Сначала думал, что лодки буду в параллель собирать - но так получается ощущения конвеера, гораздо больше удовольствия получаешь, когда одна модель целиком собирается. Выхожу на финишную прямую с Правдой. Стык палубы и лодки массу мучений доставляет - сначала я его шпатлевкой выводил. После покраски вылезли оставшиеся неровности. Из ПВА замазал, чтобы в глаза не бросались. И все равно идеально не получается - крайне дурацкая конструкция шва по всей длина борта. Сделал все элементы надстройки, покрасил лодку в серый цвет. Один из любимый моментов в работе - когда все разноцветные детали скрываются под краской и образуется одноцветный сложный рельеф корабля.
И - случилась авария - лодка во время покраски упала на пол. Повреждены флагштоки и 3-я Т-образная мачта, отвалился кран. Пришлось лечение мачты изобретать со скотчем.
Прогресс: ("+" отмечено что сделано)
+ выступы на боках рубки с красным/зелеными огнями + леера и антенны. Антенна там не простая, а двойная - еще придется изобретать способ ее крепления. + покрасить верх лодки в серый цвет + покрасить подставку - покрасить якорь - собрать подставку - установить модель на подставку - покрыть глянцевым лаком - тонировать/смывку сделать - собрать и покрасить винты, установить на лодку. Кстати, в какую сторону они вращались? (надо уточнить, по фото я не понял: http://www.pictureshack.ru/images/60883_PL2_remont.jpg) - нарисовать огни - декали с флагами (еще надо решить, какие) - приклеить якорь - спасательные круги на рубку - сделать торсы вокруг рулей глубины ( как тут на схеме: https://www.risk.ru/u/img/137/136451.jpg). - финишный матовый лак
В нижней части носовой оконечности «правд» располагались 16 приёмников шумопеленгатора «Марс-ДМ-1», отличавшегося плохой слышимостью и надёжностью. Позднее, в период капитального ремонта 1937–1939 гг., на «П-3» и, возможно, на «П-1» он был заменён на шумопеленгатор «Марс-16»{5}, характеристики которого также были не выдающимися.
Погрустил я о том, что нет информации детальной о лодке П и о том, что набор в себе не содержит полного комплекта деталей с инструкциями. А потом подумал - а это же хорошо, что точно никто не знает, как оно там было на ранних версиях "Правд" до переделки и облегчения рубки. Можно проявить изобретательность и сделать так, как оно могло бы быть. И работа закипела - взял кусок модельного пластика, бронзовые прутки и и из них сделал все недостающее: - толстые мачты спереди и сзади + крепеж для антенн - толстое возвышение, на котором на рубке ходовые огни расположены. Огни из обрезков прутков сделал. Сверху тонкий шест для флага. - установил леерные стойки, сделал леера - установил краны, сделал на них тросы. - флагшток и гюйсшток
Лодка начала обретать форму.
Осталось: - выступы на боках рубки с красным/зелеными огнями - леера и антенны. Антенна там не простая, а двойная - еще придется изобретать способ ее крепления. - покрасить верх лодки в серый цвет - покрасить и собрать подставку + покрасить якорь - установить модель на подставку + приклеить якорь - покрыть лаком - тонировать/смывку сделать - собрать, покрасить винты, установить на лодку. Кстати, в какую сторону они вращались? (надо уточнить, по фото я не понял: http://www.pictureshack.ru/images/60883_PL2_remont.jpg) - нарисовать огни - декали с флагами (еще надо решить, какие) - спасательные круги на рубку (?) - возможно, сделать торсы вокруг рулей глубины ( как тут на схеме: https://www.risk.ru/u/img/137/136451.jpg). Хотя очень странно - тросы создают доп. сопротивление, зачем они там? И на фото по ссылке выше вроде ак такие тросы не натянуты. Или натянуты? - финишный лак
Собрал рубку лодки П по инструкции - поручни вокруг рубки и все ВУ (выдвижные устройства). Два перископа оказались сильно кривыми с не совпадающими левыми и правыми частями. Их ставить не стал, выточил из прутка по аналогии. Т-образную мачту (?) оставил пластиковой. Собрал, высушил, посмотрел на результат - получилось плохо. Расположение перископов и мачты соотвествует первому эскизному проекту лодки. Вот на это не похоже вообще:
Что именно плохо: - перископы оказались одинаковой высоты, а на схеме они разновысокие. На модели П-2 - одинаковые, чему верить - непонятно. Пока оставлю как есть. - поручни на рубке не бьются с расположением центральных дверей на той же рубки. Неисправимо, и расшивку рубки уже поздно менять. - нет боковых выступов на рубке - там, где зеленый/красный навигационный огонь долен находиться. - леера расположены так, что этот огонь воткнуть некуда. Или над леерами сделать. - форма второго перископа - просто цилиндр, а на схеме и на фото явно виден прямоугольный узел с красным и синим огнями. Причем этот узел расположен сзади, его не на перескоп. а на Т-образную мачту крепить надо тогда. - расположение Т-образной мачты не бьется со схемой (большое расстояние между ней и 2-м перископом)
Не нашел фото первоначальной рубки крупным планом - непонятно, как должны идти антенны и сколько там их - две или одна. Вроде две, ориентируюсь на модель П-2 с рубкой после модернизации.
- не понял, что это за Т-образная мачта в итоге. Если это артиллерийский дальномер, то он поворотным должен быть, а пока получается, что к нему тросы антенн радиосвязи стационарно идти должны - куда на Т-образной мачте должны антенны крепиться - тоже не понял. Если ближе к самой мачте (так, как на модели П-2 сделано) - то зачем-то торчат края рея (?). Если к краям рея - то еще более странная конструкция получается
- нет мачт в носовой и кормовой части лодки, к которым антенны должны идти. А они сложной формы, и прямоугольник в сечении, а не круг, просто прутком не заменить. - на расшивке рубки нет откидных частей напротив 45-мм орудия. Можно попробовать сделать расшивку.
Все исторические фотки черно-белые и мутные - виден только общий контур со скошенными передним и задним краем рубки. Как выглядела рубка лодка в деталях - непонятно.
Сделал рубку на лодке П. Стыкуемость деталей плохая, приходится шпатлевать. На рубке пропадает расшивка окон - пришлось восстанавливать. Низ деталей рубки долго выводил, чтобы без щелей прилегали к палубе. Все равно идеально не получилось. Начал делать кнехты на палубе. В наборе для них деталей нет - просто дырки на палубе. В целом ощущение от набора пока на троечку.
Открыт вопрос с леерами. На коробке с лодкой нарисовано два ряда лееров - по левому и правому борту. На чертеже - одинарный ряд, по носу у правого борта, по корме - у левого. На фотке модели лодки П-2 так же, как на чертежах. Склоняюсь к тому, чтобы сделать одинарный ряд.
Дело идет медленно - отвлекаюсь на лодки Щ, в соседней теме.
На сейчас на лодке П склеен корпус с пластиковой палубой и собрана вся подводная часть - рули, винты, торчащие из днища гидрофоны (? - непонятно, что это за цилиндрики на днище, на чертежах ЦВВМ их нет, предположил, что это гидрофоны). Освоил скрайбер - пришлось по всей лодке углубить расшивку, она местами пропадала напрочь. Теперь можно рисовать ватерлинию, красить подводную часть,затем ее закрыть скотчем и собрать и покрасить надводную. Такая последовательность позволяет избежать неизбежных повреждений хрупкой надводной части при заклеивании ее скотчем.
На лодке К зашпаклевал все щели, образовавшиеся после установки травленой палубы. Нарисовал пропавшие крышки задних нижних торпедных аппаратов. Осталось приклеить валы винтов с горизонтальными рулями - и состояние будет такое же, как у лодки П. Красить их буду скопом вместе с лодками Щ - пять лодок сразу.
Алексей Никитин пишет: Если заинтересует идея с шаблонами, опишу подробней и покажу фотографии своих. Я так делал расшивку на своих лодках. Очень удобно и практично.
Спасибо, уже вопрос решен с помощью травленой палубы. Лучше, чем травление, боюсь, что не сделать.
Приклеил травленую палубу на К. Детализация палубы - отличная, предусмотрен нахлест двух половинок палубы друг на друга. И легла она на корпус неплохо, щелей немного образовалось. Почему-то не стыкуется в носу с выступами, прикрывающими рули - там выводить придется. Когда клеил, слишком много клея мазнул - и он выступил через отверстия в палубе. Пришлось взять сверло 0.25 мм и рассверливать несколько сотен отверстий. Если этого не сделать - при покраске они исчезнут и получится фигня - можно было с травлением тогда не возиться вообще. Сломал два сверла, потом более ли менее приспособился.
С палубы пришлось срезать все выступающие части. И не жалею - при ближайшем рассмотрении оказалось, что пластик отлит с браком и все равно с ними бы пришлось что-то делать. Часть деталей сделал из прутков металлических, часть оставил пластиковые.
Разжился травленой палубой на лодку К. На лодку П ничего подобного не нашел. Теперь очередной вопрос надо решить - на пластике палубы есть ряд выступов. Травленка - гладкая. Как лучше сделать - выступы срезать и переклеить их на травление сверху? (инструкции и стыковку палубы подробно еще не изучал, вечером посмотрю)
Еще один вопрос-соображение возник про лодку К - на ней стояло 4 ТА в корме. Если два верхних на модели видно прекрасно, то расшивка для двух нижних ТА на модели практически отсуствуют. А на схеме крышки нижних ТА отлично видны - четко под верхними. ОСтавлять только два верхних - не вариант. Похоже, придется их с нуля скрайбером наносить. Надо еще раз на модели посмотреть...
На палубе П есть крупная сетка отверстий, через которых уходила вода. На палубе К ничего подобного нет - она гладкая, только люки расшивкой выделены. Прочитал в книжке (стр. 42, ссылка выше) о том, что съемные щиты палубного покрытия на лодках К менялись на крупноячеистые решетки. Интересно, можно ли это как-то сымитировать? Взять, разлиновать палубу лодки и в ней отверстий насверлить? Или ерунда получится? Где бы фото крупным планом палубы найти
О, идея. Есть же МУЗЕЙ К-21. Пошел искать фотки музейной лодки крупным планом
Очень хочется сделать с максимальной детализацией - но как? (мелкие сверла .15 мм, 0.2 мм, 0.25 мм имеются) Надо на куске пластика попробовать - что получится
Отшлифовал корпуса. Начал собирать рубки - и тут первый облом: на лодке П половинки деталей не совпадают. Смещение на полмиллиметра, на мелких деталях очень видно. Исправляю надфилем и шкуркой как могу.
Кстати, если кто-нибудь знает толковый инструмент, которым расшивку можно восстанавливать/делать, подскажите, пожалуйста. Какой-то скрайбер у меня есть от Трумпетера, но то ли инструмент не тот, то ли руки кривые - но крышки ТА на лодке К углубить толком не получилось. А не углублять - их после покраски видно вообще не будет.
Склеил корпуса лодок. Стыкуемость деталей неплохая, явных косяков не обнаружил. Ожидаемо образовалась щель на месте стыка палубы и бортов. На лодке П стык идет по борту. На лодке К более грамотно сделано - стык идет в основном по верхней палубе. И там и там все замазал шпатлевкой, теперь долго и нудно все это дело шлифовать.
Для работы купил еще одну настольную лампу - с двумя источниками света и работать проще, и финальные фото должны быть получше - явных теней не будет, можно добиться относительно равномерной освещенности.
П - светло-серый верх (Все лодки П служили на Балтике), белая ватерлиния, красная подводная часть К - темно-серый верх (как на Щ-421), белая ватерлиния, темно-корчневый низ, как на музейной лодке. Или низ сделать зеленый, но у меня подходящего цвета пока нет. Или сделать, как на Щ-135 - открытый вопрос: цвет палубы? - открытый вопрос: цвет орудий? (черный?)
---------------------------------- Матчасть: (ссылки, пополняются по мере их нахождения) Лодка П:
Дошла очередь до очередных запасов - подводных лодок типов П и К. Буду собирать две лодки параллельно - так веселее и работа идет быстрее.
Короткий обзор наборов:
Обе лодки достаточно простые, начинающий с ними вполне может справиться. Наборчик травления и там и там весьма скромен, особых сложностей с ним не ожидается. Традиционно для МикроМира набор декалей крайне куцый - на лодку К даны два варианта номера и белая звезда. Ни флагов, ни аварийных буев - ничего. На лодке типа П еще проще - декалей просто нет. Я, конечно, понимаю, что нет декалей - нет проблем, но все-таки не этого ждешь. Флаги могли бы вложить. Придется что-то изобретать из афтемаркета.
Качество отливок нормальное, кое-где торчит облой. Но это намного лучше, чем непроливка деталей, как это было у меня на наборе от Флагмана. Деталей немного. Качество детализации в принципе нормальное - на Щуки мне советовали приобрести 45 мм орудие, здесь же отливки орудий у меня аллергии не вызывают, тем более что они дополняются травлением на рукоятки наведения.
Советские подводные лодки типа Щ, серия X и X бис. 1/350 MikroMir. Вторая попытка, Советские подводные лодки типа Щ, серия X и X бис. 1/350 MikroMir. Вторая попытка
Советские подводные лодки типа Щ, серия X и X бис. 1/350 MikroMir. Вторая попытка, Советские подводные лодки типа Щ, серия X и X бис. 1/350 MikroMir. Вторая попытка
Будем знать. ----------------------------------- Лодки собираются. К сожалению, качество этого набора хуже точно такого же, который я раньше собрал. Есть непроливки деталей. Плавает качество у МикроМира - что купишь в наборе - в общем-то лоторея.
Недостающие и сломанные детали восстанавливаю. На сейчас готова подводная часть, покрасил в белый цвет. Дальше окраска подводной части и затем сборка надводной.
Советские подводные лодки типа Щ, серия X и X бис. 1/350 MikroMir. Вторая попытка, Советские подводные лодки типа Щ, серия X и X бис. 1/350 MikroMir. Вторая попытка
Советские подводные лодки типа Щ, серия X и X бис. 1/350 MikroMir. Вторая попытка, Советские подводные лодки типа Щ, серия X и X бис. 1/350 MikroMir. Вторая попытка
Шпатлевка затянулась - на всех 3-х лодках после высыхания образовались немаленькие вмятины в задней нижней части лодок - как будто подлодки на закритической глубине побывали. Видимо, там толщина корпуса тоньше, чем в середине лодки, клей для пластмассы размягчил пластик корпуса, а после высыхания тот деформировался. Надо было на СА клей литники в задней части клеить - он моментально схватывает без всяких побочных эффектов. Кто ж знал. Фото вмятин что-то не сделал, а сейчас уже все под шпатлевкой.
Приехали орудия 21-К и 21-КМ от ЗИП. Фиг знает, чем они друг от друга отличются - не разобрался еще. Качество от орудий из штатного набора заметно отличается - стволы тоньше и деталировка орудий четче.
Советские подводные лодки типа Щ, серия X и X бис. 1/350 MikroMir. Вторая попытка, Советские подводные лодки типа Щ, серия X и X бис. 1/350 MikroMir. Вторая попытка
Сделал место крепления подставки в корпусах лодок, собрал корпуса. Подставку сместил к корме лодки. Для балансировки при сборке напихал в заднюю часть лодок обрезки литников. Лодочки потяжелели. Приклеил травленые палубы. Кое-где стык палуб и корпуса плохой, приходится шпатлевкой выводить.
Советские подводные лодки типа Щ, серия X и X бис. 1/350 MikroMir. Вторая попытка, Советские подводные лодки типа Щ, серия X и X бис. 1/350 MikroMir. Вторая попытка
Начал делать эти лодки. До кучи прикупил еще лодку Щ 5 серии - и не зря. По качеству из всех Щук микромира это, наверное, самая толковая модель: - травление палубы сделано хорошо, на X было серии хуже - отверстия на палубе не до конца протравлены - вариативность травления, возможность сделать сетеразрезатель - нормальная не вызывающая раздражение подставка (я ее заменю, но по другой причине) - достаточно декалей
Остальное примерно так же, как и в остальных наборах лодок Щ.
Итого параллельно сейчас в сборке пять лодок оказалось. Зато не нудно - надоела одна, переключаешься на другую. И красить проще.
Советские подводные лодки типа Щ, серия X и X бис. 1/350 MikroMir. Вторая попытка, Советские подводные лодки типа Щ, серия X и X бис. 1/350 MikroMir. Вторая попытка
Решил я их заново пересобрать. Возможности набора использованы далеко не на 100%, а потенциал там неплохой. Купил новый набор, в ближайшее время им займусь, пока в памяти свежа предыдущая сборка.
Немного изменю результат: будет Щ-214 с сетеразрезателем и Щ-135 без него. Или, возможно, еще какая-то лодка Х бис серии.
Алексей Никитин пишет: Ещё бы по одной модели серии V-бис и V-бис2, для полной коллекции....
Неее, что-то пока не хочется. Этот набор как-то тяжело пошел, а у серий V ничего такого особенного нет, ради чего стоит еще две подобные лодки делать. У меня П и К советские лежат, я лучше ими займусь.
---------------------------------------------- Итоги сборки (красной и зеленой лодок типа Щ).
Наборы лодок "Щ" в целом понравились. Можно собрать лодку с отличной детализацией. Из минусов: это набор НЕ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ, даже я бы сказал, что требуются навыки выше среднего. Делал лодки долго. Стыковка пластика так себе, пришлось много шлифовать, шпаклевать и выводить, даже расшивку пропавшую восстанавливать. Традиционная двойка за декали - мало того, что их качество так себе, так их еще и не хватило! Аварийных буев - 4 шт, а декалей - только две, причем одна красная, а другая белая. Пришлось буи покрасить.
Из-за того, что много шлифовал, сошлифовал расшивку крышек торпедных аппаратов. А заметно это стало только после покраски - на одной из лодок крышка ТА практически исчезла.
При сборке сознательно отступил от матчасти, когда монтировал сетеразрезатель. А вот номер Щ-135 сначала прилепил, а потом только посмотрел - на прототипе он ближе к носу расположен. Мелочь, но из них общая картина складывается. Причем матчасти по Щукам хватает - это вам не лодки первой мировой с дестяком фотографий на весь интернет.
Вместо тонкой проволоки использовал спандекс на леерах. Подход имеет право на жизнь, но нужно помнить, что после покраски нити практически полностью теряют свою эластичность - если помнутся, то автоматом форму уже не восстановят, увы.
Выводы на будущее: - тщательнее изучать матчасть до сборки, особенно внешний вид (на лодках П и К постараюсь учесть) - мелкие деали палубы. номера и т.п. - тщательнее изучать инструкции по сборке - спандекс можно использовать в леерах и красить - проверять глубину расшивки в местах шлифовки. Восстановление при необходиомсти.
Использованная краска и материалы:
Tamiya:
XF-66 Light Gray (надводная часть корпуса, рубка, тумбы орудий, мачты) X-25 Clear Green (зеленая подводная часть) XF-7 Flat Red (красная подводная часть, спасательные буи) XF-1 Flat Black (якорь, подставки) XF-2 Flat White (ватерилиня, спасательные буи) X-22 Clear - глянцевый лак, перед смывкой XF-86 Flat Clear - матовый лак, финальное покрытие
акрил Звезда Золото (номер не помню) - кончики винтов
смывка - пастельные мелки
Tamiya Mark Fit Strong - жидкость для приклеивания декалей
Tamiya Basic Putty - шпатлевка
Нить спандекс без оплетки №19 1 мм - заготовка для тросов, из нее тонкие нити добываются.
Декали - все штатные
Винты - естественный цвет металла травления, штатный комплект
Леера - набор Tamiya 12642 "Scale Photo-Etched Handrail SET A", стойки
Металлический прутки - доп. стойки для флагштоков и гюйсштоков
Клей ПВА - изоляторы на тросах ----------------------------------------------
Долгострой с Щуками близится к концу - лодки собраны, покрашены, покрыты глянцевым лаком. Традиционно на сутки просохнуть, перед финальной обработкой.
Слегка накосячил при сборке - не заметил одну из деталей палубы лодки Х бис (зеленой), в итоге палуба за рубкой осталась горизонтальной - а там небольшой горб должен быть. Переделывать не стал - травленую палубу уже не отодрать, она приклеена и зашпаклевана. Лодку X бис собрал, не ориентируюясь на прототип. Зато с сетепрорезателем - весьма любопытное устройство.
На лодке Х серии (красной) пропала расшивка рубки при шпаклевке и шлифовке - передняя дверь, иллюминаторы. Пришлось все восстановить, как смог (никогда раньше этого не делал)
Поменял порядок сборки - теперь все сначала собираю, включая такелаж и тросы, затем крашу. Посмотрим, что из этого эксперимента выйдет.
Приехали все запчасти к Щукам. Поупражнявшись в сборке локи типа М (http://karopka.ru/community/user/22725/?MODEL=487805), вернулся к сборке двух заброшенных Щук X серий. Хорошо, что сделал паузу. Я сначала планировал собрать корпуса Щук по-минимуму, покрасить, потом доклеивать мелкое травление. Теперь концепция изменена - собираю все по-максимуму (кроме торчащих перископов), потом крашу. Такая технология обкатана на лодке типа М, получилось вполне приемлемо.
Набор лодки "M" в целом понравился. Не понравились только декали - хрупкие и ложатся плохо. Недостаточная детализация наборов исправляется афтемаркетом (ТА, леера). Матчасти по этой лодки хватило - см. ссылки выше.
Выводы на будущее: - повнимательнее к цвету составных деталей - винты первоначально получились разноцветные, потом исправил - можно было повнимательнее рассмотреть фотографии и кое-какую мелочевку тоже сделать - буксировочные кольца, кнехты. - учиться дальше осторожно обращаться с тонкими сверлами 0.25-0.3-0.35 мм диаметром. Одно все-таки сломал, пока лодку делал - Прятать концы лееров и канатов в отверстия. Если просто фиксировать каплей клея - остается весьма заметная бульба - смывка из пастели вполне себе заменяет смывку на основе уайт-спирита. Работать с ней проще
Использованная краска и материалы:
Tamiya:
XF-19 Sky Grey (надводная часть корпуса, рубка - светлая часть камуфляжа) XF-54 Dark Sea Grey (подводная часть) XF-63 German Grey (темная часть камуфляжа) XF-1 Flat Black (ватерлиния, подставка) X-22 Clear - глянцевый лак, перед смывкой XF-86 Flat Clear - матовый лак, финальное покрытие