Достал с дальней полки очередные дровишки – Т-20 «Комсомолец» от AER. Планирую попилить для души и вот начал с изучения прототипа. Собственно из источников имеем:
1. Военная летопись «Трактор-транспортер Т-20 «Комсомолец»
2. Военные машины №74 и № 76 «Гусеничные тягачи Красной Армии»
3. Бронеколлекция №3-2002 «артиллерийские тягачи КА» (собственно оттуда можно взять только разрез Т-20)
4. Куча фото из инета, плюс тема по сабжу с форума:
5. Валки тягачей из Паролы (к сожалению полноразмерных у меня нет)
6. Есть еще валки Т-20 из Верхней Пышмы, Поклонной Горы, Патриота, но это все реставрированные новоделы, так что использовать их надо с осторожностью.
Принято считать, что Комсомолец существовал в 3 основных сериях (1 серия – образец 1937 года, 2 серия – образец 1938 года, 3 серия – образец 1940 года).
Если к ним добавить прототип, начальную серию без ленивца, разделить вторую серию на «круглую» и «овальную» маску пулемета ДТ, отдельно выделить переходную между второй и третьей серией, то получим аж 7 вариантов! По результатам изучения матчасти у меня получился такой список элементов, по которым модификации визуально отличаются друг от друга:
- Клепаная/сварная рубка
- Верхние люки рубки и проемы этих люков
- Маска пулемета ДТ
- Передний и боковые лючки рубки
- Накладка в задней части рубки
- Клаксон
- Задние части крыльев
- Ведущее колесо
- Спинка скамейки
- Боковые стенки скамейки
- Отверстия в боковых стенках скамейки
- Кормовая часть (жалюзи/решетка)
- Буксирный прибор (фаркоп)
- Кожух моторного отделения
- Лючок кривого стартера
- Заклепки на полосах защиты боковых воздуховодов