Цитата |
---|
Fedot написал: Флотилия, однако! |
...жаль, что неполная. Забыты две плоскодонные шлюпки, которые, как мы уже выяснили, были на корабле большую часть его жизни.
Добрый вечер, Фёдор и коллеги!
Шлюпки, конечно, удались.
К сожалению, есть досадные косяки. Они уже обсуждались. Почему Васильевич проигнорировал их, я не знаю, это его модель, его правила. Но коллег, у кого шлюпки ещё впереди, я всё же хочу предостеречь о некоторых подводных камнях.
Фёдор, ну вот скажи мне, вот зачем ты оставил эти брёвна размером с бедро, которые якобы румпели? Тебе самому это убожество нравится? Вот охватывают эти брёвна оголовки рулей деталью (обоймой) шириной с человеческие плечи - ну за километр же видно, что не масштабно, неестественно и недостоверно. Тебе действительно это нравится? Кроме того, румпелей такой конструкции, с охватывающей оголовок руля деревянной обоймой, в 19 веке не использовали. Нигде. Были деревянные (реже) или железные румпели, аккуратные и удобные, которые вставлялись в сквозное отверстие в оголовке руля (поз. 8,9). Охватывали оголовки рулей только специальные поперечные румпели со штуртросами(поз. 10, 12) - для чего металлический румпель снимался. Я давал в Сказке фрагмент чертежа из Кишкина, где были и румпели, и поперечные румпели того времени. Пару страниц отмотать...
ИМХО, румпели - в топку, все шлюпки ими испорчены, убито напрочь всё впечатление. Такие красивые шлюпочки вышли, аккуратненькие, с адекватными деталями, и вдруг такой кошмар. Да лучше бы ты их не делал, Васильевич, эти румпели. Тем более, они с рулей снимались. Хотел румпели показать - я это понимаю и оцениваю, но так покажи адекватные, румпели, а не эти чудовища из шестнадцатого века размером с человека. Вот многие детали можно опустить, не заметить, да и общее исполнение шлюпок очень хорошее, но, блин, эти ужасные румпели - ну просто какой-то трендец. Вот у меня, вот чисто по-человечески, всё опустилось, руки, настроение, и тут не просто ложка, тут бочка дёгтя в бочку мёда запихнута. Вообще я в трауре, огорчён как никогда. Не ожидал. Вот прям ножом по сердцу! Такой труд, такая тонкая работа, и вдруг такой треш. Тем более, обсуждали же - и... эх!
Румпели - в топку!
Окраска шлюпок, конечно, красивая получилась.
Но и тут свои подводные камни.
Во-первых, гребной катер с правого борта корабля имел окраску снаружи не чёрную, а шарую (предположительно шарую - данная практика заимствована у англичан, которые старались одинаковые шлюпки окрашивать для различия по бортам корабля: в зелёный, серый - шлюпки правого борта, красный, чёрный, - левого - но это только для одинаковых шлюпок). Так было при прибытии крейсера на рейд Тулона (верхнее фото), так было и в другое время:
Заметим, кстати, судя по фотографии прибытия на рейд Тулона, у барказов на транцевой доске были флюгарки, а на гребном катере, минном катере и вельботе на корме флюгарок не было. Паровой катер не видно с кормы.
Второе. Согласно правилам тех лет - и уже давно, практически, традиционно, - шлюпки изнутри красились в белый цвет. Не окрашивались гребные банки, пассажирские сидения, люки, рустерные крышки люков, упоры для ног, заспинник, рыбины, уключины и кницы банок, ну и анкерки и прочая там мелочь. Вариант окраски, показанный Фёдором, когда не окрашены борта изнутри шлюпок выше подлегарса, конечно, симпатичен, но в нашем случае неверен.
На крейсере "Память Азова" изначально внутренняя поверхность корпуса шлюпок окрашивалась в белый целиком, то есть, не только до подлегарса, но и выше, до планширя. Это заметно на фотографиях разных лет, в том числе и в Тулоне. На гребном катере левого борта заметен неокрашенный заспинник.
Загрустил я и насчёт барказов. Вроде, обсуждали-обсуждали, да всё впустую. Одна из характерных "фишечек" барказов - это та самая много раз упоминавшаяся возможность установки на них пушек Барановского. Цапфы для осей пушки хорошо видны на планширях в носовой части барказов, а изнутри борта вся носовая часть усилена толстыми досками (см. так же фото креплений для пушек у барказов с "Корнилова" - с оговоркой, что барказы Корнилова отличались в других деталях). И очень жаль, что Фёдор Васильевич проигнорировал эти элементы. Это же изюминка.
ПА:
Что касается тонировки. К сожалению, "живьём" модель не представляется (пока) увидеть, а по фотографиям трудно что-либо посоветовать. На мой взгляд, шлюпки окрашены хорошо, а вот паровые катера были лучше, чем после сегодняшнего перекраса. Вот им - судя по твоим фото! - удаление "смывки" на пользу не пошло. Опять же, если шлюпки, за исключением силовых элементов корпуса, строились из ели и сосны, то палубки паровых катеров были из красного дерева, а планширь - из ильма. Так что, на мой взгляд, зря катера перекрасил. Но тут, повторю, мы не можем толком ничего сказать, это вживую смотреть надо, фотки всяко искажают. Так что полагаюсь на твой вкус и цветовосприятие.
Не могу не отметить, что шлюпки имеют шарм, выполнены аккуратно и красиво. Мне понравились. Хочу отметить адекватные толщины деталей (за исключением оголовков рулей и румпелей) - вот хорошо, что исправил транцы, утончил планшири, банки очень понравились тоже. Рустерные люки достойны аплодисментов! Красавчики! Очень, очень хорошие, великолепные шлюпки! С рулей убрать всякий ужас, вообще идеал будет.
И грущу о забытых плоскодонках.