По моему глубокому убеждению, собранная модель корабля гораздо зрелищней смотрится в антураже той стихии в которой и надлежит быть её исходному оригиналу. А именно рассекая "бурные волны" океана или болтаясь в дрейфе "морской лагуны". В таком виде модель корабля начинает "играть" всеми гранями заложенными в неё автором (конечно при условии, что подставка - диорама выполнена реалистично, достоверно и зрелищно). Образно выражаясь, - стать "золотой оправой" к Вашему "бриллианту" (собранной модели).
Я выделил три критерия, которые, как мне кажется, должны быть соблюдены в процессе создания подставки - диорамы имитирующей поверхность моря.
реалистичность - внешний вид изготавливаемого макета моря должен создавать ощущение реального природного явления (штиль, рябь, лёгкое волнение или шторм).
- Цветовая гамма "морской воды" при этом, на мой взгляд, зависит от фантазии автора и наличествующей модели корабля. Например, как в моем случае, модель парусника "Баунти" уместней поместить в волны Карибского моря с бирюзовым оттенком, а линкор "Бисмарк" просится в свинцово - серые воды северных широт.
- "Прозрачность" и "глубина" морской воды должна соответствовать отображаемому образу. Какая прозрачность целесообразна для модели авианосца в масштабе 1:700? Никакой! Достаточно поверхностной окраски и придания поверхности глянцевого блеска. Другое дело с моделями кораблей в масштабах от 1:74 до 1:350. Здесь уместней подчеркнуть "объём" путем послойной заливки смолой или лаком. Глубина в таких случаях, так же подчеркивается "затенением" каждого из заливаемых слоёв (от тёмного нижнего до прозрачного верхнего).
- "Структура" морских волн - это вообще загадка! Сколько не изучал визуальных материалов по этой теме, так и не нашел четкой закономерности. Хаос или система? Скорее сочетание множества факторов; - глубина моря, направление и скорость ветра, движение глубинных и поверхностных волн, и т.п. Картины художников - маринистов эту тему отражают, как и фото в плоскости холста с одной точки визуального восприятия, а вот, каким образом реалистично "изваять" структуру морских волн и отобразить текстуру водных струй в этих волнах, так что бы возможно было видеть диораму с разных ракурсов? Это загадка! Но определенно нет геометрически - линейных форм. И уж точно не возможно "слепить" текстуру воды при помощи строительного шпателя. Придётся руководствоваться собственным ощущением и видением процесса!
- "Барашки" на гребнях волн и "пена"в кильватерном следе не менее сложная задачка. Мне не кажется реалистичным применение для целей имитации барашек и пены россыпей соды, а ограничиваться простой окраской гребней волн целесообразно только в случае изготовления диорамы для моделей кораблей в масштабах от 1:500. В случае с более "крупными" моделями придется поэкспериментировать!
- "Брызги". Здесь синтетическая вата с нанесенным из аэрозоля лаком - вне конкуренции.
достоверность - соблюдение соответствия масштаба "деталей" отображаемого на диораме природного явления масштабу модели корабля. С этим проще! Шкала Бофорта четко определяет высоту волн по бальной системе. Так, что если у Вас наличествует модель корабля в масштабе 1:100, то высота волн (величина от "подошвы" до гребня), например при шторме в 5 балов составит 2 метра или 2 см. на диораме Почти все море покрыто белыми барашками, скорость ветра 8 - 10,7 м/с на некоторых волнах с гребня срываются брызги.
- Важно изначально выбрать (задать) "Направление ветра" на диораме, поскольку это должно определять направление движения волн, разлет водяных брызг, поворот и наполненность парусов в случае парусных кораблей, галс его движения и направление в котором должны развиваться флаги, штандарты и вымпелы модели.
зрелищность - это субъективное понятие и зависит от того, что автор считает целесообразным отобразить в создаваемой диораме исходя из наличествующей модели корабля, собственной фантазии, личных навыков и художественного замысла.
В моём случае, есть огромное желание попытаться "слепить" (изваять) Карибское море при волнении в 5 балов с идущем по нему парусником "Baunti" (модель производства фирмы "Air Fix", масштаб 1:87). При этом модель парусника должна располагаться на диораме таким образом, что бы просматривалась подводная часть корпуса судна, а так же мелководное дно с водорослями и рифы.
Схематическое изображение замысла можно представить таким образом:
- наличие собранной модели корабля
- изготовление подставки имитирующей поверхность моря
- размещение готовой модели корабля в нише декоративной подставки