Karopka

SSJ-100-95LR / Газпромавиа / RA-89018

Автор: Николай Размещено: 14.02.2026 · Антон Архипов 829 просмотров
Производитель:
Звезда
Тип двигателя:
Реактивная
Тип техники:
Гражданские
Год выпуска:
после 1960
Масштаб модели:
1:144
Страна-производитель:
СССР–Россия

Рецепт сборки Суперджета от ...


"Берем сначала укропу, 

Потом ..., 

..., 

..., 

Охапку дров 

И Сурж готов!" (с)


Добрый вечер, каропчане! 

Попробую дебютировать тут с хорошо всем известной моделью от Звезды. 

После нескольких лет перерыва и некоторого идеологического переосмысления подходов к сборке, руки стали чесаться особенно сильно. В начале лета 2025 была предпринята первая смелая попытка постройки Газпрома. В середине лета второго.. но не шло. В ноябре был куплен третий. 

С одной стороны нужно было дать рукам вспомнить инструмент и чувство модели, с другой - в простой "искаропке", увы, не так много всеми нами любимой и уважаемой "матчасти", поэтому процесс сборки время от времени прерывался ещё и на моделизм цифровой: по фоткам и открытой документации из сети были спроектированы и напечатаны около двух десятков внешних элементов. 

Это и попытка добиться правильной формы от выхода вспомогательной силовой установки (она же "APU"; на Каропке я так и не нашёл Суперджет с чем-то близким к истине), и спроектированные с нуля колёса и шины передней и основных опор, и попытка повторить набор датчиков системы "СВС" (она же "ADS"),  и несколько переразмеренный состав антенн по верху и низу фюзеляжа, и наконец форма под фары на передней опоре. Отдельно отмечу, что есть наработки и по механизации, которая пока стоит на кошке и требует внесения ряда правок..

Так или иначе сборка предельно стандартна. Нюансы касаются лишь заливки стекол фотосмолой, уменьшения толщины кромок крыла и стабилизатора, проработки фар в корне консолей крыла, попытки сымитировать шланги гидросистемы по стойкам, отделения задней части под APU и работы с напечатанными элементами, из которых треть была благополучно потрачена из-за кривизны рук (а вообще работа с циакрином и точным позиционированием какой-нибудь антенны требует обязательного наличия нескольких копий про запас - ваш кэп :D). Несколько удивила ошибка с числом лопаток двигателя у Микродизайна (26 против 24 правильных).  

Прешейдинг и окраска акрилом от Тамии, декаль от Revaro (в которой обнаружилась микро-ошибка на букве "G"). Сама по себе декаль сложна с точки зрения позиционирования, а в совокупности со средствами от Mr. Hobby (Mark Fit Softer и Setter) это вообще превратилось в неплохую головную боль, поскольку "Софтер" спустя некоторое время начинает действовать и на лак под декалью. Финализировал и закрепил все Футурой. В самом конце серой смывкой от Тамии немного сымитировал следы эксплуатации в виде подтёков под окнами. 

Насколько "руки вспомнили" судить вам, но вообще буду искренне рад услышать адекватную критику (особенно интересно в части Суржовой матчасти). А так - нет предела совершенству!

Желаю всем найти тот баланс, при котором ум не заходит за разум, и шутка про опущенные баки не становится реальностью. В общем, как говорит друг: "Все эксперименты во славу моделизьма" ;)).

Оценки

96,24 из 100
Исполнение: 99,00 Окраска: 98,75 Матчасть: 99,00
4 голоса Все оценки

Войдите, чтобы оценить работу.

Комментарии (15)

Эдуард Эдуард

На сайте с 23.07.2019

195     971

Насчет матчасти не скажу, не знаток. Хотя в общем фоток в интернете полно, так что несложно сравнить. Похвально стремление исправить огрехи модели. И все эти датчики по кругу в таком масштабе - прям отлично. Правда я бы не советовал стремится воспроизводить буквально ВСЁ, что торчит из самолета)... В этом масштабе иногда перебор. Вот как здесь - носовая часть перегружена визуально золотистыми штуками. Кстати почему они золотистые? К тому же они выполнены грубовато. Есть наборы травления с ними, они изящнее смотрятся. Количество лопаток компрессора визуально можно различить, если там ну раза в два их меньше))...

Аккуратная сборка - наше все. У вас получилось (кроме тех датчиков из золота). Окраска - тут посоветую два момента: во первых, не использовать металлики от Тамии (крупное зерно, да и цвет слишком яркий у вас получился во вторых, не нужен никакой прешейдинг/постшейдинг в авиалайнерах, расшивку чуть выделить, где то копоть если надо изобразить, немного потеков масла из механизмов (прям чуть чуть, после рейса все таки выдавливает). То, что у вас, как потеки под окнами. лишнее. Чистый белый лайнер смотрелся бы выигрышнее.

Баланс дело такое, индивидуальное)

Антон Архипов Антон Архипов

Спонсор

На сайте с 21.10.2009

48     4348

С трудом себе представляю до такой степени ухандоканный борт у Газпрома, особенно Суперджет, у которого расшивка по фюзеляжу не видна в принципе. Все датчики и антенны с прыщами получились переразмерными, а бронзовый цвет ПВД и ДУА очень удивил, огромной тарелки оснований у антенн я тоже на Суперджете на видел, они там максимум полсантиметра. Не морочьте себе голову с их печатью, нарежьте из дошипластика и в тонкий разрез скальпелем вставляйте на капле Космофена. И масштабно, и надёжно, и тоньше Микродизайна. Обечайки двигателей накрашены широко, а при такой дотошности вдруг декальное остекление кабины удивило, да ещё без дворников. Ну и фото - как минимум четыре кадра с портретной глубиной резкости совсем никуда не годятся, там на модели в фокусе 2 сантиметра, остальное в мыле. Прешейдинг белому летающему гражданину - согласен, не нужен, максимум по отклоняемым поверхностям, остальное немного пудрой. Это не Тушка и не Ан, где можно разгуляться, да и то очень аккуратно и на старых бортах обойтись только выкраской прешейдинга вместо расшивки.

Николай Николай

На сайте с 25.02.2011

6     0

декальное остекление кабины удивило

Мне вот тоже поначалу показалось, что декальное, но присмотрелся -- а там чё-т проглядывает напросвет в нескольких кадрах. Есть версия, что автор задул всю нутрянку черным, вызвав тленный мрак внутри)

Антон Архипов Антон Архипов

Спонсор

На сайте с 21.10.2009

48     4348

Есть версия, что автор задул всю нутрянку черным, вызвав тленный мрак внутри)

Рассмотрел... Ну, фиг знает... Очень похоже на тонировку Смоком изнутри. Я так делал, когда запарывал остекление клеем или пылью. А сам кабинет изнутри серо-голубой, но обзор из него с кресел просто шикарный! И снаружи оно как витрина.

Николай Николай

На сайте с 25.02.2011

6     0

Очень похоже на тонировку Смоком изнутри.

Про тонировку я тоже подумал, но это на мой взгляд странно. Я не великий мастер суперджетных дел, но кажется, что это не про него: то ж не Дрим какой. Ну и вроде сильного контраста того, что просвечивает, с окружением не вижу. Думаю, утром нам раскроют тайну

Антон Архипов Антон Архипов

Спонсор

На сайте с 21.10.2009

48     4348

Да я тоже не великий мастер Суперджета, но в его кабине провёл почти месяц на земле и в воздухе. Ну и вокруг него тоже...

Alex Knot jr Alex Knot jr

На сайте с 31.07.2012

21     1586

а вообще работа с циакрином и точным позиционированием какой-нибудь антенны требует обязательного наличия нескольких копий про запас

Не требует. Замените клей на гель и будете приятно удивлены. Гель не схватывается моментально, и у Вас есть примерно минута, чтобы неспешно и аккуратно спозиционировать по месту любую деталь.

Николай Николай

На сайте с 06.08.2024

1     0

Насчет матчасти не скажу, не знаток. Хотя в общем фоток в интернете полно, так что несложно сравнить. Похвально стремление исправить огрехи модели...

Эдуард, благодарю за оценку! Соглашусь, что датчики на носу получились не такими изящными и пропорциональными. Поскольку изначально действительно преследовалась цель воспроизвести все выступающие элементы, то обойти стороной эти я никак не мог. Да, по итогу можно сказать, что в этой части травло, пожалуй, смотрелось бы выигрышнее, с другой стороны если еще поэкспериментировать с формой, пропорциями и какими-нибудь приспособлениями для крепежа к пинцету, то может эта ветка окажется не такой тупиковой. Важным, на мой взгляд, но не определяющим аргументом в пользу печатных элементов я вижу использование пусть и символической, но площади контакта в основании крепления детали к борту. В травлёных антеннах площадь контакта равна толщине травла, и установка заметно усложняется, особенно, когда нужно задать точный угол наклона к поверхности. А когда начинается работа с совсем крошечными элементами типа трубок Пито, то нужно запасаться вагоном нервов)). Согласитесь, что имея в распоряжении площадь чуть больше, работа становится приятнее. В общем все упирается в прямоту рук, точность глазомера и железные нервы =). Попробую прикрепить к комментарию фото несколькиих 3D-моделей для большей наглядности того, что я имею ввиду. Но я не настаиваю - может для 144 это просто принципиально не нужно.

По поводу выбора цвета да, видимо промахнулся. Нашлось лишь немного фоток, где они вблизи или около того (может просто плохо искал) и цвет.. наверное все же ближе к латуни. Учту на будущее.

Что касается прешейдинга, то тут я позволю себе отступление от канона (если в творческом деле вообще есть какие-либо каноны) и аргументирую это тем, что прешейдинг дает офигительное чувство глубины, модель, на мой взгляд, становится не такой плоской - появляется что-то вроде внутреннего почти невидимого каркаса, который одной смывкой по расшивке не повторить. Опять-таки, я не настаиваю, но этот приём, применяемый преимущественно в БТТ и боевой авиации, открывает свой особый подвид 144 масштаба. И поставив рядом две одинаковые, на одной из которых есть прешейдинг, а на второй - просто задутая чистая поверхность - я не уверен, что публика выберет вторую. Да, это в общем домыслы и предположения, но свой эффект реализма эта техника добавляет. А вот конкретная техника её исполнения, это и есть мастерство, которое интересно постичь. Подтёки под окнами в эту же копилку.

Возможно у меня просто персональный сдвиг в сторону т.н. "грязных", "запачканных" бортов. Но на то и существует наше комьюнити, чтобы дать возможность высказаться за все точки зрения =)

Николай Николай

На сайте с 06.08.2024

1     0

С трудом себе представляю до такой степени ухандоканный борт у Газпрома, особенно Суперджет, у которого расшивка по фюзеляжу не видна в принципе.

Антон, спасибо за конструктивные замечания. По поводу "ухандоканности". Мне недавно на глаза попалась одна замечательная картинка-превью из ютуба, правда борт там не Газпромовский, а а/к "Московия". Понятно, что сравнение несколько неуместно, хоть и тот, и тот белые, но все-таки отражает возможные последствия длительного и не очень хранения. В карточке 89018 на известном сайте написано, что в его биографии были такие периоды, поэтому почему бы и нет. А вот конкретную технику имитации везеринга, конечно, нужно прокачивать и доводить до совершенства, сейчас это выглядит отнюдь не так, как мне бы в идеале хотелось.

По поводу размера и цвета ДУА и прочих полностью соглашусь и на будущее учту. Что касается тарелки в основании, то тут, увы, вылезают нюансы печати, при которых меньшая толщина теряет в прочности настолько, что становится банально гибкой и хрупкой в руках. Конкретно здесь что-то около 0.2 мм. Но если мы берем в руки дошипластик и идём более простым путём, то конечно обращать внимание нужно уже на другие составляющие. В любом случае исследование, опыт и навыки того, как и куда двигать эту часть в дальнейшем.

Что касается декального остекления, то это обман зрения. Стёкла пассажирского салона заливались фотоотверждаемой смолой, а для переднего использовал родной лобовик Звезды. Когда-то давно для себя решил, что декальные окна проигрывают по всем параметрам смоляным / пластиковым и более так не делаю. В идеале вообще отказаться в будущем от использования декалей и перейти на маски. Да, это трудозатратно, но визуально выигрыш колоссальный, если мы говорим о рассмотрении модели вблизи.

Николай Николай

На сайте с 06.08.2024

1     0

Да я тоже не великий мастер Суперджета, но в его кабине провёл почти месяц на земле и в воздухе. Ну и вокруг него тоже...

Антон, а если не секрет, чем занимались в тот месяц? И что за стоянка такая: какой-то из аэропортов или их ЛИС в Жуке?

Так получилось, что эта машина мне не чужая (не конкретно Газпромовский борт, а сам тип), а потому поговорить с кем-то, кто с ней работал особенно интересно и персонально познавательно. В понятных рамках, конечно же.

Николай Николай

На сайте с 06.08.2024

1     0

Цитата:а вообще работа с циакрином и точным позиционированием какой-нибудь антенны требует обязательного наличия нескольких копий про запас

Не требует. Замените клей на гель и будете приятно удивлены. Гель не схватывается моментально, и у Вас есть примерно минута, чтобы неспешно и аккуратно спозиционировать по месту любую деталь.

Alex, благодарю за комментарий. Если бы все было так просто.. Я делал следующим образом: пинцетом аккуратно касался местом контакта детали секундного геля, далее чуть прикладывал к фюзеляжу и тут же обнаруживал, что деталь уже никуда не двигается. Я что-то упускаю? Может нужно наносить клей как на борт, так и на деталь? Но не будет ли жирно настолько, что излишки при уборке потом потянут за собой вообще все? Опишите, пожалуйста, то, как Вы работаете с деталями в аналогичном случае. Спасибо.

Эдуард Эдуард

На сайте с 23.07.2019

195     971

Эдуард, благодарю за оценку! Соглашусь, что датчики на носу получились не такими изящными и пропорциональными. Поскольку изначально действительно преследовалась цель воспроизвести все выступающие элементы, то обойти стороной эти я никак не мог. Да, по итогу можно сказать, что в этой части травло, пожалуй, смотрелось бы выигрышнее, с другой стороны если еще поэкспериментировать с формой, пропорциями и какими-нибудь приспособлениями для крепежа к пинцету, то может эта ветка окажется не такой тупиковой. Важным, на мой взгляд, но не определяющим аргументом в пользу печатных элементов я вижу использование пусть и символической, но площади контакта в основании крепления детали к борту. В травлёных антеннах площадь контакта равна толщине травла, и установка заметно усложняется, особенно, когда нужно задать точный угол наклона к поверхности. А когда начинается работа с совсем крошечными элементами типа трубок Пито, то нужно запасаться вагоном нервов)). Согласитесь, что имея в распоряжении площадь чуть больше, работа становится приятнее. В общем все упирается в прямоту рук, точность глазомера и железные нервы =). Попробую прикрепить к комментарию фото несколькиих 3D-моделей для большей наглядности того, что я имею ввиду. Но я не настаиваю - может для 144 это просто принципиально не нужно.

По поводу выбора цвета да, видимо промахнулся. Нашлось лишь немного фоток, где они вблизи или около того (может просто плохо искал) и цвет.. наверное все же ближе к латуни. Учту на будущее.

Что касается прешейдинга, то тут я позволю себе отступление от канона (если в творческом деле вообще есть какие-либо каноны) и аргументирую это тем, что прешейдинг дает офигительное чувство глубины, модель, на мой взгляд, становится не такой плоской - появляется что-то вроде внутреннего почти невидимого каркаса, который одной смывкой по расшивке не повторить. Опять-таки, я не настаиваю, но этот приём, применяемый преимущественно в БТТ и боевой авиации, открывает свой особый подвид 144 масштаба. И поставив рядом две одинаковые, на одной из которых есть прешейдинг, а на второй - просто задутая чистая поверхность - я не уверен, что публика выберет вторую. Да, это в общем домыслы и предположения, но свой эффект реализма эта техника добавляет. А вот конкретная техника её исполнения, это и есть мастерство, которое интересно постичь. Подтёки под окнами в эту же копилку.

Возможно у меня просто персональный сдвиг в сторону т.н. "грязных", "запачканных" бортов. Но на то и существует наше комьюнити, чтобы дать возможность высказаться за все точки зрения =)

Я как раз от прешейдинга отказался. Да, в некоторых случаях он помогает, например в палубной авиации США. Там позволяет изобразить тот эффект пропитывания краски солями и потемнение от этого. Но это довольно тонкая работа, не у всех получается. В итоге в большинстве случаев имеем выделенные темным стыки панелей (расшивку), и модель выглядит как шахматная доска. Пример длительного хранения и потеки, что вы привели на фото, у вас на модели не получились. Просто хаотичные пятна грязи. Тут порекомендую использовать масляные краски. Наносите точку нужного цвета такой краской в начале того места, откуда начинаются потёки, и мягкой широкой кисточкой проводите вниз. Единственно, эта краска долго сохнет. Пару дней надо дать постоять модели. Потом лаком закрываете. В общем этой краской много чего интересного можно изображать - и следы копоти от пулеметов, и выхлоп двигателей и пр. Получается лучше, чем аэрографом и пр. Но надо пробовать и набивать руку.

По поводу травленых или смоляных деталей - в случае с датчиками, как у вас, можно, но надо высверливать тогда отверстие под площадку основания. что бы утопить. А так получается ненужный цилиндр под датчиками. Да и ломучие они. Травленые датчики после приклеивания можно и подогнуть, они не сломаются. А что бы проще их было устанавливать, я отрезаю нижнюю часть с запасом (такой хвостик остается), а в месте крепления высверливаю микросверлом отверстие. Потом просто втыкаю туда хвостовик датчика и капаю клей в основание. У Микродизайна часто к каждому датчику дается травленая площадка с прорезью - как раз для пятна контакта и пр. удобств)

Эдуард Эдуард

На сайте с 23.07.2019

195     971

Вот например - тут видны элементы и с хвостами и с площадками

Антон Архипов Антон Архипов

Спонсор

На сайте с 21.10.2009

48     4348

Николай, по поводу подтёков под окнами - думаю, знаете, когда и у кого и через сколько времени они появляются. Течёт уплотнитель окон на долго стоящих бортах в условиях резких перепадов температур, интенсивного траффика а/п и близости мегаполисов с сильными выбросами в атмосферу. Течёт и сам резиной, и собирает пыль как желобок. Когда глянец фюзеляжа тоже становится матовым от атмосферы, эти подтёки практически невозможно отмыть без остаточных следов.
Работали в столичном порту на съёмках, борт предоставила дочка нацпера. Больше ничего не скажу - не могу.

Alex Knot jr Alex Knot jr

На сайте с 31.07.2012

21     1586

Опишите, пожалуйста, то, как Вы работаете с деталями в аналогичном случае. Спасибо.

Нету какой-то особой технологии. На кончик зубочистки цепляю капельку геля, переношу её на нужное место на модели. Затем пинцетом беру деталь, которую нужно приклеить, потихоньку сажаю на эту каплю и начинаю позиционировать.

Войдите, чтобы оставить комментарий.