Регистрация Вход · Почистить куки
Страницы: 1 2 След.
RSS
Fokker 'Spin' (Самодел, 1/72), Первые полёты Энтони Фоккера
        Доброго времени суток!

       Решил начать Scratchbuild-постройку Fokker 'Spin' - довольно-таки интересного летательного аппарата эпохи ранней авиации начала 20-го века. За основу прототипа выбрал модель из серии 1912 года. В этом году данному моноплану исполняется 110лет. Поэтому... Почему бы не отдать дань уважения конструктору-энтузиасту его создавшему?)

Краткая предыстория.
      В 1910 г. Энтони Фоккер построил свой первый аэроплан монопланной схемы, названный Spinne ("Паук") за своеобразную форму и обилие расчалок, напоминавших паутину.
       Фюзеляж "Паука" представлял собой плоскую прямоугольную раму из деревянных брусков, к которой сверху крепился четырёхцилиндровый двигатель "Аргус" с двухлопастным тянущим винтом, штурвальная колонка, сиденье пилота и две треугольные стойки из стальных труб для крепления расчалок. Между опорами передней стойки висел на хомутах топливный бак, а по бокам фюзеляжной рамы крепились два плоских трубчатых радиатора. Каркас оперения, стойки тележки шасси, костыль и лонжероны крыла были выполнены из стальных трубок, нервюры - из бамбука, противокапотажные лыжи - из дерева. Крыло имело ярко выраженную стреловидность, а стабилизатор напоминал по форме птичий хвост. Интересно, что профиль крыла был абсолютно плоским, лишь со слегка загнутой вниз передней кромкой, а его толщина равнялась толщине полотна, которым оно обтягивалось. Такими же плоскими и с полотняной обтяжкой в один слой выполнялись горизонтальное оперение и руль поворота, состоявший из двух треугольных секций, одна из которых размещалась над стабилизатором, а другая - под ним.
       Киль на "Пауке" отсутствовал, так же, как элероны и руль высоты. Управление по крену осуществлялось за счёт отгибания вверх и вниз гибких законцовок крыла (так называемого "гоширования"), а по тангажу - отгибанием задней части стабилизатора.
       24 декабря 1910 г. "Паук" под управлением своего создателя впервые оторвался от земли и пролетел 100 м. Следующий полёт Фоккер доверил своему приятелю Францу фон Бауму, помогавшему ему в постройке самолёта (в частности, на его деньги был куплен мотор). Отказать другу и "спонсору" Фоккер не мог, и фон Баум уселся за штурвал. Он начал разбег, но почти сразу машину повело в сторону, она съехала с полосы и врезалась в дерево. К счастью, ни пилот, ни драгоценный мотор не пострадали, однако аэроплан был разбит вдребезги.
       Голландец Антони Герман Герард Фоккер - один из немногих создателей летательных аппаратов, чьим именем была названа собственная оригинальная конструктивно-силовая схема самолёта. Фюзеляж, сваренный из стальных труб с полотняной обшивкой и свободнонесущее деревянное крыло - это сочетание вошло в историю авиации как "схема Фоккера". Впоследствии по этой схеме проектировали свои машины многие авиаконструкторы Германии, Голландии, США и Советского Союза. В частности, ей соответствовало большинство истребителей А.С, Яковлева, на которых советские лётчики воевали в годы Великой Отечественной войны.

       Планируемую к постройке модель, не так часто можно увидеть на русскоязычных форумах посвящённых моделизму. Тем интересен данный моноплан со своим обилием расчалок и грациозной "воздушной" внешности - прям, мечта любого "верёвочника")))
       При изготовлении чертежей модели, взял ориентир на кит-набор из фототравления от британской фирмы "Historic Wings". В том наборе заявлена 1 версия самолёта 1912года.
       ну что ж) От винта!
 
Пользователь добавил изображение
21-2b.jpg (43.4 КБ)
Изменено: Pavel_A - 28.06.2022 09:31:11
Павел, удачной работы!  С удовольствием буду наблюдать. #$#  
Игорь, Спасибо!
Рисунок
чертёж4.png (1006.51 КБ)
Первым делом образмерил в 72ой масштаб чертёж моноплана в Autocad. А потом распечатал несколько страниц.  
Рисунок
1b.JPG (365 КБ)
Посмотрим, интересно...
Удачной стройки!
Топливный бак
       Подвесной топливный бак  изготавливал из обточенной деревянной шпажки, в дальнейшем обрабатывалась. Горловина делалась из тянутого литника. Топливный краник имитировал оплёткой от тонкого провода Фиксирующие хомуты делались из  полосок фольгированного скотча. Красил намешанным самостоятельно цветом приближенным к цвету латуни. Потом покрыл лаком "Decola" acrylic satine varnish; смывку делал масляной краской "Sonet".
Рама фюзеляжа
       Рама изготавливалась из полосок, вырезанных из пластиковой карты. Некоторые поперечные элементы и пилоны делались из тянутого литника. Элементы крепежа имитировались фольгированным скотчем
Кресло пилота
       У разных версий данного моноплана были разные кресла. Я же, выбрал версию 1912года, как на чертежах у "Historic Wings". Седло кресла изготавливалась из обточенной пластиковой пластины от литника. Остальная часть кресла делалась из крафт бумаги пропитанной цианокрилатным клеем. Кайма кресла пилота имитировалась тонкой полоской малярной ленты.          
Рисунок
2b.JPG (439.03 КБ)
Рисунок
3b.JPG (73.24 КБ)
Изменено: Pavel_A - 29.06.2022 19:16:16
На данный момент покрашена рама, кресло пилота  и добавлены ремни. Попытался придать раме более живой вид, поэтому навёл немножко художественного безобразия масляной смывкой)))  p.s: приношу извинения за нехорошее качество прилагаемых фото.
Рисунок
7b.JPG (94.07 КБ)
Рисунок
9b.JPG (134.5 КБ)
Рисунок
10b.JPG (174.35 КБ)
Рисунок
11b.JPG (165.69 КБ)
Рисунок
13b.JPG (319.8 КБ)
Изменено: Pavel_A - 29.06.2022 19:19:41
Хорошо получается, жду продолжения.
С уважением,
Андрей
Спасибо, Андрей!

Тем временем, установил стойки шасси, костыль и изготовил противокапотажные лыжи.

Стойки шасси и костыль
       Изготавливались из проволоки  от канцелярской скрепки. Элементы крепежа эмитировались фольгированным скотчем. Некоторые элементы крепежа изготавливались из тянутой ушной палочки, насаженной на проволоку ( трубки в которые должны приходить лонжероны консолей крыльев; крепление стойки костыля ).
Противокапотажные лыжи
       Лыжи изготовлены из плотного картона (балахна), пропитанного жидким цианокрилатным клеем. Зашлифованы, окрашены и покрыты лаком. Элементы крепежей на лыжах сымитированы полосками малярной ленты, а место крепления колёсной оси сделано из пропитанной клеем крафт-бумаги. В дальнейшем, этот крепёж красился в цвет металла.

p.s: На данном этапе постройки у меня возникла дилемма... Я не знаю:  придерживаться ли при изготовлении модели к конкретному прототипу или делать собирательный образ данного моноплана (а-ля музейный экспонат-реплика).
       В первом случае, исходя из единственной фотографии прототипа придётся: 1) отказаться от дополнительной треугольной распорной мачты снизу; 2) надписи "FOKKER" на нижней плоскости крыла; 3) так же придётся нанести немецкие кресты на верхних плоскостях крыла; 4) нужно будет крепить радиатор внутри пространственной рамы за пилоном топливного бака.(такая компоновка не встречается на фотографиях в открытых источниках, и существует только на одном фото конкретного прототипа. Фирма "Historic Wings" выбрала именно этот вариант, но при этом предлагает в своём наборе декаль "FOKKER" и дополнительную распорную треугольную мачту (пилон)...)  
       Во втором случае, если делать типа модель-реплику, то нужно будет сделать: 1) дополнительную нижнюю мачту-распорку; 2) нанести надпись  "FOKKER" на нижней стороне крыла; 3) cкорее всего придётся делать другой двигатель: заменять Argus As I ("Historic Wings" в своём наборе предлагает двигатель Argus 50 hp)  на Hirth HM 504. Двигатель Hirth HM 504 ставился на реплики.
       Вот, и не понятно... Вариаций и музейных реплик этого моноплана достаточно, но не понятно какой будет более достоверным. Лично мне, нравится когда у моноплана есть ещё распорка-пилон снизу и надпись  "FOKKER" (которая сделает вид модели более интересным). Или же придётся сделать собирательный образ модели. Кресло пилота, которое я выполнил в своей модели как раз-таки соответствует прототипу 1912 года 1ой версии с фотографии. Правда. по тому фото не ясно - есть ли надпись "FOKKER"  снизу крыла или нет. Ваше мнение, господа?!
Рисунок
14b.JPG (426.89 КБ)
Рисунок
15b.JPG (242.29 КБ)
Рисунок
16b.JPG (209.78 КБ)
Рисунок
17b.JPG (222.3 КБ)
Изменено: Pavel_A - 30.06.2022 03:15:06
Конструктивный узел примыкания колёсной оси к лыжам :  
Рисунок
21-18.PNG (3.77 МБ)
Павел, я считаю, что нужно делать вариант, по которому больше информации. Ну и конечно, который больше нравится!)))  
upd: Определился с концепцией модели!)

Исходя из чертежей Лемана по модели Fokker Spin (1912) 1ver. и фотографии прототипа решил, что :

- Нижний треугольный пилон-распорку  не устанавливать;

- Изучив фотографию прототипа определил , что силовой установкой будет двигатель Argus 50 hp ( ребята из "Historic Wings", как оказалось, были правы);

-Радиатор будет крепиться внутри пространственной рамы как на чертеже Лемана и фотографии прототипа.

-Дабы не повторяться с другими сборщиками и придать модели характерную особенность,-  я пошел на компромисс, и решил выполнить надпись "FOKKER" на нижней части крыла, отказаться от немецких крестов (они скорее всего малевались непосредственно на взлётных полях лётных школ, куда поставлялся моноплан),  оставить надпись "Fokker Aeroplanbau" на киле.

p.s: характерные особенности прототипа выделил на прилагаемой фотографии цветными кружками, цветными прямоугольниками выделил те моменты, от которых было решено отказаться.
Рисунок
чертёж4b.png (224.75 КБ)
С интересом буду наблюдать за стройкой .  Хотел такого сделать из бумаги .
https://only-paper.ru/load/aviacija_iz_bumagi/ehksperimentalnyj_samolet_iz_buma­gi/fokker_spinne_schr...
Рисунок
Fokker Spin.jpg (275.18 КБ)
Изменено: Rata - 02.07.2022 22:25:54
Добро пожаловать в Песочный клуб !
upd: Собрал двигатель *

Собрал двигатель ARGUS 50hp (scale 1/72)

Двигатель
       Картер изготовил из питателя, подогнанного до нужного размера, от литника. Заготовки цилиндров делались из обточенной зубочистки. Клапана - из тянутого литника. Прочие детали имитировались оплётками от проводов разного сечения и медной проволокой. Цвета намешивались самостоятельно. Металлик от Zvezda (мастер акрил). Далее покрыл акриловым лаком Decola. Cмывка акварельными красками (сажа газовая\сиена\умбра).
Пользователь добавил изображение
18b.jpg (41.62 КБ)
Рисунок
19b.JPG (259.63 КБ)
Рисунок
20b.JPG (266.52 КБ)
Рисунок
21b.JPG (237.88 КБ)
Рисунок
22b.JPG (145.95 КБ)
Рисунок
23b.JPG (121.66 КБ)
Фото некоторых элементов моноплана-реплики из Харлема (Нидерланды)  
Рисунок
21-15b.png (370.59 КБ)
Рисунок
21-16b.png (360.78 КБ)
upd: "Поженил" раму с двигателем)
Установил двигатель ARGUS 50hp на раму. Изготовил радиатор. Стал добавлять элементы механической системы управления.

Радиатор
      Соты радиатора изготавливались из пластиковых полосок, верхний бачок делался из обточенной зубочистки, горловина бачка делалась из тянутого литника, патрубки имитировались из оплётки от тонкого провода, прочие элементы радиатора делались из полосок малярной ленты и фольгированного скотча. Красился  металликом, смывка масляными красками.
      На данный момент, такой вот "велосипед" получается) :  
Пользователь добавил изображение
24b.JPG (20.03 КБ)
Пользователь добавил изображение
27b.JPG (48.02 КБ)
Пользователь добавил изображение
25b.JPG (21.88 КБ)
Пользователь добавил изображение
26b.JPG (16.77 КБ)
upd: Поставил модель на колёса, расчалил стойки шасси, добавил командные рычаги и проводку.

На какое-то время поставил стройку на паузу. Тем не менее, осталось : изготовление винта, крыльев и хвостового оперения.

Рычаги и штурвал
     Изготовлены из тянутого литника. Покрашены в цвет металлических стоек, лакированы. Рукояти сымитированы каплей чёрной алкидной эмали.

Колёса
     Попробовал новый для себя метод спицевания колёс (по совету более опытного коллеги с "Каропки"). Спицы на этот раз тянул не из нити, а из тонкой медной проволоки. Втулки колёс делал из тянутой ушной палочки, затем продел это дело через оплётку от провода. Профиль покрышки пришлось сделать высоким, дабы модель не стояла на лыжах, -так как ось проходит над лыжами, а не через них. Спицы, обод (внутренняя грань колеса) и втулку - красил металликом №63 от Zvezda. Цвет покрышек- самомес. В дальнейшем колеса были  слегка "обгажены" и припудрены.  

p.s: *Размер прилагаемых фото уменьшен, дабы не было "лавашей" при просмотре страницы сайта с телефона)))
Пользователь добавил изображение
28b.JPG (32.44 КБ)
Пользователь добавил изображение
29b.JPG (25.14 КБ)
Пользователь добавил изображение
30b.JPG (21.61 КБ)
Пользователь добавил изображение
31b.JPG (24.94 КБ)
Пользователь добавил изображение
32b.JPG (74.88 КБ)
upd: Тем временем, был изготовлен воздушный винт.

Винт
    Выточен из-под палочки от мороженого. Тонирован водорастворимой морилкой (светло-коричневый №16). Для "живости" подрисовал прожилок. Далее задул аэрозольным яхтным лаком "KUDO durable matt coating". Фиксирующие шайбы изготовлены из плотной крафт бумаги и пропитаны цианокрилатным клеем. Болты сымитированы каплями шпатлёвки и зафиксированы клеем. Далее окрашивались в цвет других металлических элементов моноплана. Болты были выделены металликом и масляной смывкой. Длина винта (м1\72) : 35мм.

p.s: Дул на пропеллер, - и он крутился на иголочке, стрекоча рассекая лопастями воздух)))  
Пользователь добавил изображение
34b.JPG (24.77 КБ)
Пользователь добавил изображение
35b.JPG (21.77 КБ)
Перешёл к изготовлению хвостового оперения. Пока разбираюсь, что там и куда, вот пару снимков для вдохновения:
Пользователь добавил изображение
36b.JPG (59.61 КБ)
Пользователь добавил изображение
21-10b.jpg (59.75 КБ)
Рисунок
21-14b.png (738.97 КБ)
upd: Изготовил хвостовое оперение ( пока что без расчалок и тяг)

Хвостовое оперение
   Каркас (трубки) изготовлен изготовлен из тянутого литника. Обшивка стабилизатора - пергаментная бумага. Другие элементы имитировались полосками малярной ленты. Распорная горизонтальная рея. Далее всё пропитывалось цианокрилатом и покрывалось сатиновым лаком. Надпись "Fokker Aeroplanbau" на руле поворота, переводилась через копирку.
   *Выбор в пользу тянутого литника, а не проволоки - обусловлен облегчением конструкции хвоста, дабы модель попросту не опрокидывалась назад.

p.s : Сейчас в процессе работа над крыльями.  Финальным этапом в строительстве модели будут расчалки, исправление косячков  и добавление прочей мелочёвки.
Пользователь добавил изображение
38b.JPG (60.76 КБ)
Пользователь добавил изображение
40b.JPG (58.65 КБ)
Пользователь добавил изображение
39b.JPG (77.34 КБ)
Пользователь добавил изображение
37b.JPG (49.62 КБ)
здорово получается!
С уважением,
Андрей
Цитата
Андрей Захаров
Спасибо, Андрей!
 
  Стройка на данный момент поставлена на небольшую паузу) Но, буду исправляться. Нужно поднажать и доделать крылья (а там, не всё так просто).  
Пользователь добавил изображение
21-6b.jpg (62.33 КБ)
upd: добавил немного расчалок и тяг в хвостовой части.

  В поздний час, на ночь глядя, решил добавить пару снимков стройки проекта. Добавил расчалок и тяг в хвостовой части, пока отдельно делаются крылья. Ещё осталась пара тяг на блоке (по 8шт. тросов). Талрепы не делал из тянутой ушной палочки, так как с ними нить плохо тянулась, а перенатянув я бы сломал хрупкий хвост. Потому, принял решение сделать по-своему, и сымитировал их (талрепы) пастозным нанесением акриловой металликовой краски. В дальнейшем, тяги и расчалки пропитал текучим клеем, а потом залакировал.
  Надпись "FOKKER" на нижней поверхности крыльев, нанёс тушью (методом акварельной отмывки) по заранее переведённому шаблону шрифта. После высыхания надписи на пергаменте, покрыл акриловым лаком.
  *Метод нанесения надписи на обшивку крыла заранее, - обусловлен тем, что после проклейки нервюр плоскость крыла приобретает ребристую  поверхность, на которую было бы сложно наносить надпись вручную. В противном случае, пришлось бы : либо изготавливать маску-трафарет или наносить кастомную декаль.
Пользователь добавил изображение
41b.JPG (57.01 КБ)
Пользователь добавил изображение
42b.JPG (42.31 КБ)
Пользователь добавил изображение
43b.JPG (46.15 КБ)
Отличный мухолет получается!!!  
Цитата
Игорь Жмурин

Спасибо. Игорь! Буду стараться победить эту модель)  
Пользователь добавил изображение
21-24.JPG (42.08 КБ)
upd: *Сделал крылья

 Изготовил крылья. Пришлось немного повозиться с ними) Изучал другие постройки данного моноплана и фотографии реального прототипа. Понял, что конструкция крыла от фототравлённого набора 1:72 "Historic wings" Aircraft In Miniature Ltd. - неправильная. Поэтому, при изготовлении крыльев ориентировался на фотографии самолёта-реплики из Харлема(Нидерланды).

Крылья
 Нервюры (бамбуковые трубки) делал из тянутого литника. Лонжероны (две стальные трубки) делал из проволоки от канцелярской скрепки. Обшивка - пергамент (калька) для выпечки. Шпренгели - тянутый литник. Муфты(клапана) для лонжеронов и тесьма - имитировал полосками малярной ленты разных оттенков. Обшивка клеилась ПВА клеем, до проявления нервюр, потом просушивалась феном. Далее обшивка крыла пропитывалось жидким цианокрилатным клеем (типа 505); - при высыхании обшивка становится прочной как пластик, при этом светопрозрачной и равномерной без подтёков (так что, не только ЭМАЛИТ наше всё). Потом крыло покрывалось слоем сатинового акрилового лака "Decola" acrylic satine varnish . Лонжероны окрашивались под цвет других металлических элементов моноплана. Далее были добавлены расчалки. Талрепы, как и прежде, имитировал каплей акрилового металлика от Zvezda.

p.s: Работа по моноплану движется к завершению. Впереди установка крыльев на своё место и наведение расчалочного беспредела)  
Пользователь добавил изображение
44b.JPG (42.89 КБ)
Пользователь добавил изображение
45b.JPG (33.31 КБ)
8D  
upd: *скретчбилд-постройка завершена)

 Поставил моноплан на крыло и чуть было не свихнулся от расчалок.

Итоги:
 Было достаточно интересно собирать модель из подручных материалов попутно изучая по крупицам интересные факты и особенности прототипа. Получилась эдакая исследовательская работа. В целом, есть куда расти. Нужно улучшать качество. Более рукастым коллегам я бы посоветовал собирать данную модель в 48-ом масштабе;- так будет больше манёвра для проработки агрегатов и прочих конструктивных узлов, которые в 72-ом масштабе нивелируются. Но, со мной нечего не поделать: мне нравится 72-ой масштаб)))
 По размерам модель получилась: общая длина -  10,8см ; размах - 15,8см

p.s: Большое спасибо всем кто следил и поддерживал добрым словом!  
Пользователь добавил изображение
46b.JPG (52.54 КБ)
Пользователь добавил изображение
47b.JPG (35.95 КБ)
Пользователь добавил изображение
48b.JPG (45.32 КБ)
Пользователь добавил изображение
49b.JPG (53.7 КБ)
Поздравляю, Павел!
Замечательная модель вышла!
Следил за стройкой. Без сомнения модель сложная. Правда ажурности не хватает, расчалки несколько толстоваты...
Спасибо, Михаил! На счёт расчалок вы правы. Пойдя по пути наименьшего сопротивления, я не стал тянуть расчалки из чулка или бантика. А стоило бы.  
Страницы: 1 2 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)


«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат