Давно с полки поглядывала ай-си-эмовская коробка с И-5, подаренная сыном несколько лет назад.
Решение с выбором прототипа было сделано давно - это будет штурмовик ВВС Черноморского флота, возможно с Фрайдорфской группы осени 1941 года. Фотографий бортов нет, есть одна невнятная 11 шап ВВС ЧФ на осень-зиму 1941-1942 годов. Самолет виден никак, но это хоть что-то из воевавших И-5.
Особенности - похоже на однотонную окраску с черным кольцом Тауненда. Облезлый самолет, особенно винт. Пилоны не видны. Зато видны снятые колпаки с колес. Советы по окраске и вооружению приветствуются.
Что планируется делать: 1. Самолет собирать в стандартной для меня комплектации - с открытыми для обслуживания люками вооружения. 2. Нафаршировать кабину. 3. Сделать спицованные колеса 4. Установить подфюзеляжные или подкрыльевые бомбодержатели 5. Поставить самолет на мини-подставку сообразно сезону и сюжету
Вот кабина. Боковые рамы - штатные, но не приклеенные к бортам, а собранные в каркас. Приборка штатная, но по новой придуманной технологии с утончением и эпоксидкой. Педали переделанные, РУ самодел. Сделал крепление сиденья с ручкой регулировки. Спереди видны часть желтого топливного бака и короба патронных ящиков верхних пулеметов ПВ.
"Бледнеют ангелы и черти, когда, доверенные Смерти, по небу весело мы чертим свой белый след"
сомневаюсь насчет черного капота - есть примеры? И-15 не предлагать) да и по этому фото так бы не сказал. привязка конечно ну очень условная... если не сказать - никакая, при отсутствии видимости номера, или хотя бы ОЗ
Andrey Stan написал: привязка конечно ну очень условная
В смысле условная? На фото известны все офицеры из 11 ШАП. Вряд ли снимались у самолета чужого полка. Офицеры 11 шап ЧФ у истребителя И-5, слева направо: Кошельков Николай Александрович, Покалюхин Алексей Иванович, Бронзов Виктор Спиридонович, Бывальцев Иван Павлович, Фомин Владимир Сергеевич. Пруф. Цвет кольца - да, допускаю, возможно и зеленый, но выглядит чуть темнее.
Далее сделал кабину изнутри - утончил, срезав штатный силовой набор, сделал свой. Установил самодельные ПВ-1 (пока со срезанными стволами - они будут из игл с перфорированным кожухом).
Исправил ошибку набора - откидную боковую крышку сделал с правильной выштамповкой - выпуклой наружу.
Попробовал сделать спицованные колеса - сами диски вроде получились, а вот шины из твердеющей глины не очень - трудно выдержать ровную геометрию. Попробую шины еще раз повторить, но теперь выравнивать их на дрели как токарном станке.
Ну мотор почти без доработок - разве что заменил передние толкатели и рассверлил выхлопушки. Сточил изнутри носовой кожух и подровнял вырезы на нем.
"Бледнеют ангелы и черти, когда, доверенные Смерти, по небу весело мы чертим свой белый след"
На диск из пластика (оправку) приклеено пластиковое кольцо высотой 1.1 мм и внутренним диаметром под обод колеса. Внутрь вставляется 1.5 мм лента сыростирола, обрезается строго по диаметру, вынимается. В нее вклеивается изнутри (со стороны оси) более узкая лента (0.7 мм) для изображения рельефа обода. лента служит дополнительным силовым каркасом - она видна на фото колес. Получается обод колеса. Далее обод помещается внутрь кольца на оправке, крепится кусочком пластилина в щель. По оправке через центр с установленнм ободом наматывается (через отверстия оправки) нитка бантика, для надежности местами крепится С ОБРАТНОЙ стороны суперклеем к оправке. Получается рисунок спиц с одной стороны. После наматывания точки касания обода и серединка-пересечение фиксируются суперклеем. Срезается по окружности бритвой. Обод вынимается и переворачивается. Вновь вставляется в диск оправки, новоиспеченными спицами вниз. В середину (пересечение спиц) на глазок вклеивается длиной 2.5 мм внутренняя ось. Начинается намотка спиц со второй стороны. После первых двух происходит их фиксация суперклеем на торце оси - чтобы ось не болталась. Дальше все как на первой стороне. После снятия обода со спицами - повтор для второго колеса. Шины делаются из термоглины FIMO в виде бубликов нужного диаметра (на 1 мм больше) и толщины. После затвердевания в печи обрабытываются шкуркой и надфилями (хочу попробовать ровнять на вращающемся валу дрели). Далее бублик разрезается бритвой, подгоняется под обод и клеется суперклеем).
Михаил Троян написал: Слишком сложный какой-то способ по спицам, да и по самому колесу...
Есть более простой в 72-м при очень тонкой шине? Все равно переделывать, могу попробовать. Есть в наличии травленые спицы от Гонзы для По-2 (аналог эдиковских для бипланов 1 мировой) - так там принцип расположения спиц совсем иной, не похож на фото колес И-5. Не подходит.
Судя по всему, есть и вторая фотография. Правда, тоже малоинформативная. Источник: АвиаМастер 2005-04 / М.Морозов - Севастопольский вальс /На фронтах Великой Отечественной Подпись под фото: "Устаревший истребитель И-5, использовавшийся в ходе боев за Крым в качестве штурмовика."
так а что дают имена пилотов? я же написал, что вопрос в том, что ни на одном фото не видно ни стиль (и цвет) бортовых номеров, ни опознавательных знаков - вот какие они там, образца до 35 года с кольцом внутри, или без канта, или еще более поздние накрашены? но можно съехать на публикацию М.Морозова в АвиаМастер 2007-01 - "И-5 из 11-го штурмового полка. Самолет ВВС ЧФ - участник боев за Севастополь в ноябре-декабре 1941г", капот правда автору померещился (или просто другой борт) тоже черный на плохеньком фото:
в АвиаМастер 2005-04 более адекватный (под фото с летчиками в Крыму) боковик:
Андрей написал: Немного по бортам военного периода. Принадлежность не назову. Но окраска похожа на однотонную зеленым с черным кольцом.
ну вы даете... на первом фото - ЦКБ-3/прототип И-15 и общепринятое мнение, что он вообще целиком красный. а на третьем, где действительно черное кольцо - И-15 в Испании. а ведь просил "И-15 - не предлагать)"... совершенно очевидно, что у всех И-5 кольцо зеленое
Andrey Stan написал: ... совершенно очевидно, что у всех И-5 кольцо зеленое
Возможно, что у некоторых кольцо могло быть чёрное, как на этом фото. Источник. Подпись под фото: "Курсант летного училища возле истребителя И-5 «промежуточного» типа с новым капотом Тауненда, но еще со старым деревянным винтом. На винте укреплен маленький белый кок, который закрывает только втулку. Капот — черный, а носовая часть фюзеляжа не окрашена.Предположительно, снимок сделан в конце 1930-х годов, когда истребители И-5 исключили из состава боевых частей и начали использовать при обучении курсантов. В начале Великой Отечественной войны многие из этих машин вновь ввели в строй и отправили на фронт."
о, вот тут фото зачетное, Дмитрий, как вообще! еще отмечу оригинальный кок на винте... но на фото из Крыма то явно - не такой. там скорее вариант с бортовым номером 6 (добавил боковики в сообщение выше)
Не спорю. Привязки к ВВС Черноморского флота нет. Просто обратил внимание на возможность чёрного кольца гипотетически. Кстати, на фото с И-5 под брезентом в Крыму, мне показалось любопытным наличие обтекателей на шасси. Опять же, просто сам факт, что они могли быть в тот период.
п.с. но вот в Авиация и Космонавтика 1995-08 В.Котельников, О.Лейко подписали очевидно его же, как "на фронтовом аэродроме в Белоруссии осенью 1941г. (немецкий трофейный снимок)"!
в общем лично мне понятно, что ничего не понятно) насчет Крыма... и не взялся бы за такой
Andrey Stan написал: ну вы даете... на первом фото - ЦКБ-3/прототип И-15 и общепринятое мнение, что он вообще целиком красный. а на третьем, где действительно черное кольцо - И-15 в Испании. а ведь просил "И-15 - не предлагать)"
Согласен. Скопировал все фото из папки. Ошибочно туда И-15 попали. Очевидность по поводу всех зеленых колец развеяли чуть ниже того поста и выше этого.
Andrey Stan написал: Борис, работа как всегда ювелирная) нашел такую схему, похоже не она использовалась в работе? -
Она тоже. Даже снимки наработок показаны на листке с распечатанной этой схемой. Кроме того есть книги
- Иванов В. - Самолеты Н.Н. Поликарпова (История отечественной авиации) - 2004. - Истребители бипланы Н.Н.Поликарпова И-5 , И-15 , И-15бис(Полигон) - Первые истребители СССР от И-1 до И-5 - Война в воздухе 136 - Истребители Поликарпова (1) - Авиаколлекция 2010-01 Истребитель И-5 - 021. Mashtabnie Modeli (январь 2004) - Самолеты Н.Н. Поликарпова_ In action
Есть также чертежи Родионова
"Бледнеют ангелы и черти, когда, доверенные Смерти, по небу весело мы чертим свой белый след"
Если позволите, Андрей, только уточним, что это скорее довоенные фото.
По второму сверху. Надпись по-английски повествует о том, что пилот получает поздравление после удачного вылета. А вот другой источник. Надпись под фото: "Павел Рычагов со своей женой Марией Нестеренко." Фотография явно довоенная, так как в статье говорится, что 22 июня 1941 года Рычагов, а 24-го его жена были арестованы (в последствии расстреляны).
Третье и второе фото сделаны, похоже, на испытаниях 1935 года. Источник.
не "скорее", а совершенно верно, что довоенные - аэроклуб и испытания. как и то, что "очевидно капот не черный" касалось фото самолета, который на 100% идентифицируется, как из Крыма. правда это никак не приближает к облику машины...
Андрей написал: Еще немного фото в варианте штурмовика
Знаю эти снимки. Первый сильно довоенный. На втором Рычагов поздравляет свою жену (!) Нестеренко с неизвестно чем. Самолет на заднем плане для антуража. А 3 и 4 снимки - дальше эксперимента с РС дело не пошло. Похоже, придется делать самолет по мотивам. Кстати, на сайте http://ava.org.ru/iap/11m.htm есть фото И-15бис того же времени того же полка. Можно посмотреть стиль оформления обозначений в полку.
А то как-то уныло опять делать доставшийся фрицам трофей из Белоруссии (белую 6).
"Бледнеют ангелы и черти, когда, доверенные Смерти, по небу весело мы чертим свой белый след"