Мои 5 копеек по поводу аэрографа. Понимаю, что во многом повторяю очевидные прописные истины, но, может быть, кому-то будет полезно.
Прежде всего, плеваться и забиваться могут АБСОЛЮТНО любые аппараты - хоть JAS, хоть Iwata. Здесь ОЧЕНЬ многое (если не всё) зависит от качества краски и подготовки рабочего раствора на базе этой краски, а также используемых при покраске настроек системы "компрессор-шланг-аэрограф" (прежде всего, рабочего давления воздуха). При этом, понятное дело, в расчёт не берем неисправности аэрографа (протечки - т.е. негерметичность там, где она нужна, забитые каналы, кривые иглы и т.п.).
По поводу качества самой краски уже сломано немало копий. Сухой остаток - нужна краска, которая подходит (а, в идеале, предназначена) для аэрографа. Лично у меня никаких проблем с красками Tamiya (акрил), Vallejo (Model Air) и Акан (водный акрил) никогда не было.
Подготовка рабочего раствора - тема отдельная и серьёзная. Очень многие делают две распространённые ошибки: слишком мало разбавляют краску, и используют неправильные растворители. Если с неправильными растворителями всё довольно просто - краска может выпадать в осадок, неполностью растворяться или сжигать те или иные пигменты - что сразу видно, то осознание слишком большой густоты краски приходит не сразу, и обычно вызывает довольно долгие эксперименты с настройками аэрографа.
Общее правило разведения краски -
растворителя должно быть БОЛЬШЕ, чем краски (я пока ещё не встречал красок, разбавленных на заводе до достаточной текучести). Обычное соотношение - от 2:1 до 5:1 - да, именно на 2-5 частей растворителя одна часть краски. Точное соответствие пропорции какой-либо раз и навсегда заданной величине не так уж и важно - главное, чтобы краска была разведена до максимально жидкого состояния - чтобы раствор стекал по стенкам баночки безо всякого намека на вязкость, оставляя на стенке баночки полупрозрачный след, но при этом не был еще "слегка подкрашенным растворителем". Обычно это называют "консистенцией молока". Именно таким раствором легче всего наносить полупрозрачные слои, что делает процесс покраски контролируемым.
Не надо пытаться задуть краской сразу искомый "непрозрачный слой" - во-первых, рискуете слишком сильно залить модель, во-вторых, с правильно разведенной краской это сразу не получится. А попытка использовать слишком густую краску как раз даст те самые "плевки", в которых многие пытаются обвинить некачественный (якобы) аэрограф.
Почему чаще всего возникают плевки? Потому, что аэрограф работает по принципу Бернулли - частицы раствора вытягиваются из сопла потоком воздуха (точнее - создаваемым этим потоком разрежением на срезе сопла). Чем сильнее отведена игла, тем больше раствора вытягивается. При этом, если краска
слишком густая, то истечение раствора будет неравномерным. Тем более неравномерным, чем более густая краска. Отсюда и плевки.
И отсюда же "забивающиеся" аэрографы. Раствор "в полёте" успевает подсохнуть и отлично налипает как на игле (обтекаемой воздухом больше всего), так и даже на срезе сопла. В результате через минуту-две приходится прекращать покраску и чистить иглу и сопло. Слава Богу, это делается достаточно просто с помощью обычного косметического ватного диска ("ограбьте" жену, либо купите сами в любом магазине - благо, их навалом), смоченного в родном (для краски) растворителе.
Кстати, акриловые краски "славятся" как раз очень быстрым высыханием, и, соответственно, очень быстрым забиванием аэрографа. Готовьтесь чистить чаще - либо применяйте замедлители высыхания - ретардеры (тамиевский и валлеховский очень хороши).
Очень часто пытаются бороться с забиванием аэрографа и плевками не разжижением рабочего раствора, и даже не использованием ретардеров, а повышением давления воздуха (это как раз те эксперименты с настройками аэрографа, о которых я говорил выше). Это, к сожалению, тупиковый путь. Да, действительно при повышении давления слишком густую и быстро засыхающую краску удается "высосать" из аэрографа, но оборачивается это куда более плачевными последствиями. Во-первых, с большими давлениями невозможно работать контролируемо. Это примерно как пытаться налить в чашку воды из-под водопроводного крана, открываемого сразу на полную - хорошо, если просто нальёте больше, чем хотели... а можете ведь и забрызгать себя и всю кухню впридачу
. С аэрографом на избыточных давлениях - та же песТня - чуть пережал гашетку - получил кляксу на модели. Либо залил гораздо большую площадь, чем хотел. И т.д. и т.п. Про тонкие линии камуфляжа, например, можете забыть сразу и навсегда.
Нормальным рабочим давлением воздуха в аэрографе является 1.3-1.4 атм. Максимум - полторы атмосферы. 1.1-1.2 обычно недостаточно для полноценного вытягивания краски из сопла. Больше полутора - уже слишком много.