Суриками покрывали по возможности все важные, силовые элементы набора корпуса, кницы, шпангоуты, бимсы, комингсы, леджесы и тд, и на тех же фотографиях моделей из коллекции Гринвича из моего сообщения выше заметны окрашенные суриком бимсы надстроек. На картинах из сообщений коллег нетрудно заметить на бортах галеонов жирный слой смолы и тира (или та же реплика Батавии, для примера, посмотрите внимательно на покрытие бортов), или же практически полностью чёрные галеоны - это тир с добавлением сажи газовой (угля) - очень водостойкое покрытие.
Там, где применение смолы или тира нежелательно, например, в каютах, применяли охру или сурики (пример - туалеты в боковых раковинах галереи (штульцах) на "Батавии"). Суриками покрывали так же ответственные дельные вещи: шпили, битенги, кнехты, балки, кофель-нагели и их планки, помпы, трапы и их ограждения. Кроме того, надо отметить прямо противоположные, то есть, "не силовые" элементы, потому что тонкие, хлипкие, быстро сгнивающие от воды и влаги, как-то переборки, рустерные крышки люков, двери, шлюпки, шлюпочные и корабельные весла, курятники, нактоузы, и, позднее - штурвалы. Огнестойким грунтом покрывались, помимо пушечных портов, орудийных станков и переборок крюйт-камер и камбузов, конечно же, камины, печи и трубы.
В дальнейшем сурики даже превзошли в применении другие морские краски. В восемнадцатом веке, например, на континенте из-за дороговизны охры повально красили суриками, охры едва хватало хотя бы на знаменитые желтые борта, суриками покрывали всё подряд, а поверх суриков (это же всё-таки грунты) красок уже не хватало. Тогда как в это же время у англичан стабильно можно наблюдать элементы корпусов, покрытые суриковыми грунтами, а поверх них - охру или другие краски.
Во времена "Васа" уже ощущался дефицит позолоты, и сначала голландцы, а потом и все остальные перешли на имитацию золота с помощью желтой охры, с добавлением, и потом и без добавления, толченого стекла для золотого блеска. Поэтому на модели "Васа" не рекомендовано имитировать украшение декора и скульптур "под золото". А вот традиция окраски скульптур в натуральные цвета сохранялась и много позже после "Васа", поэтому лица под цвет кожи, глаза с белками и зрачками, разноцветная одежда скульптур - это не прихоть музея "Васы", а достоверная окраска, воссозданная на основе изучения чего-то там. Раскрашенные скульптуры и орнамент посмотрите так же на реплике "Батавии". Однако, многое в окраске корабля останется неизвестным, потому что погибло - вода смыла с корабля всю окраску и грунты, и мы наблюдаем по-сути новодел, новое химическое покрытие для защиты корабля уже на воздухе. Это касается и фальшборта, тут, увы, ничего невозможно утверждать однозначно по первоначальной окраске, - по крайней мере, на сегодняшний день.
На картинке: интересное историческое изображение английского корабля рассматриваемой эпохи. Суриком покрыты вант-путенсы и якоря, а орнамент регелей гальюна покрыт уже не позолотой, а охрой:
Рассматриваемый период. Почти черные борта кораблей и красные весла - это не прихоть голландского художника, это обыденность:
Опять период "Васа", буквально корабль "до Соверена". Оба изображения - один и тот же "Принс Ройал", только от разных художников. Вот я лично бы не взялся утверждать однозначно, чем покрыт корпус корабля - это просто тир по дубу, или железистая охра (сурики имели свойство "линять", со временем теряя в яркости до бледно-коричневого цвета), или и то и другое сразу. Заметно, насколько корабельная (судовая) мазь, которой покрыта подводная часть корпуса, больше грязно-желтая, чем белая. А вот корабль позади кормы "ПР" на картине слева имеет борта, явно покрытые смесью тира с сажей газовой - но это не морёный дуб, его с трудом хватало хотя бы на силовые элементы набора корпуса.
На фото ниже. Модели чуть ближе к середине и к концу века, оригинальные. Хорошо сохранилась окраска суриками практически всех дельных вещей (битенги и кроссписы, шпиль, трапы и их ограждения), покрытие суриком переборок и внутренних поверхностей фальшбортов:
Чуть позже суриками будет покрыто всё, что можно, за минусом разве что внешней поверхности бортов:
Торговый, не торговый, какая разница. Знаменитая модель галеры. Нетрудно заметить, что суриком покрыты в первую очередь силовые элементы набора, и даже рустерные крышки люков. То есть, тут никак не увязать цвет и принадлежность к назначению корабля, тем более, что практически все галеры были универсальными судами.
На фото ниже, реплика "Батавии". Казалось бы, ну что тут такого, однако, присмотримся. Сидение стульчака (первоначально именно стульчак в боковой галерее и на гальюне назывался штульц) как бы не покрашено, но оно и понятно, его в целях гигиены для господ офицеров периодически заменяли, а вот другие элементы покрыты суриком. Задняя стенка, примыкающая к гакаборту, квартопис, белая - это, скорее всего, свинцовые белила поверх сурика, - для света в и без того скудном в плане освещенности помещении. Силовой тимберс галереи - всё равно покрыт суриком, а не белилами.
Реплика галеона "Дайфукен" тоже имеет суриковые фальшборта и релинги:
Куда же без Дэ Вельде, этих самых достоверных авторов рассматриваемой эпохи. Итак, континентальный тип, голландская школа кораблестроения. Обратите внимание на цвет крышек пушечных портов, якорей, дверец окон боковых галерей, разноцветную окраску скульптур и декора. Кстати, на корабле отчетливо видны знаменитые мамеринцы - защитные рукава на шпигатах нижних палуб, самопроизвольно перекрывающих доступ воды снаружи в шпигат при опасном крене. Почти все средние и большие корабли мира почти столетие имели такие мамеринцы. Посмотрите вновь первую картинку этого сообщения.
Шлюпка - штука дорогая и ужасно водобоязная, защитим от воды и её:
Курятники, переборки рубок горнистов:
И, в заключение, вновь сделаю акцент: корабль "Васа" сохранился настолько хорошо, насколько и плохо, и мы никогда уже не узнаем, как он был окрашен по-настоящему, потому что за годы лежания под водой корабль полностью потерял оригинальное покрытие, а сейчас корабль покрыт уже совсем другим, специальным составом против гниения корабля на воздухе, которое в принципе не позволяет применение других красок - и корабль в музее из-за этого как раз и не окрашен - многие забывают этот важный нюанс.
Итак, корабль Васа в музее на самом деле не даёт представление об его истинной окраске на момент гибели, более того, он не окрашен в исторические цвета намеренно...