Решил поучаствовать. Попробую быть оригинальным, но не сильно пара таких моделей на Каропке уже есть. Давно лежат две коробки, хороший повод собрать. Какую из них пока не решил, отличаются наборы незначительно. Возможно соберу обе, параллельно.
Вполне себе воевали. "Общий итог выпуска двухмоторных Яков на двух заводах составил 111 Як-2 (все постройки 1940 г.) и 90 Як-4 (27 в 1940 г. и 63 в 1941 г.). Так как две серийные машины и опытный ББ-22бис потерпели аварии еще на заводе, то в строевые части попали лишь 198 машин. Позднее, при подготовке своих мемуаров, Яковлев собственноручно «уточнил» эту цифру, доведя ее до «почти 600»
136-й ББАП первым начал освоение Як-2. В войну полк вступил обладая 49 Як-2, четырьмя Як-4 и 36 подготовленными экипажами. Наиболее жаркими выдались первые дни войны – бомбардировщики активно привлекались для нанесения бомбовых ударов по немецким войскам понеся в полосе Юго-Западного Фронта, неся при этом немалые потери. На 16 июля полк ещё располагал шестью Як-2 и 16 экипажами. До этого времени советские пилоты тоже отличились, сбив пять немецких истребителей и уничтожив десятки танков и бронемашин, но дни 136-го ББАП были сочтены.
314-й (31 самолёт и 20 экипажей) и 316-й (19 Як-2, 34 Як-4, 6 подготовленных экипажей) РАПы использовали свои самолёты и как бомбардировщики, и как разведчики.
Несколько самолётов находились на вооружении 3-го РАП, дислоцировавшегося под Барановичами. От этого количества к концу июля осталось не более 17 самолётов. 316-й РАП быстро вывели на переформирование, вооружив другим типом разведчика.
314-й полк летал на Як-4 значительно дольше – приняв в августе 1941 года дополнительно 18 доработанных бомбардировщиков, пилоты провоевали на них до начала сентября.
Достоверно известно, что 30 июня командир 207-го ДПАБ подполковник В. Г. Титов, потеряв в тяжелейших боях почти половину своих ДБ-3, реквизировал на аэродроме Боровское девять Як-4, предназначавшихся для 314-го РАП.
В числе последних подразделений, эксплуатировавших Як-2 и Як-4 числятся 24-й Краснознамённый БАП и 118-й ОРАП ВВС Северного Флота.
Североморцы летали на своих Як-4 вплоть до 1945 года. Остальные “Яки” либо попали в руки немцев при отступлении (по большей части в неисправном состоянии), либо использовали как ложные мишени.
Сергей Бусаргин написал: Да это всё понятно, где-то неделю пролетали-провоевали, где-то две... Просто довольно печальные ассоциации.
Как и Т-35, подавляющее большинство которых даже не смогли доехать до предписанного приказом места начала атаки. А еще можно вспомнить Т-34 и КВ-1 40-года выпуска. Они практически все сгорели в первые недели войны. Значит ли это, что данной модели должно быть отказано в месте на полке? Думаю нет. И, уверен, Вы так тоже думаете.
Сергей Бусаргин написал: Да это всё понятно, где-то неделю пролетали-провоевали, где-то две... Просто довольно печальные ассоциации.
Да, конечно потери были чудовищные, при нашем тотальном преимуществе по технике и вообще во всём, причём в разы... Что собственно особенно грустно. Немцы умело маневрировали своими силами, благодаря чему создавали преимущество в нужных им местах...
Некоторые Як-4 провоевали до сентября, а на севере так вообще до 45-го .
Если кто-то согласится собрать параллельно в рамках конкурса готов предоставить Як-4, обменять или как-то ещё взаимообразно... Надо разгребать залежи на полках, новые модели класть некуда.
Сергей Бусаргин написал: Да это всё понятно, где-то неделю пролетали-провоевали, где-то две... Просто довольно печальные ассоциации.
Некоторые Як-4 провоевали до сентября, а на севере так вообще до 45-го .
А откуда информация про Север? В истории 118-го ОМРАП такой самолет не фигурирует. http://ava.org.ru/rap/118m.htm Да и просто логики нет абсолютно. Держать в эксплуатации единичную технику которая уже несколько лет снята с производства (да и широкого производства почти не было), запчастей также давно как нет, когда мимо идет поток ленд-лиза, да и наших машин массово выпускаемых в достатке. Для чего он, Як-2/4 в 1945-м нужен?
Нашёл статью в Авиации и Время- "В составе 24-го Краснознамённого БАП вплоть до до середины 1942 г. числился один Як-2, большую часть времени неисправный. По рассказам нескольких очевидцев, ещё один Як-4 из 118-го ОРАП ВВС Северного флота летал вплоть до 1945 г."
С запчастями думаю было не сложней, чем для иностранных самолётов.
Сергей Бусаргин написал: В общем, понятно, "одна бабушка сказала..."
Не стоит так критически относиться к воспоминаниям очевидцев. Рискну предположить, что в 118-м ОРАП Як-4 использовался на вторых ролях, например, как связной. С запчастями к двигателям никаких проблем не было однозначно, а все остальное можно было починить или заменить на другое при необходимости. Как это делалось с трофейными самолетами или попавшими всякими окольными путями ( Спит-четверка, Валрус...).
В действительности ещё в 40-м году выяснили, что при хранении на открытом воздухе деревянные Як-2(4) очень быстро приходят в негодность. Поэтому наверно соглашусь с Сергеем, 45-й год- это вряд-ли и даже 42 сомнительно...
Денис Догадов написал: Подумал и решил, буду собирать Як-2.
Если кто-то согласится собрать параллельно в рамках конкурса готов предоставить Як-4, обменять или как-то ещё взаимообразно... Надо разгребать залежи на полках, новые модели класть некуда.
Я бы присоединился, а взаимообразно это как? Одна проблема, мне категорически не нравится фонарь. А где новый взять - я не знаю. Тянуть не умею.