В финале обсуждения модели нашего кормода https://karopka.ru/community/user/11097/?MODEL=556061&p=5#lastComment (эскадренный броненосец " Князь Суворов") возник казалось бы банальный и интереснейший вопрос, который я бы сформулировал следующим образом : " а были ли обрастания подводной части кораблей 2ТОЭ вообще? ". Возможно, в этой теме, попытаемся на него ответить..
ЕСЛИ ВАМ СЕЙЧАС ДЕЛАТЬ ОСОБЕННО НЕЧЕГО ЗАНИМАЙТЕСЬ ЛИНКОРОМ @ И.В.Сталин
Итак, вот что пишет про обрастания, в своей книге "На "Орле" в Цусиме", Владимир Полиевктович Костенко, участвовавший в походе в качестве судового инженера, на броненосце "Орел" :
"Обрастание подводной части".. Как видим, настолько сильное, что это сказывается даже на скорости "Орла"..
Там же, но ниже, Владимир Полиевктович пишет про обрастания уже более развернуто и интереснее :
То есть, со слов Костенко, корабли обросли и РАКУШКАМИ, и ВОДОРОСЛЯМИ. Конкретно, борта "Орла" (на мой взгляд, остальные тоже такие были) обросли на 2.1 метра водорослями. Водолазы говорят, что горизонтальная часть днищ ПОЧТИ СОВЕРШЕННО ЧИСТАЯ.. Интересно.."почти совершенно чистая", это как?
А это показания Костенко В.П. , следственной комиссии :
Тут уже Костенко пишет об обрастании борта в 10 футов - 3 метра, т.е. уже больше.. Пишет, что после чистки, борт обрастал травой (водорослями) ОЧЕНЬ БЫСТРО, ОСОБЕННО ПО ВАТЕРЛИНИИ ! Интересно про подвсплывшие, в результате разгрузки угля, немецкие угольщики, обросшие ракушками... Ну и опять, про чистые подводные части наших кораблей.. Интересно про опрокинувшиеся "Бородино" и "Ослябя".. Рассказы "японских офицеров" про "Орла".. Интересно.., очень.
Несомненно, по данному вопросу, показания и описания В.П. Костенко очень ценны, хотя и несколько противоречивы. Да, естественно, хотелось бы "заслушать" и других свидетелей и очевидцев по вопрсу, но на данный момент, более такими сведениями не располагаю..
Теперь, о моем личном, субъективном мнении по данному вопросу.
В.П.Костенко описывает работы по очистке кораблей лишь в одном месте, в бухте Носси-бе, а это, как видно (звездочка), грубо - лишь половина пути до финала-Цусимы :
То есть, судя по всему, вторую половину пути корабли больше не "чистились" , шли дальше обрастая и ржавея до самой Цусимы..(если это не так, поправьте), что я и вижу на этих, можно сказать финальных фотографиях ..Ржавые борта и обросшие водорослями и ракушками подвсплывшие подводные части уцелевших кораблей.. "Орел" :
"Николай I" :
ЕСЛИ ВАМ СЕЙЧАС ДЕЛАТЬ ОСОБЕННО НЕЧЕГО ЗАНИМАЙТЕСЬ ЛИНКОРОМ @ И.В.Сталин
День добрый! Я потому и усомнился в разговорах о обрастании, поскольку был знаком с приведенными воспоминаниями и документами. И не только Костенко но и у Новикова в Цусиме встречались упоминания о том, что днища были достаточно чистыми. Действительно обрастанию подвергались вертикальные поверхности и при этом в основе своей это были именно броневые плиты. Думаю там было несколько причин. Это конечно мои домыслы, но я считаю, что просто банально краска для днища хуже держалась на броне, сама броня имела иную текстуру поверхности чем обычная конструкционная сталь водонепроницаемого корпуса. И когда физически счищали наросты, то думаю остатки краски тоже уходили и обрастание восстанавливалось достаточно быстро. Тем не менее надо понимать, что в Носи-Бэ эскадра банально стояла и не одну неделю. Далее был поход и поход достаточно интенсивный. На снимках приводимых здесь и ранее я никак не могу утверждать, что вижу именно обрастание, хотя и не отрицаю что оно могло быть и наверное было. Но! Где и в каком количестве? Что прямо до клюзов у отдельных кораблей?! ТО что мы видим бело е на снимках никак обрастанием ни ржавчиной я назвать не могу. Это по моему мнению отслоение внешней краски и показ грунта или более ранней краски корабля. То, что темное действительно может быть и наростами а может быть остатками окраски днища кораблей. Тут ведь надо учитывать, что на финальной стадии похода корабли стали по максимально и даже более того загружать углем, это сказалось на их осадке и в воду уходила и часть надводного борта кораблей. Надводный борт как известно окрашивался обычной краской не предназначенной для днищ кораблей и значит не способной бороться с обрастанием и вообще менее стойкой к воздействию воды. Вот эта краска и отлетала первой оголяя грунт или предыдущую окраску корабля. К тому же такой процесс ни как не противодействовал обрастанию но локальному по линиям отслоения краски и по тем местам что уже физически отчищали ранее. Поэтому обрастание скорей всего было но в каких количествах и где это большой вопрос. По ржавчине я совсем не понял. По тону она ведь совсем не светлая и на темных фото она хоть и должна давать другую интенсивность яркости но фото все не очень подробные и такие нюансы на них разглядеть крайне сложно.
С обрастаниями, вроде разобрались.. Были, это факт ! (Полиевктович не даст соврать)). Где и в каком количестве, соглашусь с вами, вопрос объективно - открытый. Но, по крайней мере, исходя из наших с вами обсуждений, в районе ватерлинии и (по Костенко) ниже на 7-10 футов - обросшие..
Ржавчина..
Предлагаю, банально "профотошопить" фотографии.. В качестве исходника, возьму фото современных ДЕЙСТВУЮЩИХ кораблей/судов, с ЧЕРНЫМИ корпусами и имеющие РЖАВЫЕ потеки.
Вот, например (фото сделаны лично) :
Фото из сети :
Вот так выглядят ржавчина на Ч.Б. фотографиях ЧЕРНЫХ корпусов кораблей - просто потеки СВЕТЛЫХ тонов...
Что, на мой взгляд и видно, отлично видно , на фото "Николая" (видно, несколько хуже, в силу более плохого качества фото, и на других кораблях 2 ТОЭ) :
Очень жаль, что фото "Николая-I" нет возможности зафотошопить в другую сторону..). Лично я уверен, мы увидели бы, "красивейшую" картину, со ржавыми, всех оттенков ржавчины - потеками, какими-то зелеными и всякими серобуромалиновыми "ватерлиниями", на фоне черного корпуса броненосца..
ЕСЛИ ВАМ СЕЙЧАС ДЕЛАТЬ ОСОБЕННО НЕЧЕГО ЗАНИМАЙТЕСЬ ЛИНКОРОМ @ И.В.Сталин
Ну а эта фото, ну просто хороша..! Ну "вылитый" "Орел" в Майдзуру... И обрастания по ватерлинии, и ржавчина, потеки. На мой взгляд, именно так и выглядел "Орел" в цвете, а следовательно и другие корабли эскадры :