралЗИС послевоенного, плюс ремонтные в плачевном состоянии. Там под капотом вообще черт ногу сломит))))
Стас, спасибо! Часть фото есть. По задней части рамы не все справедливо для М-13. Как минимум по тому, что за задней осью тележки в раму заделывался шкворневой брус для монтажа поворотной рамы установки, еще один поперечный брус был перед за передней осью задней тележки и служил для монтажа направляющей поворотной рамы (его кстати на имеющихся фото установки из питера хорошо видно). К тому же рама сверху зашивалась стальными листами. Если соберусь потом сделать грузовик - пригодится безусловно)
Пришла суббота и недельное обновление Немного подделал раму - установил шкворневой брус, заднее буксировочное устройство, передние крюки (на литниках их нет, пришлось позаимствовать в коробке с разным хламом).
Собирать верх решил не на раме, а отдельным блоком. Так проще окрашивать. Задняя стенка кабины с крышей так же собраны отдельным блоком, для окраски интерьера. Сделал имитацию каркаса, листы на крышу, доработал заднюю стенку, переделал выштамповки
Крылья, радиатор, капот, передняя стенка кабины, двери собраны воедино. Крылья кое-где сточил, кое-где нарастил руководствуясь фотографиями реальных машин. Створки капота поменял на то, что валялось в коробке с хламом (вроде от ЗИСа ТОКО). Радиатор доработан тоже деталями от ТОКО, вставлена новая эмблема и радиаторная решетка. Переделал обрешетку лобового стекла, добавил демпферы для защиты стекол при опущенной защите, крышу капота подкорректировал, ну и мелочи всякие...
Задняя часть с крыльями совсем не подходит для данного экземпляра. Крылья непонятной формы, что-то похожее на подрамник... Пришлось переделывать. Все крепилось к кабине. Сделаны бак с креплением, рейка механизма горизонтальной наводки, кронштейн запасного колеса и так, по мелочи... винтики, шаечки ))))
С верхом работа пока полностью не закончена. Надо кронштейны на передние крылья, фары и их кронштейн, механизм вертикальной наводки установки, крепеж створок капота, шанец, может еще что вспомнится.
Разобрал имеющиеся в наличие снаряды. А имеется АРК, ICM, Звезда. Решил использовать АРК. Это единственный производитель, который сделал правильно выштамповки на стабилизаторах (внутрь с обоих сторон) и достаточно тонкие сами стабилизаторы (немного подточить все-таки придется), достаточно масштабно получились пояски на самих РС. Из минусов - щель для позиционирования на направляющих (заделаем) и утяжина в этом месте. Плюс небольшая доработка головной части (взрывателя), высверлить сопло и добавить направляющие штифты.
Макет маркировки сделал для декали (некоторая цифирь конечно от балды, но баллистический индекс, индекс ГАУ, шифр ВВ соответствуют). До конца недели планирую со сборочным этапом модели закончить.
Весьма основательный и серьезный подход к стройке! ЗиС получается очень красивый, респект. Коллега, как думаете Катюшу позиционировать - на подставке с кусочком местности и расчетом, или просто как "индивидуальную модель"? Еще вопрос, возможно дилетантский. :-) А почему "М-13" а не "БМ-13", как все ее знают? Я привык считать, что М-13 это вот такая кракозябра. :-) Удачи в стройке!
Дмитрий Петров написал: Весьма основательный и серьезный подход к стройке! ЗиС получается очень красивый, респект. Коллега, как думаете Катюшу позиционировать - на подставке с кусочком местности и расчетом, или просто как "индивидуальную модель"? Еще вопрос, возможно дилетантский. :-) А почему "М-13" а не "БМ-13", как все ее знают? Я привык считать, что М-13 это вот такая кракозябра. :-) Удачи в стройке!
Подставка... хороший вопрос. Все возможно, но не в рамках этого конкурса точно! По названию - в донесениях 1941 года, а именно на этот период я позиционирую данную модель, да и вообще в документах военного времени упоминается название "боевая машина/установка М-13 на ... (варианты шасси)", более привычную аббревиатуру БМ реактивные установки получили уже после войны, с приходом в качестве базы ЗИС-151. Это название автоматически распространилась на более ранние экземпляры. Для примера обложка руководства 1945 года
Очередное недельное обновление Сборку можно считать законченной, за исключением шанса, его буду устанавливать после покраски интерьера кабины и установки задней стенки с крышей. Сделал и установил на место домкраты, пульт управления стрельбой с проводкой, ящик ЗИП собран, но устанавливать буду после покраски рамы.
После долгих раздумий собрал воедино артиллерийскую часть - ферма, пакет направляющих и поворотная платформа. Установил все необходимые крепежные элементы пакета и фермы. Как и писал ранее, установка будет в походном положении, поэтому штанга прицела закреплена на ферме. Сделал прицел, руководствуясь фото питерской установки.
и так покраска.... и дилемма )))) Если с верхом все понятно и очевидно, то вот с низом есть вопросы.
И так, имея некое представление по стандартам окраски военных грузовиков сделал некоторые предположения 1. Рама (включая поперечные балки, буксировочные крюки, отбойники рессор и т.п.), рессоры, мосты, тормозные диски - черный 2. навесное оборудование и агрегаты - двигатель, мультиплексор, валы, тормозные тяги, вакуумный усилитель, кронштейны полок и т.п. - в базовый зеленый (назовем его так) 3. колесные диски - черный, но могли быть и зеленые. 4. Части кабины снизу, внутренняя сторона крыльев (задние и передние), зашивка рамы, домкраты, ящик ЗИП - зеленый
Вроде все верно, но в легкий ступор ввели фото установки из Питера. Понятно, что машина десятки раз перекрашивалась, но скорее всего до того как попала в экспозицию. И так рама в первой трети - зеленая, потом черная, внутренняя сторона задних крыльев черная (как и их кронштейны), хотя кое-где проглядывает зеленый, колесные диски черные, но там где облупилась краска виден зеленый, на передних крыльях - частично зеленый, частично черный, листы зашивки рамы черные..., тормозные барабаны передних колес - зеленые, задних - черные и куча других особенностей.... Пачкаться машина будет немного (легкий обгадинг), это немного сгладит разницу между черным и зеленым, но базу то надо сделать правильно))))
Коллеги какое мнение будет по окраске "ниже пояса"?
Рама, мосты, задние рессоры в черный цвет... Двигатель,КПП металлического цвета . Диски не всегда красились в черный! Были и в цвет автомобиля. Про Катюшу Питерскую вообще интересная история! Есть версия что автомобиль проходил капитальный ремонт ( этому свидетельствует одна из двирей кабины грузовика,другого цвета) Поэтому такой и окрас) а вообще видно что черная краска которая отслаивается от оригинального первоначального цвета ,в который была окрашена установка!