Собственно ЗИС-5/6 и машины на его базе на сегодняшний день, кроме AER (Молдова) aka PST и Эльф. Не найти. Есть еще Зебрано, но там весьма удручающего качества отливки Эльф пополам с PST.
Смола может быть и выйдет, но ценник на нее будет очень заоблачный.
На линейку ЗИС давно раскатал губу, но все ни как. Начал строить ПМЗ-2 и проект потух. "Катюшей" же попробую убить двух зайцев. Попытаюсь максимально нарукоблудить самое трудоваримое и скопировать потом в смоле, те же кабины, например, для использования в последующих проектах. Но для начала надо хотя бы что то собрать.
Пока попробую перечислить все доработки и переделки, которые необходимо сделать для придания большей копийности моделям PST
(возможно кому то пригодится. Большинство доработок справедливы и для ЗИС-5)
Передняя деталь кабины (ветровик):
1. Необходимо сточить выштамповку по бокам на прототипе ее нет. Но если подразумевается собрать американский прототип Autocar, или АМО-2 или первые АМО-3, то стачивать ее не нужно.
2. Сверху сымитировать лючок воздухозаборника печки
3. Доработать раму остекления. Для «Катюши» по каждой из 3 стоек нужно подклеить бруски, которые защищали стекла при опущенном щитке.
4. При желании спилить водоотводящий козырек с верхней части и потом изготовить его из баночной жести
Капот:
5. Верхней части придать прямой угол в месте стыка с кабиной. На петлевом механизме, при желании сделать насечки, а по бокам сымитировать торцы крепления оси.
6. "Жабры" в боковинах приклеиваются ближе к кабине (часто повторяющаяся ошибка)
7. На боковинах сымитировать по центру внизу ручку, по бокам крюки фиксации.
8. В местах стыка боковин и верхней части приклеить узкие полоски тонкого пластика или обычной бумаги.
Двери и задняя деталь кабины:
9. Отделить двери от боковин (для "Катюши" это предусмотрено инструкцией). Непонятно почему, но PST решило, что двери ЗИС-5/6 должны иметь угловой загиб, у версий "В" с этим проблем нет. После чего, по боковым торцам дверей приклеить полоски пластика (идеально от доширака), после чего сточить дверь с внешней стороны. Сымитировать выштамповку тянутым литником или проволокой, предварительно можно прочертить канавки под них. Укоротить высоту дверей примерно на 0,8 мм, под дверями доставить пластиком.
10. На задней части кабины по ширине окна прочертить две вертикальных полосы, эта часть вставная, для поздних версий можно вклеить две узких полоски пластика, между ними в центре сточить выштамповки. В окне сымитировать три прутка. Для "Катюши" окно заклеить листом пластика, по центру сделать круглое отверстие (диаметром примерно 0,7мм), изнутри закрыть заглушкой.
11. Для ПМЗ-2 и всех БЗ снизу задней центральной части кабины сделать прямоугольный вырез, примерно 5-6 мм высота. Тут проходит привод к насосам.
12. Обточить крышу. Отмерить примерно 1/3 от задней части и немного сточить, чтоб приблизиться к оригиналу. Для "Катюши" крышу просто сточить по форме на 0,1-0,2 мм и приклеить сверху защитный щиток, который немного должен выступать по бокам.
Решетка радиатора:
13. Самое видное и самое слабое место модели. Жаль что нет травления, как для ГАЗ-АА/ААА. Но есть смоляная, правда она немного уже, поэтому нужно будет подточить верх капота и боковины, чтобы свести их вместе, но тогда получится более острый "нос". К тому же смоляная решетка тонковата и ей нужно добавить около 0,5 - 0,6 мм к толщине.
14. Штатную решетку перевернуть выемкой вверх, выемку зашпаклевать, "рукастые" и "глазастые" могут в ней сымитировать надпись "ЗИС", срезать непонятный прилив. Сверху сымитировать горловину для залива воды. Для большей копийности, можно высверлить под нее отверстие и вставить тянутый литник, отрезать чтоб немного выступал, сверху приклеить "крышку".
15. В любом случае нужно сымитировать жестяной щиток под облицовкой радиатора и на боках рамы впереди.
Внутренность кабины:
16. Диван сидения необходимо переделать. Основа сидения это жестяной ящик в котором расположен бензобак, крышкой ящика является сидение. PST дает эту деталь целиком, в окна хорошо видно. Если на модели планируются открытые двери, то по боковинам ящика идут двойные выштамповки как на кабине и дверях.
17. Рулевая колонка (ось) крепится к торпеде металлической подвеской, ее так же нужно сымитировать.
18. Приборная панель сделана близко к оригиналу, необходимо сделать для «Катюши» пусковую динамо (справа перед пассажиром).
19. По задней стенке выше спинки сымитировать деревянную расшивку. Боковые рейки в углах можно не имитировать, на собранном авто с закрытыми дверцами их не видно.
20. Две одинаковых симметричных педали тормоза и сцепления, одна педаль акселератора (ближе к рычагам). Рычага два – ручной тормоз и рукоятка переключения передач. Для ЗИС-32 дополнительный рычаг переднего моста и рычаг демультипликатора. Для бензовозов и пожарных, дополнительно присутствуют рукоятки управления отбором мощности для привода насосов. Сами насосы управляются с мест установки. Напротив водителя сверху электромотор управления стеклоочистителем. На модификациях «В» рукоятка ручного перемещения (ЗИС-6В не существовал).
21. Рукоятки защелок и стеклоподъемников на дверях.
Крылья:
22. Передние крылья, пожалуй самый сложный в процессе доработки узел. И основная сложность не в переднем свесе, который тоже заставит попотеть, а в вертикальных передних частях, они не только сильно толстые у модели, но в оригинале еще и имеют замысловатый изгиб, который легко угадывается и сильно трудно воспроизводим. Минимальные затраты это стачивание толщины. Неплохо так же выбрать пластик и изнутри крыльев, особенно подножек, их толщина видна со многих ракурсов. Прямо под кабиной на вертикальных частях крыльев, или скорее уже пыльников, от скругления крыла до самого конца идут две выштамповки как на дверях. У «Катюши» они продолжаются до задних крыльев.
23. Подножки у кабины не имеют рельефа, его нужно сделать, самый простой способ – рифленое травление, но точно такого найти невозможно, если нужна абсолютная копийность, то тут только фольга и умелые руки. При этом на ЗИС-6 и ЗИС-32 водительская подножка короче пассажирской, для подвеса запасного колеса.
23. Задние крылья у «Катюши» даются неправильными, оба типа крыльев имеют разный угол скругления передней и задней части и они на треть шире. Подножки идущие от кабины имеют «треугольную» форму расширяясь к задним крыльям по их ширине, правая короче левой, за счет штатной ЗИС-6, которая с левой стороны была короче.
Рама и ходовая (самый непроработанный узел):
24. Срезаем передний бампер по краям и в центре, Г образный остаток обтачиваем как на прототипе. Срезаем лишние поперечны, их у ЗИС-5 и ЗИС-6 было разное количество. Желательно уменьшить ширину «брусков» рамы. Для ЗИС-5 делаем правильную поперечину, которая идет за кабиной, ее хорошо видно на любой модели.
25. Имитируем рессоры либо вырезая их из листового пластика и прочерчивая листы, либо делаем «лапшу» и из нее набираем. Для последнего варианта можно изготовить шаблон изгиба и к нему примотать нитками верхний лист, остальные подклеивать к нему и потом так же зафиксировать нитками или зажимами. После высыхания клея форму будут держать как положено.
26. Передняя балка. Слишком мелкая деталь для изготовления с нуля, можно оставить штатную, тем более что за щитками ее не особо видно. Но желательно сымитировать трапецию и поворотные кулаки на барабанах. Барабаны очень хорошего качества дает «Комплект ЗИП». Для всех вариантов «В» передних тормозных барабанов небыло. Так же для всех образцов «В» обязательна имитация рулевой тяги, сквозь подножки ее отсутствие сильно бросается в глаза.
27. Задний мост ЗИС-5, 42, 33, 32. То, что дает PST очень ужасного внешнего вида. Даже если на модель не смотреть снизу, его игрушечность бросается в глаза. Для более копийного вида, необходимо нарастить концы, немного обточить картер главной передачи, кто поопытнее могут сымитировать головки болтов задней крышки, передний редуктор сделать опираясь на фото, можно просто сделать что то вроде трапециевидной детали, добавив пару крышек.
28. Задняя подвеска ЗИС-6, тут все примерно то же самое, единственное что форма мостов иная. Поперечина на которую опираются рессоры была двух видов ранняя и поздняя. Проще всего сымитировать позднюю, это просто труба немного изогнутая сверху. Ранняя была боле сложной формы с отверстиями облегчения.
Для любителей «супердеталировки снизу»:
29. Под кабиной приклеить прямоугольник из листового пластика для имитации низа бензобака. У ЗИС-32 в кабине бензобака небыло, был сзади как у ЗИС-42 и второй подвесной по правому борту под кузовом.
30. Доработать поддон двигателя и картер коробки передач. Сымитировать видимое навесное двигателя.
31. Деталь выхлопной трубы – срезать переднюю часть имитирующую выпускной коллектор до маховика. Труба загибается вверх сразу за ним.
32. Сымитировать рулевой механизм, сошку, тягу, привод, поворотные кулаки, трапецию, тормозные шланги. Вакуумный усилитель (для тех моделей где он есть).
33. Систему ручного и гидравлического тормоза к задней подвеске.
34. Для совсем «сумасшедших» прорезать раму и сделать полную имитацию двигателя и всего остального. При этом педаль тормоза крепится к левому лонжерону рамы слева, педаль сцепления справа.
Вот так выглядит список минимальных базовых доработок моделей PST. Остальные по ходу сборки.
Пусковую раму и станок для БМ-13 нужно переделывать полностью. Пока непонятно что делать с направляющими. Была мысль взять их у ICM, но, как оказалось, хрен редьки не слаще. Пока мысль: сточить толщину, хотя бы на концах, придать стреловидность передним торцам, заднюю часть доработать листами полистирола и проволоки. Раму однозначно делать новую, ну и станок, соответственно, тоже.