Цитата |
---|
Михаил Кочанов написал: ИМХО Фернандес как-то больше подходит. На варианте "Без имени-3" уклон штевней хорошо ложится... |
Завтра сделаю боковую проекцию с новым носом и приступлю к вымерению всех пропорций
С уважением, Дмитрий.
22.10.2018 02:30:13
Завтра сделаю боковую проекцию с новым носом и приступлю к вымерению всех пропорций С уважением, Дмитрий. |
|||
|
22.10.2018 02:19:38
С легкой руки Кирилла в принципы испанского судостроения 16в получилось внести еще немного ясности. Выложенная им выше диссертация одного американского студента позволила наконец-то мне понять о чем я читал в переведенной с испанского книги и отчего, собственно, отталкивался на этапе проектирования конструкции корпуса Сан Мартина.
Начну, пожалуй, с самого важного правила "1-2-3" - это отнюдь не аксиома в испанском судостроении, а все лишь пропорции корпуса идеального по их мнению судна. Ни единого судна с такими пропорциями могло не существовать в принципе.
Капитан Хуан де Эсколанте (родился ~1530г) в своем построенном в форме диалога трактате о принципах и нюансах испанского судостроения говорит, что на 2 1/4 codos ширины судна должно приходиться 5 codos длины киля, т.е. их соотношение составляет 1:2,2. Причем эта ширина меряется не по главной палубе на миделе, а в самом широком месте корпуса (Это важно: от ширины корпуса зависел тоннаж судна от которого отталкивалась система налогообложения. Ранее мерили по главной палубе и тоннаж получался меньше. Как говорится, государство не обманешь, исправили законодательство в свою пользу - мое примечание) - в районе первой палубы. Эсколанте убежден, что нарушение обозначенных им пропорций судна будет иметь негативные последствия для его мореходности: увеличение ширины сделает судно плохим для плавания при боковом ветре, а е уменьшение приведет к недостаточности поверхности борта для поддержки парусов (не совсем понял, что именно уважаемый сеньор хотел этим сказать, перевел как смог). Глубина трюма меряется возле главной мачты от ПЕРВОЙ палубы до уровня киля. ПО данным Эсколанте, на каждые 5 codos глубины должны приходиться 2 1/2 codos на угол наклона ахтерштевня от киля (на картинки внизу видно о чем я говорю). Общая длина судна меряется по нижней палубе от ахтерштевня до форштевня. Эсколанте дает следующие коэффициенты соотношения длин: - ширина/киль = 1:2,2 - киль/общая длина 1:1,4 - ширина/общая длина 1:3,2 - киль /posts` lenght ratio (я понял значение этого термина как сумму длин ахтерштевня, киля и форштевня) 1:2,5
Крупный испанский чиновник Гарасио де Паласио (родился ~1524, закончил жизнь взяточником) также написал свой трактат об испанском кораблестроении в форме диалога неких персон. В частности, в своем труде он дает размерения для 400 тонного торгового нао: - ширина 16 codos - длина киля 34 codos - высота ахтерштевня 5 2/3 codos, или 1/6 длины длины киля - длина изгиба форштевня составляет 11 1/3 codos. Она в 2 раза больше длины ахтерштевня и составляет 2/6 длины киля - сумма длин ахтерштевня, киля и форштевня составляет 51 1/3 codos - общая длина 1 1/2 длины киля - соотношение ширины и общей длины 1:3,2 - ширина кормового свеса 6 2/3 codos (1/5 киля). Он начинался на 6 frame от кормы (не знаю что это за элемент корпуса, условно назвал его шпангоутом), носовой - на 9 frame соответственно от носа - глубина трюма составляла 11 codos или 1/3 от длины киля судна. Предлагаемое сеньором де Паласио соотношение ширины и высоты корпуса составляло ~1:0,72, в то время как формула "1-2-3" дает это соотношение как 1:0,5. Автор диссертации полагает, что это отклонение от пропорции позволит строить визуально более высокие суда (далее вы поймете в чем состоит ошибка этого студента ) Автор этого трактата также рассказывает об устройстве трюмного пространства судна - под трюм Гарсио де Паласио отвел 11 1/3 codos (вторая картинка). Он распределяет это пространство следующим образом: - высота первой секции от киля составляет 4 1/2 codos. Она отделялась от второго уровня - орлопа - решетчатым перекрытием - орлоп 3 codos высотой - третья секция также 3 codos высотой В общей сумме глубина полезного пространства трюма составляла 10 1/2 codos; при этом вместе с толщиной перекрытий общая глубина трюма равнялась 11 1/2 codos. Если же на главной палубе судна располагался световой люк, то глубина трюма увеличивалась на 3 codos. Из этого видно, что де Паласио включил в термин "трюм" все то пространство, которое находится ПОД главной палубой. В свою очередь Эскаланте относил к этому понятию только 2 нижних секции. В Испании более широко применялся подход именно Эскаланте. Если подход Эскаланте применить к данным де Поласио величинам, то глубина трюма сокращается до 7 codos, а соотношение ширины и высоты составляет 1:0,47 предписанному правилом "1-2-3" как 1:0,5 (как видим, не получилось у автора статьи строить визуально более высокие корабли) Де Паласио обозначил еще одну особенность кораблестроения Испании - если судно изначально проектировалось как военное, то высота 2 нижних секций трюма уменьшалась на 1 codos. Это позволяло увеличить высоту орудийной палубы. Что же касается днища судна в районе миделя, то, по мнению де Паласио, оно должно варьироваться исходя из места будущего эксплуатации судна. Например, если оно будет ходить вдоль берегов Новой Испании, то из-за рельефа дна следует делать плоское дно.
На этом моменте книги у меня закончилась ручка, которой я для себя делал пометки, так что прошу понять и простить. Итак засиделся почти до утра, пойду спать. C уважением, Дмитрий. |
|
|
21.10.2018 19:47:24
Привет, Андрей!
Да, если править геометрию, то придется много что начать прорисовывать с самого начала... Но мне спешить некуда, да и наличие свободного времени позволяет сейчас повозиться с этим проектом. А уж про интерес я даже говорить не стану) Главное бы хватило навыков работы в этой программе - Сан Мартин это мой первый опыт в построении 3д моделей. Можно сказать, ради него эту программу и начал осваивать. С уважением, Дмитрий. |
|
|
21.10.2018 19:40:11
Я почему Оливейру-то взял - предлагаемая им геометрия практически идентична изгибу форштевня китобоя. Точнее его реконструкции - может реконструкторы просто взяли за основу этот самый эскиз?
Но, образец можно скрестить и с товарищем Фернандесом. Итогом генной модификации стали два образца: - в файл с названием "1" чертежи и эскиз срастил по точкам оконечности штевня. В итоге нос снова улетел далеко вперед. - в файле "2" в качестве контрольных точек использовал оконечности главной палубы. Чтоб притворить этот вариант в жизнь (читай в имеющуюся в 3д модель) достаточно небольшого хирургического вмешательства в нос пациента - немного срезать горбинку (стык штевня и форштевня) и все будет готово. Кроме этого примерил (файл "Без имени-3") вариант Фернандеса к исходным чертежам. Если же сравнивать пропорции эскизов Оливейры и Фернандеса по правилу "1-2-3", то первый абсолютно точно в них укладывается, а второй с приставкой "почти". При желании вогнать его в них можно будет без проблем. С уважением, Дмитрий. |
|
|
21.10.2018 15:16:48
Кирилл, еще раз приветствую!
Очень интересная информация! и главное, на более понятном языке! Спасибо! Сейчас разберемся с геометрией форштевня и вызванными ей правками, и я переведу 3д проект в масштаб 1:1. А потом уже пересчитаю все заново (дабы не было в голове путаницы вызванной двойной системой исчисления) уже не привязываясь к каким либо чертежам, а по пропорциям и контрольным точкам. С уважением, Дмитрий. |
|
|
21.10.2018 15:02:48
В результате скрещивания чертежей, что находятся в работе, с представленным Михаилом материалом удалось получить следующий гибрид (на фото). Сразу оговорюсь, что эскиз сеньора Оливейры актуален для двухпалубного корабля, Сан Мартин же имеет на одну палубу больше. В силу этого верхний срез транца с эскиза установлен в районе главной палубы. Чертеж и эскиз состыкованы по 2 точкам - кормовому срезу киля и мидель-шпангоуту.
А теперь вопрос: имеет ли право на существование образовавшееся удлинение в носовой части корпуса (бик-дека?) перед княвдигедом? Или из-за изменения пропорций всей носовой части следует перенести вперед целиком и конструкцию форкастеля? Не будет ли этот перенос конструктивной ошибкой, ведь после переноса весь вес форкастеля будет приходиться не на киль, а на пристыкованный к нему форштевень. Еще очень хочется увеличить немного угол наклона транца... Из наложения видно, что на эскизе уважаемого сеньора этот угол более тупой, чем на чертежах. С уважением, Дмитрий. |
|
|
21.10.2018 12:02:22
Михаил, добрый день!
Да Вы мне прямо целый клад принесли! Не видел я этих материалов! Сделанная в 3д геометрия форштевня мне и самому не очень нравится... Но в процессе работы уже вроде как попривык к ней, даже глаз мозолить перестала уже. Но сведущие люди писали, что эта форма правильная - вот и выбрал именно ее для работы. У меня еще осень мало опыта и знаний. Именно по этой причине я и принял за аксиому мнение более маститых коллег (это я про форум Верфи). Поэтому и прошу в своей ветки замечаний о работе. Огромное спасибо за них! Я, разумеется, прислушаюсь к Вашим и Кирилла советам по поводу форштевня. Планировал уже сегодня распечатать чертежи (до полного их завершения осталось работы минут на 30) - ан нет, буду делать их с самого начала по новым данным. С уважением, Дмитрий. |
|
|
20.10.2018 21:59:57
С уважением, Дмитрий. |
|||
|
20.10.2018 21:44:44
Да кто их (эти палубные уступы) после появления на бортах обшивки рассмотрит? А на шкафуте уступ всегда можно сделать Я сейчас палубы просто схематично прорисовал (да и не умею я в 3д рисовать - каждая черточка в этом проекте для меня сродни подвигу) - чтобы сделать замок с шпангоутами для для усиления фанерного скелета корабля, чтоб его в сторону не повело. Второй плюс от этой операции - не придется долго мучаться с шаблоном основной палубы - распечатал, наклеил и готово.
Кстати, с момента последнего сообщения прорисовал на шпангоутах погибь палуб. На миделе (на фото) она составляет 1/2 cоdos. Ну, и придал всем шпангоутам окончательный вид. "Пипки" по бокам - основа для крепления обшивки, они будут удалены. |
|||||||
|
20.10.2018 15:29:08
Всем доброго дня!
Немного обновлюсь. Нарисовал палубы корабля. Если учесть, что средний рост моряков составлял около 155см, то им должно быть достаточно комфортно при высоте "потолка" в 160см. Если же обратиться к историческим данным, то в Испании существовал регламент высоты палуб - на военных кораблях она была на 1/2 codos выше, чем у торгового. При этом точных данных о самой высоте межпалубного пространства мне найти не удалось: есть только расплывчатая формулировка, что высота палуб не должна превышать 3,5 codos. Исходя из этой пропорции высоту орудийных палуб сделал 27,76мм, а остальных - 25мм. Нижняя орудийная палубы расположена выше ватерлинии на 2,2мм (в масштабе 1:1 ~14см). Это размерение взято с потолка, и никакой доказательной базой его подкрепить не могу. Разве что приведенной ниже схемой. Если есть замечания, буду рад их выслушать! ps: На чертеже указано, что 1 codos=0,557м, что соответствует значению codos normal, применявшемуся до 1590г (позже это значение увеличили до 0,576м). pps: Извиняюсь за свою "многоcodosовость"! Если это утомляет - вы только скажите, и я перестану писать лишнюю информацию. С уважением, Дмитрий.
Изменено: |
|
|
19.10.2018 22:40:19
На второй же (где вид с кормы) я ее уверенно вижу над фок-марселем, в просвет между фок-марселем и марселем... А вот под самим фоком уже нет. Счет 2:1 не в мою пользу) С уважением, Дмитрий. |
|||
|
19.10.2018 21:56:34
Снизу только снасти идут - выше мачта коричневого цвета и более широкая. Если продолжить ее проекцию вниз, то она должна проходить по левой стороне прямоугольника, который ты нарисовал) Допускаю, что моменте, изображенном на картине, произошел пушечный залп, и мачту заволокло пороховым дымом...
|
|
|
19.10.2018 21:10:57
В целом в проработке внешнего облика корабля хотел оттолкнуться от 2 картин, на которых по подозрениям сведущих людей (доподлинно это неизвестно) изображен именно Сан Мартин. А вот по палатке на юте где-то читал, что их ставили, но вот для чего - не могу вспомнить... Раз такой бардак в голове - значит читал об этом в переводе с испанского. Чтоб хоть как-то ухватить суть книги мне пришлось даже составить небольшой гуглотранслейт - русский словарик. С уважением, Дмитрий. |
|||
|
19.10.2018 19:20:04
Приветствую, Кирилл!
Я эту ветку форума уже вдоль и поперек изучил. Даже законспектировал отдельные фрагменты. Именно отсюда я и почерпнул идею сделать форштевень более тупым, и материалы которые надо изучить... В общем, если бы не эта ветка, строил бы преспокойно Сан Мартина по исходным бумажным чертежам и не заморачивался. Жаль только, что всю представленную там информацию осмыслить сразу не получается - три раза читал всю ветку целиком и каждый раз находил в теме что-то новое для себя. Поэтому буду очень признателен за критику и замечания - не получается сразу ухватить столь обширный пласт информации... Ну, а к чему это чтение привело - представлено на картинках выше. А вот уже и корма подоспела. С уважением, Дмитрий. |
|
|
19.10.2018 17:15:08
Доброго всем дня!
Позвольте начать новый долгострой. Так как это мой первый столь масштабный проект "с нуля", очень рассчитываю на ваши добрые советы и конструктивную критику. На сегодняшний день у меня есть достаточно много свободного времени, поэтому (надеюсь!) дело очень быстро побежит вперед. А дальше уж по ситуации, как будет позволять время... Одно могу сказать точно - когда-нибудь эта модель точно будет достроена
Немного изучив испанскую литературу, пришел к выводу, что находящиеся в свободном доступе в интернете чертежи Сан Мартина меня не совсем устраивают: 1. В манускрипте некоего корабела времен Сан Мартина сеньора Оливейры есть такой посыл: высота до главной палубы должна составлять 1/3 длины киля. 2. Удалось наковырять и пропорции кораблестроения, актуальные до 1607г или последнего десятилетия 16в - так называемые правила "раз-два-три". Их суть в том, что каждый 1 codos (локоть, в 15в испанцы в них мерили длину; вариантов его значения в метрической системе - как у шелудивой псины блох) расчетной ширины судна дает 2 codos длины киля и 3 codos общей длины судна. При этом есть нюанс: эти пропорции, позволяющие строить короткие и "пузатые" корабли с глубокой осадкой в полной мере были актуальны только для торгового флота, а у военных кораблей они не распространялось на длину их киля. 3. Высота корабля равнялась 2/3 или 3/4 его расчетной ширины. Во всяком случае именно такой смысл мне удалось уловить из перевода с испанского 1тома книги "Los galeones Espanoles del siglo XVII" с помощью Google translate. На том второй этой тарабарщины у меня уже не хватило духу... Разумеется, имеющиеся чертежи в эти пропорции немного не попадали - высоту кормы пришлось нарастить на 1/3 от предложенной разработчиками высоты палубы, ширину шпангоутов нарастить на 1 codos с каждого борта. Кроме того подрихтовал немного и носовую оконечность судна, убрав плавное закругление форштевня (или сделав его закругление менее пологим, не знаю как лучше объяснить...). В общем, носовой свес корпуса стал короче. Все эти правки превратили имеющиеся чертежи в набор абсурда (после моего вмешательства в них ничего не сходилось из того, чему полагалось это делать). Решение этой проблемы я нашел в интернете - 2 чудесных выдеогайда по превращению электронных чертежей в 3д модель! Огромное спасибо их авторам! Даже такой чайник в этом вопросе как я сумел за полторы недели построить модель корабля по откорректированным в Фотошопе чертежам!!! Вот только я еще не знаю, получится ли у меня выгрузить из программы и распечатать конечный итог, до этого этапа я еще не дошел. Продолжительные пляски с бубном вокруг этой программы позволили мне вчера получить первый результат - объемную модель корпуса. Картинки, может, и получились "слепые", но сделать принтскрин лучше мои навыки обращения с этой программой не позволяют. Для лучшего визуального восприятия один борт выделил желтым. Еще один нюанс: на модели планширь не будет таким волнообразным, просто я не сумел (да и не старался) его в программе отрисовать должным образом - для процесса в целом это не имеет ровным счетом никакого значения. Основной упор я сделал на точную состыковку линий шпангоутов и ватерлиний. На представленной модели они совпадают по всем точкам - где шпангоуты подтягивал к ватерлиниям, где наоборот. Всем линии выровнены для их плавности. А корму я оказывается еще не сделал - только покрутив на экране полученный корпус заметил эту свою промашку. Разумеется дорисую, равно как и палубы.
А пока прошу у вас критики - на этом этапе можно совершенно безболезненно внести любые изменения в пропорции и геометрию корпуса. А для перехода этого корабля из виртуального мира в мир реальный я уже припас лист 4мм фанеры для формирования его "скелетика". С уважением, Дмитрий. |
|
|
09.10.2018 17:49:39
Добрый день! Работа завершена, прошу перенести
С уважением, Дмитрий. |
|
|
06.10.2018 16:13:23
Добрый день! Так уж сложилось у меня, что Сказку пришлось оборвать на самом интересном месте. Но, как известно, добро всегда побеждает зло, вот и у этой сказки появился счастливый финал! Вчера я закончил сборку этого замечательного корабля. Что получилось - судить, конечно, вам. Я буду признателен за конструктивную критику и замечания!
Строительство модели продолжал вне сказки, т.к. мне нужно было своей головой осознать что именно я делаю, как это надо делать и, самое главное, - ЗАЧЕМ нужна та или иная снасть, какую она выполняет функцию при управлении парусами. В общем, надо было самому прочувствовать этот процесс. Так сказать, пропустить его через себя.
Зато теперь у меня в голове появились базовые знания, и я не буду чувствовать себя брошенным в речку слепым котенком при открытии и ведении новой сказки. Я не говорю, что знаю теперь эксперт и знаю ВСЁ - нет! Если продолжить аналогию с брошенным котенком, я лишь понял в какую сторону мне предстоит в дальнейшем барахтаться. Но прийти к этому пониманию для меня было очень важно именно САМОМУ.
Хочу выразить огромную благодарность всем, кто помогал добрым советом в процессе постройки этой модели - ваши усилия не пропали даром! Я изо всех сил старался не ударить в грязь лицом. То, что у меня получилось выставлено в Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец! С уважением, Дмитрий.
Изменено: |
|
|