Karopka

Ми-6 из детства (1/100)

Автор: SAURON Размещено: 10.10.2025 · Антон Архипов 1 657 просмотров
Производитель:
Кругозор
Тип двигателя:
Газо-турбинная
Тип техники:
Гражданские
Год выпуска:
до 1960
Масштаб модели:
1:100
Прочее:
Вертолеты
Страна-производитель:
СССР–Россия

Всех приветствую. Показываю очередное ретро-поделие – вертолёт Ми-6 в 1/100 от «Кругозора». О самом вертолёте говорить не стану ввиду его широкой известности. Хотя нет, о его применении в гражданской авиации всё же стоит рассказать, это весьма любопытно. На цивильную службу Ми-6 поступили почти одновременно с появлением в армии. И в Гражданской авиации освоение вертолёта шло куда быстрее, нежели в ВВС, квалификация гражданских экипажей была выше нежели военных, годовой налёт - в разы больше, 600-800 часов против 100-200. Абсолютное большинство гражданских Ми-6 поступили в авиаотряды, расположенные за Уралом или на Севере. Они эксплуатировались авиаторами Архангельска, Сыктывкара, Салехарда, Надыма, Сургута, Нижневартовска, Тюмени, Норильска, Ухты, Красноярска, Хабаровска, Якутска и Ашхабада. Единственным исключением из этого правила стало лидировавшее при освоении вертолета авиапредприятие из подмосковного Мячково. Экипажи практически всех отрядов побывали в районах освоения новых нефтегазовых месторождений и на других эпохальных советских стройках. С дорогами там обстояло, мягко говоря, не очень и фантастические по тем временам возможности Ми-6 пришлись очень кстати. Применение Ми-6 в ГВФ имело одну особенность, отличавшую их от военных. В ВВС перевозка грузов на внешней подвеске практиковалась редко, в основном при эвакуации потерпевших аварию летательных аппаратов. А для аэрофлотовских бортов такая перевозка стала будничной. И причина тут крылась не только в большом количестве негабаритных грузов. Другая причина - слишком долгое время загрузки грузовой кабины, до 4-х часов, ведь надо всё тщательно разместить, пришвартовать. Да и разгрузка могла занять до 2-х часов. Потому загружали контейнер, который Ми-6 и тащил куда надо. Из других грузов, перевозимых на внешней подвеске, наиболее сложными для транспортировки были «балкѝ» - сваренные из металла жилые модули весом 9 тонн. При максимально допустимых для внешней подвески 8 тоннах. Также Ми-6 возили в разобранном виде буровые вышки, тут наибольшую сложность представляли опоры вышек, весом 8 тонн и длиной 40 метров. А ещё трубы большого диаметра длиной более 30 метров и весом около 7 тонн. Плюс много чего ещё, разного рода оборудование, технику и всё прочее. Использовались Ми-6 и в качестве летающих кранов. Вертолёты для выполнения различных задач нередко облегчали, с них снимали крыло, в некоторых случаях - створки грузолюка и подвесные баки.

Теперь о модели. Которая была выпущена Московским заводом металлической и пластмассовой игрушки где-то в середине 60-х годов. Как и в случае многих других советских сборных моделей, её сделали на основе сувенирного макета, полученного из ОКБ Миля. Кстати, с неплохой геометрией. Впоследствии модель выпускал «Юный Техник», а с середины 70-х годов «Кругозор». Также модель одно время перепаковывалась ГДРовской фирмой DIWI. Модель за время выпуска менялась. И, увы, не в лучшую сторону. Особенно это касается винтов, несущего и рулевого, которые унифицировали с таковыми от кругозоровского же Ми-8 в 1/50. Также изменилась подставка. Выпуск модели прекратился в 90-х годах. Пресс-форму, вероятно, сдали в металлолом. Во всяком случае, на «Алангере» она уже не всплыла.

В детстве у меня такой модели не было. Этот экземпляр я приобрёл на барахолке. На пластикартовской подставке и раскрашенный в совершенно фантастические цвета. Благо, все детали наличествовали. Своё приобретение я поместил в раствор каустической соды. Причём красная краска удалялась с большим скрипом, полностью удалить так и не получилось. Потом стандартно - шпаклёвка, окраска. Красил баллонами. Использованы серый грунт Rector, чёрная краска Lider, финишное покрытие Dupli-Color. Цветные элементы декали подобраны из запасов, чёрные напечатаны на лазерном принтере. В итоге можно сказать, что при наличии нормальной декали кругозоровский Ми-6 выглядел бы вовсе не плохо. На этом прощаюсь.

Оценки

97,49 из 100
Исполнение: 99,42 Окраска: 99,50 Матчасть: 99,33
12 голосов Все оценки

Войдите, чтобы оценить работу.

Комментарии (32)

Cat17 Cat17

На сайте с 15.11.2010

9     31

Был такой в детстве, почти в самом начале увлечения моделизмом (первый был МиГ-15, до сих пор почти живой, 44 года как!!! Самая дорогая модель для меня). Тогда я только клеил и сразу на полку, а Ми-6 разукрасил фломастерами, на сколько позволял фломастер красить пластмасс..)) Через лет 5-7 выменял Бе-6 на Ми-6 ГДР, не знал что у немцев масштаб так гуляет и удивлялся какой большой он Ми-6. Подвох раскрыл после приобретения Ту-154, который оказался больше чем Ил-62..))
Модель конечно ожила и спасибо за рассказ, коротко о главном.

Андрей Артамонов Андрей Артамонов

Спонсор

На сайте с 26.08.2011

67     880

Ооо, а у меня такого не было... Я даже и не знал, что есть такой! Вот Ми-2,8 и 10 были, а 6-ка ни разу не попадалась.

Сергей Скоробогатов Сергей Скоробогатов

Спонсор

На сайте с 14.06.2012

11     232

Хороший итог и интересный рассказ! В детстве был ГДРовский, наверное почти весь пластикарт был или у меня в Симферополе или у знакомых мальчишек. Самый шик в ТЕХ моделях был тюбик серебрянки, которым красилось все, что не прикручено в доме)) Эта модель, как и многие другие советские, прошла мимо меня.

Cat17 Cat17

На сайте с 15.11.2010

9     31

Ооо, а у меня такого не было... Я даже и не знал, что есть такой! Вот Ми-2,8 и 10 были, а 6-ка ни разу не попадалась.

Ми-2 и Ил-2 примерно в 50 масштабе у нас продавался почти в каждом крупном продуктовом магазине, а также D-520 в 72-ом за 40коп.

АЛ
Андрей Левшин

На сайте с 24.12.2023

42     82

Хорошая ретро-модель получилась, коллега. Поздравляю!

С Уважением, Андрей.

Александр Лобанов Александр Лобанов

На сайте с 14.03.2018

24     874

Классная модель.И сразу обратил внимание-модель так похожа на реальный борт.Не знал о таком.Хорошо что добыли в свою коллекцию.

Pacu Pacu

На сайте с 20.03.2011

122     472

Неее, не было такого крохи.
Был "Кругозоровский" МИ-8. Не помню какого масштаба.

Александр Ионас Александр Ионас

На сайте с 03.02.2012

232     2206

Помнится была такая модель,по сравнению с Пластикартом, гораздо меньше и без остекления,как и у Ан-2М,который был примерно в 1:50,кабина пилотов,и иллюминаторы,были только продавлены в виде углублений.Фюзеляж заметно отличался от Пластикарта,своей точностью,но винтомоторная группа,конечно сводила на нет все хорошее,что было в модели.
Насчет того,что пилоты ГВФ обладали высшей квалификацией,чем летчики ВВС-слишком громко сказано,мягко говоря.Эти разговоры,кто круче-любимая тема у летного состава,как в армии,так наверное и в ГВФ.

Антон Архипов Антон Архипов

Спонсор

На сайте с 21.10.2009

48     4348

Валера, спасибо за рассказ! Только наш подмосковный а/д назывался МячкОво, хотя некоторые пилоты его действительно шутливо называли Мячиково. Шестёрки там не базировались, хоть и были приписаны - они все работали на Севере и прилетали на формы. Несколько там и осталось гнить.

Сергей Рычков Сергей Рычков

На сайте с 18.02.2014

42     16

Ух-ты, помню собирал в детстве такой. Хорошая работа.

Андрей Коротков Андрей Коротков

На сайте с 14.09.2010

0     834

Добротная реинкарнация! Не очень понятен выбор белого (св. серого?) цвета окраски, тогда как СССР-21868 был в серебристой. Кстати, борт с самого начала и до конца эксплуатации принадлежал нашему Тюменскому ОАО (приписка - Плеханово), а в настоящее время находится в Ульяновске на площадке музея ГА.

Андрей Гурский Андрей Гурский

На сайте с 01.04.2014

131     745

Помнится была такая модель,по сравнению с Пластикартом, гораздо меньше...

Что и не удивительно, поскольку Пластикарт умудрился выпустить свой Ми-6 в реальном масштабе 1:87, указав при этом на коробке и в инструкции 1:100, видимо, чтобы не портить свой серийный ряд.

Александр Филатов Александр Филатов

Спонсор

На сайте с 15.07.2010

62     482

Зачетный раритетище!

Александр Лобанов Александр Лобанов

На сайте с 14.03.2018

24     874

Валера, спасибо за рассказ! Только наш подмосковный а/д назывался МячкОво, хотя некоторые пилоты его действительно шутливо называли Мячиково. Шестёрки там не базировались, хоть и были приписаны - они все работали на Севере и прилетали на формы. Несколько там и осталось гнить.

Да и в Сыктывкаре не было шестерок.Только в Ухте.

SAURON SAURON

На сайте с 18.07.2010

368     21797

Всем спасибо за отзывы.

Добротная реинкарнация! Не очень понятен выбор белого (св. серого?) цвета окраски, тогда как СССР-21868 был в серебристой. Кстати, борт с самого начала и до конца эксплуатации принадлежал нашему Тюменскому ОАО (приписка - Плеханово), а в настоящее время находится в Ульяновске на площадке музея ГА.
Да, с цветом провтыкал. Эта фотография как-то не попалась, а на схеме окраски модели от ВЭ в 1/144 так цвета показаны, что не поймешь где какой. Показалось, что он серый, тем более, что другие гражданские борта на фото вовсе не блестящие.
Валера, спасибо за рассказ! Только наш подмосковный а/д назывался МячкОво, хотя некоторые пилоты его действительно шутливо называли Мячиково. Шестёрки там не базировались, хоть и были приписаны - они все работали на Севере и прилетали на формы. Несколько там и осталось гнить.
Поправил.
S Leus S Leus

На сайте с 13.12.2010

81     16

Помню такой.
Был у меня в конце 60х.
Спасибо!

Владимир Владимир

На сайте с 05.09.2021

0     74

Зачетный раритетище!

+100500

Mike63 Mike63

На сайте с 03.09.2020

50     1

ГДРовский собирал...вещь!

Игорь Жмурин Игорь Жмурин

Спонсор

На сайте с 19.03.2014

104     2661

И снова возвращение в детство! У меня был собран на Моменте!!! И всё равно, нравился!!!
Спасибо за ностальгию!!

ol
olten

На сайте с 15.10.2008

30     873

Классная модель, Валера! Поздравляю!

Андрей Виноградов Андрей Виноградов

Спонсор

На сайте с 25.06.2017

25     950

И у меня в детстве была почти вся серия моделей Кругозор. Ми-6 по тем временам собрал и даже покрасил. Ты прав Валера. Геометрия у него не плохая. По крайней мере, лучше чем у ГДРовского. При большом желании из него можно выпилить не плохую более качественную модель в 1/100.
А вот несущий винт, можно было сделать с вращением по часовой стрелке

SAURON SAURON

На сайте с 18.07.2010

368     21797

Всех благодарю за отзывы.

А вот несущий винт, можно было сделать с вращением по часовой стрелке
Верно. Однако модель мне досталась в собранном виде и несущий винт я разбирать не стал. Припоминаю, что в детстве на Ми-10, где был такой же самый винт я тоже так приклеил лопасти, с неправильным направлением вращения, зато с расшивкой вверх. Да, наверное, и все так делали, а если не все, то многие. Интересно, что в пластикартовском Ми-10К направление вращения винта тоже неправильное, хотя там, в отличие от кругозоровского изделия, лопасти к втулке можно приклеить только однозначно.
Андрей Виноградов Андрей Виноградов

Спонсор

На сайте с 25.06.2017

25     950

Всех благодарю за отзывы.

Цитата:А вот несущий винт, можно было сделать с вращением по часовой стрелке Верно. Однако модель мне досталась в собранном виде и несущий винт я разбирать не стал. Припоминаю, что в детстве на Ми-10, где был такой же самый винт я тоже так приклеил лопасти, с неправильным направлением вращения, зато с расшивкой вверх. Да, наверное, и все так делали, а если не все, то многие. Интересно, что в пластикартовском Ми-10К направление вращения винта тоже неправильное, хотя там, в отличие от кругозоровского изделия, лопасти к втулке можно приклеить только однозначно.


Неее. Я уже в то время был умный! ))) Тогда уже знал, что у наших вертолетов вращение винта по часовой, а у американских против часовой стрелки. Потому чётко следил за правильной установкой лопастей. Кстати. Расшивка была на лопастях с обеих сторон. Это даже видно по твоим фоткам, где разобранный Ми-6 с синими лопастями.
Другой разговор, втулку с винтами я приклеивал к корпусу и она не вращалась. А крепление лопастей довольно хлипкое у кругозоровских моделей. Впрочем, как у всех вертолетов.
Пришла в то время к моей сестре в гости подруга. Увидела вертолет и без раздумий, пальцами по лопасти… хотела покрутить винт. Лопасть, брык!!! и отлетела. Та смотрит на вертолет, потом на меня, потом снова на вертолет … Пока я открыв рот отходил от шока, сказать ничего не мог, она в надежде что всё же заставит винт вращаться, снова и по другой лопасти….Та естественно отлетает! Коллеги, вы наверное не поверите, но мне хотелось подругу убить )))) Даже других мыслей с вариантом по её наказанию не появилось))))
Но я извлёк урок и с тех пор. Благодаря ей, все винты на моих моделях теперь вращаются.

SAURON SAURON

На сайте с 18.07.2010

368     21797

Да, на модели "Юного Техника" крой был с обеих сторон. Сами лопасти были поизящнее, равно как и втулка, и рулевой винт тоже. Но затем это всё было унифицировано с деталями Ми-8 в 1/50, о чём сказано в описании. Так что на моём экземпляре лопасти имеют крой только с одной стороны.
Кстати кругозоровские лопасти и втулка вовсе не хлипкие, напротив, чересчур монументальные. У меня оба винта к корпусу не приклеены и могут вращаться.

Андрей Виноградов Андрей Виноградов

Спонсор

На сайте с 25.06.2017

25     950

Да, на модели "Юного Техника" крой был с обеих сторон. Сами лопасти были поизящнее, равно как и втулка, и рулевой винт тоже. Но затем это всё было унифицировано с деталями Ми-8 в 1/50, о чём сказано в описании. Так что на моём экземпляре лопасти имеют крой только с одной стороны.

Кстати кругозоровские лопасти и втулка вовсе не хлипкие, напротив, чересчур монументальные. У меня оба винта к корпусу не приклеены и могут вращаться.


Валера, в далёких 80-х, когда я учился в школе, нарвался на плеймаркет того времени Почтовая база посылторга. На почте берёшь толстый, иллюстрированный каталог, в котором можно выбрать всё от одежды до бытовых предметов. Заполняешь бланк, отдаёшь оператору почты и месяц ждёшь извещения по почте. Рассчет при получении посылки. Когда мама принесла домой каталог, я был в шоке, увидев в детском разделе, сборные модели, ми-2, ми-6, ми-8, ми-10, ту-104, ил-62, ил-18 и др. Точно помню, все они были от Кругозора. По очереди, я их покупал с разрешения мамы. В то время, я особо не заморачивался с расшивкой. А вот с какой стороны она была или вообще не было теперь и не узнать ))

SAURON SAURON

На сайте с 18.07.2010

368     21797

В 80-х годах - именно то, что на фото набора, где белый пластик. Это Кругозор, он выпускал все перечисленные модели с 1975 года, все были из белого пластика, за исключением подставок, которые могли быть самых разнообразных цветов. Только при "последнем выдохе Пеже" стали появляться кругозоровские изделия из серого пластика.

Борис Борис

Спонсор

На сайте с 17.10.2010

724     9624

Ух ты, был такой!! Даже два!
Спасибо Валера за ностальгию

Dmitry Dmitry

На сайте с 31.05.2022

5     0

Вот это да! Красота, думал уже не увижу его никогда. У меня тоже такого не было в детстве, был только зеленый Ми-2, но такой Ми-6 был у приятеля и помню я ему завидовал.

SAURON SAURON

На сайте с 18.07.2010

368     21797

Всем спасибо за отзывы.
Продолжение следует...

Фоменко Денис Петрович Фоменко Денис Петрович

На сайте с 27.11.2014

8     388

Смотрится не очень. Вероятно из-за нехватки читлайна. В нормальном окрасе даже эти дровишки будут смотреться весьма комильфо.

А что с декой? Опять жёлтая? На хвостовой балке явно что-то не то.

SAURON SAURON

На сайте с 18.07.2010

368     21797

Жёлтые только цветные элементы, поскольку они взяты из запасов, которым сто лет в обед. Я их, правда, месячишко подержал на солнце, но полностью они не выбелились.
Если имеется в виду регистрация на хвостовой балке, то это увеличенная копия декали от ВЭ.

Фоменко Денис Петрович Фоменко Денис Петрович

На сайте с 27.11.2014

8     388

Солнышко декали не спасает. Оно лишь меняет цвета и временно убирает желтизну. Которая опять вернётся.

Войдите, чтобы оставить комментарий.