Регистрация Вход · Почистить куки
Страницы: 1 2 3 След.
RSS
Миг-15 УТИ в 1/72 или постройка "забытого" в лесах Гагаринского самолета
Всем привет! Давно я не строил модели в виду полнейшего отсутствия свободного времени. Но от своего друга Вячеслава Гринюка в одном из телефонных разговоров я узнал очень интересную историю, которая не дала мне покоя и вдохновила на еще одну стройку!..
Эту историю я решил рассказать, друзья, и вам. Славик мне  предоставил, собранные им материалы (я не знаю, кто их автор, но думаю он мне простит, если я на них сошлюсь) ибо история действительно сенсационная и не должна быть забыта.
        Итак,9 марта – день рождения Юрия Алексеевича Гагарина.
        России есть два истребителя МиГ-15, установленных в качестве памятников, на которых летал первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Один из них установлен в городе Оренбурге, во дворе ныне расформированного Оренбургского высшего военного авиационного училища лётчиков ВМФ имени дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации Ивана Семёновича Полбина, где с 1953 по 1957 год учился будущий первый в мире космонавт. Второй установлен на территории Звёздного городка в Подмосковье.
        Казалось бы, откуда может появиться ещё один гагаринский самолёт на Украине? Гагарин никогда не проходил службу на её территории, родом был не из Украины и никогда не жил на её территории. До зачисления в отряд космонавтов он служил в ВВС СССР в конце пятидесятых годов прошлого века, и почти все самолёты того периода давно порезаны на металлолом. Однако ещё один самолёт, на котором летал Юрий Гагарин, таки оказался на Украине и долгое время находился в полной неизвестности в Волынских лесах.  
Практически все люди в Луцке, областном центре Волынской области Украины, от мала до велика знают о самолёте в Гараздже.
Гаразджа – это небольшое село в Луцком районе, обычно вызывающее своим названием у лучан не очень весёлые ассоциации – на околице села расположено огромное городское кладбище.
Однако есть и позитивные ассоциации, связанные с этим селом, – в Гараздже находится бывший пионерский лагерь «Гвардеец», ныне закрытый. На территории лагеря в качестве памятника стоит истребитель МиГ-15УТИ – двухместный учебно-тренировочный вариант («спарка») легендарного истребителя МиГ-15, одного из первенцев советской реактивной авиации, созданного в конце сороковых годов прошлого века гениальными советскими авиаконструкторами Артёмом Ивановичем Микояном и Михаилом Иосифовичем Гуревичем.
Пользователь добавил изображение
2qK4HsUENBA.jpg (66.85 КБ)
Изменено: Дмитрий Павлюков - 24.06.2018 19:21:24
            Сегодня эта поистине уникальная памятка авиационной истории имеет более чем непрезентабельный вид – кабина самолёта полностью разграблена, фонарь разбит, по всему фюзеляжу отверстия и вмятины от пуль (на нём частенько тренируются страйкболисты), колёса основных стоек шасси сняты. Ещё бы, ведь территория лагеря на сегодняшний день практически не охраняется и представляет собой проходной двор.
Пользователь добавил изображение
Chs6Rr3M-kI.jpg (106.91 КБ)
Рисунок
2EzJHf4sQTU.jpg (148.01 КБ)
Рисунок
LI3ciz-ogMk.jpg (216.94 КБ)
Рисунок
itBcD3-5Ssk.jpg (175.86 КБ)
Рисунок
Bj316QTTu0M.jpg (186.96 КБ)
Рисунок
R0Cm5KfLxUs1.jpg (693.57 КБ)
Блин, интересно!
         Однако история этого самолёта более чем интересна. Ещё в середине 2000-х годов основатель Организации волынских авиалюбителей (ОВАЛ) Илья Сметанин, который жил в военном районе Луцка в среде авиаторов, услышал, что на этом самолёте летал сам Юрий Гагарин.
         Седовласые ветераны 806-го ордена Суворова 3-й степени авиационного полка истребителей-бомбардировщиков, который на протяжении 56 лет (1948 – 2004) дислоцировался на Луцком военном аэродроме, рассказали Илье, что этот самолёт в конце пятидесятых годов прошлого века перегнали в Луцк из далёкого Заполярья. С аэродрома, где в те годы проходил службу ещё никому не известный лётчик-истребитель лейтенант Юрий Гагарин.
        Но разговоры разговорами, мало ли что там могли наговорить молодому неопытному мальчишке ветераны-авиаторы, известные своим талантом сочинять байки для наивных «рождённых ползать». Нужны были более весомые доказательства.
         Как раз в это время на одном из мероприятий по авиационной истории города Луцка, систематически проводимых членами ОВАЛ, Илья познакомился с известным луцким краеведом Валентином Ивановичем Люпой, который и показал ему вырезку с одной из архивных статей в газете «Луцкий Замок».

     

  В статье цитировались слова лучанина Геннадия Петровича Мисана. Этот человек родом из села Радомышль Луцкого района с 1957 по 1959 год проходил срочную службу на аэродроме Луостари в Мурманской области, на котором дислоцировался 769-й истребительный авиационный полк 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота СССР. Вот некоторые выдержки из его цитат, переведённые на русский язык:
       «Именно там [аэродром Луостари] мне выпало проходить срочную службу. Родом я из села, до призыва самолёт вблизи в глаза не видел. Однако в армии об этом не спрашивали и отправили в школу младших авиационных специалистов. Я её закончил и стал механиком по эксплуатации самолётов, а затем авиационным техником, готовил реактивные самолёты к полётам. Перед самым новым 1958 годом в нашу передовую часть прибыло несколько молодых лейтенантов – выпускников Оренбургского авиационного училища. Ребята были весёлые, жизнерадостные, со стройной выправкой. Всем им была к лицу форма морских авиаторов. Новичков зачислили в третью эскадрилью, где служил техником и я. Никто тогда, конечно, и подумать не мог, что среди нас ходит будущий первый в мире космонавт. Юрий Гагарин был как все. Но выделялся среди остальных своим остроумием, искренностью и простотой. Он относился к тому типу людей, которые как бы притягивают к себе невидимым душевным магнитом. А ещё завораживала его добрая открытая улыбка. Вот почему он мне запомнился. Когда же 12 апреля 1961 года я услышал имя первого в мире космонавта по радио, то не поверил – мало ли Юриев Гагариных в СССР. Но, раскрыв на следующий день газеты, я сразу же узнал знакомое лицо и искреннюю открытую улыбку своего бывшего однополчанина Юрия Гагарина. В тот же день я побежал на почту и отправил ему поздравительную телеграмму».
        Когда же Геннадия Петровича отвезли в Гаразджу своими глазами посмотреть на самолёт, то в первый момент у седовласого уважаемого человека (на тот момент он уже занимал должность директора Волынской областной филармонии) аж перехватило дух. Он по-мальчишески быстро вскарабкался на его крыло и воскликнул: «Да, это он, мой родной! Я не раз готовил его к полёту, и Гагарин на нём поднимался в небо!»
Кстати, самолёт будет "до аварии",  или "после"?
Вот собственно сама сохранившаяся статья языком оригинала (пришлось урезать размер картинки, на хотела загружаться)
Рисунок
NXxh5KofcqY1.jpg (881.77 КБ)
Изменено: Дмитрий Павлюков - 24.06.2018 19:36:13
Цитата
Юрич написал:
Кстати, самолёт будет "до аварии",  или "после"?
Юрич, рад, что заинтересовала тема, но эта история о другом самолете, не от том, который забрал жизнь Легенды...
        По словам Валентина Люпы, принадлежность данного самолёта к 769-му истребительному авиационному полку подтвердил и его сват - один из ветеранов 806-го авиационного полка истребителей-бомбардировщиков в Луцке Александр Капуста, который проходил в нём службу в конце пятидесятых – начале шестидесятых годов прошлого века: «Когда я начинал службу вавиаполку в Луцке, то на его вооружении стояли поршневые штурмовики Ил-10. А потом начался переход на реактивную авиатехнику. С севера Советского Союза, из одного полка, дислоцировавшегося на аэродроме Луостари под Мурманском, в Луцк перегнали первые реактивные истребители МиГ-15, которыми стали овладевать Луцкие авиаторы. Конечно, никто тогда и не догадывался, что на одном из этих самолётов поднимался в небо будущий первый в мире космонавт».
        Истребители МиГ-15 на аэродроме Луостари под Мурманском. Вдалеке виден самолёт с бортовым номером 95

Пользователь добавил изображение
3bB5484oNIs.jpg (40.03 КБ)
Изменено: Дмитрий Павлюков - 24.06.2018 19:39:38

   

   Однако какими бы убедительными ни были эти слова, это были всего лишь слова. Требовались документы. То, что Юрий Гагарин с момента окончания лётного училища в 1957 году до зачисления в отряд космонавтов в 1960 году проходил службу на аэродроме Луостари в составе 769-го истребительного авиационного полка 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота ВМФ СССР, сомнений не вызывало – об этом писали все источники информации о Гагарине. Вызывало сомнение лишь одно – реальная принадлежность данного самолёта в глухом Волынском лесу именно к этому полку.
        Осенью прошлого [2017] года, после сбора и систематизации всей вышеуказанной информации, Илья с коллегами-авиалюбителями поехал в Гаразджанский лес. Задача стояла чёткая – во что бы то ни стало найти на данном самолёте серийные номера, по которым можно документально проследить всю историю самолёта от момента его выпуска на заводе-изготовителе.
        Долго искать не пришлось – на нижней части стабилизатора и на киле под ним синей заводской краской чётко были выведены цифры – 712256.
Пользователь добавил изображение
9eH-DOeWdNg.jpg (104.21 КБ)
Пользователь добавил изображение
gJSogoM-SDY.jpg (75.92 КБ)
          Приехав домой, Илья зашёл на один из самых авторитетных российских авиационных форумов – Airforce.ru. На его страницах удалось отыскать отдельную ветку «Создадим реестр МиГ-15 вместе». В этой ветке маститые авиационные историки и авиаторы делились накопленными материалами по серийным номерам различных самолётов МиГ-15. Отдельные списки состояли из сотен серийных номеров.
        При поиске был найден и искомый серийный номер 712256 истребителя МиГ-15УТИ из глухого Волынского леса. В строке напротив серийного номера значилось следующее - 712256 СS-102 Aero 12 56 1957 СССР 95 769-й ИАП.
        Это означало, что самолёт CS-102 (индексация двухместной учебно-тренировочной модификации МиГ-15УТИ истребителя МиГ-15) с серийным номером 712256 был построен чехословацкой авиационной фирмой «Aero» по заказу СССР в декабре 1956 года и поставлен заказчику в 1957 году, находился на вооружении 769-го истребительного авиационного полка (ИАП) под бортовым номером 95. Этот самый бортовой номер сохранился на этом самолёте до сегодняшнего дня.
        Так было найдено уже документальное подтверждение того, что на данном самолёте действительно летал сам Юрий Гагарин.
 
        История выглядит фантастично, но мне лично хочется в это верить!          
         На сколько мне известно в настоящее время  решается вопрос о присвоении данному самолёту статуса памятника истории национального значения, его перевозке из заброшенного пионерского лагеря в город Луцк, реставрации и установке в городе в качестве одного из ценнейших экспонатов более чем 100-летней авиационной истории Луцка.
Так вот, друзья, услышав эту историю, я очень сильно захотел собрать именно этот борт Миг-15 УТИ, поскольку вы знаете, что я собираю тематическую коллекцию авиации, состоящей на вооружении в Украине с времен СССР и по наши дни, и именно этот самолет может стать украшением моей коллекции (во всяком случае, я надеюсь на это).
Изменено: Дмитрий Павлюков - 24.06.2018 19:48:02
Итак, для материализации своей задумки, мной сразу решено было приобрести набор и выбор пал на лучший по моему мнению набор профипак от Эдуарда. Тем более в наборе имелись подходящие декали (можно сделать б/н 95 красный с черной окантовкой, ну и заодно  впервые попробовать использовать травление, до этого я в своих моделях его ни разу не использовал, поэтому захотел получить новый опыт. Да и поскольку времени у меня на моделизм нет, а по информации в сети этот набор очень хорошо собирается - это тоже было одним из аргументов его выбора.
Изменено: Дмитрий Павлюков - 24.06.2018 19:52:44
Строить естественно буду по состоянию, когда этот самолет перелетел в Луцк и был в летном состоянии.
Отреставрируют ли оригинал или нет, но знаю одно - как минимум на моей полке этот борт будет не забыт, во всяком случае я постараюсь это сделать.  
Изменено: Дмитрий Павлюков - 24.06.2018 19:57:03
Интересная история!
Могу добавить еще одну.
Вблизи одесской трассы, примерно в 30 км от Киева стоит Ил-62. И не просто Ил-62, а салон, которым пользовались первые лица государства, в т.ч. и Л.И. Брежнев! Борт СССР-86612 произведен в 1975 году, служил в правительственном отряд в Чкаловске, потом в 1981 в ВМФ СССР, затем в  в/ч 45777 (Кульбакино). С 2002-го по 2010-й на хранении в Николаеве. А потом его приобрел некий любитель авиации, собиравшийся организовать внутри не то музей, не то ресторан. Самолет разобрали, перевезли на ту площадку, где он сейчас находится, где собрали. Но тем дело и закончилось. Площадка огорожена забором, вроде как и сторож есть. Но состояние бывшего "випа" не ахти.
Фото взято из сети.Данный аппарат я видел несколько раз (последний - в августе прошлого года), но сфоткать из проезжающего автобуса все не получалось.
Дима, очень интересная история! Надеюсь правда. Тебе- удачи в постройке. Исходник выбрал правильно: даже искаробка получается отличной моделью (я так и сделал). :)
Эх, если-бы ещё следить нормально можно было за темой. :(
Рисунок
Начал собирать модель как и положено с кабины. Сделал небольшие подсборки, покрасил, наклеял травленные детали, нанес смывку, потом задул лаком (как оказалось лак в виду моего редкого его использования уже потерял свои свойства, в общем буду покупать новый и перезадувать). Пока вот что получилось сделать
Цитата
Дмитрий Буренко написал:
Дима, очень интересная история! Надеюсь правда. Тебе- удачи в постройке.
Эх, если-бы ещё следить нормально можно было за темой.
Спасибо, дружище! Думаю, следить будет нормально, так как из-за не хватки времени на вряд ли будут стремительные продвижения... а там как пойдет...
Вот как получились кресла
Изменено: Дмитрий Павлюков - 24.06.2018 20:30:57
Моим Никоном Д3100со 105 объективом никак не получалось снять макро, а вот камера на телефоне меня удивила (фотки ужал более чем в два раза, на будущее еще мельче буду делать)
Цитата
Дмитрий Павлюков написал:
Думаю, следить будет нормально, так как из-за не хватки времени на вряд ли будут стремительные продвижения.
Вот тут и проблема: оповещения с Каропки не приходят вообще никакие. А сам нечасто заглядываю.
Рисунок
Начало хорошее! :) Так держать!
Рисунок
Поздравляю с началом новой стройки, Дима! Желаю, на финише, получить красивую модель для своей коллекции!!! Успехов Тебе!
Aviator
Цитата
Дмитрий Павлюков написал:
Эту историю я решил рассказать, друзья, и вам. Славик мне  предоставил, собранные им материалы (я не знаю, кто их автор, но думаю он мне простит, если я на них сошлюсь) ибо история действительно сенсационная и не должна быть забыта.
Эту историю я прочитал на «ОВАЛ✈». Поскольку я из Луцка и не раз бывал в пионерском лагере, где стоит этот МиГ, меня эта статья очень заинтересовала. Но свою "спарку" я уже, практически, закончил, поэтому от идеи, сделать именно этот борт, я вынужден был отказаться. А ребята, конечно, с ОВАЛа молодцы - на их сайте можно много интересного подчеркнуть для себя, что касается авиации. Настоятельно рекомендую посетить этот сайт.
Изменено: Слава Авиатор - 24.06.2018 23:53:37
Aviator
Цитата
Слава Авиатор написал:
Поздравляю с началом новой стройки, Дима! Желаю, на финише, получить красивую модель для своей коллекции!!! Успехов Тебе!
Дружище, спасибо! Буду стараться!
Дима удачи в постройке!!!!! );  
Дима в 90-х в Амдерме на постаменте стоял Миг-15 ути . Машина как пришла с полетов так и была поставлена на постамент.Были лишь слиты технические жидкости и законсервирована.Стояла долго-гордость полка. Одной ночью прилетел Ан-26 и разобрав самолет по указанию Грачева вывезли из Амдермы.Утром люди проснулись-самолет украден.Позже еврей Козырев подарил его в музей в Норвегию.
Страницы: 1 2 3 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)


«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат