Выложил я намедни обзор великолепных по копийности и технологичности траков для ИС-2, ИС-3 и самоходов от МастерКлуба (http://karopka.ru/community/user/9566/?MODEL=397488). В результате, сам того не ожидая, попал в эпицентр дискуссии по матчасти в комментария (что правильно - ибо сделать "изкоробку", как говорится, много ума не надо - а сделать модель-КОПИЮ гораздо труднее) . И, видя, какая нешуточная разгорелась дискуссия, взялся за матчасть сам
То, что удалось установить, предлагаю вниманию строителей танков и самоходов серии "Иосиф Сталин" (считаю, кстати, что совершенно правильно назвали - ОЧЕНЬ достойное имя для семейства мощных аппаратов - ибо сам отношусь к Иосифу Виссарионовичу с большим уважением):
1. До сентября 1944 года на ИС-2 использовались только штампованные траки, шириной 650 мм, шаг трака 160 мм. При этом ПАРАЛЛЕЛЬНО существовали два варианта:
- гусеницы с чередованием "разрезных" траков и обычных (гребневых). - гусеницы, в которых все 86 траков были обычными, гребневыми. Именно такие гусеницы можно сделать из "обозрённого" мной набора. Предыдущий вариант, с разрезными траками - также есть у МастерКлуба, с парт-номером MTL 35028.
Ещё раз - оба варианта имеют право на существование для ИС-2.
2. С сентября 1944 года стали производить ещё и литые траки, с несколько иным рисунком грунтозацепа и отверстием в гребне. Основные параметры не изменились.
3. И штампованные, и литые траки ставились также параллельно. И использовались не только на ИС-2 и самоходах, но и на ИС-3 - на них в начале производства некоторое время ставили траки из старых "заделов".
Соответственно:
а) ИС-2 производства ДО сентября 1944 года: возможны ОБА варианта штампованных гусениц - и с разрезными травами и без.
б) ИС-2 производства НАЧИНАЯ С сентября 1944 года (и по май 1945 года, когда ИС-2 были сняты с производства) - возможны КАК оба варианта штампованных гусениц, ТАК И литые гусеницы.
Аналогично - по самоходам (ИСУ-122, ИСУ-152).
в) ИС-3 производства ДО 1946 года - возможен ЛЮБОЙ из трёх вариантов (как оба штампованных, так и литой).
Аналогично - по самоходам.
г) ИС-3 и самоходы производства 1946 года и далее - тут начали переобувать на универсальные траки новой конструкции с прежним шагом 160 мм. и шириной 650 мм. (с более мелкими "шашечками" в центре). Их отливали из стали КДЛВТ. Именно эти траки более известны как "поздние послевоенные".
В них, кстати, переобували при необходимости и ИС-2, и ИС-3, и самоходы более ранних выпусков.
Вот как-то так.
Поэтому, если Вы строите не реплику какого-либо конкретного прототипа, а просто "стандартную серийную" машину, то выбор гусениц достаточно широк.