Karopka

М-84А. Югославская версия Т-72.

Автор: Четник Размещено: 29.05.2013 · D@N 9 856 просмотров
Производитель:
Tamiya
Год выпуска:
после 1960
Масштаб модели:
1:35
Тип бронетехники:
Танки
Страна-производитель:
Другие страны


Давно хотел сделать модель этого танка. Даже порывался пилить звезду, но в связи с отсутствия опыта, и более или менее достаточного количества фотоматериалов и информации по модификациям, у меня ничего не получилось. Сейчас же, благодаря сербским коллегам и гуглу удалось значительно продвинуться вперед.

Попробую провести краткое ознакомление с машиной.
В 1983 г. в Югославии началось производство танка. M-84 был разработан как вариант модернизации танка Т-72, лицензия на производство которого была закуплена ранее в СССР.

Боевой вес танка М-84 на начало серийного производства составлял 41 т, но в ходе дальнейших мероприятий модернизации по улучшению защищенности и живучести он достиг 44 т. Следует заметить, что и мощность на танке М-84 А, возросла с 780 л.с. до 1000 л. с.

На танке установлена новая система управления огнем (СУО), разработанная и изготовленная в Югославии и получившая название SUV М-84. Она представляет собой современную и более развитую систему чем у танка Т- 72.
Комбинированный дневной - ночной прицел - дальномер наводчика DNNS -2, установленный вместо прицел-дальномера ТПД-1К значительно меньший по внутренним габаритам, чем серийные дневной и ночной прицелы, которые он заменяет. Метеорологический датчик, установленный на передней части крыши башни по ее оси в металлической трубе.

Так что по сути югославы работали лишь над начинкой башни, движком и самой башней. В целом же бронирование танка М-84 идентично танку Т-72.


P.S.
Большинство фото не получилось, так как еще не совсем разобрался с новым фотоаппаратом. Особенная беда с общими планами, нет фокусировки на объекте в целом, только на отдельных частях :( Отобрал более или менее приличные. С ракурсами тоже не ахти.

После просмотра фото обнаружил что бортовые экраны как-то монотонно выглядят, надо чуток подправить. Ну и по мелочи...

На выходных попробую сделать фото общего плана и с других ракурсов. Может получится. Еще хочу бросить на ВЛД пару патронных ящиков, и на МТО что-то кину. Так что будет еще порция фото.



Оценки

97,32 из 100
Исполнение: 98,65 Окраска: 98,60 Матчасть: 97,93
20 голосов Все оценки

Войдите, чтобы оценить работу.

Комментарии (47)

?
Гость
Гость

Интересная машинка югославского производства.

Антон Антон

На сайте с 02.03.2010

43     2106

Думал так все и заглохло) Машина интересная, жаль прицел не открыт. не понравилась "глухая" амбразура спаренного пулемета. Решетки МТО как будто залиты чем-то.

TEXDRON TEXDRON

На сайте с 03.08.2010

21     2759

Прикольная модель получилась следы эксплуатации понравились. На мой взгляд лучше бы бочки были в цвет танка, у меня такая же модель в каробке говорят что нормальная 72ка советская из неё не получится так как таия даёт Т-72м1 а не Т-72А, сложно с прототипом определится!

Четник Четник

На сайте с 07.08.2009

8     527

Думал так все и заглохло) Машина интересная, жаль прицел не открыт. не понравилась "глухая" амбразура спаренного пулемета. Решетки МТО как будто залиты чем-то.

Сетка МТО залита грунтовкой. Не получилось оттереть.
С амбразурой была мысль поиграться, а потом стало банально лень.
Прицел сложен очень. Из подручных материалов тяжело сделать.

Константин Доронин Константин Доронин

На сайте с 21.07.2010

19     2771

Да, уж давно стройку не было слышно, а тут уже и окончание. Ничего, хороший такой потрёпанный танк. В матчасти Т-72 и его собратьев не силён, поэтому на мой взгляд всё нормально.

Четник Четник

На сайте с 07.08.2009

8     527

Прикольная модель получилась следы эксплуатации понравились. На мой взгляд лучше бы бочки были в цвет танка, у меня такая же модель в каробке говорят что нормальная 72ка советская из неё не получится так как таия даёт Т-72м1 а не Т-72А, сложно с прототипом определится!

Бочки не от Т-72, а от Т-55. Есть прототип.

Можно и из Тамии сделать советскую машину без особых переделок.
http://www.fotovalkirumodelism.com/page.php?page=313

Четник Четник

На сайте с 07.08.2009

8     527

Да, уж давно стройку не было слышно, а тут уже и окончание. Ничего, хороший такой потрёпанный танк. В матчасти Т-72 и его собратьев не силён, поэтому на мой взгляд всё нормально.

Модель лежала без дела примерно пол года. Переключался на другие проекты.

TEXDRON TEXDRON

На сайте с 03.08.2010

21     2759

Благодарю за ссылку!!

Михаил Успенский Михаил Успенский

На сайте с 16.08.2010

57     1526

Работа понравилась, но побурчу немного:
пусть "юги" по лицензии производили танк, пусть только начинку меняли, но куда Луна делась? и подводка от правого люка, кстати не к тучам ведёт из того места, а к ней, любимой, к Луне...
Прицел-то "юги" заменили, но тогда должны остаться заметные следы от того, что стояло.
А так это больше на сирийскую модификацию тянет, которую так и делали с заменённым прицелом и без Луны.
И, коллега, надо было ещё объяснить происхождение инородного топливного бака -- это замена взорвавшемуся???
Ну и патронные коробки для НСВТ - на броне они как буд-то выцвели вместе с ней (или так сильно запылились). А на пулемёт поставлена свеженькая. Не вяжется маленько. Коробки снимают вместе с пулемётом, если танк ставится в бокс или на стоянку.

А в целом грязинг зачётный!!!

Алексей Сергеев Алексей Сергеев

На сайте с 08.01.2011

19     1530

По поводу "Луны" на М-84 - фото ниже
А модель понравилась.

Алексей Сергеев Алексей Сергеев

На сайте с 08.01.2011

19     1530

а тут проводка от люка...

GLOBASTER GLOBASTER

На сайте с 26.04.2013

130     1

Машина зачетная, по матчасти не силен но вот фото.Фоткай танк как будто ты ходиш вокруг настоящего а не вокруг модели которая стоит на столе.Тогда изменится восприятие объема машины сразу.Испачкана идеально так танк и должен выглядеть.Птронные коробки к НСВТ на броне башни перекрасить надо в цвет как на пулемете.А так СУПЕР!

?
Гость
Гость
Прицел-то "юги" заменили, но тогда должны остаться заметные следы от того, что стояло.

А что там должно остаться?

?
Гость
Гость
пусть "юги" по лицензии производили танк, пусть только начинку меняли, но куда Луна делась? и подводка от правого люка, кстати не к тучам ведёт из того места, а к ней, любимой, к Луне...

А так это больше на сирийскую модификацию тянет, которую так и делали с заменённым прицелом и без Луны.

по поводу проводки к "луне"

?
Гость
Гость

...

Михаил Успенский Михаил Успенский

На сайте с 16.08.2010

57     1526

А-шка и без Луны... ??? Maybe... Не знал таких метаморфоз... Sorry!!!

А вот проводка всё равно неправильно показана, и "тучи" на правой скуле тож не так стоят... Эт я продолжаю бурчать... )))))))))))

Антон Антон

На сайте с 02.03.2010

43     2106

M84 не есть копия А-шки, она Югославией была хорошенько адаптирована под свое производство. На ней стояла весьма мощная СУО, сопоставимая с таковой у Т-64, и без Луны она как-то обходилась.

"комбинированный дневной - ночной прицел - дальномер наводчика DNNS -2, установленный вместо прицел-дальномера ТПД-1К и совмещающий функции дневного и ночного, пассивного типа, прицелов с лазерным дальномером, значительно меньший по внутренним габаритам, чем серийные дневной и ночной прицелы, которые он заменяет;"

?
Гость
Гость
А вот проводка всё равно неправильно показана, и "тучи" на правой скуле тож не так стоят... Эт я продолжаю бурчать... )))))))))))

Так вот все фотографии прикрепленные к обсуждению ,это М-84.
Автор же выставил М-84А отличительная особенность этот более мощный двигатель,а к нему фильтр вместо 4 топливного бака на правой надгусеничной полке и как раз расположение направляющих "Туча"

?
Гость
Гость

...

?
Гость
Гость

...

Четник Четник

На сайте с 07.08.2009

8     527

Работа понравилась, но побурчу немного:

пусть "юги" по лицензии производили танк, пусть только начинку меняли, но куда Луна делась? и подводка от правого люка, кстати не к тучам ведёт из того места, а к ней, любимой, к Луне...
Прицел-то "юги" заменили, но тогда должны остаться заметные следы от того, что стояло.
А так это больше на сирийскую модификацию тянет, которую так и делали с заменённым прицелом и без Луны.
И, коллега, надо было ещё объяснить происхождение инородного топливного бака -- это замена взорвавшемуся???
Ну и патронные коробки для НСВТ - на броне они как буд-то выцвели вместе с ней (или так сильно запылились). А на пулемёт поставлена свеженькая. Не вяжется маленько. Коробки снимают вместе с пулемётом, если танк ставится в бокс или на стоянку.

А в целом грязинг зачётный!!!

Спасибо за замечания.
По поводу "Луны" ниже ответили.
Это не топливный бак, а воздушный фильтр.
С проводкой всё нормально.
По поводу коробок надо изучить фото. Я их пачкал вместе с корпусом, может быть ошибся.

Четник Четник

На сайте с 07.08.2009

8     527

Машина зачетная, по матчасти не силен но вот фото.Фоткай танк как будто ты ходиш вокруг настоящего а не вокруг модели которая стоит на столе.Тогда изменится восприятие объема машины сразу.Испачкана идеально так танк и должен выглядеть.Птронные коробки к НСВТ на броне башни перекрасить надо в цвет как на пулемете.А так СУПЕР!

Спасибо, буду фотографировать заново в любом случае. Попробую по импровизировать.
С коробками надо поиграться.

?
Гость
Гость
и без Луны она как-то обходилась.

ну потому что СУО "луна" не нужна. Л-4 нужна для нашего ночного прицела. а для усовершенствованного DNNS-2 -нет

Четник Четник

На сайте с 07.08.2009

8     527

Цитата:

А вот проводка всё равно неправильно показана, и "тучи" на правой скуле тож не так стоят... Эт я продолжаю бурчать... )))))))))))
Так вот все фотографии прикрепленные к обсуждению ,это М-84.
Автор же выставил М-84А отличительная особенность этот более мощный двигатель,а к нему фильтр вместо 4 топливного бака на левой надгусеничной полке и как раз расположение направляющих "Туча"

Привет! У М-84 и М-84А разное расположение "Тучи". Но полигоне я писал про это.
На фото, что я привёл выше это хорошо видно. 1-я машина это М-84А, 2-я просто М-84. Причём на простых 84-ках иногда встречается "Луна" и даже осветитель, но редко.

Михаил Успенский Михаил Успенский

На сайте с 16.08.2010

57     1526

Цитата: и без Луны она как-то обходилась.

ну потому что СУО "луна" не нужна. Л-4 нужна для нашего ночного прицела. а для усовершенствованного DNNS-2 -нет

А на фотках выше танки и с Луной есть... Это я уже "подбурчиваю"... ))))

Эхх... Чего ж наши-то до такого DNNS-2 не додумались...

Четник Четник

На сайте с 07.08.2009

8     527

А-шка и без Луны... ??? Maybe... Не знал таких метаморфоз... Sorry!!!

А вот проводка всё равно неправильно показана, и "тучи" на правой скуле тож не так стоят... Эт я продолжаю бурчать... )))))))))))


Всё нормально с "Тучей". На М-84А она немного растопыренная.

Михаил Успенский Михаил Успенский

На сайте с 16.08.2010

57     1526

Ну, вот, просвятился по поводу югославской версии 72-ки.
Есть за что зацепиться в очередной стройке!!!
Спасибо автору!!!

Четник Четник

На сайте с 07.08.2009

8     527

Косяк в том, что к крышкам должны идти цепочки, но они у меня не получились

Четник Четник

На сайте с 07.08.2009

8     527

Ну, вот, просвятился по поводу югославской версии 72-ки.

Есть за что зацепиться в очередной стройке!!!
Спасибо автору!!!

Т-72 вообще богата на вариации, все хорошо знать невозможно.

Четник Четник

На сайте с 07.08.2009

8     527

С патронными коробками тоже всё нормально. В цвет корпуса.... только на пулемёте уже в защитный окрашены % ... непонятно...

Михаил Успенский Михаил Успенский

На сайте с 16.08.2010

57     1526

Т-72 вообще богата на вариации, все хорошо знать невозможно.

Дык... И я об этом же... Припоминаю, что порядка 70-ти модификаций было...

Данила Пилипенко Данила Пилипенко

На сайте с 01.07.2011

31     1301

Смотрится отлично. Но есть пара "но": у М-84А башня "скуластая", как на Т-72А, ограждения фар одинаковые (как левая). Просто сам сейчас делаю М-84(просто), поэтому пришлось разобраться. В целом же отлично, да простит автор мои бубнеж и тавтологию.

Четник Четник

На сайте с 07.08.2009

8     527

Смотрится отлично. Но есть пара "но": у М-84А башня "скуластая", как на Т-72А, ограждения фар одинаковые (как левая). Просто сам сейчас делаю М-84(просто), поэтому пришлось разобраться. В целом же отлично, да простит автор мои бубнеж и тавтологию.

Скуластая, вы правы Просто у меня нет опыта изменения геометрии моделей при помощи всяческих putty. Не стал ввязывать в это.
Из Тамии башню М-84 тяжелее сделать, чем А-шку. Из Звезды легче сделать обычную 84-ку.

А ограждения фар разные бывают. Есть одинаковые, а есть и разные. Есть стандартное.

Четник Четник

На сайте с 07.08.2009

8     527

Хотя нет. Это косяк. Перерыл все фото. С разными фарами встречаются тоько М-84. У А-шек фары одинаковые.

Данила Пилипенко Данила Пилипенко

На сайте с 01.07.2011

31     1301

Скуластая, вы правы Просто у меня нет опыта изменения геометрии моделей при помощи всяческих putty. Не стал ввязывать в это.

Из Тамии башню М-84 тяжелее сделать, чем А-шку. Из Звезды легче сделать обычную 84-ку.

А ограждения фар разные бывают. Есть одинаковые, а есть и разные. Есть стандартное.


Ясно. А почему башню простого из тамии сделать труднее? По мне, так формы самые те.

Четник Четник

На сайте с 07.08.2009

8     527

Цитата:

Скуластая, вы правы Просто у меня нет опыта изменения геометрии моделей при помощи всяческих putty. Не стал ввязывать в это.
Из Тамии башню М-84 тяжелее сделать, чем А-шку. Из Звезды легче сделать обычную 84-ку.

А ограждения фар разные бывают. Есть одинаковые, а есть и разные. Есть стандартное.

Ясно. А почему башню простого из тамии сделать труднее? По мне, так формы самые те.


е совсем так. Формы башни М-84 напоминают форму башни Т-72 Урал. То есть более конической формы, если так можно выразиться.
Можете сравнить
http://otvaga2004.ru/tanki/istoriya-sozdaniya/srednij-tank-t-72-ural/3/

Олег Губарев Олег Губарев

На сайте с 22.12.2011

145     226

Мастерское исполнение!!!
На счет матчасти - не лезу, уверен - все нормально.

С уважением - Олег.

Четник Четник

На сайте с 07.08.2009

8     527

Мастерское исполнение!!!

На счет матчасти - не лезу, уверен - все нормально.

С уважением - Олег.


Спасибо.
В матчасти есть пару косяков, один очень болезненный - это смещение СУО. Установил немного левее, чем нужно (примерно 3мм)
Узнал об этом уже когда всё было готово

myurat-74 myurat-74

На сайте с 20.03.2008

3     900

Зачётная 72-ка.Смотрится классно!

?
Гость
Гость

Ужас какая прелесть. Эх, и когда в Украине появится Тамиевский Т-72.

Четник Четник

На сайте с 07.08.2009

8     527

Зачётная 72-ка.Смотрится классно!

Спасибо, только это не совсем 72-ка

Четник Четник

На сайте с 07.08.2009

8     527

Ужас какая прелесть. Эх, и когда в Украине появится Тамиевский Т-72.

Привет! А что, так и не появилась!? Что же вас так тамия обижает?

Алексей Балцевич Алексей Балцевич

На сайте с 19.02.2012

12     11

Очень понравилась работа!!!!

Кирилл г. Минск Кирилл г. Минск

На сайте с 15.01.2012

12     0

Красиво и реалистично смотрится, по матчасти ничего не знаю, художественная составляющая на высоте!

Четник Четник

На сайте с 07.08.2009

8     527

Спасибо, коллеги

?
Гость
Гость
Цитата:Ужас какая прелесть. Эх, и когда в Украине появится Тамиевский Т-72.

Привет! А что, так и не появилась!? Что же вас так тамия обижает?


Ну да, Тамия нас не любит, нас только ICM балует.

?
Гость
Гость

Здорово

Войдите, чтобы оставить комментарий.