Karopka

Як-3

Автор: Дмитрий Горбунов Размещено: 18.02.2025 · Борис 2 526 просмотров
Производитель:
Звезда
Тип двигателя:
Поршневая
Тип техники:
Военные
Год выпуска:
до 1960
Масштаб модели:
1:72
Страна-производитель:
СССР–Россия
Модель времён ВМВ:
1939–1945

Як-3, легендарный самолёт и легендарная модель от "Звезды". Легендарная - в смысле что модель выпускают уже более 10 лет и выкладывать сейчас её - это как в сотый раз пересматривать "Иронию судьбы" 31 декабря )) Но весь прикол в том, что эту модель я начал делать как раз сразу же после выхода её на рынок. В те времена, когда ещё не было дополнений от Res-Kitа и RaResinа, поэтому кок винта пытался нарастить шпаклёвкой,  а рельеф управляющих поверхностей масштабировал на тонкую бумагу и клеил на цианокрилат. Это уже потом открылся рог изобилия из допов и декалей, но первый подход к модели был именно таким.

Стройка была очень рваной, в какой-то момент, когда, модель была покрашена (в 3 раз!), нанесены декали и везеринг, и осталось только установить шасси и фонарь, случилось страшное - появились трещины по линии склеивания верхней и нижней половины крыльев. Почему так случилось, учитывая, что это место клеилось и шпаклевалось с особой тщательностью - хз. Но модель была отправлена на свалку... правда, потом воскресла как птица Феникс, но об этом в следующем материале ))

Пришлось всё начинать по новой. Новая коробка с литниками, новые допы от Moskit (патрубки), Res-Kit (управляющие поверхности), RaResin (кок винта и колёса) Микродизайн (фототравление), KV-models (окрасочная маска) и Quinta Studio (кабина).

Постарался устранить все основные косяки "Звездовской" модели:

  • выровнены плоскости крыльев, которые имеют огромный перепад по толщине
  • из Тамиевской двухкомпонентной шпаклёвки увеличены воздухозаборники
  • добавлены смоляные допы (кок и управляющие поверхности).

Также добавил лючки и совки на нижних плоскостях, ну и фототравление там, где оно необходимо и его можно увидеть.

Грунтовка Mr.Hobby Surfacer 1000, краски АКАН 6-й серии и Tamiya серии LP. Причём, если брать краски АКАН АМТ-11 и 12, то машина получается очень и очень тёмной, никакое осветление не поможет. Поэтому пришлось находить свои цвета, смешивая LP-36 Dark Ghost Gray, LP-37 Light Ghost Gray и АМТ-11. Красил довольно жидкой краской на низком давлении, чтобы поиграться с неравномерностью окраски. Вроде как получилось, но это только моё мнение, вам виднее.

После этого глянцевый лак Mr.Hobby, декали на жидкости Сет и Сол от "Хася Моделист", полуглянцевый лак Tamiya и смывка тёмно-коричневая Tamiya. Масляные точки решил не делать, итак получился перебор с замызганностью, а прототип всё же подготавливался к торжественному прилёту во Францию, поэтому механики старались как могли. Результаты стараний вы можете видеть на многочисленных фотографиях данного борта, которые есть в сети: это и закрашенные предыдущие бортовые номера, и лотарингский крест вместо звезды.

Пилот самолёта - легендарный ас-пилотажник Роже Марши. Его полное имя Rober Roger Marchi, но в полку "Нормандия" он проходил как Роже. Родился 26 июля 1919 года, в январе 1944 года присоединился к "Нормандии", имея звание аспиранта. В конце года был произведён в младшие лейтенанты, войну закончил в звании лейтенанта и имея множество наград (Почетный легион, Военная медаль, Военный крест, орден Красного Знамени, орден Отечественной войны, медаль «За победу над Германией»,) и 13 сбитых за всю войну. Пилотажник "от Бога", часто хулиганивший в небе.

При перелёте полка во Францию, именно Роже показывал чудеса пилотирования, проводя, в том числе, показательные учебные бои с другими французскими пилотами, летающими на западной технике.

Вот как описывает это командир "советских французов" Ролан де ля Пуап:

«Прибытие в Штутгарт было грандиозным.... В Штутгарте в то время базировалась 1‑я группа «Эльзас», и мы впервые увидели иных французских пилотов, кроме «Нормандии», которые с интересом разглядывали нас и нашу технику, раскрашенную по-иностранному.

Яки казались маленькими и грубыми рядом с их цельнометаллическими «Спитфайрами». Я их быстро остудил: «Парни, хихикать будете после того, как увидите, что он может».
Марши поднялся в воздух и показал такую акробатику, что наши коллеги, привыкшие к «Спитфайрам», разинули рты и вспоминали это очень долго…»


Погиб Роже Марши 17 июля 1946 года в авиационной катастрофе.

И да. Тот, кто с января 1944 года обслуживал все самолёты сначала аспиранта, а летом 45-го уже лейтенанта Роже Марши, и который присутствует на известной фотографии, стоя на крыле - авиамеханик Санин Леонид Иванович. Мой двоюродный дед. Именно поэтому так хотелось сделать данный борт.

Благодарю за просмотр и комментарии, даже критические. А они здесь довольно уместны.

Оценки

97,72 из 100
Исполнение: 99,00 Окраска: 99,22 Матчасть: 99,19
18 голосов Все оценки

Войдите, чтобы оценить работу.

Комментарии (26)

Pavel_A Pavel_A

На сайте с 17.04.2022

23     645

Красиво получилась модель. Понравилось описание.

SAURON SAURON

На сайте с 18.07.2010

368     21797

Красиво получилась модель. Понравилось описание.
+1

Тоже собирал сей кит сразу же после его выхода, только в варианте Як-3РД.

Rata Rata

На сайте с 01.08.2010

25     1943

Очень органичная модель . Добавил в избранные . Единственно , немного чрезмерно выделяется "клёпка" на створках шасси , видимо , производитель травления расстарался её изображая .

Ал
Александр

На сайте с 06.06.2018

23     59

Очень понравилось! Очень хорошо получилась модель!

Артём ארט'ום Артём ארט'ום

На сайте с 24.05.2014

15     137

Замечательнейшая машина!!!
С огромным удовольствием просмотрел !

Билли Рубин Билли Рубин

На сайте с 15.02.2021

13     1124

Очень органичная модель...

+100!

Дмитрий Горбунов Дмитрий Горбунов

На сайте с 04.03.2012

17     63

Красиво получилась модель. Понравилось описание.

Благодарю за отзыв!

+1

Тоже собирал сей кит сразу же после его выхода, только в варианте Як-3РД.


Спасибо! Красный Як тоже на подходе ))

Очень органичная модель . Добавил в избранные . Единственно , немного чрезмерно выделяется "клёпка" на створках шасси , видимо , производитель травления расстарался её изображая .

Очень приятна такая оценка! А с клёпкой расстарался не производитель, а я, очень усиленно её изображая) Никак не могу останавливаться вовремя в везеринге...

Очень понравилось! Очень хорошо получилась модель!

Благодарю за оценку работы!

Замечательнейшая машина!!!

С огромным удовольствием просмотрел !

Цитата:Очень органичная модель...

+100!


От таких признанных мастеров моделизма, вдвойне приятно получать положительную оценку своей работы!

Матвей Богданов Матвей Богданов

На сайте с 04.01.2015

91     6670

Присоединюсь - понравилась модель!

Alexus Alexus

На сайте с 04.11.2013

12     198

Тоже присоединяюсь, понравилось, зрелищно!

Александр Филатов Александр Филатов

Спонсор

На сайте с 15.07.2010

62     482

Модель понравилась! Для 72 масштаба выглядит очень прилично! И описание интересное! Камуфляж сверху очень "голубит". Винт скорее должен быть в цвет АМТ-12.

Дмитрий Горбунов Дмитрий Горбунов

На сайте с 04.03.2012

17     63

Модель понравилась! Для 72 масштаба выглядит очень прилично! И описание интересное! Камуфляж сверху очень "голубит". Винт скорее должен быть в цвет АМТ-12.

Спасибо за комментарий!

Винт в цвете АМТ-12 не выгоревшем. Цвет тот же самый, каким недавно закрашивались предыдущие тактические номера в районе киля.
Как можно видеть из фотографий бортов всего полка, самолёты у них были уже не первой свежести и сменили много хозяев. И все предыдущие номера закрашивались новой краской. Это видно, в т.ч. и по более светлому пятну под номером "4" и "10" Пуйяда, к примеру. А весь остальной самолёт имел уже сильно выгоревшую окраску, где АМТ-11 и АМТ-12 уже почти сровнялись друг с другом.
Поэтому и "голубит" общий оттенок, т.к. АМТ-4 в составе 11-й и 12-й красок уже выгорел, оставив только голубую АМТ-7. Хотя, согласен, можно было бы посерее оттенок сделать....

Дмитрий Горбунов Дмитрий Горбунов

На сайте с 04.03.2012

17     63

Не получается в одно сообщение все фото приложить

Дмитрий Горбунов Дмитрий Горбунов

На сайте с 04.03.2012

17     63

А цветные фото - это уже 46 год, машины перекрашивались самими французами. Обратите внимание на "девственность" лопастей - ни царапин, ни сколов.

Дмитрий Горбунов Дмитрий Горбунов

На сайте с 04.03.2012

17     63

Но невыгоревший (или плохо размешанный) АМТ-12 присутствует в районе киля и на них)

Билли Рубин Билли Рубин

На сайте с 15.02.2021

13     1124

И описание интересное!

Вот, мне тоже очень понравилось описание: и интересное, и не растянутое, и написано складно, и изложено легко!

Владимир Владимир

На сайте с 05.09.2021

0     74

Хорошая работа.РЕСПЕКТ!!!

Антон Финицкий Антон Финицкий

На сайте с 15.11.2008

133     223

Иван Нетреба Иван Нетреба

На сайте с 20.06.2020

5     12

Дмитрий Горбунов Дмитрий Горбунов

На сайте с 04.03.2012

17     63

Владимир, Антон, Иван - благодарен за вашу оценку!

Борис Борис

Спонсор

На сайте с 17.10.2010

724     9624

Хорошая работа, понравилась.
Ошибку заметил, которую совершил в своём Як-3: винт не чёрный, а темно-серый (АМТ-12)
В галерее

Билли Рубин Билли Рубин

На сайте с 15.02.2021

13     1124

Хорошая работа, понравилась.

Ошибку заметил, которую совершил в своём Як-3: винт не чёрный, а темно-серый (АМТ-12)


Видимо, освещение немного исказило цвета на некоторых фотографиях.
На этой лопасти вполне себе тёмно-серые.

Дмитрий Горбунов Дмитрий Горбунов

На сайте с 04.03.2012

17     63

Цитата:Хорошая работа, понравилась.

Ошибку заметил, которую совершил в своём Як-3: винт не чёрный, а темно-серый (АМТ-12)
Видимо, освещение немного исказило цвета на некоторых фотографиях.
На этой лопасти вполне себе тёмно-серые.


Благодарю за внимательность!!

В это трудно поверить по некоторым фотографиям, но пятна АМТ-12, которыми закрашены бывшие ОЗ, и лопасти - красились одним замесом краски в "один присест" ))

И да, освещение влияет, к сожалению(

Андрей Коротков Андрей Коротков

На сайте с 14.09.2010

0     834

В матчасти Як-3 не силен, работа понравилась, модель что называется - смотрится!
Что касаемо окраски винта то это скорее АМТ-11, нежели АМТ-12 и это хорошо видно по приведенным вами фото.

Поэтому и "голубит" общий оттенок, т.к. АМТ-4 в составе 11-й и 12-й красок уже выгорел, оставив только голубую АМТ-7. Хотя, согласен, можно было бы посерее оттенок сделать....

Т.е. зеленый АМТ-4 выгорел из АМТ-11(12), и остался голубой АМТ-7?))) Ерунда, АМТ-11(12) производились по разработанным ВИАМ рецептурам в готовом виде, а никак не путем смешения готовых же АМТ4 и 7))
Что касаемо выгорания, то АМТ-11 выгорала быстрее АМТ-12, на некоторых снимках это заметно. И об этом свидетельствует отчет военпреда завода № 292 (июнь 1944 г.), в котором упоминается о выгорании до белизны краски АМТ-11 через 8-15 часов и что причина выясняется...

Дмитрий Горбунов Дмитрий Горбунов

На сайте с 04.03.2012

17     63

В матчасти Як-3 не силен, работа понравилась, модель что называется - смотрится!

Что касаемо окраски винта то это скорее АМТ-11, нежели АМТ-12 и это хорошо видно по приведенным вами фото.

Спасибо за оценку и комментарий!

Позор мне, ибо перепутал при описании маркировку чёрной краски (АМТ-6) С зелёной (AMT-4)  ФЭЙСПАЛМ, как говорится

Но и к вашему первому фото есть вопросы: как мог оказаться серо-голубой цвет на трехцветном коке цвета французского флага? Особенно, когда там красный цвет? ))

И о цветовой палитре: темные пятна на модели красилась осветлённым АКАHOM AMT -11. Как тебе такое,  Илон Маск (зачёркнуто) Александр Аканихин??

Есть фото модели в оригинальной окраске из баночек " как есть". Там такое... Не каждый ночной истребитель или бомбардировщик имел такую маскирующую окраску в стиле "чёрная дыра"

Андрей Коротков Андрей Коротков

На сайте с 14.09.2010

0     834

Но и к вашему первому фото есть вопросы: как мог оказаться серо-голубой цвет на трехцветном коке цвета французского флага? Особенно, когда там красный цвет? ))

Фото из ваших же, а насчет кока - тут я дал маху, одну палочку не туда ткнул, целил в "ободок" у основания кока (поправил на коллаже)

И о цветовой палитре: темные пятна на модели красилась осветлённым АКАHOM AMT -11. Как тебе такое, Илон Маск (зачёркнуто) Александр Аканихин??

Есть фото модели в оригинальной окраске из баночек " как есть". Там такое...

Если посмотреть выкраски АМТ-11/12 из "Альбома накрасок..." НКХП 1948 г они тоже выглядят достаточно темными. А на с-те и на удалении насколько светлее цвета смотрятся видно на фото))

Войдите, чтобы оставить комментарий.