Игорь, я имел в виду шкоты стакселей. Кирилл, на фото видно что на планшире всего два нагеля. Как же тогда крепить шкоты стакселей? Есть нагели на квартердеке. Но они далеко от бизань мачты.
Сергей, шкоты стакселей имеют особенность. Они заводятся не напрямую на к-н-планку или на утку, а так: ходовой конец спускается вниз, к палубе. В углу между бортом и палубой, около ватервейса, в районе бимса, вбит обух с блоком. Ходовой конец проводят через этот блок, и теперь этот конец уже идёт снизу вверх на кофель-нагель или на утку. Я встречал схемы, где блочки для шкотов стакселей на небольших кораблях были установлены в борт, но опять таки ниже утки или кофель-нагеля. Всё просто: нагрузка на шкот, напрямую зависящая от площади паруса и силы ветра, не даёт тянуть конец напрямую - шкот буквально поднимает человека в воздух. Блок, мало того, что вдвое снижает усилие, он ещё и меняет направление снасти. Кроме того, на конце лопаря делали кноп, который, в случае, если шкот вырвался из рук, не даёт снасти улететь: кноп застрянет в блоке на палубе (или на борту).
Будет возможность, покажу эти блоки на чертежах фрегата второй половины 17 в - сейчас нет под рукой.
Игорь Тараканов написал: Сергей, шкоты стакселей имеют особенность. Они заводятся не напрямую на к-н-планку или на утку, а так: ходовой конец спускается вниз, к палубе. В углу между бортом и палубой, около ватервейса, в районе бимса, вбит обух с блоком. Ходовой конец проводят через этот блок, и теперь этот конец уже идёт снизу вверх на кофель-нагель или на утку. Я встречал схемы, где блочки для шкотов стакселей на небольших кораблях были установлены в борт, но опять таки ниже утки или кофель-нагеля. Всё просто: нагрузка на шкот, напрямую зависящая от площади паруса и силы ветра, не даёт тянуть конец напрямую - шкот буквально поднимает человека в воздух. Блок, мало того, что вдвое снижает усилие, он ещё и меняет направление снасти. Кроме того, на конце лопаря делали кноп, который, в случае, если шкот вырвался из рук, не даёт снасти улететь: кноп застрянет в блоке на палубе (или на борту).
Будет возможность, покажу эти блоки на чертежах фрегата второй половины 17 в - сейчас нет под рукой.
Игорь, Не забудь пожалуйста показать ,по возможности...
Всем привет! Сегодня занимался запилом. Решил нарастить фальшборт в районе переходного мостика. Это даст мне дополнительно по пять нагелей на каждый борт. И выточил пять уток на бизань мачту. Надо теперь посчитать концы.
Кирилл Шабанов написал: Игорь, Не забудь пожалуйста показать ,по возможности...
Боюсь, меня не так поняли... наверное, Кирилл, ты подумал, что чертёж архивный. Но нет, чертёж не оригинальный, новодел (увы!). Автор проекта - Ж. Леминье. Предполагается некий типичный фрегат 1697 года Патрика Вилье. Если бы вы знали, сколько он крови попил, этот чертёж: многочисленные ошибки во всём комплекте чертежей, несовпадение видов, сечений и проекций, опечатки, а такелаж показан с такими косяками, что я просто за голову хватался. Несоответствие номеров концов снастей, двойная нумерация, неверное расположение, опечатки... Я вспоминаю как страшный сон, когда делал сверку. Где-то недели две мы с Сашей убили на то, чтобы исправить хотя бы как можно больше в такелаже. Легче было снасти с нуля начертить. Ну да ладно. В данном случае чертёж на картинке интересен именно теми самыми блоками на бортах, через которые снасти, идущие сверху вниз, перезаводились снова вверх для укладки на кофель-нагели или утки. Повторю, это делалось и для облегчения работы с ними, и для страховки.
Игорь Привет, Спасибо за чертёж, Так такой же вариант,и палуба и борта с кнехтами ,утками и пр. с бортовыми блоками для проводки снастей и даже с их названиями ! естьи на чертежах Le Francois. Можно ими воспользоваться, я правда досконально не проверял насколько планы укладки снастей соответствуют схеме такелажа Le Francois/ общий вид я имею ввиду. В общих чертах вроде всё нормально...
Всем привет! Кирилл, у меня не грузится эта книга про Ле Франкос. Я тут маленько переделал кое что. Вместо пустой утки выточил малые бортовые кнехты под шкоты стакселей. Добавил нагелей на планширь. Плюс те пять уток на теле бизань мачты. Так что с бизанью разобрался. Потом выточил битенги на шкоты стакселей грота. Плюс тоже десять нагелей. Так что с гротом вроде тоже. Кроме точек крепления марса горденей. Вопрос: можно ли концы бык и нок горденей пропустить через блок на палубе и закрепить на себе? Или обязательно надо вывести на утку?
Сергей Привет, Работа хороша! А почему этих сей талей надо пару?... вроде где то было в сказке... просматривал давеча фотки англ. адм.моделей...там вроде одиночные сей тали...или штаг тали, как их правильно называть то...
В целом всё очень даже неплохо. Перепроверить каждую снасть - ещё та развлекуха, тут я верю, что ты придерживался уже готовых схем и вряд ли накосячил.
Ну, нирал и галс кливера всегда укладывались на центр кофель-нагельной планки "терпение". У тебя эти снасти вообще пропали. Так же в центр к-н-п "терпение" укладывали оттяжки или лопари талрепов марса и стень штагов, если таковые были, и если они шли на эту кофель-нагельную планку. А вот шкоты кливера действительно занимали крайние позиции этой к-н-п "терпение".
Блинда-шкот в твоей схеме упоминается дважды. Сделан в виде тали? Проверь там у себя. Да, ещё: обычно ходовой конец блинда-шкота заходил в единый с фока-шкотом двухшкивный шкив-гат - но у французов это не обязательно. Это так экономили на дырках в бортах
Игорь привет! Блинда шкот тот который на баке, это коренной конец. Шкот проходил через шкота блок и шел на блок на первой ванте фок мачты и уходил в корму, рядом со шкотом фока. Так что тут правильно. Тогда вопрос. Терпение у авторов на это время без нагелей. Могу ли я поставить нагели? И повторяю старый вопрос. Нок и бык гордени марселей могу ли протянуть через блок на палубе и завязать на себе? Или надо обязательно на утку уложить? Вот если поставлю нагели то и галс и нирал найдут своё место. У меня там в принципе есть свободные нагели на фронтоне бикхеда.
Или есть такой вариант протянуть гордени марселей. Я тут нарисовал, простите мне мои корявые руки, битенг с терпением, так как его дает Хеллер. Отверстие под канат там такой формы. Можно протянуть два каната через один кнехт. Что если сделать пропил в оголовке кнехта, то есть его разделить на двое. Под два конца. И тогда все гордени и фока и его марселя закрепятся на одном битенге. И проблема исчезнет.
Игорь Тараканов написал: Кирилл, это хде это ты на анхличанах континентальные сей-тали увидал? Ох, шутник! А сей-тали были парные, это да. Сергей всё правильно сделал.
Сергей, получилось великолепно!
Привет Игорь, а это что шютки-шмютки что ли ))? ... не сей тали? ну пусть штаг тали тогда...но не парные же!, а почему на французе надо парные делать, какой в них смысл,в парных то? я имею ввиду тали что сейчас протянуты вдоль грота штага на этих моделях хорошо видно что штаг тали одиночные, не парные... 40 guns two decker1685 90gun 3 decker 1675 98gunFirst rate Saint Michel 1672
Сергей Петров написал: Нок и бык гордени марселей могу ли протянуть через блок на палубе и завязать на себе?
Сергей, честно говоря, этот способ крепления горденей странный.
Так что лучше поработать с кофель-нагельной планкой около мачты.
(как вариант: а вант-уток нет?)
И да: "терпением" называли только самую первую кофель-нагельную планку судна, как правило, созданную на передней переборке бикхеда. Её так прозвали за размещение на ней самого большого количества нагруженных снастей.
Я бы по-другому сказал: а какой смысл в одиночных штаг-талях? Как бы там ни было, на континенте штаг-тали были двойные, по одному комплекту на каждый борт.
Про английские корабли я, конечно, шутил, специально же слова коряво написал. Даже с учётом, что на подавляющем числе моделей рангоут и такелаж не являются оригинальными (Адмиралтейству требовались модели корпусов к комплекту чертежей, но не рангоут с такелажем, которые мешали рассмотрению проекта), так вот, даже с таким учётом, следует внимательно смотреть: классические континентальные штаг-тали на моделях тоже парные! Как правило, одна пара показана совсем в другом положении. Тут желательно найти модель именно с оригинальным, не новодельным такелажем. Новодельные такелажи появились в 19 веке, и, конечно, фиг знает кем деланные, они страдали от массы неточностей. К величайшему сожалению, если мы видим английскую модель из запасников Адмиралтейства, то такелаж у неё в 90 процентах случаев есть новодел. Весьма редки были модели с оригинальным такелажем. Буквально единицы. Нет, рангоут в комплекте к модели был, но он поставлялся отдельно. Такие модели, с уже установленным такелажем, создавались не для демонстрации проекта. Как, например, модель корабля Виктори (не та самая, а корабля 1737 года) имела оригинальные рангоут и такелаж, потому что модель была создана по требованию Адмиралтейства не для рассмотрения проекта, а для расследования катастрофы. Вот ещё типичные английские штаг-тали. Опять комплект из двух штук. Я хочу отдельно выделить модель Ройял Уильям - достоверно точно известно, что она имела рангоут и такелаж сразу - это подарочная модель. Известно, что блоки на модели сделаны из слоновьей кости. Мне пришлось весьма увеличить изображение, чтобы вы заметили, коллеги, что штаг/сей-тали двойные (приглядитесь!).
Мастерами верфей рангоут к модели обычно поставлялся в Адмиралтейство в таком виде, как на фотографии ниже, и это понятно, когда помнишь, для чего изготовлялись модели:
Кстати, ради разнообразия, модель голландского корабля с оригинальным такелажем. Тали двойные, по комплекту на борт:
Всем привет! Первый раз за все это время сел за работу. И сразу вопрос. Очередность крепления стропов на ноке рея. По Будрио это так: огон пертов, строп лиселя, строп рей талей, и строп браса. А блок шкота марселя где крепится? Самым последним? Или последним строп браса? Что то я ничего про это не нашел....
Для марселей: первыми устанавливаются перты, вторыми - брасы, третьими - топенанты (брам-шкоты):
Для нижних реев, если коренной конец талрепа топенанта идёт с нока рея, то брас и блок топенанта меняются местами. Впрочем, я наблюдал так же блоки топенантов вторыми (т.е. посередине) и при другой заводке коренного конца талрепа топенанта. Перты всегда первые.
Для блинда-рея:
Фото ниже - опять нижний рей (отредактировал сообщение - картинка попала в другой абзац)
Брамсели:
На этом брамселе обухи для брасов и топенантов являются стопорами для пертов.
Кирилл, очевидно, книга солидарна с музейными экспонатами из Парижского Морского Музея. Хотя в книге показана не чисто французская школа. Что, кстати, хорошая новость.