Karopka

СБ

Автор: Сергей Размещено: 15.11.2020 · Борис 5 201 просмотров
Производитель:
ICM
Тип двигателя:
Поршневая
Тип техники:
Военные
Год выпуска:
до 1960
Масштаб модели:
1:72
Страна-производитель:
СССР–Россия
Модель времён ВМВ:
1939–1945

Приветствую, уважаемые коллеги! 

О прототипе:

Я давно хотел собрать СБ, в первую очередь потому, что на этом самолете воевал мой дед – ГСС гвардии капитан (на конец войны, в запас ушел полковником) штурман авиаэскадрильи 22-го Гвардейского Красноярского ночного БАП Николай Дмитриевич Пахотищев. Цитируя наградной лист:Воевал на Западном, 1-м и 4-м Украинском фронтах. Одним из первых освоил ночные вылеты на боевые задания. Доставлял грузы, выполнял ночное фотографирование в боевых условиях, бомбил вражеские объекты. К концу войны им было сделано 280 боевых вылетов на самолетах Р-5, СБ, Бостон.

К сожалению, в семейном архиве не было фотографий, по которым можно было бы восстановить облик бомбардировщика, на котором летал дед, поэтому долгое время мой проект стоял на месте. И вот, не так давно вот тут я наткнулся на фотографии, подписанные: «Вручение гвардейского знамени 22-му гвардейскому ночному бомбардировочному полку. За строем личного состава - бомбардировщики СБ. Фото декабря 1942 - января 1943 г». Это было то, что нужно! На фото довольно четко видно два СБ принадлежащих полку. В качестве прототипа я выбрал тот, что слева. Кто знает, может деду доводилось летать на этой машине?

Модель:

Думаю, модель от ICM многим известна. Несмотря на ряд негативных отзывов, которые мне встретились, собиралась в целом неплохо. Шпаклевка в весомых количествах потребовалась только при стыковке хвостовой части с центропланом. Сборка в основном из коробки. Добавил только БАНО из цветных литников, антенну и растяжки на хвост и лыжи из нити ХоббиПлюс и проволоки. Просверлил отверстие в люке штурмана и капнул туда Clearfix чтобы имитировать бомбовый прицел.

Бомболюк «загрузил» в соответствии с воспоминаниями деда: «Проверив подвеску 6 «ФАБ100» и 1 «ФОТАБ35», исправность вооружения и работу оборудования самолета, вырулили на старт».

Фотоаппарат и ФОТАБ как смог изготовил из подручных материалов.

Исходя из даты съемки и соотнося цвет винта и капотов двигателей, предположил, что машина несет черно-зеленый камуфляж, который сверху покрыт смываемой белой краской нанесенной (опять же судя по фото) довольно небрежно.

Красил Аканом (голубой и осветленный зеленый) и Тамией (черный и белый).

Декали родные из набора.

В конце легкая тонировка пастельными мелками и масляными точками.

P.S. В целом, работа над моделью позволила в какой-то степени представить героизм людей, которые на этих тихоходных для 1942-43 годов (еще и с не убираемыми лыжами) машинах осуществляли боевые вылеты (пусть и ночью). При этом, судя по воспоминаниям, при фотографировании важных объектов порой приходилось осуществлять несколько проходов над целью, чтобы пленка не была засвечена лучами прожекторов. Всё это при работе зенитной артиллерии соответственно.

Чтобы как-то передать ту атмосферу позволю себе небольшую цитату из воспоминаний:

“Вот и цель. Делаю боковую наводку, открываю люки. Противник молчит. Зловещая тишина действует на нервы. Тяжело переносить молчание противника, когда знаешь, что каждую секунду ЗА может открыть огонь. Смотрю на цель. Вот подходят на угол прицеливания стоянки с самолетами. Нажимаю на боевую кнопку. Бомбы летят вниз. Руки работают с молниеносной быстротой. Самолет строго выдерживает режим горизонтального полета. Включаю фотоаппарат и произвожу подсвечивание для перемотки пленки, тем самым подготовив свежий кадр для фотографирования. Жду с нетерпением разрыва «ФОТАБ», двадцать секунд замедления взрывателя «ФОТАБ» кажутся вечностью. Разрывы боевых бомб по блиндажам и самолетам противника, разрывы «ФОТАБ» на мгновение ослепляют. Летчик дает газ, и освобожденная от бомб машина быстро набирает скорость.

Опомнившись, противник открывает яростный огонь. Но уже поздно. Цель сфотографирована, задание выполнено. С маневром уходим из зоны зенитного огня и берем курс на свой аэродром.”

Вторым кадром дал фото прототипа, чтобы была видна отправная точка всей работы.

Оценки

98,02 из 100
Исполнение: 99,00 Окраска: 99,00 Матчасть: 99,00
29 голосов Все оценки

Войдите, чтобы оценить работу.

Комментарии (37)

Малиновский Малиновский

На сайте с 08.06.2012

16     763

А где остальное?

Сергей Сергей

На сайте с 22.01.2013

46     40

Всё будет! она же пока в личных))

Александр Кищук Александр Кищук

На сайте с 04.09.2011

5     6

Здорово!
как раз намедни прочитал пару книг Павел Цупко: "Над просторами северных морей" и Артем Драбкин: "Я дрался на бомбардировщике все объекты разбомбили мы дотла"

Юрий Горожанкин Юрий Горожанкин

Эстет

На сайте с 25.12.2014

0     777

Класс! Зимник, по-моему, хорошо получился. Меня СБ с детства привлекал почему-то.

Сергей Сергей

На сайте с 22.01.2013

46     40

Коллеги, спасибо за отзывы!

Игорь Петров Игорь Петров

На сайте с 02.11.2013

51     42

Здорово сделано, хороший бомбер

Павел Сафонов Павел Сафонов

На сайте с 05.07.2020

7     1

Отличная модель! За дань памяти деду респект! Вам в этом плане повезло - есть информация, фото и даже воспоминания. У меня только фото прадеда в летной куртке и смутные воспоминания родственников: "Да, воевал, летал, погиб..." А где, на чем и как?.. В архивах только скупые цифры дат призыва. Такое ощущение, что раньше к героям проще относились - ну летчик и летчик, ну воевал и воевал - пол страны такие... А как бы тоже хотелось собрать модель его самолета!

Александр Ионас Александр Ионас

На сайте с 03.02.2012

232     2210

И модель - глаз не оторвать,и история величественная!

Борис Борис

Администратор

Эстет

Спонсор

На сайте с 17.10.2010

724     9624

Отлично получилось.
Модель с историей, да ещё и историей родного деда. Может быть, он и летал на нем, кто теперь уже знает? Листая старые фото, да и глядя на фотографии своего деда в 1941 и 1946 годах, когда между фотографиями всего 5 лет, а на первой 27 летний молодой лейтенант, а на второй 60-летний старый майор, думаю, как много люди пережили, как они вообще выжили в этом аду.

Сергей, хотя правила требуют, чтобы фото прототипа были в конце фотосессии, с учётом того четвёртое фото (модели) выставлено в ракурсе фотографии реальной машины (третье фото) как для сравнения, третье фото оставляем, а втрое все таки уносим в конец.
Отметь также в аннотации , что втрое и третье (это уже нумерация после переноса будет) фото выставлены рядом специально, так сказать, "для атмосферы"

Алексей Ивашов Алексей Ивашов

На сайте с 28.11.2012

49     446

Хорошая модель, очень понравилась.

Иван Нетреба Иван Нетреба

На сайте с 20.06.2020

5     12

С удовольствием посмотрел и почитал!
Красивая модель. Отлична, по-моему, окраска зимнего камуфляжа. Аккуратненько!
Впечатление испортил только бомболюк. Равномерно серые бомбы и их окружение.
Поздравляю, коллега, с успешным завершением такого серьезного и красивого проекта!

Сергей Бусаргин Сергей Бусаргин

На сайте с 06.05.2013

128     2616

Отличная работа! Замечательный выбор прототипа, с историей, тем более с личной историей.
Тоже приглядывался к этим фото, потому как очень мало боевых фото наших СБ, в подавляющем большинстве всюду немецкие фото с захваченными самолетами.

Дмитрий Иванов Дмитрий Иванов

На сайте с 21.04.2013

97     42

Превосходное исполнение самолета. Браво!

Saluza Secundus Saluza Secundus

Эстет

На сайте с 01.12.2017

24     4119

Верх прикольный, а низ вообще никакой (

SAURON SAURON

Эстет

На сайте с 18.07.2010

368     21797

Отлично вышло, особенно с учетом исходника. И что модель с историей - тоже хорошо!

Шпаклевка в весомых количествах потребовалась только при стыковке хвостовой части с центропланом.
А носовая часть состыковалась с центропланом нормально? Ибо когда я собирал свой экземпляр, так подзадолбался там шпаклевать и пилить. А еще запомнился жуткий облой на пропеллерах.
Сергей Сергей

На сайте с 22.01.2013

46     40

Коллеги, всем большое спасибо за внимание к работе!

За дань памяти деду респект! Вам в этом плане повезло - есть информация, фото и даже воспоминания. У меня только фото прадеда в летной куртке...

Павел, с фото исключительно повезло, что их разместили в сети видимо из архивов. Кто знает, может когда-то опубликуют и фото части в которой воевал ваш дед!

...думаю, как много люди пережили, как они вообще выжили в этом аду.

Борис, полностью согласен!
Фото перенес. В описании добавил соответсвующее предложение. Сейчас все нормально?

Впечатление испортил только бомболюк. Равномерно серые бомбы и их окружение.

Честно говоря не придумал, что еще туда можно добавить. Проводами он не изобилует, грязи там особо по идее быть не должно, разве что механизм закрытия створок.

?
Гость
Гость

Хорошая тема. Сам помянул своего деда - он еще с Халхин-Гола "стартовал". Тоже на СБ, но техником. А ВОВ на пешках.
Но не успел распросить детали. Жаль.

А по работе - расшивка ушла напрочь. Родная очень уж тонкая.Нужно было "взбодрить" скрайбером.
Белый камок неудачно лег - кракелюр по фюзеляжу и центроплану. С лаком для волос работали?
Проемы под сдвижку фонарей пилота и стрелка можно и сейчас смывкой или тонировкой выделить - добавит к восприятию на фоне голой поверхности.

С уважением,
Игорь

Сергей Сергей

На сайте с 22.01.2013

46     40

...мало боевых фото наших СБ, в подавляющем большинстве всюду немецкие фото с захваченными самолетами.

Сергей, согласен! Гораздо больше вдохновляет делать модель, имея ее фото перед боевым вылетом!

Верх прикольный, а низ вообще никакой (

С критикой соглашусь. В свое оправдание скажу только, что у модели очень интересная поверхность: панели обшивки выполнены в большинстве в нахлест, а привычная мне расшивка практически отсутствует. Честно говоря не знаю как тонировать такую поверхность, куда так сказать "запихивать" пыль и грязь. Поэтому ограничился масляными точками.

А носовая часть состыковалась с центропланом нормально? Ибо когда я собирал свой экземпляр, так подзадолбался там шпаклевать и пилить. А еще запомнился жуткий облой на пропеллерах.

Да, нос состыковался в целом неплохо. Но его, как впрочем и все другие элементы пришлось конечно подгонять в районе стыка. Я сразу срезал все стыковочные штифты и зашкурил нос и центроплан, чтобы они сходились по ровной плоскости. Небольшие "погрешности" в верхней части закрылись "зимником" ))
А пропеллеры, согласен - тоже вырезал из облоя ))
Модель, в целом, конечно не для новичков, но и не так страшна, как её "малюют".

Александр Филатов Александр Филатов

Спонсор

На сайте с 15.07.2010

62     482

Хорошая модель, мне понравился ваш СБ. Интересная история с выбором модели самолета, на котором возможно летал ваш дед. В принципе в память можно сделать и Р-5 и Бостон, раз о них говорится в тексте наградного листа. Исторические фото тоже хороши. Возможно мне кажется немного V крыла хромает Это видно после исторического фото и сразу фото модели.

Сергей Сергей

На сайте с 22.01.2013

46     40

А по работе - расшивка ушла напрочь. Родная очень уж тонкая.Нужно было "взбодрить" скрайбером.

Белый камок неудачно лег - кракелюр по фюзеляжу и центроплану. С лаком для волос работали?

Игорь, спасибо за отзыв!
Про расшивку уже упомянул - её там практически нет в привычном нам виде.
Кракелюр, да присутствует, согласен. Работал с футурой. Белый клал уже на неё. Грешу на зеленый Акан, видимо я перелил его на фюзеляже и он до конца не высох (хотя пару суток модель сушил).

Борис Борис

Администратор

Эстет

Спонсор

На сайте с 17.10.2010

724     9624

Сергей, сейчас норм.
Работа в галерее

Сергей Сергей

На сайте с 22.01.2013

46     40

В принципе в память можно сделать и Р-5 и Бостон, раз о них говорится в тексте наградного листа. Возможно мне кажется немного V крыла хромает Это видно после исторического фото и сразу фото модели.

Александр, спасибо!
Думал и о Р-5 и о Бостоне, но не имея фото - это тыкать пальцем в небо)) Знаю, что в 60-70х годах родня отдала какие-то фото в школьный музей, где они и сгинули впоследствии в смутные годы. Возможно всплывут когда-то, а может там и не было кадров с самолетами деда, никто уже не помнит...
Про V - согласен, тоже увидел это сравнивая те же кадры. Хотя на чертежи вроде было похоже при сборке.

Сергей Сергей

На сайте с 22.01.2013

46     40

Сергей, сейчас норм.

Работа в галерее

Отлично, спасибо!

Малиновский Малиновский

На сайте с 08.06.2012

16     763

Нравится!
Многим модель известна но, не многими собрана. Я ещё не собрал но, уже готов начать.

Сергей Сергей

На сайте с 22.01.2013

46     40

Спасибо!
Тоже в начале боялся к ней подступиться, но всё не так уж плохо ))

Иван Нетреба Иван Нетреба

На сайте с 20.06.2020

5     12

Честно говоря не придумал, что еще туда можно добавить. Проводами он не изобилует, грязи там особо по идее быть не должно, разве что механизм закрытия створок.

Да не надо там мудрствовать. Я имел ввиду, что бомбы не серого цвета в ВВС РККА. К тому же, если посмотрите фото, то они достаточно "обшарпанные". А в бомболюке можно просто смывку было сделать.
Но мне все-равно в целом работа очень понравилась!

Сергей Сергей

На сайте с 22.01.2013

46     40

Иван, а я читал в М-Хобби и Аэроплане, по-моему, что как раз серые. Из этого и исходил.
ФОТАБ, как я читал была очень капризной и могла самовоспламениться при неаккуратном обращении. Поэтому, думаю, ее прямо из тары вешали. А 6 соток так висят, что их корпуса особо и не видно ))
Но в целом согласен - надо было как то попытаться оживить.

Иван Нетреба Иван Нетреба

На сайте с 20.06.2020

5     12

Сергей, серый и темно-серый это разные цвета...

Сергей Сергей

На сайте с 22.01.2013

46     40

Вот как раз насчет темноты серого там пояснений не было ))
На какой оттенок стоит ориентироваться при покраске бомб времен ВОВ (современные то довольно светлые)?

СССР 76 СССР 76

На сайте с 30.12.2013

4     0

Красивый-самолет!

Сергей Сергей

На сайте с 22.01.2013

46     40

Дмитрий Дмитрий

На сайте с 30.01.2020

23     109

Дмитрий Стельмах Дмитрий Стельмах

На сайте с 03.10.2013

65     31

Игорь Ушаков Игорь Ушаков

На сайте с 31.12.2011

83     3117

Понравилась работа!

Сергей Сергей

На сайте с 22.01.2013

46     40

Спасибо, коллеги!

Александр Дрючин Александр Дрючин

На сайте с 03.07.2011

10     1

ICM - не худший вариант данной модели, но работы с ней хватает. Хорошо получилось. Реалистичный зимний КАМО.

Сергей Сергей

На сайте с 22.01.2013

46     40

Спасибо, Александр!

Войдите, чтобы оставить комментарий.