Вместо заключения
Проект по Тигру 2 успешно завершен, и я попробую подвести некоторые итоги и рассказать о своих взглядах на моделизм как направление трехмерной реалистичной живописи. Я не пытаюсь прочесть мораль или выдать свои мысли за истину в последней инстанции, хотя обязательно найдутся призеры диша и победители специальной олимпиады, которые обвинят меня именно в этом. Я всего лишь пытаюсь поделиться своими идеями и теми размышлениями, которые появились во время этой стройки.
Начну, пожалуй, с концептуальных моментов, так как они определяют конечный результат. В стройке, окраске и везеринге самое важное, на мой взгляд, это идея, заложенная в работу. Идея определяет все - и характер доработок, и особенности везеринга, и использование различных мелких допов для создания общей картины. Размеры гаек, диаметр опорных катков и геометрия лючков днища сильно вторична для воплощения законченного образа. И на начальном этапе необходимо сложить этот образ в голове, попытаться представить не только то, как будет выглядеть модель, но и то, что с ее помощью мы хотим рассказать зрителю. Модель как рафинированная копия технического объекта не способна ничего никому рассказать, кроме того, что это танк/самолет/грузовик и так далее. Модель, дополненная правильно подобранными мелочами, фигурами и нужными акцентами в везеринге уже не молчит и уже говорит о сильно большем, чем о некоем техническом объекте. В моем случае Тигр 2 как технический объект мне был совершенно неинтересен, но как символ - важен.
Закладывая в работу определенную символику, уже в процессе стройки важно правильно расставить акценты. Наш танк дожил до конца войны - значит, уже не может быть новым, как с иголочки. Сколы циммерита, некоплект экранов, поврежденные крылья и так далее - все это способы указать на срок жизни машины, на ее "бывалость". Наш танк будет брошенным, оставленным экипажем - соответственно, полный комплект инструмента, тросов и прочего обвеса будет выглядеть крайне нелогично. Мы добавляем все необходимые крепления для всего навесного оборудования, но делаем их открытыми, приоткрытыми, беспорядочно закрытыми и так далее - стоящий на обочине танк постоянно кто-то изучает, попутно откручивая от него все, что можно открутить. Танк был брошен не просто так, значит, необходимо указать причину - в нашем случае, экипаж не смог завести заглохший двигатель, и кривой стартер так и остался торчать в лючке для запуска машины. Танкисты делали попытки решить проблему - люк моторного отсека открыт. Чтобы избежать необходимости демонстрировать двигатель, закроем люк, но не до конца - подложим под него железный прут, при помощи которого его, видимо, открывали. В ходовой части запрограммируем еще одну часть истории машины. Снятая крышка ступицы одного из катков - акцент, говорящий о ремонтах, которым подвергался наш танк.
Везеринг точно также подчинен главной идее. Базовая окраска за месяцы использования танка на фронте ободралась до грунтовки, особенно в местах, где перемещается экипаж, где танкисты забираются в машину, что-то открывают, закрывают или за что хватаются и обо что спотыкаются. Камуфляж облез - 9 месяцев под открытым небом не проходят даром. Танк пережил зиму - на броне остатки белой эмульсии, которой наносили "зимник", и которая к маю окончательно обтерлась. По сути, работу с собственно окраской машины мы на этом заканчиваем, и далее начинается чистой воды художественная часть, смысл которой состоит в том, чтобы расставить акценты исключительно художественными средствами.
Взгляните на работы великих мастеров живописи. Посмотрите, как они акцентируют внимание на отдельных персонажах и сценах в своих полотнах. Направление света, распределение теней, температура цвета выбраны не просто так, они создают акценты, привлекая внимание к тем или иным моментам, создавая характеристики персонажей, давая тепло или холод. Точно также мы можем работать на модели, используя те же самые приемы в своей работе. Здесь нет ничего нового, об этом говорят Уайлдер и Хименес в своих видеоуроках, и говорят в том же самом ключе. Чтобы создать нужные нам световые эффекты, мы используем цветомодуляцию, которая даст нам направление света на плоскостях, а маслом мы выделим тени вокруг различных люков, лючков и выступов. Тем же маслом мы высветлим плоскости, визуально поднимая их, тем самым привлекая внимание к тем элементам, которые мы хотим подчеркнуть. Например, к полуоткрытым люкам корпуса, говорящим о спонтанности покидания машины.
Температура цвета также важна. Она создаст нужное настроение. Мы будем смешивать теплые цвета - темно-серый мы сделаем из коричневой жженой умбры и черного, а высветлять будем белым, смягченным охрой. Теплая гамма нужна нам, чтобы показать, что наша история - про весну, про солнце, про тепло. Ржавчина также добавит тепла в нашу гамму. Общую цветность эффектов мы, наоборот, выберем темную. Наш Тигр - олицетворение зла, оружие разрушения, умершее на обочине, и поэтому он не может быть светлым. Он, наоборот, мрачный символ гибели человеконенавистнического режима, поэтому темные потеки и утрированные тени создадут правильное впечатление. Да, этот эффект неявный, это больше намек, чем указание, но он также важен, как и цветовая температура.
Все прочие эффекты лишь усиливают впечатление от уже заложенной в работу художественной базы. Несколько катков, не заляпанных грязью и окрашенных только в грунт - свидетельство спешного ремонта ходовой. Брошенные канистры и банки, разлитое масло - еще один признак попыток в спешке оживить заглохший танк. Это все - рассказанная история машины от ее выхода с завода и до незапланированной остановки посреди дороги. Остальное - уже символика, усиление эффектов, достигнутых другими средствами. Надписи, стрелка-указатель, фигура танкиста, задумавшегося над поверженным монстром - все это символы, расшифровывающие идею, заложенную в стройке.
Главный вывод, который я сделал из этой работы, точнее, в котором я еще сильнее утвердился - в модели нет незначительных мелочей. Я не имею в виду миллиметры или микроны, я имею в виду те мелочи, которые заметны любому, даже абсолютно далекому от моделизма и военной истории зрителю. От самого начала и до самого конца стройки мы должны вносить в работу те элементы, которые расскажут историю нашей машины от и до. Это и деталировка, и окраска, и везеринг, и наполнение аксессуарами, и даже знаки различия и отличия фигурок. Собирая из этих мелочей паззл, мы постепенно добиваемся нужного впечатления и нужного воздействия на зрителя. Но в основе всего лежит замысел, лежит идея, которую мы пытаемся передать. Без идеи ничего не получится. Будет еще один уменьшенный в нцать раз технический объект. Безымянный и безликий. Как-то вот так.
Всем спасибо за внимание!
Проект по Тигру 2 успешно завершен, и я попробую подвести некоторые итоги и рассказать о своих взглядах на моделизм как направление трехмерной реалистичной живописи. Я не пытаюсь прочесть мораль или выдать свои мысли за истину в последней инстанции, хотя обязательно найдутся призеры диша и победители специальной олимпиады, которые обвинят меня именно в этом. Я всего лишь пытаюсь поделиться своими идеями и теми размышлениями, которые появились во время этой стройки.
Начну, пожалуй, с концептуальных моментов, так как они определяют конечный результат. В стройке, окраске и везеринге самое важное, на мой взгляд, это идея, заложенная в работу. Идея определяет все - и характер доработок, и особенности везеринга, и использование различных мелких допов для создания общей картины. Размеры гаек, диаметр опорных катков и геометрия лючков днища сильно вторична для воплощения законченного образа. И на начальном этапе необходимо сложить этот образ в голове, попытаться представить не только то, как будет выглядеть модель, но и то, что с ее помощью мы хотим рассказать зрителю. Модель как рафинированная копия технического объекта не способна ничего никому рассказать, кроме того, что это танк/самолет/грузовик и так далее. Модель, дополненная правильно подобранными мелочами, фигурами и нужными акцентами в везеринге уже не молчит и уже говорит о сильно большем, чем о некоем техническом объекте. В моем случае Тигр 2 как технический объект мне был совершенно неинтересен, но как символ - важен.
Закладывая в работу определенную символику, уже в процессе стройки важно правильно расставить акценты. Наш танк дожил до конца войны - значит, уже не может быть новым, как с иголочки. Сколы циммерита, некоплект экранов, поврежденные крылья и так далее - все это способы указать на срок жизни машины, на ее "бывалость". Наш танк будет брошенным, оставленным экипажем - соответственно, полный комплект инструмента, тросов и прочего обвеса будет выглядеть крайне нелогично. Мы добавляем все необходимые крепления для всего навесного оборудования, но делаем их открытыми, приоткрытыми, беспорядочно закрытыми и так далее - стоящий на обочине танк постоянно кто-то изучает, попутно откручивая от него все, что можно открутить. Танк был брошен не просто так, значит, необходимо указать причину - в нашем случае, экипаж не смог завести заглохший двигатель, и кривой стартер так и остался торчать в лючке для запуска машины. Танкисты делали попытки решить проблему - люк моторного отсека открыт. Чтобы избежать необходимости демонстрировать двигатель, закроем люк, но не до конца - подложим под него железный прут, при помощи которого его, видимо, открывали. В ходовой части запрограммируем еще одну часть истории машины. Снятая крышка ступицы одного из катков - акцент, говорящий о ремонтах, которым подвергался наш танк.
Везеринг точно также подчинен главной идее. Базовая окраска за месяцы использования танка на фронте ободралась до грунтовки, особенно в местах, где перемещается экипаж, где танкисты забираются в машину, что-то открывают, закрывают или за что хватаются и обо что спотыкаются. Камуфляж облез - 9 месяцев под открытым небом не проходят даром. Танк пережил зиму - на броне остатки белой эмульсии, которой наносили "зимник", и которая к маю окончательно обтерлась. По сути, работу с собственно окраской машины мы на этом заканчиваем, и далее начинается чистой воды художественная часть, смысл которой состоит в том, чтобы расставить акценты исключительно художественными средствами.
Взгляните на работы великих мастеров живописи. Посмотрите, как они акцентируют внимание на отдельных персонажах и сценах в своих полотнах. Направление света, распределение теней, температура цвета выбраны не просто так, они создают акценты, привлекая внимание к тем или иным моментам, создавая характеристики персонажей, давая тепло или холод. Точно также мы можем работать на модели, используя те же самые приемы в своей работе. Здесь нет ничего нового, об этом говорят Уайлдер и Хименес в своих видеоуроках, и говорят в том же самом ключе. Чтобы создать нужные нам световые эффекты, мы используем цветомодуляцию, которая даст нам направление света на плоскостях, а маслом мы выделим тени вокруг различных люков, лючков и выступов. Тем же маслом мы высветлим плоскости, визуально поднимая их, тем самым привлекая внимание к тем элементам, которые мы хотим подчеркнуть. Например, к полуоткрытым люкам корпуса, говорящим о спонтанности покидания машины.
Температура цвета также важна. Она создаст нужное настроение. Мы будем смешивать теплые цвета - темно-серый мы сделаем из коричневой жженой умбры и черного, а высветлять будем белым, смягченным охрой. Теплая гамма нужна нам, чтобы показать, что наша история - про весну, про солнце, про тепло. Ржавчина также добавит тепла в нашу гамму. Общую цветность эффектов мы, наоборот, выберем темную. Наш Тигр - олицетворение зла, оружие разрушения, умершее на обочине, и поэтому он не может быть светлым. Он, наоборот, мрачный символ гибели человеконенавистнического режима, поэтому темные потеки и утрированные тени создадут правильное впечатление. Да, этот эффект неявный, это больше намек, чем указание, но он также важен, как и цветовая температура.
Все прочие эффекты лишь усиливают впечатление от уже заложенной в работу художественной базы. Несколько катков, не заляпанных грязью и окрашенных только в грунт - свидетельство спешного ремонта ходовой. Брошенные канистры и банки, разлитое масло - еще один признак попыток в спешке оживить заглохший танк. Это все - рассказанная история машины от ее выхода с завода и до незапланированной остановки посреди дороги. Остальное - уже символика, усиление эффектов, достигнутых другими средствами. Надписи, стрелка-указатель, фигура танкиста, задумавшегося над поверженным монстром - все это символы, расшифровывающие идею, заложенную в стройке.
Главный вывод, который я сделал из этой работы, точнее, в котором я еще сильнее утвердился - в модели нет незначительных мелочей. Я не имею в виду миллиметры или микроны, я имею в виду те мелочи, которые заметны любому, даже абсолютно далекому от моделизма и военной истории зрителю. От самого начала и до самого конца стройки мы должны вносить в работу те элементы, которые расскажут историю нашей машины от и до. Это и деталировка, и окраска, и везеринг, и наполнение аксессуарами, и даже знаки различия и отличия фигурок. Собирая из этих мелочей паззл, мы постепенно добиваемся нужного впечатления и нужного воздействия на зрителя. Но в основе всего лежит замысел, лежит идея, которую мы пытаемся передать. Без идеи ничего не получится. Будет еще один уменьшенный в нцать раз технический объект. Безымянный и безликий. Как-то вот так.
Всем спасибо за внимание!