Цитата |
---|
Fedot написал: Зачем было делать эти шлюпбалки ( в данном случае больше походящие на кранбалки), чтобы потом таскать ялы туда-сюда по палубе. |
- положение шлюп-балок для ялов вполне обоснованное - больше места нигде нет. Район впереди фок-мачты перегружен снастями и установленным фоком (основной рабочий и штормовой парус в эпоху пара). Кроме того, шлюпка, подвешенная здесь на шлюп-балках, закрывала бы "пушечный порт" шестидюймового орудия - поэтому старались ставить шлюпбалки так, чтобы ничто не мешало ведению огня. А дальше, в корму, места для шлюп-балок ялов просто нет. А ялам нужны именно персональные шлюп-балки. Что же касается штатного места самих ялов, то можно, конечно, поставить ялы за светлыми люками машинного отделения на шканцах - но это ещё дальше от родных шлюп-балок. Хоть кильблоки ялов и представляли собой рамную конструкцию на катках, всё равно не лучшее решение и не ближний свет их катать туда-сюда.
Цитата |
---|
Fedot написал: А вот еще вариант штатного места... |
- в продолжение моей мысли: вот на этом чертеже как раз показан пример первоначального замысла по местонахождения штатного расположения ялов (подчёркиваю: штатного), но от него вполне обоснованно отказались: всё дело в ведении огня орудием ГК. Если бы ялы устанавливались на палубе так, как показано на проекте, то получалось, что под действие газов и ударной волны при выстреле "по первому носовому направлению" (так в "Кратких") попадали шлюпки, и они, скорее всего, при первом же выстреле были бы разрушены. Значит, ялы перед стрельбой нужно куда-то перемещать. Так не проще ли сразу поставить ялы за гальванической рубкой "на постоянку", чтобы не затягивать время подготовки ГК к бою? Мало шлюпок, ведь нужно ещё и пушки Барановского убирать, которые тоже находятся в секторе поражающего побочного действия от выстрела ГК . А вот их, этих пушек Барановского, (сколько они там, 10 пудов?) проще снять со станка, поставить на колёсный лафет и откатить - вот поэтому колёсные лафеты расположены поблизости.
Цитата |
---|
Fedot написал: И чего бы они разбились о борт? На тех же кормовых шлюпбалках не разбивались. |
- я специально указал в своём сообщении, что разница между упомянутыми шлюп-балками существенна. Вельботам, подвешенным на кормовых шлюп-балках, на коротких талях и с большим вылетом стрел шлюп-балок, до борта корпуса корабля - как до Луны пешком. А ялы небольшие, бессмысленно делать большие шлюп-балки для главной посыльной шлюпки. Ялы нужно было спускать быстро, экипаж размещать "скоро и ловко".
Цитата |
---|
Fedot написал: Что характерно, мы чаще всего не видим ял у спонсона, когда ПА на стоянке (трапы-сходни опущены). Видимо маленькие ялы легче было спустить на воду, поэтому ими чаще пользовались. Хотя и на фото стоянки ялики можно увидеть подвешенными у спонсона. Можно сказать, что на время стоянки их туда подвешивали... Тогда смотрим фото: ПА, так сказать не на стоянке, проходит Суэцкий канал и.. ялик у спонсона, а не на палубе. |
Собственно, мы говорим об одном и том же по сути. Выслушать коллегу - это лишь закрепить знания. Всё правильно ты говоришь. Только не "поэтому ими чаще пользовались", а "ялы специально сделаны маленькими, из-за того, что ими часто пользовались, и для них были свои требования - быстрота, лёгкость, мобильность/подвижность, маневренность, удобство в использовании, быстрая подготовка к выполнению задачи. Всё-таки, ялы-шестёрки использовались гораздо чаще других шлюпок - "работа у них такая" - на посыльной службе, депешу передать или человечка особого, короче, "сгонять туда-сюда по-быстрому", а вот как грузовые шлюпки ялы были малопригодны.
Так вот, возвращаясь к вопросу об удары о борт. Нетрудно заметить, чтобы убрать ял от удара о борт корабля, его надо спустить гораздо ниже спонсона, но это увеличит длину талей, то есть, увеличить амплитуду маятника. На фотографиях мы это и видим. Впрочем, видим и сам фон фотографий - либо порт/якорная стоянка, либо корабль в составе соединения. Трубы не дымят, паруса не подняты. Волнение отсутствует. Ялы приготовлены для службы - посыльной, или как разъездные, да задач много наберётся. Почти все фотографии с ялами на шлюпбалках - корабль стоит.
Проход по Суэцкому каналу - там всё просто объясняется. Здесь как раз ключевое слово "Суэцкий канал". Дело в том, что существовали особые правила пересечения канала, и ялы требовались подготовленные для связи с другими кораблями и организаторами передвижения. Посмотри на фотографии прохода корабля по Суэцкому каналу в период путешествия цесаревича - точно такая же ситуация с ялами (как и на других кораблях, кстати). Кстати, несмотря на то, что ПА мог спокойно пройти Суэцкий канал своим ходом, на твоей фотографии он идёт на буксире - а это большие деньги. Видимо, не всегда удавалось оспорить решения руководства движением в канале - монополия, блин.
А вот просто посреди похода среди моря или океана держать ялы наготове на шлюп-талях бессмысленно - зачем? Так как корабль Память Азова страдал от сильной бортовой и килевой качки (конструктивный недостаток, описано у Мельникова), ялам гарантированно наступили бы кранты - и было бы обидно, что погибли бы очень нужные шлюпки совершенно бессмысленно, в тот момент, когда они как раз были не нужны.
"Краткие сведения", цитата:
"Шлюпки поднимаются 1) на шкафуте, против выступа 8-дм орудия - шестерки 2) минные катера — за мостиком; шлюпбалки их 83 и 93 шпангоуты под катерами у сеток по одному хранению 15-фун. мин и аппаратов, а сзади и спереди кожуха против них подвешены банники и метательные аппараты. На шканцах поднимаются. 3) баркасы (шлюпбалки у 111 и 131 шпангоутов). 4) паровые катера (шлюпбалки у 137 и 144 шпангоутов). Под катерами кронштейны для их метательных аппаратов. 5) На юте против бизань-мачты гребные катера и вельботы (шлюпбалки на 157 и 167 шпангоута)."
Цитата |
---|
Fedot написал: Не похоже, что разница между фото 3 года, по-моему они сделаны в один период. |
Возможно.
Цитата |
---|
Fedot написал: Я говорил, что лафеты мешают не 203мм орудиям, а расчетам самих пушек Барановского. И, опять же, передков там точно нет (да они туда и не встанут), где же они? |
Разреши повториться. Во время ведения огня ГК никаких пушек Барановского и близко рядом с восьмидюймовками не было - как априори не было ни одного человека, номер ли он расчёта, или случайный посторонний, впереди щитов восьмидюймовок - человек бы гарантированно пострадал при выстреле.
Цитата |
---|
Fedot написал: Я думаю, что насчет штатного места ялов все неоднозначно. |
Для этого надо найти хоть одну фотографию ПА, которая показывала бы ялы на палубе, но в другом месте. Повторю, ялы на шлюп-балках - это как раз не штатное место, это ялы, подготовленные к какой-то ожидаемой задачи, и в обычном плавании никаких ялов на шлюп-балках быть не могло. Штатное место ялов - на палубе, или на рострах. Поэтому я считаю, что у нас нет достаточных условий для утверждения про неоднозначность. Наоборот, всё выглядит вполне обыденно, однозначно, логично и обоснованно.
Цитата |
---|
Fedot написал: И, опять же, передков там точно нет (да они туда и не встанут), где же они? |
Переозвучу твою мысль иначе: не "точно нет", а "мы не видим". Не видели же мы огромные дефлекторы на полубаке, пока специально не занялись этим вопросом. Тут "слона-то не приметил", что уж говорить о небольших тележках, которые хоть куда угодно можно было поставить, сняв с колёс, например. Я думаю, раз впереди щитов ГК места нет, и туда влезли лишь колёсные лафеты, то передки тогда установлены позади щитов ГК. Это при условии, что передок точно не вмещался, "надетый" на лафет, как на Рюрике и др.Но я не проводил замеры. В любом случае, если не впереди 8-дм., то место между 8-дм и гальванической рубкой точно есть. А подкрепляю я свою мысль тем обстоятельством, что погрузка самих пушек Барановского и их десантных лафетов на барказы осуществлялась как раз со шлюп-балок спонсонов - с других шлюпбалок сделать это весьма и весьма проблематично. Так что "всё продумано", "это того, кого надо, нога"...
И, опять же, перед боем всё "лишнее" хозяйство, в тч и десантные пушки, убиралось из "рабочей зоны" 8-дм.