Привет, коллеги и будущие коллеги! Надеюсь, что вторая категория увеличится после прохождения "курса". Судя по отсутствию вопросов и критических замечаний все перевели выкройки, наклеили и выпилили (уже). И с нетерпением ждут продолжения. Спешу продолжить. Все время напоминаю, что мы рассматриваем вопрос изготовления болванки для выклейки оболочки корпуса из стеклоткани. На сегодня самая применяемая технология для ходовых (и не только) моделей. Преимущества: прочность, легкость, долговечность (ближайшие 25-40 лет гарантирую), свобода размещения внутреннего оборудования и еще целый ряд преимуществ. То, что мы сейчас делаем называется набор корпуса. Выпиленные шпангоуты надо разместить в пазах ДП. Замечание: Мы говорили про выкройку ДП в общем, т.е. которая годится для любых случаев: и для выклейки, и для обшивки рейками корпуса парусного корабля. Хитрость для выклейки: ДП заготовку необходимо сделать на 40-70 мм выше палубы. Примите пока так, потом поймете. Занимаемся размещением. Каждый шпангоут надо разместить в соответствующем пазу, как я уже писал с легким натягом. Когда все размещены, проверяем прямоту ДП (на глазок). Еще не клеим. Берем тоненькую реечку длиной больше общей длины корпуса (5Х10 примерно) и прикладывая к бортам проверяем прилегание к шпангоутам, опять - таки на глазок и если не видим больших провалов можем приступать к монтажу. Если провалы обнаружены - необходимо заменить этот шпангоут. Он не в размере. Это поймете легко. Сразу предупреждаю о жестком контроле 2-х вещей: прямота ДП и перпендикулярность шпангоутов этой самой ДП. Для этого нарезаем энное количество коротеньких брусочков - "сухариков" с ОЧЕНЬ перпендикулярными сторонами и вклеиваем шпангоуты в их персональные пазы по номерам, фиксируя перпендикулярность при помощи 2 или 4-х сухариков к ДП. К сожалению сегодня нет фотографий конкретно с этими сухариками, но как выглядит набор я вам показать смогу. Смотрите:
На снимке набор корпуса эсминца пр.956 в масштабе 1/100. Правда начата уже следующая операция - заполнения бортов пенопластом. Но это мы забежали вперед. Итак мы вклеили шпангоуты на свои места. Для постройки корпуса парусника теперь самое время вырезать палубу и прикинуть ее на место: хорошо-ли ей там? Для болванки надо проделать операцию, о которой я сказал "поймете позже". Вырезаем два бруска 20х20-20х40 длиной с корпус, чуть длинее, а затем клеем и шурупами эти бруски закрепляем на ДП на этом самом увеличении вверх и следим, чтобы не было изгиба.
Картинка показывает эти самые бруски на своем месте. Эти бруски не только выправляют все возможные извивы фанеры, набора, ваши грехи, но и понадобится (ой как) в дальнейшей работе. Все. Собрали набор, отравняли, даем высохнуть и продолжаем. Опять-таки технология для болванки. Ну, и раз на фотографии это попало поясняю следующую операцию: "Заполнение пространства между шпангоутами". Эта методика дает очень правильные обводы модели, во всяком случае в пределах ваших чертежей. Рекомендую для этого пенопласт марки ПХВ или пенополиуретан марки 60. Оба имеют слегка желтую окраску. Легко режутся, обтачиваются ,шлифуются. Полиуретан более "сухой", при обработке шкурками дает много пыли. Вклеиваются и тот и другой на клей ПВА. Рекомендую нарЕзать пластины толщиной ~ 20 мм, ширину берете между шпангоутами на ДП, конкретно на каждый "отсек" и вырезаете сразу две и вклеиваете сразу правую и левую, зажимая струбцинами с обоих сторон. Рекомендую начинать от центральных секций в сторону носа и кормы одновременно. Линия борта должна заполняться полностью без просветов. Пенопласт должен немного (~5-10мм) выходить за контур шпангоута. Необходимо соблюдать две вещи: чтобы пенопластовая вставка не распирала шпангоуты и чтобы струбцины не сжимали шпангоуты до изгиба (пенопласт чтобы не промялся). Все это исказит корпус. Последняя кормовая и носовая секции заполняются цельными кусками пенопласта. Все. Работаем.