Karopka

1/72 Як-1Б

Автор: Алексей Крюков Размещено: 11.06.2021 · Борис 5 731 просмотров
Производитель:
Arma Hobby
Тип двигателя:
Поршневая
Тип техники:
Военные
Год выпуска:
до 1960
Масштаб модели:
1:72
Страна-производитель:
СССР–Россия
Модель времён ВМВ:
1939–1945

Як-1Б в 72-м масштабе от ArmaHobby в целом оставил приятные впечатления от сборки.


К достоинствам модели отнесу деталировку кабины пилота и шасси, приятные колеса, хорошее качество внешних поверхностей, включая клепку и симпатичную имитацию полотна фермы фюзеляжа,  качественную декаль, наличие неплохого травления в наборе и понятную инструкцию.
 


В пассив записал бы фонарь (хоть и прозрачен, но толстоват, да и отлит в одну деталь, к тому же требует подгонки в районе козырька, а маски из набора для него не подходят), слишком большие отверстия для оси рулей глубины, лопасти винта не точны, кок винта худоват и без доработки образует ступеньку с фюзеляжем, киперные ленты на управляющих поверхностях отлиты выступающими полосками, элементы каркаса крыла в нишах шасси отлиты невнятно, кромка выреза ниш толстовата, отсутствует дно тоннеля маслорадиатора в задней части, в нескольких  местах на деталях крыла и фюзеляжа имеются утяжины.

   Дополнения: прицел ПБП-1а от NorthStar, лопасти винта для Як-3 от Prop&Jet и травленка от Eduard, которая была использована частично, прежде всего из-за слишком крупной имитации заклепок.


 В качестве варианта окраски выбрал Як-1Б с номером 47 из состава 3-го Гвардейского ИАП ВВС КБФ по состоянию на лето 1943 г, пилот Гв. Лейтенант Кучеров Н.П. Этого варианта в наборе нет, но весь вопрос только в поиске подходящих цифр бортового номера. Они стандартные и нашлись в бегемотовской декали для Як-3. К сожалению, не удалось воспроизвести на должном уровне сдвижную часть фонаря, которая на прототипе длиннее, так как имеет небольшой задний козырек за переплетом. Пытался его сделать из скотча и прозрачного пластика, но результат не удовлетворил, так что решил оставить фонарь как есть. 

 Доработки: - кабину пилота дополнил травленкой Эдуард и несколько деталей взял из травления набора, добавил проводку по бортам, гильзоотвод, ручку перезарядки пушки. Ремни сиденья дополнил вилкой крепления из проволоки. На рус добавил проводку, кнопку и гашетку. Манометр расположил на панели приборов, а его имитацию в пластике с борта удалил. После склейки половин фюзеляжа под козырьком сделал вентиляционный короб, смонтировал дугу прицела, добавил ручки его регулировки и сам прицел от NS, на прицел добавил подушку из пластика, приклеил заднее бронестекло (предварительно расшивкой имитировал на нем склейку из кусков);
- на деталях фюзеляжа и крыла устранил утяжины, после чего пришлось восстанавливать провис полотна на нижней части фюзеляжа и часть головок винтов;
- добавил головки винтов на зализах сверху, отсутствующие в модели;
- слишком большие отверстия для осей рулей глубины зашпаклевал и просверлил новые поменьше, а оси сделал из кусочков пластикового прутка;
- в нишах основных опор шасси полосками пластика дополнил и частично заменил элементы силового набора крыла, добавил проводку и тормозные магистрали, замки шасси;
- в нише заднего колеса из пластиковых прутков и полосок сделал элементы фермы фюзеляжа;
- при работе со стойками шасси высверлил отверстия в пластиковых двузвенниках, на основные стойки добавил тормозные магистрали, головки болтов и пружинки на тяги уборки. Щитки стоек шасси оставил пластиковые, но уменьшил их толщину и заново расклепал. Беговую часть колес слегка подточил для имитации нагрузки. Стойки с колесами и щитки показалось удобнее смонтировать до общей покраски модели, чтобы сразу точно приклеить щитки к поверхности крыла, так как в реальности там была петля;
- посадочные щитки из травления;
- сгладил чрезмерность киперных лент;
- высверлены отверстия в патрубках и трубе пулемета;
- основание и первую треть кока винта нарастил шпаклевкой и обточил, заодно убрав имитацию накладок вокруг выреза лопастей (этот момент встречался не часто). На торец фюзеляжа приклеил полоску пластика и тоже обработал. Эти меры позволили придать коку винта нужной пухлости, ликвидировать  ступеньку с фюзеляжем и заодно головки винтов немного отдалились от среза фюзеляжа, что так же более точно. Храповик на коке сделал из металлической трубочки, которую сначала высверлил сбоку, а затем надфилями придал нужную форму. Лопасти заменил на смоляные;
- трубка Пито из металлической трубочки;
- отверстия для подъёма хвоста закрыл круглыми заглушками;
- решетки водорадиатора и совок заменил на травление, добавил тяги совка, сделал потоньше передние кромки;
- на обтекателе маслорадиатора вырезал лючок, сточил гребни по толщине, добавил самодельное дно из пластика, а совок и решетки из травленки;
- сделал тоньше стенки воздухозаборника в корне крыла и высверлил вентиляционное отверстие в зализе с другой стороны;
- имитацию бано с законцовок крыльев сточил и заменил их капельками цветных лаков после окраски модели, а на РП сделал строевой огонь капелькой эпоксидки;
- на центроплане снизу вклеил трубку;
- топливомеры отлиты на поверхности крыла, альтернативы в декали нет. Решил раскрасить штатные с использованием масок и смывки, покрыл глянцевым лаком и готовые топливомеры закрыл круглыми масками, которые снял после отделки модели;
- после завершения покрасочно-тонировочных работ натянул антенну, которую потом пришлось пару раз переделывать. Поэтому на фото антенна может встречаться в разных вариантах.

  Окраска В качестве базовых цветов для окраски модели взял краски Hatakaоранжевой серии для АМТ-4 и АМТ-7, а для АМТ-6 взял смесь XF-1и XF-69 от Тамии. Тонировка выполнялась аэрографом с коррекцией базовыми цветами, а также с использованием эмалей, масляных красок, смывки от Миг, художественных карандашей и пигментов.

 

Спасибо за внимание.

 

Оценки

98,23 из 100
Исполнение: 99,06 Окраска: 99,09 Матчасть: 99,03
37 голосов Все оценки

Войдите, чтобы оценить работу.

Комментарии (46)

Alexus Alexus

На сайте с 04.11.2013

12     198

Ух, красотища!

Андрей Захаров Андрей Захаров

На сайте с 30.06.2009

23     1386

Хорошо получилось и фотосессия отменная! Сначала подумал что это 48 масштаб.

Виктор Топильский Виктор Топильский

На сайте с 05.07.2014

22     709

Ювелирная работа.Очень понравилась модель!

Александр Филатов Александр Филатов

Спонсор

На сайте с 15.07.2010

62     482

Замечательный Як! Столько труда вложена в такую маленькую модель, которая смотрится, уже отмечали, на 48 масштаб!. И наполнение кабины, ниш шасси, закрылки. Хорошо покрашено, с исторической привязкой, самый что ни есть боевой! Ну и фото тоже очень хорошие! Немного "но". Шасси явно у Яка разъехались, и на прототипе по правому борту черное пятно камуфляжа проходит по верхнему кончику звезды и нижнему.

Алексей Крюков Алексей Крюков

На сайте с 30.10.2018

15     1

Спасибо всем за похвалу! Рад, что модель понравилась

Александр, с замечаниями соглашусь. Угол установки шасси задается тягами уборки, они вклеены в штатные места. По хорошему надо их немного укорачивать.
С границей черного очевидно сдвинул назад дальше чем нужно.

Игорь Ушаков Игорь Ушаков

На сайте с 31.12.2011

83     3117

Отличная работа!

Павел Сафонов Павел Сафонов

На сайте с 05.07.2020

7     1

И эту в избранное добавил! Уважаю авторов, которые из 72-го масштаба "делают" 48-й!))

Sh
Shwertt

На сайте с 10.10.2014

1     0

Эталонная работа!

Алексей Крюков Алексей Крюков

На сайте с 30.10.2018

15     1

Игорь, Павел, Дмитрий спасибо большое!

Ил
Ильмир

На сайте с 28.11.2017

5     794

Замечательный Як! Столько труда вложена в такую маленькую модель, которая смотрится, уже отмечали, на 48 масштаб!. И наполнение кабины, ниш шасси, закрылки. Хорошо покрашено, с исторической привязкой, самый что ни есть боевой! Ну и фото тоже очень хорошие! Немного "но". Шасси явно у Яка разъехались, и на прототипе по правому борту черное пятно камуфляжа проходит по верхнему кончику звезды и нижнему.

Мне чудится или на 47-м светлые законцовки лопастей?
А модель хороша!

Григорий Левков Григорий Левков

На сайте с 18.03.2018

16     4

Великолепно получилось!

Игорь Игорь

Спонсор

На сайте с 25.11.2013

0     4218

Шикарная работа!

Владислав Киселев Владислав Киселев

На сайте с 21.10.2014

13     2026

Starley Starley

На сайте с 25.06.2008

52     1558

Шикарная модель получилась!!! От меня Брависсимо! Из недочетов- фонарь (надо было давить свой), угол стоек (уже напинали), клеп (у армы он получился совсем паровозный) и стык закрылков (на фотках типа 1,2,3,4 такое ощущение, что они на шарнире выехали за плоскость крыла, на самом деле закрылки висят на рояльной петле и должны быть утоплены чуть глубже)

Алексей Ивашов Алексей Ивашов

На сайте с 28.11.2012

49     446

Отличная работа, очень понравилась, эффектно смотрится!

Алексей Крюков Алексей Крюков

На сайте с 30.10.2018

15     1

Спасибо всем за теплые слова!!!

Мне чудится или на 47-м светлые законцовки лопастей?

Думаю игра света на конкретном фото или кончики лопастей оголились до металла. Точно тяжело сказать. На других фото Яков этого полка такого эффекта не наблюдается.

Из недочетов- фонарь (надо было давить свой), угол стоек (уже напинали), клеп (у армы он получился совсем паровозный) и стык закрылков (на фотках типа 1,2,3,4 такое ощущение, что они на шарнире выехали за плоскость крыла, на самом деле закрылки висят на рояльной петле и должны быть утоплены чуть глубже)

Фонарь в модели на самом деле неплох, хоть и толстоват. Вакушка была бы конечно лучше, но давить свой времени не было, модель делалась для турнира и так успел в последний день. На ряд моментов сознательно пришлось закрыть глаза.
Угол чутка уехал, но это нужно подрезать тяги уборки, как уже писал. Я, кстати, попробовал сейчас вырезать в них небольшие участки по трети миллиметра. Снова склеил, пока в струбцине сохнет. Посмотрим что получится.
По закрылкам валю на Эдуард )). Рояльная петля изображена в них грубо и слишком широка, утопить ее тоже особо не получится, тогда щель будет при виде сверху. Там хоть так, хоть сяк ставь идеально не получится. Кстати в самой модели вместо рояльной петли, насколько я помню, у щитков глубокая линия расшивки была. Тоже так себе.
Клеп у Армы утрирован, соглашусь. Для 48го был бы отлично, для 72-го крупноват.

Вообще есть желание еще раз собрать такую модель, если появится хорошая вакушка на фонарь и Квинта разродится набором для кабины.

SAURON SAURON

На сайте с 18.07.2010

368     21797

Шикарный аппарат с жирными сусликами.

Алексей Крюков Алексей Крюков

На сайте с 30.10.2018

15     1

Andrey Stan Andrey Stan

На сайте с 04.12.2015

0     6999

думаю Starley под "фонарь" имел в виду сдвижкой колпак на прототипе - удлиненный.

Артём ארט'ום Артём ארט'ום

На сайте с 24.05.2014

15     137

Это уже не моделизм--МАГИЯ!!!

Я не знаю ,Маэстро, как после тебя такие же наборы собирать...Что ни сделай как ни сделай --будет блеклой тенью.

А если и есть кое какие недочеты ...Христа побойтесь православные!
И на солнце есть пятна !

Ryjiy67 Ryjiy67

На сайте с 11.05.2007

176     134

На шкале писал, и тут напишу, Шикарно!!!

coda69 coda69

На сайте с 02.04.2013

29     12

Все прекрасно в этом Яке!

Алексей Крюков Алексей Крюков

На сайте с 30.10.2018

15     1

думаю Starley под "фонарь" имел в виду сдвижкой колпак на прототипе - удлиненный.

Если так то да, тут лучше вакушка с отдельным переплетом. Как и писал пытался сделать этот козрыек на коробочном фонаре и из прозрачного скотча и из тонкого пластика (нагревал на оправке по форме фонаря). Результат не понравился в обоих случаях, так как стык виден и клей тоже. Лучше оставить как в коробке, так хоть аккуратнее.
Была еще мысль надуть козырек лаком через маску, в принципе он имеет загиб по форме задней части фонаря. Но побоялся, что лак может затечь под маску, это испортило бы всю работу, да и времени на эксперименты не оставалось

Артем, спасибо от души!
Не перехваливай )) Модель делалась в определенный срок и некоторые недочеты в ней есть, что то от фирмы осталось, что то я просмотрел. Бывает. И так сойдет ))

Алексей Крюков Алексей Крюков

На сайте с 30.10.2018

15     1

Олег спасибо большое!

Денис, спасибо друг!

Михаил ака ОЛОВО Михаил ака ОЛОВО

На сайте с 17.11.2018

43     267

Великолепно! Не каждый в 48м так выглядит!

АБ
Александр Беликов

На сайте с 29.06.2013

34     57

Отличный Як получился! Замечательная модель!!!

Алексей Крюков Алексей Крюков

На сайте с 30.10.2018

15     1

Александр, Михаил спасибо!!!

Владимир Носиков Владимир Носиков

На сайте с 02.06.2012

33     83

Эталон!
В избранное!
Браво!

Алексей Крюков Алексей Крюков

На сайте с 30.10.2018

15     1

Володь, ты вгоняешь меня в краску. С эталоном думаю это перебор ))
Спасибо от души!

23ro 23ro

На сайте с 21.09.2011

3     53

Отлично, Лёх. В твоем узнаваемом стиле.

Олег Туленинов Олег Туленинов

На сайте с 25.09.2012

28     228

Шикарный Як!!! Очень понравилось!

Александр Филатов Александр Филатов

Спонсор

На сайте с 15.07.2010

62     482

Вот такое еще фото в сети есть вашего Яка. Но мне кажется, это фотомонтаж с изображением что-то типа крыла.

Алексей Крюков Алексей Крюков

На сайте с 30.10.2018

15     1

Дим спасибо!

Спасибо Олег!

Александр, судя по другим фото да, монтаж. А жаль, смотрелся бы еще интереснее с такой эмблемой ))

?
Гость
Гость

Очень красивый Як получился. по поводу клепки - ничего она не утрированная, все дело в ее выделении. Зальете черной смывкой - будет максимальная контрастность и на супер-мелкой клепке. А если клепка глубокая, то ее просто особо не стоит выделять.

Алексей Крюков Алексей Крюков

На сайте с 30.10.2018

15     1

Спасибо Андрей.
Клепка дело вкуса каждого. На данной модели на мой взгляд она утрирована, но все таки в 72м ее сделать на высоком уровне непросто. Что интересно в следующих моделях 72го масштаба Арма клеп не делает. Клепку на Яке от Армы можно и совсем не выделять, она будет хорошо видна все равно. Но эту утрированность не считаю минусом, хорошо что она есть, работы над моделью меньше.

?
Гость
Гость

Отличная работа!

С уважением,
Игорь

Аляксандр Лакцевiч Аляксандр Лакцевiч

На сайте с 05.03.2014

0     27

Стильная работа, Лёша. Всё добротно.
По фонарю - на мой взшляд в закрытом положении толщина себя никак не проявляет..

Алексей Крюков Алексей Крюков

На сайте с 30.10.2018

15     1

Игорь спасибо!
Саша спасибо! Да, согласен - в закрытом виде вполне нормально смотрится фонарь и интерьер хорошо виден. Только конечно желательно для коробочного фонаря и прототип выбирать с короткой сдвижной частью.

Владимир Беляков Владимир Беляков

На сайте с 16.08.2010

48     30

Шикарный Як, я сначала подумал, что это 1:48 ))

Алексей Крюков Алексей Крюков

На сайте с 30.10.2018

15     1

Василий Буслаев Василий Буслаев

На сайте с 12.03.2011

14     121

да! определенно из 72 сделать 48 это искусство, чаще всего бывает наоборот!

Дмитрий Стельмах Дмитрий Стельмах

На сайте с 03.10.2013

65     31

Красивейшая модель!

Алексей Крюков Алексей Крюков

На сайте с 30.10.2018

15     1

Василий, Дмитрий спасибо!

СССР 76 СССР 76

На сайте с 30.12.2013

4     0

Ан
Андрей

На сайте с 26.09.2015

0     3

Великолепен! Да еще и 72! С Уважением, Андрей.

Алексей Крюков Алексей Крюков

На сайте с 30.10.2018

15     1

Коллеги, спасибо большое!

Войдите, чтобы оставить комментарий.