Boeing X-37B
- Производитель:
- Dragon
- Тип двигателя:
- Реактивная
- Тип техники:
- Военные
- Год выпуска:
- после 1960
- Масштаб модели:
- 1:72
- Страна-производитель:
- США
Этот относительно небольшой многоразовый крылатый челнок способен решать в космосе самые разнообразные задачи – от научных до военных. Его запуск — это практическая реализация давней идеи универсальных космопланов-беспилотников.
Внешне X-37B напоминает миниатюрное подобие обычного шаттла. Он рассчитан на полёты на высоте от 177 до 804 километров и может использоваться многократно. Свою работу он выполняет по командам с Земли или автономно по заранее заложенной программе. Человек в X-37B если и уместится, то долго не проживёт: на борту нет ни системы жизнеобеспечения, ни даже места для неё. Грузовой отсек длиной 2,1 метра и шириной 1,2 метра для этого явно не годится.
Новый многоразовый крылатый челнок с характерным наклонным оперением зовут X-37B OTV-1. OTV означает Orbital Test Vehicle.
Первоначально проект X-37 находился в ведении NASA, позже он перешёл под крыло пентагоновского агентства по передовым исследованиям DARPA, а ныне руководят этой программой ВВС США (USAF), что прозрачно намекает на военные возможности машины, хотя она проектировалась как универсальная.
Специалисты NASA остаются в контакте с ВВС, рассчитывая получить от теста OTV-1 свою порцию новых знаний о разных аспектах работы такого челнока, особенно его теплозащиты. Керамические плитки и композитные элементы теплового щита нового аппарата – следующий шаг в технологии, они более долговечны и стойки к ударам, чем те, что применялись на шаттле.
Построила X-37B группа Phantom Works – отделение передовых исследований компании Boeing. Работы по созданию X-37 велись в США еще с 1950-х годов. Однако в фазу испытаний проект вступил только в 1986 году. Испытания аппарата проводились с 1986 по 2007 год. Автономный беспилотный аппарат, получивший название X-37, предполагалось запускать на орбиту кораблем Space Shuttle или одноразовой ракетой. Он мог бы оставаться в космосе 21 день, выполняя разнообразные эксперименты на орбите, а потом возвращаться в атмосферу и совершать горизонтальную автоматическую посадку на ВПП аэродромов, оперативно выбранных незадолго до этого. Кроме того, по замыслу разработчиков, X-37 должен функционировать как малоразмерная многоцелевая платформа для размещения спутникового оборудования, автоматический корабль снабжения или многоразовая верхняя ступень – обладая большим характеристическим запасом скорости, он сможет совершать полеты на геостационарную орбиту и обратно.
Размах крыла X-37 определен шириной грузового отсека возможного носителя — Space shuttle. По конструкции X-37B напоминает привычный всем шаттл, но намного меньше и легче него. X-37 рассчитан на куда меньшую полезную нагрузку (точное её значение неизвестно, но соответствующий отсек в X-37B обладает размерами примерно как у кузова американского пикапа). И аппарат не несёт никакого экипажа.
Основные характеристики X-37B OTV-1: полный вес почти 5 тонн, масса полезного груза – 900 кг, длина – 8,8 метра, высота – 2,9 м, размах крыльев – около 4,5 м. Габариты грузового отсека 1,22 х 2,13 м. Высота орбиты – до 925 км
В хвосте X-37B установлен ракетный двигатель Rocketdyne AR-2/3, работающий на перекиси водорода и керосине. Он может менять орбиту челнока в относительно широких пределах. В любом случае добирающийся до космоса на плечах классической ракеты-носителя X-37B должен далее быть более свободным в манёврах, чем традиционный шаттл. Это свойство, как и молчаливость всех организаций, занятых в проекте, сразу породили различные спекуляции о возможных областях применения нового аппарата.
Возможность использования Х-37:
Первая версия – носитель ракет-перехватчиков спутников, способный подолгу дежурить на орбите и менять её параметры для выхода на новую цель.
Вторая – носитель «cтрел Бога» — кинетического оружия для разрушения наземных объектов из космоса.
Третья – универсальная система разведки, запускаемая по требованию в момент необходимости (сам челнок также способен выпускать в космос миниатюрные специализированные спутники). Сюда же следует отнести разведку не Земли из космоса, а инспекцию чужих орбитальных аппаратов с максимальным
сближением для подробной съёмки.
Четвёртая – научная ипостась. Вывод исследовательских аппаратов и также возврат экспериментов на Землю с целью изучения результатов.
Пятая – многоразовый грузовик-снабженец для орбитальных станций, той же МКС, к примеру.
Однако о полезной нагрузке, которая будет (если будет) размещена в грузовом отсеке мини-челнока в первом полёте, ВВС ничего не говорит. Да и будущее применение X-37B – покрыто завесой тайны.
Минус космического беспилотника в том, что для запуска нужна специальная ракета. Пока ее заправишь топливом, пока установишь на стартовую позицию... Оперативно закидывать X-37B на орбиту не получится. Зато — и это, конечно, достижение американских конструкторов — находиться на дежурстве на
орбите корабль может 270 дней. Энергией его обеспечивает разворачиваемая в космосе солнечная батарея. То есть не нужны будут срочные запуски. Беспилотники будут, сменяя друг друга, постоянно находиться на дежурстве.
Размещение X-37B при запуске. В отличие от обычного шаттла, использующего для старта свои двигатели плюс ускорители, новый мини-челнок полетит на орбиту как полезная нагрузка, к тому же бережно защищённая обтекателем – пришлось взять самый крупный из всех имеющихся для ракеты Atlas V
(Взято из Журнал » Blog Archive » Проект X-37).
А теперь о моделях. Это неплохая серия SpaceCollectionфирмы Dragon. В коробке металлическая модель челнока и специальная подставка в случае, если захочешь сделать модель в полёте.
Модель уже собраная и покрашенная. Деталировка конечно никакая. Но сделано всё в целом неплохо.
Для большего реализма пришлось заказать у Алексея декали, имитирующие теплоизоляционную обшивку бортов Шаттла. Декали подошли как влитые. Огромная благодарность Алексею за его труд и талант графического дизайнера.
Так как корпус металлический, выполненный литьём, то на поверхности имелись некоторые шероховатости, раковины. Но, надо отдать должное, можно было бы и не придираться. Модель действительно сделана очень качественно. Кое-где пришлось подшлифофать и задуть эмалью. Соответственно все пластиковые детали (шасси, хвост, защитные щитки) пришлось снять и тоже подточить. Затем немного смывки, на белом корпусе - тёмная, на черных крыльях - светлая. Несколько вечеров пришлось провозиться с наклеиванием декалей, имитирующих на брюхе и на носу огнеупорные керамические панели. Но получился неплохой панельный эффект.
Вот собственно и всё. Два челнока: один OTV-1, совершивший первый полёт, и второй челнок OTV-2, совершивший второй полёт. Так как оба челнока отличаются друг от друга только раскраской, я не стал их разносить в два проекта и объединил в один.
Сразу отмечу, работа была небольшая. В основном с декалями.
Поэтому без претензии на шедевр. Просто для собственного удовольствия. Смотрите.
Оценки
Войдите, чтобы оценить работу.
Комментарии (50)
На сайте с 02.05.2012
10 263
Отличная вещь!
На сайте с 11.05.2007
176 134
Красава!!!
На сайте с 13.12.2012
45 399
Discovery "родил" OTV, а тот "родил" маленький "Sputnik"
Познавательная подборка "американского космопрома"...
Подача супер!
...Ну откуда "голубой вагон" я понял, а из каких краёв "Шатло-техники"?
На сайте с 11.11.2013
88 1349
Приветствую Сергей. Спасибо за оценку. А "химики" не помню откуда. Давно валялись - гдето в интернете заказал.
То ли это Alexminiature, то ли какой-то лётный набор.
На сайте с 11.11.2013
88 1349
Николай (NickNolan) (NickNolan), Ryjiy67 (Олег Комонов)
рад, что Вам понравилось.
Спонсор
На сайте с 05.03.2014
69 1301
Черт побери, как красиво!!! Шикарная презентация! Спасибо за полезную информацию, с интересом почитал. На счет практического использования - ИМХО очередное пиндосское разводилово на бабло. Очередные NASA-Пентагоновские "схемы попила". Приводимые характеристики, мягко говоря, более чем скромные. Каких то особо прорывных технологий тоже незаметно. Керосино-пергедрольные двигатели еще в Третьем рейхе запускали. Действительным достижением и "скачком" был бы старт с борта или из под крыла самолета-носителя который может взлетать с ВПП любой авиабазы. А вот в таком виде...
Да наш "космический лапоть" БОР системы "Спираль" разработанный 50 лет назад и то покруче будет. Самый настоящий космический истребитель. :-)))
А российский "Клипер" это уж совершенно другой уровень, другая ступень. Вот бы их рядом с этим поставить, в одну экспозиционную линейку. :-)
Удачи, коллега, Вы - большой Мастер, у Вас великолепные работы!
Спонсор
На сайте с 05.03.2014
69 1301
Спонсор
На сайте с 14.05.2009
14 977
превосходная работа! Фотосет как всегда на высоте!
На сайте с 07.01.2011
16 977
Очень классная модель и фотосессия!
На сайте с 04.01.2015
91 6670
Классно получилось! Редкость на сайте!Фотопредставление отменное!
Эх сам люблю космос,но отвлекаться не хочу.
Роман,БРАВО!
+1!
На сайте с 04.11.2015
204 406
Вот это Боинг)))
На сайте с 23.04.2015
28 137
очень хорошо смотрятся!
Спонсор
На сайте с 05.03.2014
69 1301
Роман, а на фото с "химиками" над соплом еще какие то две дыры (два кругляка) и такое ощущение, что сопло стоит не по оси аппарата, а смещено вправо. Или меня глючит?
На сайте с 11.11.2013
88 1349
Да. Все верно. Сопло смещено вправо на оригинале. А две дыры для заправки топливом и чем там ещё,а может маневровые мелкие двигатели. Я не стал смещать сопло, так как модель из металла. Гемморой стачивать этот цинковый сплав. Надфили его практически не берут и сверла ломаются.
Спонсор
На сайте с 05.03.2014
69 1301
Фото наверное чистая показуха для СМИшников. Главное - звездно-полосатый в кадре, и оператор с камерой без всякой защиты. Что, кстати, они делают? (Если все таки не показуха). Готовят аппарат к взлету "по самолетному"? Но он ведь так не может взлетать?
На сайте с 24.02.2016
11 262
Тоже хотел спросить про сопло не по центру, думал может фото кривое?
Ан нет, есть фото без посторонних в кадре, где задняя часть видна полностью.
И немедленно возникает вопрос: почему сопло такое маленькое и главное - не по центру???
Куда девать разворачивающий момент?
Оно вообще рабочее? Или покрашенная картонка для фотосессии?
Загадки...
На сайте с 11.11.2013
88 1349
Тот же вопрос и у меня. Что даёт смещение сопла? И действительно, как с последними событиями - одни в ОЗК, а другие просто рядом стоят в фуражке. Парадокс.
На сайте с 11.11.2013
88 1349
Правильно подмечено. Я сам только сейчас задумался. Если челнок взлетает в ракете под обтекателем, то зачем его на взлетке заправляют????
На сайте с 11.09.2015
16 2002
Класс! Отличная история со многими вопросами....Браво!!!
На сайте с 24.02.2016
11 262
"Ну во-первых, это красиво!" (с)
На сайте с 11.11.2013
88 1349
Высший бал))))))
На сайте с 25.09.2010
25 1
Креативно!
На сайте с 24.02.2016
11 262
И кстати, носовая часть прототипа тоже интересная.
Можно угадать, какой именно "далекой-далекой галактикой" вдохновлялись конструкторы:
На сайте с 24.02.2016
11 262
Фото прототипа в нужном ракурсе - еще более явное сходство:
Спонсор
На сайте с 02.05.2012
37 14249
Круто. За фотосессию - отдельный респект.
На сайте с 11.11.2013
88 1349
Да. Действительно. Чётко подмечено. Кругом символизмы Голливуда))))))
На сайте с 11.11.2013
88 1349
Рад, что понравилось
На сайте с 18.07.2010
368 21797
Классный челнок! Точнее, оба. И фотосессия шикарная.
Три года назад тоже выставлял его модель, только от 4Д Мастера, в более крупном масштабе. Дрэгоновский даже тогда был несусветно дорог, а сейчас тем более.
На сайте с 11.03.2007
7 151
Чего решили что идет заправка топливом? Может сливают топливо.
Хотя похоже что идет фото-сессия, а не рабочие будни.
Модели очень со вкусом выполнены.
И п.с. Если бы стоял "Клипер" три колора рядом не поставили бы?
На сайте с 11.11.2013
88 1349
Спасибо SAURON.
Зашёл посмотрел Ваш челнок. Жаль масштаб 1:50. А так классный, с солнечной батареей, с грузовым отсеком.
На сайте с 11.11.2013
88 1349
Теперь надо найти Клипер и рядом поставить!
На сайте с 11.11.2013
88 1349
Loki, Евгений (ujine)
Спасибо коллеги
Спонсор
На сайте с 30.06.2012
137 5311
Класс !!!
Как живой , высший балл.
Спонсор
На сайте с 05.03.2014
69 1301
"Маленькое" - понятно, это ведь космический а не атмосферный двигатель. У него и тяга наверное мизерная, и работает короткими импульсами по несколько секунд. Да и запас топлива минут на 10. Возможно этот движок на земле и с места аппарат не сдвинет, чего они его выкатили? Говорю ж - показуха. Или - дезинформация, что в принципе одно и то же.
То, что не по центру - ну, при полетах в вакууме это ведь не принципиально. Импульсом задается вектор тяги, и все, полетели...
На сайте с 24.02.2016
11 262
Если точка приложения импульса не находится на оси симметрии аппарата возникнет разворачивающий момент, пропорциональный расстоянию от этой оси.
Независимо от наличия атмосферы вокруг аппарата.
Да, отклонение небольшое, да, можно подрулить газовыми рулями в носу.
Но зачем оно в принципе так стоит? В чем выигрыш?
Спонсор
На сайте с 15.07.2010
62 482
Классный космический кораблик!
На сайте с 13.04.2014
0 71
Про т.н. заправку
А вам не приходило в голову, что это рукава для охлаждения?
На сайте с 11.11.2013
88 1349
Честно говоря мы все забыли, что челнок сам возвращается на Землю "по-самолётному".
Значит движок ему нужен именно для полёта в нижних слоях атмосферы, чтобы дотянуть до взлётки.
Но опять же, на хрена сопло смещено????? Какой эффект от этого? Можно сказать, что афёра, но вроде бы уже было под десяток полётов. Хотя, опять же - кто-то это вживую видел?
На сайте с 02.05.2012
10 263
Я не специалист. Если что не бить))) Но, насколько я понимаю, челноки совершают полёт в атмосфере и посадку как планёр.
На сайте с 11.11.2013
88 1349
Я тоже не специалист, но если логически рассуждать, то скорей всего дела обстоят таким образом:
Если садится как планёр, да на таких маленьких крылышках, то зачем тогда при взлёте и посадке самолёты с изменяемой стреловидностью крыла по максимуму разводят крылья?
А птицы, когда планируют в воздухе - разворачивают крылья на весь размах. У дальних высотных разведчиков, задача которых долго находиться в воздухе, размах крыла не стреловидный, а максимальный. Скоростному SR-71 с его 3-мя Махами большое крыло и не нужно, да и отвалИтся на таких скоростях может. А вот таким как U-2, Predator, Global Hawk нужно длинное прямое крыло, чтобы надолго висеть над объектом, планируя и экономя топливо. Если скорость большая, крыло становится помехой, поэтому крыло максимально уменьшают, увеличивая стреловидность. Если скорость низкая, как при планировании, крыло максимально удлиняют. На нём самолёт как бы "висит в воздухе". Так что скорей всего, двигатель челноку нужен именно для посадки. Крылышки маленькие - на них не спланируешь!
И потом Шаттлы как и истребители выпускают тормозные парашюты. А где Вы видели тормозные парашюты у планеров с их тихоходом?.
На сайте с 11.11.2013
88 1349
Зачем этим самолетам такие ЗДОРОВЕННЫЕ крылья?
Как раз, чтобы планировать.
И вспомните крылышки у челночка!
На сайте с 11.11.2013
88 1349
При планировании парашюты не нужны.
Скорость и так низкая.
На сайте с 11.11.2013
88 1349
Ну это чисто мои рассуждения.
Если кто то обладает более достоверной информацией,
напишите как обстоят дела на самом деле.
На сайте с 13.04.2014
0 71
Ваша проблема - отсутствие систематических знаний по теме.
Погуглите по словосочетанию "lifting body". Там вообще крыльев не было, и ничего - как-то планировали
На сайте с 11.11.2013
88 1349
Спасибо за информацию. Посмотрел.
На сайте с 11.03.2007
7 151
https://www.youtube.com/watch?v=W4YJ0jMmp_o
Планируют, маленькие крылья, без двигателя, большая скорость. Все как у Х-37. Любой предмет может планировать, главное выбрать для этого соответствующую скорость.
На сайте с 11.11.2013
88 1349
Обалдеть. Посмотрел. Интересно.
А как выбрать соответствующую скорость, если не с помощью двигателя?
На сайте с 02.05.2012
10 263
Скорость в этом случае можно регулировать изменением угла атаки.
Испытательные образцы сбрасывают с самолёта, либо оснащают доп. атмосферными двигателями, как на нашем БТС 02.
На сайте с 07.07.2013
8 31
дааа...то, что СССР сделал в 1988году, амеры сделали только в 2011...хороший был отрыв, бл...а мы все прос...мне за державу обидно.
На сайте с 11.11.2013
88 1349
Обидно до соплей. И ведь технологии такие были, что никакой айфон в сравнение не идёт