«О, сколько нам открытий чудных.
Готовит просвещенья дух...»
(Александр "наше всё" Сергеевич)
Доброго всем времени суток!
Для всех любителей "глубокого запила", исторического моделирования и прочих "заклёпочников" (в хорошем смысле этого слова) решил поделиться накопленной информацией по ходовой части танков серии "БТ".
Тут и далее по тексту печатными буквами - текст на базе анализа документов, а курсивом - мои догадки, "размышлизмы" и прочие плоды воспалённого просвещенного разума
В первую очередь попробуем разобрать крупнозвенчатые гусеницы танков серии «БТ»
На этом фото, кстати, имеет смысл обратить особое внимание на цвет пальцев...
Эти гусеницы в заводских условиях устанавливались на БТ-2 (Б-Т), БТ-5, БТ-7 с эллиптической башней (выпуск 1936 г.), БТ-7а (с эллиптической башней, усиленными: 3-х скоростной коробкой передач, подвеской и т.д. – выпуск 1937 г.) и БТ-7б (с цилиндрической башней типа КТ-26).
Вместо предисловия:
Одним из основных аргументов в пользу принятия на вооружение техники с колесно-гусеничным движителем был в первую очередь крайне низкий ресурс эксплуатации любых гусеничных траков на то время.
Конкретно по БТ - по состоянию на 37 год гусеничной ленты, при агрессивных условиях эксплуатации (песчаная местность), хватало только на 40-50 часов работы, на твердых покрытиях срок службы был бОльшим, но явно недостаточным (500-600 км.). И весь довоенный период недостижимой мечтой танкистов была гусеничная лента - выдерживающая хотя бы 3000 км. пробега на каменистом грунте.
Двойной способ передвижения (колесный - на марше и гусеничный - в полевых условиях) позволял в значительной степени экономить этот ресурс.
Основные проблемы, с которыми сталкивались при эксплуатации танков "БТ" это - спадание гусеницы на поворотах, вытягивание и износ проушин, деформации и появление трещин и стачивание гребней траков о ролики гусеничных движителей. Параллельно с работами по повышению эксплуатационных характеристик гусеницы велись и работы над снижением веса танка (в том числе и за счет снижения веса траков).
Именно поэтому с момента принятия решения о запуске Б-Т в серию и вплоть до начала ВОВ постоянно экспериментировали с марками стали и технологиями производства (литье, штамповка); меняли толщину проушин и грунтозацепов, менялась толщина самого трака, форма и габаритные размеры гребней. Параллельно эта же работа велась и в компании "U.S. Wheel Track Layer Corporation", а некоторые доработки КБ Харьковского паровозостроительного делались, в том числе, и с оглядкой на более поздние технологические решения товарища Джона Уолтера...
Наглядно разницу в отличиях внешнего вида траков отлично демонстрируют фотографии БТ-СВ-2 обр. февраль 1938г.:
По левому борту - литые траки с профилированным гребнем (с круглыми следами от части литьевой формы - отвечающей за формирование полости гребня), по правому борту - также литые траки раннего типа (с плоской рабочей поверхностью торцов гребней) и усадкой пласти на безгребневых траках напротив паза по центру ребра жесткости.
Встречались «в быту» и траки разных типов в одной цепи.
Ещё великолепные иллюстративные образчики всего "зоопарка" траков - это БТ в Кубинке
Более того, музейные БТ из Кубинки хоть и очень небрежны по матчасти, но в части типов и вариаций крупнозвенчатых траков именно там наиболее обширная коллекция.
Ну и гусеницы БТ-7 с "Линии Сталина" (кстати - обратите внимание на различную степень коррозийности траков, хотя, казалось бы, они все одно и то же время "лежали" в одном и том же болоте... это наглядная иллюстрация различных марок стали из которых они изготавливались):
Попутно эволюцию траков можно отследить по иллюстрациям в "Наставлениях" и "Руководствах служб" танков серии БТ (многие относятся к ним скептически, дескать «- Это же не чертежи!», но я лично склонен им доверять т.к. на собственном опыте знаю, что при разработке эксплуатационной документации куда как проще и быстрее взять и немного отретушировать кусок уже готового чертежа, чем "на каждый чих" тратить лишние калории по созданию иллюстраций, что называется "с нуля").
Материалы и методы серийного производства:
Исходя из текста Сводки о ходе выполнения программы заводом № 183 за февраль 1940 г. можно смело утверждать, что в 1940-1941 гг. серийные траки изготавливались методом штамповки из стали марки хромансиль.
В наставлениях образца 1934-ого и 1938-ого годов также речь идет о штампованных звеньях:
Наставление 38-ого года:
Но фотографии того периода (с характерной фактурой поверхности и дефектами), а также сохранившиеся образцы говорят о том, что методом литья их все-таки изготавливали.
Из стали каких марок изготавливались гусеницы в более ранний период – на текущий момент, судя по предметам военной археологии, известно только о литых траках из хромокремнистой стали (см. ниже в параграфе о маркировках)
Чтобы далее не дублировать по тексту одну и ту же информацию разобью ее на несколько блоков: основные (общие) характеристики всех крупнозвенчатых гусениц, характерные особенности по их наиболее визуально различным типам, вариативы/дефекты и отдельно поговорим о маркировках.
Основные характеристики:
Гусеница представляет собой бесконечную шарнирную цепь. В ее комплект входят 46 стальных звеньев (23 плоских трака и 23 - с гребнем) и 46 пальцев. Каждое звено имеет 13 ушков (7 с одной стороны и 6 с другой): 7 ушков одного трака соединяются с 6 ушками другого при помощи стальных цементированных пальцев.
Места соединений выступают над опорной поверхностью и тем самым увеличивают сцепление гусениц с почвой. Боковые края траков загнуты в сторону внутренней поверхности, слегка огибая грузошины поддерживающих колес. Гребень внутри является полым.
Внутренняя часть траков имеет вогнутую форму. Внешняя часть траков гладкая.
Ширина каждого трака – 260 мм, шаг звена – 255 мм. Диаметр пальцев трака – 16 мм.
Сразу хотелось бы отметить, что согласно тексту «Наставлений» по танкам серии БТ неточность в изготовлении гребней траков и величины их шага являлась допустимой и нивелировалась увеличенным зазором между роликами гусеничного движителя.
Итак - попробуем систематизировать изменения внешнего вида траков (все наименования – условные), и для определения "точки отсчета" начнем с внешнего вида гусеничной ленты "БТ Кристи", как прародителя этой линейки
Гусеничная лента «Оригинал I» (танк М1931, №2501, конструкции Дж.У.Кристи):
Безгребневые траки 4 типов одновременно: без отверстий, горизонтальная пара отверстий, вертикальная пара отверстий и звенья с 4-мя отверстиям. Вертикальная пара отверстий - скорее всего предназначалась для фиксации гребней на болты (очень похоже, что при выполнении заказа, тов. Кристи сэкономил и частично поставил в гусеничные цепи старые варианты траков в разобранном виде), полагаю, что именно этим и продиктовано отличие по диаметру вертикальной пары отверстий от горизонтальной.
Звенья с гребнем отверстий в плоскости не имели, гребень - прямоугольный в основании с соответствующей формы приварной пластиной поверх его полости.
P.S.: Обратите также внимание на фотоиллюстрации на стр.156 Наставления по танку БТ от 32-ого года, очень похоже на то, что в качестве "наглядного пособия" там именно эти траки...
Гусеничная лента «раннего типа»:
Для начала - хотелось бы обратить ваше внимание на вот этот фрагмент чертежа (который я "честно прихватизировал" из соседней темы на этой ветке форума):
Он демонстрирует вид на внутреннюю поверхность самой первой версии траков (с номерами 10-1 и 10-2) и интересен следующими "моментами":
1) Гребни, как и у «Оригинал I», имеют прямоугольную форму в основании с прямоугольной приварной пластиной на опорной поверхности (изображена пунктиром);
2) Пальцы на одном конце имеют головку (при монтаже располагается со стороны корпуса), а на другом - отверстие для шплинта.
3) Отсутствуют отверстия под шпоры на "рабочем" траке (и на "холостом", я так думаю, что скорее всего тоже) .
4) И самое главное - безгребневый трак не имеет по центру ребра жесткости!
Выпускались ли траки этого типа и какими партиями - неизвестно, но "холостые" траки без отверстий для шпор однозначно были.
Например – иллюстрация на стр.14 в Наставления 32-ого года изображает гусеницы без отверстий и то же самое мы видим на чертеже С-10 «Общий вид машины Б-Т»
А вот и фотофакты:
Гусеничные ленты этого БТ-5 (фотография по ряду признаков относится к начальному периоду ВОВ) составлены полностью из траков со сплошной опорной поверхностью, а два отверстия на одном из них не технологические, а пулевые.
Или вот - отличное фото сплошного безгребневого гусеничного звена, дожившего до боевого применения.
Гусеничная лента «обр.1932г.»:
Вес трака с гребнем – около 10 кг. Вес трака без гребня – около 6 кг.
Безгребневые траки получили парные отверстия, диаметром 21-22 мм, которые используются для крепления шпор (ставились на каждый 3-ий безгребневый трак), траки с гребнем отверстий для крепления по-прежнему не имеют.
На безгребневых звеньях - ребро жесткости, которое при установке гусеничной цепи располагается между грузошинами двухдисковых колес для предотвращения от соскакивания гусеницы при движении. По центру ребра жесткости - паз внутрь прямоугольной формы.
Гребень прямоугольный в основании с приварной пластиной над полостью той же формы.
Т.н. "рабочая" поверхность гребня (т.е. та - которая контактирует с роликами гусеничного движителя) прямоплоскостная.
Гусеничная лента «обр.1934г.»:
Каждый трак любого типа имеет два горизонтальных отверстия, которые используются для крепления шпор (в заводской обстановке эти отверстия использовались для крепления трака на приспособлении для сверловки в ушках).
Пальцы "утратили" головку, имеют на концах с обоих сторон отверстия и закрепляются двумя шплинтами.
На этом фото еще очень хорошо видна укладка цепи на корме и имеет также смысл обратить особое внимание на ее крайние звенья.
Гусеничная лента «профилированная»:
Изменилась форма гребня - его торцы получили скругленную форму, а приварная пластина в основании - стала овальной. Изменение формы «рабочей» поверхности гребня было прямо взаимосвязано с появлением желобков на роликах гусеничных движителей в конце 34 - начале 35 годов, и внедрялось с целью уменьшения износа гребня траков путем перераспределения нагрузки на большую площадь соприкосновения этих двух деталей.
На безгребневых траках ребро жесткости стало уже, а паз по его центру - немного уменьшился в длину и стал овальным.
Эти изменения хорошо видно на этих иллюстрациях (слева - траки "профилированной" ленты, справа - траки старого типа):
Новая форма гребня хорошо видна на этой фотографии:
А приварная пластина - тут:
Вариативы и дефекты крупнозвенчатых гусеничных лент:
1) Гребневые траки с характерными круглыми следами вокруг полости гребня на внешней поверхности (как результат смещения деталей форм для литья). Подобное встречалось как на траках с прямоугольным гребнем:
Так и на профилированных:
2) Безгребневые траки со следами "проседания" поверхности напротив паза по центру ребра жесткости или ребра целиком (очень похоже на следы неравномерной усадки металла при нарушении температурного режима в момент остывания отливки)
3) Гребневые траки без приварной пластинки, над полостью гребня на внешней поверхности
Утрачены при эксплуатации?.. Отменены в результате упрощения технологии? ...Сделаны из марок стали 4-ой группы свариваемости? ... Пока неизвестно.
4) "Ленинградские" безгребневые траки: усилены двумя приварными пластинами по краям.
Этот музейный образец в Кубинке не «фантазии» его сотрудников (по крайней мере в этой его части) и вполне себе историчен.
Что подтверждается находками в Ленобласти.
Хотя само по себе решение весьма неоднозначное… Да, с одной стороны – это дополнительные ребра жесткости, препятствующие деформации плоскости при проходе по рельефным твердым поверхностям, ударах и резком торможении (что неизбежно в боевых условиях), а с другой – увеличение веса и дополнительные шансы на спадание гусеницы на поворотах…
.
Маркировки - на текущий момент есть фото факты существования и внешнего вида 2-ух вариантов маркировок крупнозвенчатых траков, это:
1) литая маркировка "Х.С." (сталь хромокремнистая?);
2) клеймо приемки.
(Чем еще интересно это фото: верхняя пара на нем - это "профилированные" траки, нижняя - траки т.н. "обр. 1934 г.")
Оба эти варианта найдены на внутренней поверхности трака и что примечательно - и маркировка и клеймо расположены по 7-миушковой его стороне. Т.к. гусеничные ленты принимались комплектами то и клеймо о приемке, скорее всего, ставилось только на 1 траке из комплекта.
Детальнее о матчасти крупнозвенчатых гусениц можно узнать почитав: «Наставление механизированных и моторизованных войск РККА ТАНК БТ» 1932 г. (на стр.12 и стр.155-156.), «Наставление автобронетанковых сил РККА ТАНК БТ-5» 1935 г. (на стр.16 и стр.342-345) и «Наставление автобронетанковых сил РККА ТАНК БТ-7» 1938 г. (на стр.12 и стр.229-230).
Обратите внимание! На стр.342 Наставления по танку БТ-5 шаг звена в мм указан неверный (опечатка - вместо 255 мм указано 225).
Что, к сожалению, вводит в заблуждение некоторых невнимательных изготовителей афтермаркета (например -
А в завершении этого поста, на всякий случай, приложу 5-ую главу Боевого Устава мех.войск РККА от 1932г. (часть 1), о порядке перехода с гусеничного хода на колесный и обратно... Вдруг это кому-то будет интересно?