Сергей, по поводу металлического хвоста, крыльев и ШВАК.
Судя по номеру на одной из фото "имеющих отношение" 186... - самолет был выпущен на заводе в Воронеже. При переводе в Куйбышев номера сменили на 187....
В Воронеже делали цельнометаллические машины. Переход на хвостовую часть из дерева был в начале 1942г. При этом первые 10 серий 18 завода в Воронеже делали металлические хвосты и деревянные в процентном соотношении 50/50% для ускорения производства. Потом перешли на металл.
Так что самолет Витрука с большой вероятностью цельнометаллический.
Деревянные крылья делались на 1 и 30 заводах. На 18 всю войну клепали металлические.
Оперение с самого начала было полотняным. Вопрос вызывают только элероны. Изначально они были алюминиевыми. Впоследствии алюминий остался только на внутреннем элероне. На 30 заводе делали элероны с фанерной обшивкой. По времени трансформаций - не подскажу - не знаю.
Что касается пушек, 18 изначально выпускал Ил-2 с внутренним расположением пушек ШВАК. ВЯ проходили заводские доработки.
Начальнику 10 управление НКАП Б.Тарасевичу было дано распоряжение обеспечить выпуск всех Ил-2 с ноября 1941г с пушками ВЯ-23 с боекомплектом 150 снарядов. При этом планировалось выпустить в августе 1941г 25 Ил-2 с пушками ВЯ-23, в сентябре и октябре – 50 и 100 самолетов соответственно.
До ноября 1941г авиазаводом №18 было выпушено 1464 штурмовика Ил-2. Если удалось выполнить распоряжение о вооружение пушками ВЯ-23, то с пушками ШВАК было выпущено не менее 1287 самолетов. До 14 серии все Илы шли с пушками ШВАК. С 15 – 17 серии могли появиться самолеты с пушками ВЯ-23.
Обтекатель пушки появился на самолетах с пушками ВЯ. ШКАСы ставились без обтекателя (ищи фото 4 ШАП начала войны - там они хорошо видны). Но при установке ВЯ возникли проблемы: размеры пушки и снаряда превышали размеры ШВАК. Чтобы унифицировать и обеспечить возможность установки на 1 самолете ШВАК или ВЯ, пушку с пулеметом поменяли местами. Встречаются фото, где пушка ШВАК стоит с обтекателем - вполне возможно, это уже аэродромная замена.
Что касается пушки на фото "три пилота у горбатого" (по названию файла) - это ВЯ. Обратите внимание на 2 насечки на стволе. Такие были у ВЯ. На ШВАК была одна, у среза ствола.