Пришла ко мне такая вот замечательная коробочка от L-Model. Для 35 масштаба модель доселе очень редкая и полностью собственной разработки Алексея Егорова! С полностью смоляной моделью до этого еще не работал, а посему есть желание и попробовать и в уже полюбившемся конкурсе поучаствовать. Тем более, что модель орудия более чем достойная! В тяжелое для страны время она как могла помогала ковать победу. Инструкция очень спартанская, без подкрепления её музейными и архивными фото собрать будет не просто. На этот счет Алексей любезно поделился ссылкой на один музейный экспонат, который мы разложим на атомы, сообразим, что к чему и приступим к сборке. https://www.dishmodels.ru/wshow.htm?np=1&p=3723&vmode=S#blockpre А собирать тут есть чего! Целый ворох из разной мелочевки по зип-пакетикам. Начнем пока с крупных деталей, а там, глядишь пойдет интересней! Всех неравнодушных и просто интересующихся прошу устраиваться в зрительном зале.
Приветствую всех, коллеги! Рад, что тема многим интересна. Начал традиционно с колес. По ним есть одна маленькая такая проблемка - облой и налипание смолы по спицам. Как пояснил Алексей, связано это с масштабностью толщины спиц. При дегазации в вакуумной камере стенки формы слипаются из-за малой толщины спиц. А после выравнивания давления не всегда возвращаются на место. Проблема такая только с внешней стороны спиц колеса. С внутренней все хорошо. Так что придется запастись терпением и аккуратно чем-нибудь острым срезать все лишнее. Пока осилил только одно колесо. Местами облой проходит по гайкам, отчего их частично пришлось снести. Чуть позже подберу метизы и их восстановлю. Но если кто запланирует развести на колесах грязюку, этот момент можно будет пропустить. У меня это в планы не входит, поэтому придется или восстановить или полностью все гайки заменить (по 12 шт. на колесо).
В общем, для себя решил болты на колесах все же заменить. На фото оригинала они выглядят четко и хорошо читаются. Как я уже отметил выше, после зачистки колеса, часть головок болтов приходится срезать. К тому же краска, так и смывка частично рельеф "съедят". Поэтому подобрал метизы по размерам головок болтов на самих колесах. Получилось 0,6 ~ 0,7 мм.
Буквально час тому назад отгремел салют в городе на Неве в ознаменование памятной даты снятия Блокады! Ухание орудийных залпов доносилось и до моих окон)) А у меня в это самое время на столе кипит работа по самому, что ни есть настоящему орудию победы. Орудию-символу снятия Блокады. Только в миниатюре)) все законно))
Что хочу сказать по набору? Очень ажурное классное литье! Тоненькие детальки, отличная детализация и стыковка! Но есть моменты, которые стройку модели из смолы серьезно усложняют. Это сам материал. Если сравнивать с пластиком, он тверже, но при этом более хрупок. Если пробовать скусывать приливы кусачками, или торопиться с обрезкой лезвием, за пределами лезвия может пойти неконтролируемый скол материала! Поэтому на буквально выгрызание излишков питателей, зачистку и подшкуривание уходит много времени! А если детали еще и ажурные, то и нервов, т.к. непроизвольно боишься сломать. Еще столкнулся с проблемой "поведенной" детали. На питателе лафет был прямым. И пока я отделял его, зашкуривал, был довольно гибким. После того как я добавил к нему элементы, придающие конструкции жесткости, он стал прочнее, но по какой-то неведомой мне причине его повело винтом. Особенно это заметно на хвостовой части лафета. Вроде погнешь его слегка в обратном направлении - становится ровнее, но потом опять искривляется! Купать его в кипятке, если честно очково... Нужен совет бывалых моделистов, кто со смолой на ты. Что делать в этом случае и как вытянуть, чтобы не уводило обратно??? Буфер/стопор можно сделать подвижным: Подсобрал крупные элементы ствола. Он шикарен! С нарезами! Стыкуется отлично! По правой стороне от казенника есть шкала. В смоле (видимо для жесткости) она выполнена сплошной, но с очень четкой бороздкой. Её можно оставить и так, смывкой или затенением потом при покраске показав углубление. Но я следовал фотографии, и эту канавку сделал сквозной, как было в действительности.
Кирилл, привет. Только купание в кипятке. Все механические способы наверняка приведут к поломке. Хотя если сможешь аккуратно отклеить заднюю перемычку, то изогнув лафет в противоположную сторону и вклеив её обратно можно добится выпрямления. Ну теоретически. Я при сборке полностью собраный лафет со щитами купал в кипятке. Щиты купал. После установке всех упоров их тоже повело. Нормально, выпрямил.
Алексей Егоров написал: Кирилл, привет. Только купание в кипятке. Все механические способы наверняка приведут к поломке. Хотя если сможешь аккуратно отклеить заднюю перемычку, то изогнув лафет в противоположную сторону и вклеив её обратно можно добится выпрямления. Ну теоретически. Я при сборке полностью собраный лафет со щитами купал в кипятке. Щиты купал. После установке всех упоров их тоже повело. Нормально, выпрямил.
Алексей, привет! Спасибо за совет. Так в принципе и думаю попробовать, сначала на той первой кривой детали потренируюсь, посмотрю, как она себя поведет. Потом попробую уже на подсобранном лафете. Ну если не поможет, то придется пойти хирургическим путем. Но хочется надеяться, что не дойдет до этого)) Как говорится, глаза боятся, а руки делают. Вечером поэкспериментирую. Кипяток надо совсем крутой или так, чтобы рука чуть терпела?
Кипяточек действительно рулит! Я переживал, что от кипятка и манипуляций пальцами может испортиться клепка и прочая детализация. Но напрасно. Смола становится пластичной и допускает с собой определенные вольности)) Но работать надо вдумчиво, точечно и аккуратно, легко можно усугубить имеющийся дефект геометрии детали или наделать новых. По мере остывания смола принимает ту форму и положение, какую она запомнила "последней". Можно взять на заметку, если делать что-то поврежденное, сильно погнутое. Фото не делал. Оставлю на ночь пока под импровизированным прессом, чтобы уж наверняка.
Кипяток много позволяет починить! В зависимости от смолы, иногда хватает и горячего крана, дома из него течет примерно 80 градусов, на работе бойлер и почти 95.
Давненько я ничего тут не писал. Но если честно, особо и времени не было, чтобы сесть помоделить. Но кое-какие подвижки все же есть. Более-менее кипяточком вытянул лафет. Но хвост всё-равно чутка косит, начиная от крайней перегородки, за которой пенал. Подумываю его все-же аккуратно срезать и подогнать. Потому как после купания в кипятке /правки и просушки его все-равно уводит в исходное положение. Еще один существенный момент, если кто решит удариться в матчасть данной модели - хвостовая часть в районе буксировочного кольца выполнена с упрощением. Возможно ввиду и без того ажурной конструкции не только лафета, но в частности его задней части: Пока думаю, что с этим делать.
По узлу орудия сборка в принципе закончена. Заменил только корончатые гайки, т.к. на моей детали они были с небольшим наплывом излишков смолы, так что их пришлось сносить. Но со стороны наводчика на защитный щиток надо будет еще добавить рукоятку. В наборе её нет. На распорке по центру лафета надо добавить 4 недостающих заклепки: Попутно начал дорабатывать лафет мелочевкой. Лопату заменил. Изкоробочная выглядит как-то мелковато. Замену взял из запасов: Изготовил к ней скобы из остатков рамок от фототравления. Передний упор срезал с оригинальной лопаты. Ремешки будут Микродизайновские.
Операцию "подрезание" можно считать успешной. Лишнее сточилось. "Пациент" бодрячком и чувствует себя заметно лучше. Впереди еще одна пересадка. Готовлю донора))
По случаю праздника вырвался, наконец, до своего любимого музея артиллерии. Но там меня ожидало несколько сюрпризов, нежели подтверждений того, что я ожидал увидеть. Теперь по порядку. В музее есть две полковушки 1927 г. Одна из которых 1941 года выпуска. Запомним эту дату. Шильдик на второй пушке не сфотографировал. Так вот у них "хвосты" назовём их так для краткости, оказались полностью идентичными, но совершенно не той конструкции, что я ожидал увидеть! Они больше похожи на то, что дает в смоле Алекей, но только с отличиями! См. фото: Идем далее... Там же, но в зале с орудиями ПМВ находим 3х дюймовую (76,2 мм) пушку обр. 1909 г. системы Шнейдера. Пушка изготовлена в 1915 г. Тоже запомним. У неё конструкция хвоста уже ближе к тому, что я, собственно, ожидал увидеть на полковушке, но опять же, с вариациями! Отличия на фото: Попытался снять размеры отверстия в форме эллипса, но меня быстро попалили работники музея и потребовали прекратить безобразия с музейным экспонатом! Так что фото вышли смазанными. размеры +/- 5,7 на 10 см. Ну и собственно, фото хвоста полковушки из экспозиции Ленрезерва. Судя по оттиску, пушка 1931 г. постройки. . Из всего этого можно сделать вывод, что хвостовые детали на полковушке обр. 1927 г. были, как минимум 3х отличающихся друг от друга модификаций. На своей модели я хвост поторопился и срезал. Так что буду делать ранний 1915 или промежуточный 1931 г. Такие дела...
Доброй всем ночи /утра и дня! После долгого перерыва и со второго захода смастерил хвостовую часть лафета. Как говорится, придумал себе занятие и героически с ним боролся Проклепал. А дальше дело пошло веселее! Согнул ручки для сошника из прутка диам. 0.4 мм. Доработал заднюю часть лафета разной мелочевкой. Правило можно сделать подвижным. Подгонка и проработка деталей на высоте! После захотелось сделать подвижным и откидной нож и его запирающее устройство. Высверлил лишнее и вставил штифт. Аналогичным образом поступил и с запорным устройством. Единственное, в боевом положении ножа его ответная часть не сошлась с запорной! В походном положении этого не видно.
Алексей Егоров написал: Кирилл, привет. Не знаю как у тебя не сошлось, но вот собрал из брака насухо.
Алексей, привет! Там нож упирается в верхний упор лафета, точнее в его "язык". У тебя фото без этой детали. Я его попробую чуть отогнуть или слегка сместить. Это решит вопрос. В остальном, у тебя по модели, действительно, шикарная подгонка деталей!
Немного прогресса по стройке. С откидным ножом разобрался. Немного поменял положение "зуба" упорной плиты и откидной нож встал на свое место и затвор замка нормально сомкнулся с его ответной частью. Переделал лом и его крепежные элементы. Мне так больше нравится Подружил лафет со стволом. Накинул колеса и вроде как пушка стала обретать свои очертания. Орудие получилось сделать функциональным не только по вертикали, но и по горизонтали. Не знаю зачем, но есть в этом что-то кайфовое!
Кирилл Халевин написал: Орудие получилось сделать функциональным не только по вертикали, но и по горизонтали.
Только щиты подвижными не делай, переломаешь пока модель соберёшь.
Алексей, спасибо! С нижним уже понял, что не получится, да и особого смысла нет (если только делать вариант для транспортировки). А вот верхний откидной попробую оставить рабочим.
Кирилл Халевин написал: С нижним уже понял, что не получится, да и особого смысла нет (если только делать вариант для транспортировки). А вот верхний откидной попробую оставить рабочим.
Получится и с нижним. Вот я делал.
Верхний ещё проще сломать. Петли длинные. И не забывай, на кронштейнах барашки. При опускании щиты ты их поотшибаешь.
Верхний ещё проще сломать. Петли длинные. И не забывай, на кронштейнах барашки. При опускании щиты ты их поотшибаешь.[/QUOTE]
Это да, модель ажурная. Я и так уже кое какие деталюшки в процессе работы снес. Перефразируя известное высказывание - "артиллерия - дело тонкое Петруха!"
Кирилл Халевин написал: Алексей, выложите, пожалуйста, еще рисунок /чертежик того самого тормоза. Его за подлицо с поддержки срезать или там чего оставлять?
Спасибо! Очень познавательно! Интересно, правда, как им пользовались?! В названии есть "подкладной" башмачный тормоз. Но не на ходу же его под колесо закидывали?! Других логичных приспособ для его использования на лафете не вижу...
Приключился вчера со мной принеприятнейший конфуз! Примерял щитовое прикрытие с креплениями к колесной балке. А оно никак вставать не хочет на свое место! Крепеж заваливается внутрь, а должен быть строго перпендикулярен! Колесная балка, которая склеивается из 2х половинок, оказалась у меня длиннее, чем надо для правильной сходимости по крепежу основного щита. Расхождение вышло где-то в пределах +/-1 мм. Но как я писал выше, "артиллерия - дело тонкое" - это расхождение получается очень заметным. При этом на половинках балки есть необходимые углубления и выступы, которые задиктовывают положение деталей при сборке. В общем, с этим узлом что-то пошло не так... Пришлось балку скусывать Буду её укорачивать и подгонять под щиток. Здесь еще следует не забывать про сами колеса. На фотографиях пушки хорошо видно, что зазор между колесами и щитовым прикрытием не большой - и этот момент также необходимо иметь ввиду при укорачивании балки! В общем, тем кто собирает данную модель или только планирует это сделать, настоятельно рекомендую не торопиться с приклеиванием балки к лафету, а предварительно отделить детали балок (1 и 2), щитка (5) и креплений/укосин (3 и 4) от поддержек и прикинуть все насухо по размерам. Все детали должны быть строго перпендикулярны относительно друг-друга! Ниже даю схематический рисунок (намеренно утрированно) для понимания проблемы. Фото сделаю вечером.