Так уж у меня исторически сложилось, что с наступлением периода летних отпусков, дачного сезона и прочих фантазий, вызванных неиссякаемым креативом моих домочадцев , приходится затевать какой-нибудь не слишком "запойный" «проектик», дабы скрасить собственный досуг в период продолжительного пребывания на даче. В этом году таким «проектиком» стала постройка модели Т-34 обр. 1940г. И все бы ничего, но как это часто бывает в жизни, легкий и ни к чему не обязывающий "курортный" роман перерос в серьезное увлечение, а раз так, то самое время официально оформить наши отношения, создав для этого отдельной блог .
Вашему вниманию предлагается постройка моделей серийных образцов танков Т-34, выпуска и разработки завода №183. Выбор завода-изготовителя обусловлен тем, что, во-первых, в стенах и КБ данного завода родилась первая тридцатьчетверка, во-вторых, все последующие модификации были спроектированы в КБ завода №183, ну и в-третьих, на протяжении всего серийного производства танков Т-34, завод №183 оставался лидером, как по количеству изготовленных машин, так и в области технологии производства.
Первым номером выступит вышеупомянутая Т-34/76 обр. 1940г. Исходником послужит всем известный набор от Dragon №6092:
В качестве прототипа выбрана машина выпуска сентября-октября 1940г., т.е. одна из первых серийных тридцатьчетверок:
Из особенностей прототипа: 1. Боковые смотровые приборы механика-водителя расположены на отдельном бронелисте, соединенным с верхним лобовым листом встык с помощью электросварки; 2. Прибор кругового обзора на крышке люка-лаза башни; 3. Бронестакан изолятора антенны расположен на крыше башни, позади люка; 4. Бронеколпаки над радиаторами закреплены болтами через отдельные втулки; 5. Ранний броневой щиток маски орудия Л-11; 6. Откидной колпак над жалюзи выпуска охлаждающего воздуха установлен на двух шарнирах, но уже снабжен замками-лягушками; 7. Клепаное соединение листа подкрылка и днища подкрылка; 8. Схема укладки ЗИП отличается от распространенного варианта 1941г., в укладке отсутствуют домкраты. 9. Отсутствуют дополнительные топливные баки. 10. Ранние (короткие) передние грязевые щитки. Правда я пока так и не определился, будут ли щитки на этой модели; 11. Любознательные туристы с фото прототипа в проект не включены .
Номером вторым будет Т-34/76 выпуска июня 1942г., всем известная "Гайка":
В качестве исходника вполне подойдет набор Dragon №6424:
Художественный прототип пока не выбрал, по матчасти можно сформулировать следующие основные моменты: 1. Ранние буксировочные крюки; 2. На башне и корпусе отсутствуют поручни для десанта; 3. На бортах башни отсутствуют пистолетные порты; 4. Крыша башни выполнена одним листом, отсутствует вставка между отверстиями люков-лазов; 5. Нерегулируемые жалюзи на окнах доступа воздуха к радиаторам; 6. Второй-четвертый опорный каток с внутренней амортизацией; 7. На одной паре катков с наружней амортизацией можно попытаться выполнить узкую БТ-шную грузошину. 8. Ведущее колесо с роликами.
Номер третий: Т-34/85 с орудием Д-5Т. Несмотря на то, что данная модификация выпускалась заводом №112, авторство в проектировании машины принадлежит заводу №183. К постройке предлагается самый первый серийный вариант Т-34/85 выпуска января-февраля 1944г.:
Из особенностей прототипа можно выделить следующее: 1. Ранняя башня с одним люком для вентиляции боевого отделения и проволочные рымы; 2. Смещенные вперед люк-лаз и командирская башенка; 3. Смотровая щель на левом борту башни; 4. Вывод антенны на правый борт башни; 5. Узкое, симметричное броневое ограждение орудия; 6. Ранняя ком. башенка с двустворчатым люком и конусом в верхней части; 7. Непривычное для Т-34/85 расположение поручней и доп. бензобаков; 8. Иное чем для поздних Т-34/85 крепление доп. баков; 9. Ранняя конструкция колпака (почти харьковская) над жалюзи выпуска охлаждающего воздуха. На колпаке установлены два поручня, что характерно для сормовских Т-34/76, но непривычно смотрится на Т-34/85; 10. Буксировочная проушина на нижнем кормовом бронелисте.
В качестве основы для постройки этой модели приобрел набор Dragon №6759 "Panzerkampfwagen T-34/85 (No.112 Factory, 1944 Producti)":
Сказать что я разочарован, ничего не сказать . Попался на красивую картинку и подходящее название. По факту в коробке находятся литники стандартной для Драгона уральской Т-34/85 с добавлением трех новых деталей: проволочные рымы, "козырьки" над пистолетными портами башни и штампованные катки. Вероятно, буду приобретать позднюю сормовскую "Гайку" для корпуса и башню от Макета под установку Д-5Т.
И под номером четыре в проекте выступит послевоенная, прошедшая модернизацию, Т-34/85. Базовый набор Dragon № 9139:
С матчастью вопросов минимум, на данную машину в сети "мильон" детальных фотообзоров.
В общем, техническим творчеством на ближайшую пятилетку я себя обеспечил, особенно если учесть мою основную "многобашенную" тему. На сегодняшний день в работе первый и четвертый номер данного проекта. Фотоотчет размещу немного позже, завтра-послезавтра. Сейчас уже пальцы онемели стучать по клавиатуре .
Hibin,Юрич, спасибо за напутствие. Делянку нарезал с запасом, на годы вперед . Правда для полноты раскрытия темы на хватает Т-34 обр. 1941г. с литой башней, но с ходу данный набор приобрести не удалось. Добавим как-нибудь потом, не горит.
Цитата
LeonID пишет: По гайке - говорят геометрия башни уже уступает новому МСД по копийности.
Ничего на слышал о новом МСД, но с оказией постараюсь приобрести указанную башню. Весьма интересно будет сравнить .
Цитата
Анатолий Пожидаев пишет: Будем сидеть и смотреть, да на ус наматывать!
Анатолий, сидеть и смотреть дело хорошее, однако приглашаю всех, кому интересна данная тема, активно поучаствовать в проекте. Одна голова хорошо, а две и более всяко лучше .
Начну понемногу наполнять тему, а точнее сказать, перенесу сюда опубликованные ранее фото с более развернутым комментарием. Итак, Т-34/76 обр. 1940г. Работу начал с ходовой части.
1. Ведущее колесо:
Основные доработки сводились к следующим пунктам:
Фото готового ведущего колеса:
2. Направляющее колесо. Доработок не сильно много: переболтить крышку ступицы, да имитировать приварку бандажа. С последним пунктом накосячил, на этой модели сварных швов должно быть восемь, это хорошо видно на фото прототипа.
Да, только сейчас обратил внимание, крышка ступицы установлена неверно, болты крышки должны быть напротив ребер жесткости колеса . Бум переделывать, а заодно постараюсь уменьшить толщину ребер жесткости.
В продолжении темы, опорные катки т.н. "морская звезда" установленные на четвертом номере нашей стройки- послевоенной модернизированной Т-34/85. Данный тип опорных катков вложенный в коробку производителем, иначе чем грубым словом брак назвать нельзя. Судите сами:
Фотографии катков прототипа:
Как видно из фотографий выше, помимо шпаклевания бандажа и беговой дорожки, необходимо доработать следующие моменты:
Готовый опорной каток в технической грунтовке:
Самые трудоемкие операции: нудное шпаклевание бандажа и бесшовная стыковка половинок катка:
Пока есть свободная минутка, продолжу описание проделанных работ. 1. Ходовая часть Т-34/76 обр. 1940г. Обратной стороной широкого "модельного ряда" Т-34 от Драгона, является унификация элементов. Для рассматриваемой модели предлагаются вот такие балансиры свойственные более поздним модификациям:
В нашем случае необходим балансир переднего колеса вот такой формы:
В пластике получился такой результат:
Требуемая форма балансиров второго-пятого опорных катков:
Не стал придавать телу балансира круглое сечение, при установке на модель этого не видно за катком, в остальном постарался соответствовать:
На бортах корпуса срезал прижимные планки балансиров, лишний отбойник первого колеса, немного "поварил" ванну корпуса и, что характерно для данной модификации, "приклепал" днище подкрылка к листу борта:
Бортовая передача с ведущим колесом:
2. Немного поработал над верхним кормовым листом. На данной модификации болты крепления ВКД помимо конической "пулестойкой" головки имели обратный конус, под который выполнялось зенкование отверстий:
На модели выполнено зенкование отверстий для ВКД (0,95 мм.) и бронировок выхлопных патрубков (0,75 мм.):
Из тонкостенных трубок подходящего диаметра нарезал заготовки под выхлопные патрубки:
3. Ванна корпуса для Т-34/85.
Заменил болты на прижимных планках балансиров, сварочные работы в целом аналогичны описанным выше, установил нижний кормовой лист:
Бортовая передача:
Пришлось повозится с подгонкой верхнего кормового листа:
И два слова о буксировочных крюках. Крюки от Драгон слишком "игриво" загнуты вверх, доработал это недоразумение на сколько это позволяет исходник:
Вот, собственно, все что было сделано на сегодняшний день. В настоящий момент работаю над ванной корпуса для второго и третьего номеров проекта, а поскольку каких-либо принципиальных отличий от показанного выше в них нет, то в ближайшие несколько недель ничего интересного не предвидится.
Иасксим, как всегда, отличная работа! "Морские звезды" просто блеск! Отличный, серьезный проект, обещающий интересную работу. Я в числе зрителей на перовм ряду...
Салют,всем! Разрешите поприсутствовать и с разрешения автора темы, задавать вопросы по всей теме Т-34 и Т-34-85.Интересуют маньчжурские Т-34.Не могу индефицировать (Борна), а точнее, что на правом борту, кроме бочки и шпор. Шанец?, вроде официально не предусмотрен, ну понятно, что его возили.Кто что думает? И да, Автору удачи!
Roman-Nord пишет: Не могу индефицировать (Борна), а точнее, что на правом борту, кроме бочки и шпор. Шанец?, вроде официально не предусмотрен, ну понятно, что его возили.Кто что думает?
Сколько не разглядывал Ваше фото, никак не могу сообразить что это. На шанец вроде не похоже, для лопаты есть штатное место, лом примотали бы к укладке шпор... Словом, теряюсь в догадках.
Вопрос по креплению и коммутации фары, который Вы задавали в ЛС. Внутри корпуса фары две лампы: "большой свет" на 25Вт по центру корпуса фары и "малый свет" на 10Вт:
Из броневой трубки выходят три "плюсовых" провода. Два из них, предназначенные для подключения ламп фары, коммутируются через переходную коробку, установленную на кронштейне фары. "Масса" выведена на корпус фары внутри "плафона". Третий провод идет на клаксон. "Масса" клаксона соединена на корпус отдельным проводом:
Фото кронштейна фары:
Крепление позволяет регулировать положение фары, поэтому нет никакой проблемы в установке кронштейна под углом к горизонту:
Еще несколько фото:
Также не забываем про установку заднего фонаря. В отверстии возле фонаря необходимо "установить" штепсельную розетку для "переноски":
P.S.: Ответ на вопрос по доработке опорных катков от Макета сформулирую позже.
Oddity75 разрешите присоединиться (пока только в качестве зрителя). Можно вопрос? Может есть фото Т-34/85 сверху (интересует область люка доступа к двигателю и крышка МТО)?
Сергей Кирдей пишет: Может есть фото Т-34/85 сверху (интересует область люка доступа к двигателю и крышка МТО)?
Сергей, день добрый! Я не совсем понял Ваш вопрос. Вас интересуют фото крыши МТО в т.с. разобранном (с демонтированными бронеколпаками радиаторов и сеткой жалюзи) виде или просто виды сверху?
Roman-Nord пишет: Не могу индефицировать (Борна), а точнее, что на правом борту, кроме бочки и шпор.
А это не разобранный банник и его крепления как на немецкой БТТ?
Живопись - это способ передавать реальность в двух измерениях, а моделизм - трёхмерен. И те, кто считает первое искусством, а второе игрушками, мозг у них не способен мыслить в трех измерениях. Слишком сложно. Каждый имет право на изкоробку!
Может есть фото Т-34/85 сверху (интересует область люка доступа к двигателю и крышка МТО)?
Сергей, день добрый!
Я не совсем понял Ваш вопрос. Вас интересуют фото крыши МТО в т.с. разобранном (с демонтированными бронеколпаками радиаторов и сеткой жалюзи) виде или просто виды сверху?
Салют,всем! Максим,спасибо за развернутый и показательный ответ по кронштейну фары!Кстати, а разве на 85ках военных, есть штатное место под лопаты? Что-то по фото нигде не видел, ну так, всунутые куда-нибудь.
Чтобы уж до конца осветить тему крепления и коммутации фар головного света, может кому пригодится. Кронштейн фары и двухпроводная переходная коробка на ранних Т-34:
Кронштейн фары и двухпроводная переходная коробка на "гайках":
Салют,всем! Катки "Макет"-забавный наборчик,давно так не пилил,выводя бегущую грань грузошины в плоскость - недолив по всей окружности.Я так понял, все отверстия чуть увеличить надо? А главное,ширина "пакета" катка, намного уже звездинского. Ширина между спаренными катками,должна быть равной ширине свободно проходящего гребня трака,так? Или какая особенность есть?
Roman-Nord пишет: Катки "Макет"-забавный наборчик,давно так не пилил,выводя бегущую грань грузошины в плоскость - недолив по всей окружности
Не то слово, там еще и утяжины между ребрами, которые весьма непросто зашпаклевать, а уж зачистить....
Цитата
Roman-Nord пишет: Я так понял, все отверстия чуть увеличить надо? А главное,ширина "пакета" катка, намного уже звездинского. Ширина между спаренными катками,должна быть равной ширине свободно проходящего гребня трака,так? Или какая особенность есть?
На фото ниже, чертеж литого опорного катка с примечаниями по возможным доработкам (правда текст и стрелки почему-то вышли черно-белыми, но думаю, разобраться можно ), все необходимые размеры можно вычислить в пропорции. Конечно решать Вам, но я бы не стал связываться с катками от "Макета", а приобрел катки от "Dragon'а"- они куда гораздее .