Регистрация Вход · Почистить куки
Страницы: Пред. 1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 След.
RSS
Каравелла La Niña (1492) от Amati (Италия) М 1:65, Построение каравеллы Х. Колумба La Niña из набора от Amati (с изменениями и дополнениями)
Цитата
Цитата
Игорь Тараканов написал:
...Олег, я прошу прощения, что немножко ушли в сторону.
Игорь, добрый день! Тема интересная, я думаю, не только для меня.

С уважением, Олег Рудановский.
Да, еще такой интересный момент. Насколько часто идущие в шторм корабли изображены или выгравированы с натуры? Мы же понимаем, что в подавляющем числе случаев изображение сделано позже, по памяти, или вообще выдумано. В самом лучшем случае, корабль всё-таки изображён с натуры, но позже, в тихую погоду, и фантазийно вмещён в другие условия. Ценность нарисованных "диагональных решёток" как исторического факта могла быть равна нулю.
Ну, раз заговорили о галеонах, идущих в шторм, и об устройстве их квартердеков, вот интересная альтернатива. Здесь и палуба имеет огромный люк с рустерными крышками, и расположение леджесов и карлингсов рустеров классическое. Ну да, а вы попробуйте сделать диагональную решётку такого размера с погибью. С учетом, что такие огромные решётки делались из секций, в случае диагоналей мы получаем ещё и огромные проблемы в технологическом плане. А так - да, есть много родственного с той гравюрой, даже проводка тех самых пресловутых грот-марса-булиней.

Рисунок

Я не то, чтобы против диагональных решеток, я просто смысла в них не вижу, ведь они однозначно менее прочны по сравнению с классическими, дороже их как по материалу, так и по трудозатратам. А так же не понимаю, зачем нужен такой геморрой в плане сложности их изготовления, если в конце концов на выходе мы получаем решётку хуже классики.
Насчёт вотивного судна - это надо открыть знаменитую книгу Франклина "Модели судов", тот раздел, где описано, как в старину делали решётки люков на моделях. Брался шпон, и специальной просечкой вырубались ячейки. Это было дешево и сердито, а зачастую, единственная альтернатива в условиях малого масштаба и отсутствия оснастки, станков и прочего. Так делали модели практически до середины 18 века, и на фотографиях сохранившихся моделей тех лет порой очень заметно, что "ячейки" рустеров - что люков, что площадок, сделаны неровно и неаккуратно. Нарубил ты тысячу просечек, и тут бац, тысяча первую пробил немножко в сторону... выбрасывать всю заготовку?! Вотивные модели, кстати, одни из самых неаккуратных: мало мелкого масштаба, так ещё их и делали за хлеб в тюрьмах (как правило, осужденные моряки). Ни одна вотивная модель не делалась с натуры, а вся её конструкция служила в первую очередь культу, так что всё это - мутная и не очень достоверная история. На показанной Кириллом вотивной модели тоже классический способ изготовления решётки, насколько я понял по скупому кусочку фотографии, тоже брался шпон, тоже пробивали ячейки насечкой. А дальше располагай этот шпон как хочешь. В любом случае, он не показывает конструкцию решётки достоверно, мы не можем сказать, где леджесы, где карлингсы решётки, куда направлен калингс - направо, или налево, леджесы какой толщины, как карлингсы, или тоньше, или толще, а как это всё повторяло погибь, и повторяло ли, -  увы, останется неизвестным.
Изменено: Игорь Тараканов - 08.08.2021 13:39:30
Игорь Привет,
Да это так, в качестве курьеза...смотрится необычно...встретилась такая схема и на картине и на модели, между собой не связанных... но практического смысла действительно никакого, как ты подробно расписал...согласен!
Вообще, кроме диагональной рустерной решётки, меня ещё заинтриговала зашивка кормы Батавии - та что оригинал, а не реплика... :)))
Планки бортовой обшивки загибаются чуть ли не под 90 градусов и продолжаются на транце...как это так возможно!?
Или это не то что я думаю?
Хотя конечно не на 90сто ...так на фотографии это смотрится...
думаю понятно что я хотел донести...
Рисунок
Батавия.jpg (171.17 КБ)
Изменено: Михаил Кочанов - 12.08.2021 14:05:37
Кирилл и все-все-все, добрый день! Да, мне забавно было читать, как некоторые наши коллеги пытаются определить "голландцев" по отсутствию венков вокруг пушечных портов. Оставим же вопросы гербариев за рамками, остановимся на главном. "Голландские" корабли на самом деле отличались от всех других не сколько картинами видов любимых Провинций, нарисованных  на нижнем подзоре, сколько индивидуальной, характерной для рода деятельности корабля, "теорией" корпуса. Да, голландцы не использовали универсальные расчёты, это первая сугубо голландская особенность кораблестроительной школы. Вторая, что, с другой стороны, в "универсальной схеме" обводы кораблей были легко узнаваемы по только голландским чертам. Именно непосредственно архитектура корабля является главным объектом для его идентификации, а всё остальное - гербы на гакаборте или проводка марса-шкотов - это уже от лукавого.
Голландское кораблестроение тех лет вообще во многом индивидуально. Причём, особенности проявлены как раз в подводной части судов и кораблей. Конструкция диктовалась особенностями плавания у родных берегов. Кораблестроителям пришлось в первую очередь решить многозадачную проблему мелководья и сильного волнения, противных и попутных порывистых ветров и тд. Соответственно, самая известная черта голландских кораблей, это сильнейший развал штевней, полные обводы корпуса, приплюснутые снизу, низкие надстройки, сформированные "рубленными" палубами со смещением "этажей" вниз. Наклонные переборки, изобилие лёгкой, прочной, но трудоёмкой обшивки внакрой ("клинкерная обшивка") - тоже голландское кораблестроение, распространившееся впоследствии на весь мир. Типичный корпус голландского типа демонстрирует "Васа" - у него и штевни завалены, и надстройки понижены этажностью, форкастль ликвидирован вовсе, переборки наклонены и обшиты кликером. Конечно же, впервые - сильно изогнутые транцы (в мире моделистов элемент называют "круглая корма") в массовом количестве, взять хотя бы всем известные флейты, шмаки и тд.  Так же нужно отметить следующие типичные элементы, присущие голландской школе кораблестроения (для удобства возьмём середину 17 века, по которой сохранились документы, и в тему Батавии): плоское дно; "шестигранные" шпангоуты с явно выраженными нижними гранями; обшивка нижними поясьями обшивки в накладную на штевни; косые поперечные стыки досок в пределах своих поясьев и, конечно же, обшивка плоского днища встык "сама на себя".   Случай с "Батавией" уникальный и не встречается больше на изображениях и моделях тех лет. Такая же ситуация с "Васа" - отсутствие форкастля на корабле столь высокого ранга - нонсенс, но факт есть факт.

Типичная корма с плоскими транцами периода "Батавии":

Рисунок

Сравнение типичных методов расчёта шпангоутов наиболее распространённых школ кораблестроения (Фурнье - это старая англо-французская школа, так называемая "классическая"):

Пользователь добавил изображение

Пример "шестигранных" шпангоутов на голландских яхтах с выраженными нижними гранями:

Рисунок
Рисунок
Классическая обшивка в шпунт (верхний рисунок), косые поперечные стыки досок поясьев (справа) и альтернативная обшивка "сама на себя" для плоскодонных небольших судов (ниже):

Рисунок

Уникальные черты обводов корпуса в свою очередь приводили к созданию дельных вещей непривычной формы:

Рисунок
"Приплюснутые" полные обводы - типичная голландская школа:

Рисунок
Изогнутые транцы, а так же использование поворотных шпангоутов вместо транцев - типичная голландская школа:

Рисунок

Нижние поясья обшивки, установленные не в шпунт штевней, а внаклад:

Пользователь добавил изображение

Про "Батавию" можно почитать в книге Dutch East India Company Shipbuilding от автора Wendy van Duivenvoorde, в интернете есть (во всяком случае, когда-то я её "дёрнул" оттуда). Там очень подробно описаны найденные останки корабля, рассматривается каждая деталь, до последней чревоточины, с данными углеродного анализа и фотографиями с электронного микроскопа.

Пользователь добавил изображение

Пользователь добавил изображение

Рисунок  
Спасибо! Игорь ,Михаил,
Да!!!
Однако! Всегда думал что косая обшивка самого плоского транца, и обшивка корпуса это разные вещи, имею ввиду когда судно не с круглой кормой... а тут оказывается, что это совсем необязательно!!!
Не факт, Кирилл, не факт. "Батавия" - индивидуальна, есть тонны информации, сотни изображений от тех же дэ Вельдов, противоречащих и опровергающих "Батавию". Так же как Васа "не дружит" ни с одним одноклассником и одногодкой.
Изменено: Игорь Тараканов - 12.08.2021 15:21:13
Я в том смысле, что думал, так не делают... а оказывается делали...вроде и корма транцевая, а обшивка выполнена как на круглой!
И почему то вспомнилась картина конструктора SOS с его детищем на заднем плане... где не очень понятно нарисованно как именно обшита корма ...а этот ,вариант Батавии...хорошо вписывается в возможный вариант,сильно изогнутых планок обшивки,заходящих на транец, а не встык - планок обшивки транца и корпуса...
Кирилл, всё, я понял тебя. СоС имел закруглённые транцы с ранним вариантом транцевого реельса, (т.н. "круглая корма"), и считается одним из первых кораблей английского кораблестроения с такой кормой, которая позже станет визитной карточкой островной школы. Об этом писал Майкл Фокс на основании документов, касающихся СоС. "Батавия" есть первая ласточка такой архитектуры, но более классически выглядящая и, если честно, сделана крайне топорно. СоС уже вторичен в этом плане, но для Англии тогда в новинку. Известно, что голландское кораблестроение тогда было самым передовым, англичане брали лучшее. Однако, почему-то некоторые псевдоисторики в упор не замечают очевидное и продолжают сказочку про белого бычка и плоский транец у СоСа. Если принять "круглую корму" у СоС, то всё станет на свои места. Лично мне гораздо интересна другая "фишка" Батавии, реально найденная на обломках, а именно, тройная клинкерная обшивка, то есть, реально в три самостоятельные положенные друг на друга особым образом доски (!). Таким образом, обшивка бортов надстроек у "Батавии" просто "взрывает мозг и ломает все устои". Этот корабль дарит нам много неожиданных открытий и поводов для раздумий))).
Изменено: Игорь Тараканов - 12.08.2021 18:28:53
Да, точно!
И ещё фрагменты медной обшивки!...
Да, Кирилл, есть такое дело Только, во избежание нервного срыва коллег, уточним, что медная обшивка была только на штевне и экзотикой не являлась наравне со свинцовой обшивкой на тех же испанских кораблях, например. Обшивка подводной части бортов Батавии была трёхслойной, наружный слой, "противочервячный", хорошо известен моделистам ещё с советских времён: многие классики упоминали дополнительную внешнюю обшивку тонкими планками из бука или другого дерева, экзотического для древоточцев Южных широт. Эту защитную обшивку удаляли по мере её уничтожения моллюсками. Вот на моделях моделисты почти никогда её не показывают, нет её и на музейных моделях. Но с музейными моделями как раз всё понятно: созданные для предъявления Адмиралтейству как макет вместе с комплектом чертежей для рассмотрения Советом для принятия решения по заказу корабля, модели показывали только важные конструкционные элементы, а расходная защитная обшивка мешала бы обсуждению настоящей обшивки.

Расходная внешняя обшивка против моллюсков:

Рисунок


Медная обшивка штевня:

Рисунок
Рисунок

Рисунок

А так показано на реплике. Подводная часть тщательно обшита и покрыта судовой мазью по технологии той эпохи.

Рисунок

Увы, тщательное покрытие подводной части толстым слоем судовой мази не позволяет разглядеть ни расходную противочервячную обшивку, ни медную обшивку.:

Рисунок

Для "Ниньи", модели Олега, актуальным будет покрытие подводной части ни в коем случае не судовой мазью, но горячей смолой, после отжига древесины. Считалось, что пламя на поверхности дубовых досок убивает пищу для моллюсков, а смола закупоривает поры древесины. Таким образом, подводная часть "малышки" была практически насыщенно-чёрной со слабым блеском "жира".

(Вспомнилось, как человечество чуть не потеряло свою любимую романтическую легенду про отважного и дерзкого пирата Френсиса Дрейка. Когда "Золотая Лань" во все паруса драпала от настигающего испанского флота, Дрейк решил провести килевание корабля. Казалось бы, нерешаемая, данная задача на самом деле в те времена проблемой не была. "Золотую Лань" завели на один из тропических островов в прилив, и во время отлива стали обжигать днище, чтобы избавиться от моллюсков, сильно снижавших скорость. Думаю, не обошлось без излишков развлекухи во время вынужденной, но всё-таки передышки, и подзагулявшие матросы... что-то упустили, и корабль загорелся. Каким-то чудом "Лань" потушили. Но обжигание, один из древнейших технологических приёмов, как факт упомянут документально!)
Игорь, добрый вечер!
Ну просто фейерверк исторических фактов! Ветка на глазах с вашей помощью становится всё интересней и интересней. Большая вам за это благодарность.
Цитата
Игорь Тараканов написал:
...Для "Ниньи", модели Олега, актуальным будет покрытие подводной части ни в коем случае не судовой мазью, но горячей смолой, после отжига древесины. Считалось, что пламя на поверхности дубовых досок убивает пищу для моллюсков, а смола закупоривает поры древесины. Таким образом, подводная часть "малышки" была практически насыщенно-чёрной со слабым блеском "жира"...
Конспектирую...на моей версии кораблика данную обработку ещё пока не проводил...

С уважением, Олег Рудановский.
Изменено: Олег Рудановский - 12.08.2021 22:11:44
Олег, а вы реплики рассматривали на досуге? Забавно, что на репликах caravela "Vera Cruz" и  caravela “Boa Esperança” по-разному интерпретируют тему настоящего цвета бортов  :D

Пользователь добавил изображение

Рисунок

Но есть и исторические изображения:

Пользователь добавил изображение  
Привет Игорь,Олег....
Про то что это обшивка только sturnpost... я не стал упоминать :)))
  Ветка конечно полнится интересными деталями... но теперь чего бы по каравеллам накопать!!!:)))
Свинцом обшить... не пойдёт?
Тема свинцовой обшивки подводной части известна ещё со времён древнего Рима,  вспомнить хотя бы археологические находки,гигантские суда с озера Неми, жаль не сохранились до нашего времени....ну и испанцы и португальцы продолжали её интенсивно использовать на своих кораблях , и в эпоху великих геонрафичкских открытий и позже,в период интенсивной " эксплуатации", всего того что наоткрывали! :)))
Кирилл, я, к сожалению, не имею информации об использовании свинцовой обшивки на малых нао и каравеллах колумбовской эпохи: очень смущает малое водоизмещение кораблей типа рассматриваемой "Малышки".
Тяжеловато будет, да и кораблики-то эскадры Колумба "бросовые". Были корабли получше, побольше, подороже. Как-то более актуальна эта тема свинцовой обшивки для испанских каракк и галеонов, они славились гигантскими размерами. Дефицита свинца не было, в частности, можно вспомнить найденные на месте гибели "Нуэстра сеньора де Аточа" сохранившиеся в идеальном состоянии балластные слитки аккуратной и качественной отливки из свинца. Правда, "де Аточа" это период "золотых галеонов", когда испанцы-португальцы уже не открывали Америку, а вовсю её грабили...
Цитата
Игорь Тараканов написал:
Олег, а вы реплики рассматривали на досуге? Забавно, что на репликах caravela "Vera Cruz" и  caravela “Boa Esperança” по-разному интерпретируют тему настоящего цвета бортов
Игорь, насколько я понимаю, борта современных реплик просто покрашены и к описанной выше технологии обработки древесины отношения не имеют...мне сложно представить свою модель в таком виде...но есть прекрасные образцы тонировки моделей масляными красками, например у В.В. Ждана.

С уважением, Олег Рудановский.
Изменено: Олег Рудановский - 13.08.2021 07:10:21
Я в том смысле, что "порой как всё ужасно". Хуже этих реплик, пожалуй, только воспаление дикого бреда, "Чёрная жемчужина". Лучший по достоверности защитного покрытия борт, я считаю, у реплики несчастной "Батавии".
Пользователь добавил изображение

А вот про покрытие днищ кораблей колумбовской эскадры свинцом или медью. Я тут вспомнил, что Кемпвелл писал в статье про медную обшивку, что именно экспедиция Колумба завезла в Европу корабельного червя из Америки - невольно, конечно. Значит, никакой защиты подводной части у судов эскадры не было.

О чём, собственно, речь. Корабельный червь тередо (на самом деле, моллюск с длиннющей ногой и мелкой двухстворчатой раковиной) жил себе жил в районе Бермудов, питался опилками, просверливая в плавающей в воде древесине туннели около двух метров. Стал бичом божьим во времена эпохи великих открытий. Вот из-за этого моллюска и началась вся какафония с экспериментами по защите подводной части кораблей. Гниение и старение древесины, от которой защищались древние римляне на своих галерах, используя медь и латунь, отошли на второй план - червь тередо уничтожал корабль в сотни раз быстрее. Корабли европейцев во время стоянок у Новых берегов буквально съедались в труху: медленно, незаметно, но с гарантированной гибелью. Способы защиты практически не менялись веками: металлическая обшивка, расходная обшивка из сосны или бука, покраска ядовитыми суриками, использование гвоздей с широкими шляпками (найдены так же на месте катастрофы "Батавии"), судовая мазь, толченое стекло, конский волос и так далее.
С годами тередо распространился вне ареала своего обитания, пассажиром проникнув в Европу. Удивительно, но приспособился. Тот же "Васа" был бы съеден червём после катастрофы в считанные годы, спасла малая доля соли в воде залива из-за притока пресной воды, которую моллюск не любит.

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Пользователь добавил изображение

Покрытие подводной части кораблей медью и свинцом носило хоть и относительно массовый, но всё же частный характер. Несмотря на массу плюсов, увы, ни медь, ни свинец не жалованы у моряков. Слишком ненадёжной была такая защита, а порой даже опасней морского червя. Причина, о которой тогда толком не знали и не понимали, это электролитическая коррозия в морской воде, когда цветные металлы создавали с железом электролитическую пару - и железные нагели обшивки быстро источались. Отпадала медная обшивка, порой не продержавшись и недели, разрушалась деревянная. При огромной цене на медь иной купец думал, что лучше: обшивать каждый месяц корабль медью заново, или новый корабль построить.  Первый официальный документ о введении обязательной защите кораблей медью, с финансированием процесса государством, в приказном порядке, является указ Георга Третьего в 1778 году. Англия первая из стран, занявшаяся проблемой на государственном уровне. К 1780 году весь английский военный флот был обшит медью. Первыми, как нетрудно догадаться, обшивались корабли, идущие к берегам воюющей Америки. Причина очевидна - произошёл массовый выход кораблей из строя из-за поражения тередо во время Американской войны за независимость - английскому флоту приходилось подолгу стоять в карибских водах, осуществляя блокаду бывших колоний, но после потери морских баз уже не мог произвести починку и замену изъеденной обшивки. Большую роль сыграли научные разработки Адмиралтейства по решению проблем электролитической коррозии.

У медной/свинцовой обшивки были и другие плюсы- более гладкая, чем деревянная, она давала кораблю скорость выше, что было официально зарегистрировано в 1761 году - абсолютный рекорд скорости достигнут фрегатом "Аларм", в экспериментальном порядке обшитом медью. Второй малозаметный в старину плюс, который стал среди лучших лишь в эпоху брони и пара, это то, что на гладкой медной обшивке не приживались моллюски - вернее, пардон, "не так сильно приживались, как на голом железе или дереве" - победить моллюсков медью так и не случилось. Ну, и другой плюс - защита дерева или позже железа от порчи водой.

Поэтому я, пожалуй, не стал бы настаивать на варианте защищённой свинцом или медью подводной части корпуса "Ниньи".
Изменено: Игорь Тараканов - 13.08.2021 17:55:07
Игорь, а ты веком не ошибся ?
"... указ Георга Третьего в 1878 году. Англия первая из стран, занявшаяся проблемой на государственном уровне. К 1880 году весь английский военный флот был обшит медью..."
при том, что
"...официально зарегистрировано в 1761 году - абсолютный рекорд скорости достигнут фрегатом "Аларм"..."

Это что же, англичане 100 лет анализировали результаты эксперимента с "Алармом" ?
Скажу по секрету - HMS Victory обшили медью в 1780... (hi)
Изменено: Константин (Fortres) Кравченко - 13.08.2021 15:26:06
Не знаю, имеет ли это какую-то прикладную пользу, но
в дневниках Колумба упоминается, что в январе 1493 года, уже после гибели Санта-Марии и Пинта и Нинья имели постоянные течи, что послужило одним из факторов побуждащих к возвращению в Португалию...
таким образом можно усомниться в наличии свинцовой обшивки (или она была такой же не сплошной, как деревянная)...
Изменено: Константин (Fortres) Кравченко - 13.08.2021 16:02:30
Олег, вот ещё нашёл старинные изображения и смолёные бока реплики "Ноториуса", в помощь:

Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок  
Изменено: Игорь Тараканов - 13.08.2021 18:16:11
Цитата
Игорь Тараканов написал:
Олег, вот ещё нашёл старинные изображения и смолёные бока реплики "Ноториуса", в помощь:
Игорь, приветствую вас.
Спасибо, всё в копилку...

С уважением, Олег Рудановский.
В качестве морских древоточцев хорошо известны две группы организмов — двустворчатые моллюски и ракообразные. Моллюски-древоточцы относятся к двум семействам — терединид (тередо, банкия, заксия) и фоладид (ксилофага и мартезия). Однако наибольшее значение в разрушении древесины (и наибольшую известность) имеют представители первого семейства, а именно виды рода Teredo, носящие название корабельного червя или шашня.
Род Teredo включает свыше 100 видов, в основном распространённых в тропических и умеренных широтах, но некоторые виды заходят далеко на север к берегам Норвегии, Исландии, Шпицбергена, в юго-западную часть Баренцева моря (распространению способствует плавник). Есть виды, которые существуют и размножаются исключительно в холодной воде - н.п. Teredo norvegica и Т. megotara.

Так что корабельные черви существовали в морях Европы задолго до того, когда появились портовые сооружения и морское судоходство. Древесина всегда в большом количестве попадала в моря, кроме того, древоточцы могли получать своё первое развитие в древесине мангровых зарослей, в стеблях крупных морских цветковых растений. Понятно, что со временем они стали нападать и на гидротехнические деревянные сооружения человека.
С первых моментов развития судоходства мореплаватели свели неприятное знакомство с морскими древоточцами. Их хорошо знали ещё финикийцы. В античное время их называли «наивысшим бедствием кораблей» (sumraa calamitas navlum), а римский поэт Овидий во время изгнания сравнивает разрушительную деятельность древоточцев со своими тяжкими душевными муками.
Поэтому говорить "... проникли в Вест-Индию и там столкнулись с корабельным червём..." IMHO не совсем правильно - европейцы были знакомы с ними задолго до путешествий в Вест-Индию.
Другое дело, что в тропических водах, где обитает основное количество видов этих древоточцев, проблема очевидно приобрела катастрофический характер...

С 16 по 19 век (но очевидно что некоторые и раньше) одновременно мирно сосуществовали несколько способов защиты подводной части корпуса:
1. отжигание древесины с последующим покрытием тирами, смолами и т.д.,
2. защитные покрытия типа бейкеровской "кожи от червя", многослойные обшивки с покрытием различными судовыми мазями и прочими притираниями,
3. покрытие днища металлом (свинцом, медью, мунцем...),
4. существовал и четвертый способ – отстаивание корабля в пресной воде или обсушка с вытаскиванием на сушу.

Первый и третий способ существовали еще с античности. А различались они при примерно одинаковой (как это ни странно) эффективности, в основном стоимостью и трудоемкостью... И, между прочим, первый способ, в отличие от остальных, благополучно дожил до наших дней и до сих пор не вышел из употребления. Причем именно из-за своей простоты, дешевизны и надежности.

Традиционное заблуждение – современные моделисты (как очевидно и кораблестроители былых времен) воспринимают словосочетание "защита древесины от древоточца" с чисто механической точки зрения. Дескать днище покрывается некой "броней", которая не позволяет, догоняющему идущий на всех парусах корабль, корабельному червю т.с. "вцепиться и всверлиться".

Второй и особенно третий способ защиты крайне напоминают именно на такую "броню". Но почему тогда такие простейшие действия как обжиг и дальнейшее покрытие вязкими водонепроницаемыми субстанциями способно довольно сносно защитить дерево не только от гнили, но и от заражения червем?
Да потому что заражение происходит не так. В древесину внедряется не взрослый червь от которого нужна механическая защита, а его микроскопическая личинка, которой достаточно малейшей щелочки, трещинки в защитном слое чтобы проникнуть в дерево! Поэтому главное в "противочервячной" защите сделать так, чтобы личинка перестала воспринимать днище корабля как субстрат для дальнейшей жизнедеятельности. Именно так просто и сердито действует отжиг. С давних времен человек заметил, что всякое обгоревшее дрикольё (которого в прибрежной зоне плавает предостаточно) корабельный червь практически не поражает. Его личинку не интересует уголь и обугленные поверхности. К тому же отжиг "запечатывает" сосуды древесины, что в купе с дополнительным покрытием (заливающим остатки пор, трещинки, щелочки и т.д.) дают хорошую защиту. А в сочетании с простотой (не требуется никаких сложных специальных материалов) и дешевизной (соотношение цена-качество) отжиг был одним из востребованных методов, коим является и в наши дни (наравне с покрытием креозотом).
С третьим методом (обшивкой металлом) думаю всем все понятно... Дорого, но довольно надежно.

Но человек никогда не бывает доволен - вот он двигатель прогресса.
И тут на сцене появляется второй метод - тот который со всякими мазями. Да только это получился т.с. типичный пример не самого дешевого, не самого простого и не самого лучшего по эффективности... "Серединка на половинку", но так вроде как прогрессивнее.

Действует он (как уже упоминалось коллегами) следующим образом: нижний (основной) слой обшивки спрятан за слоями механических преград (шерсти, парусины и т.д.) и всяческих притираний, мазей и т.д. Верхние слои досок (несмотря на гвозди, создающие практически сплошное покрытие и опять же мази-притирания) отдавался на откуп личинкам древоточца и служил своеобразной ловушкой. Их приходилось часто менять (н.п. в случае с вояжем Дрейка аж три (!) раза, да и вернувшаяся «З.Лань» явно требовала ремонта). Впрочем в 17 веке это вполне устраивало что голландцев, что англичан. Например голландские корабли VOC выходили из метрополии, пересекали океаны, после чего сдирали в колониях изъеденный защитный слой, ставили новый и выходили в обратный путь. По возвращении в метрополию ремонт повторялся. Со временем этот способ защиты вышел из употребления, думаю нет нужды объяснять почему…

Что же касается Ниньи, конечно же металлическое покрытие на этом небольшом, недорогом кораблике представить себе сложно… При его размерах куда проще было бы отжечь и осмолить днище или же периодически загонять в пресную воду какой-нибудь речки.

Хотя, справедливости ради надо бы упомянуть, что на почти ровеснике Ниньи «Судне из Ломеллина» (построенном в 1504 году и в 1516 году погибшем) днище было покрыто свинцовыми листами. Хотя конечно же, разница в размерах вышеуказанных кораблей (длина «Судна из Ломеллина» составляла 46,5 м, ширина —. 14 м, а водоизмещение — 800 т.) совершенно очевидна.
Михаил, добрый день!
Спасибо, весьма подробно и интересно!

С уважением, Олег Рудановский.
Михаил,Игорь!
Спасибо за информацию!!!
Отлично! Очень интересно было прочитать,узнать новые факты!!!
Доброе утро, уважаемые коллеги!
Установил планшири надстройки, обработаны тунговым маслом.

Рисунок
Рисунок
Рисунок

С уважением, Олег Рудановский.
Отлично смотрится, Олег!
Игорь, спасибо!

С уважением, Олег Рудановский.
Уважаемые коллеги,
на своём канале выложил видео третьей части постройки модели:
https://youtu.be/uNnTt7yE5tA

Приятного просмотра!
Приветствую, Олег. Смотрится красиво! 8D
стройка чайного клипера "Катти Сарк" завершена: http://karopka.ru/forum/messages/forum190/topic20710/message867910/?result=edit#message867910 Стройка "СЕВЕРОМОРЦЫ" завершена: https://karopka.ru/forum/forum190/topic25280/

Страницы: Пред. 1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)


«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат