Регистрация Вход · Почистить куки
Страницы: 1
RSS
Цвет бомб СССР в период ВОВ.
Прошу помощи.Передо мной встал вопрос ,каким цветом красить бомбы фаб-100.В одном источнике прочитал дико-серый.Какой это цвет совершенно дико непонятно.По фото трудно определить.Если у кого есть инфа прошу поделиться.
В период интенсивного развития отечественного бомбостроения до начала Великой Отечественной войны в Главном управлении авиационного снабжения РККА провели несколько реформ цветовой маркировки авиабомб. Дело в том, что к середине 30-х годов номенклатура боеприпасов в авиации настолько расширилась, что наземному обслуживающему персоналу строевых частей было довольно затруднительно «запомнить их в лицо». К 1930 г. маркировка стала обязательным атрибутом для авиабомб всех типов и калибров. Согласно «Инструкции по окраске огневых припасов», утвержденной в АУ РККА в 1931 г., окрашенные корпуса боевых авиабомб дополнительно маркировали не только цветными знаками, определяющими тип боеприпаса, но и наносили цифровой шифр и текст. По-видимому, стучать молотком, выбивая клейма на корпусе снаряженного боеприпаса, наконец-то признали неблагоразумным.
Для нанесения шрифтовой маркировки выбирали либо цилиндрические части корпусов авиабомб, либо плоскости оперения. То есть места наиболее удобного приложения трафарета. Между тем служебную информацию на каплевидных авиабомбах калибрами 32 - 85 кг продолжали наносить на корпусе поперек. Высота шрифта на трафарете не регламентировалась, и первое время в соответствии с калибром боеприпаса ее произвольно выбирали, исходя из удобства нанесения и «читабельности».
Маркировку выполняли по трафарету быстросохнущей краской черного цвета. Структурно весь объем служебной информации можно было подразделить на два основных блока -«шпаргалка» по эксплуатационным данным о боеприпасе и «визитная карточка» снаряжательного завода. Считалось, что первой будет достаточно, чтобы любой специалист с минимальным уровнем подготовки смог подготовить авиабомбу к боевому применению. Вторая больше требовалась для складских работников, чтобы боеприпасы не залеживались дольше гарантийных сроков хранения.
С переходом на оснащение авиабомб четырехперистыми стабилизаторами (вместо цилиндрических) маркировку начали наносить на его крыльях. При этом на левом (по полету) крыле поперек в четыре строки черной краской обозначали № снаряжательного завода, № партии снаряжания, полностью год снаряжания и порядковый № авиабомбы в партии снаряжания. С этой же стороны боеприпаса, но вдоль правого крыла наносили надпись «ДЕТОНАТОРЫ ВЛОЖЕНЫ» или «ДЕТОНАТОРЫ НЕ ВЛОЖЕНЫ». С обратной стороны правого крыла в две строки наносили наименование взрывателя и шифр взрывчатого вещества боевого заряда. А на обратной стороне левого - дублировали надпись о наличии или отсутствии детонаторов.
У авиабомб калибрами 100 кг и выше выходные данные снаряжательного завода наносили на цилиндрической части корпуса. С противоположной стороны помещали информацию по взрывателю и рецептуре снаряжания, а на левом (по полету) крыле перистого стабилизатора - транспарант о наличии или отсутствии детонаторов. Причем эту надпись дублировали и на правом крыле с противоположной стороны боеприпаса.
К 1934 г. систему цветовой маркировки авиабомб основно¬го назначения дополнила «Инструкция по перевозке и хранению авиационных химических бомб, снаряженных боевыми химическими веществами», утвержденная начальником химического управления РККА. К химическим боеприпасам тогда относили не только специальные авиабомбы с отравляющими веществами, но и снаряженные пиротехническими составами — осветительные, зажигательные, дымовые, а также комбинированного с перечисленными действия.
В то время авиационные специалисты РККА не слишком вдавались в подробности отличия цветовых оттенков, поэтому цвет сплошной окраски корпусов всех авиабомб в руководящем документе обозначен, как просто серый. Для маркировки назначения боеприпасов использовали палитру всего из пяти наиболее распространенных цветов. Скорее всего, этот минимальный набор обусловили незначительные отступления в их оттенках. К примеру, красным считался и малиновый, и розовый, и оранжевый цвета вплоть до охры.
Однако типаж авиабомб значительно превышал число разрешенных цветов, поэтому в авиации наряду со сплошной окраской головных частей начали применять комбинации кольцевых полос различного цвета. На первое еще сильное влияние оказывала система, принятая в авиации русской армии. Кроме того, вне зависимости от калибра и габаритов авиабомб цветные кольцевые полосы были разной толщины и отличались по месту нанесения. Несмотря на некоторую закономерность в распределении цветов по типажам боеприпасов, система маркировки, предложенная в Химупре, вносила больше путаницы, нежели способствовала быстрой запоминаемости.
К примеру, у боеприпасов, специально спроектированных в качестве авиабомб, ее наносили в середине конуса головной части корпуса в виде кольцевой полосы шириной 20 мм или полностью окрашивали головную часть. У авиабомб, переделанных из артснарядов, кольцевые полосы наносили в середине утолщенной части корпуса за головкой оживальной формы.
За границы «устоявшейся логики» цветовой гаммы из красной, зеленой, белой и синей красок «выбились» только зажигательные авиабомбы с горючими корпусами, выполненными из сплава «электрон». Согласно упомянутой инструкции их головные части требовалось полностью окрашивать в желтый цвет. На самом деле их головки вообще не окрашивали. В технологической карте на производство ЗАБ-1э сказано, что после химической обработки их корпуса самостоятельно покрывались стойкой оксидной пленкой «канареечного» цвета. А вот стальное штампованное оперение, наоборот, требовало окраски в тот самый серый «бомбовый» цвет. Таким образом, лакокрасочное покрытие стабилизаторов просто продолжили до головной части боеприпаса.
_ По образцу 1934 г. остальные зажигательные авиабомбы требовалось маркировать одной красной полосой, осветительные - белой, а химические - зеленой. По всей видимости, к просто химическим в это время планировали относить лишь перспективные курящиеся авиабомбы ядовитого дыма. Зато несколькими строками ниже начальник Химупра РККА уточняет, что химические авиабомбы с нестойкими отравляющими веществами должны иметь головную часть, полностью окрашенную в зеленый цвет, а со стойкими - в красный. При этом у абсолютно безвредных чисто дымовых авиабомб голов¬ную часть полностью окрашивали в белый цвет.
По-видимому, для лучшей ориентации в химупровский перечень химических авиабомб из группы боеприпасов основного назначения попала осколочная авиабомба. Таким образом, зная, что обозначают ее одной кольцевой полосой синего цвета шириной 15 мм, красноармейцам было легче усвоить - если в маркировке подобная синяя соседствует с 10-мм зеленой полосой, то они имеют дело с осколочно-химической авиабомбой. Если же с белой, то это наверняка осколочно-дымовой боеприпас.
Однако не то чтобы превзойти артиллеристов, но хотя бы приблизиться к ним в области развития маркировочной системы окраски авиаторам так и не удалось. Там специалисты умудрялись цветными полосами обозначать даже различные материалы, использованные при изготовлении корпусов осколочных артснарядов. И хотя, как упоминалось выше, корпуса авиабомб тоже изготавливали из стали, чугуна и сталистого чугуна, в авиации сей факт, очевидно, считали не столь уж принципиальным.
В связи с очередной «реформой оперения авиабомб», когда в 1938 г. в ГСКБ-47 разработали более компактные стабилизаторы коробчатого типа, пришлось упразднить транспарант о наличии вложенных детонаторов. Надпись на оперении авиабомб некоторых калибров просто не вмещалась даже в несколько строк. Кроме того, в это время данная информация уже утратила свое практическое значение - запальные стаканы боевых авиабомб, как само собой разумеющееся, оснащали дополнительными детонаторами уже на снаряжательных заводах.
Между тем с мая 1939 г. на корпусах осколочных авиабомб калибром 2,5 и 8 кг было решено синюю полосу не наносить. А наружную поверхность боеприпасов этого типа калибром 2,5 кг вместо традиционной для мирного времени серо-голубой окраски разрешили при необходимости покрывать либо прозрачным быстросохнущим нитролаком, либо асфальтовым лаком № 67 черного цвета. Спустя полгода в дополнение к принятому правилу разрешили также корпуса АО-2,5 и АО-10-8 всех модификаций вместо окраски осаливать тонким слоем машинного масла.
19 марта 1940 г. очередную «Инструкцию по окраске и маркировке авиабомб» утвердил начальник ГУАС Красной Армии комдив Алексеев. Дело в том, что к этому времени авиаторам удалось «отобрать» у Химупра и перевести в свое ведение значительную часть авиабомб специального назначения. Зажигательные, осветительные и дымовые авиабомбы распределили среди боеприпасов основного и вспомогательного назначения. В распоряжении «химиков» остались лишь химические и осколочно-химические авиабомбы с жидкими ОВ, а также курящиеся ядовитого дыма. Закончилась подобная «авиареформа» перекрашиванием всех авиабомб по новой маркировочной системе.
Теперь цветные полосы наносили вокруг цилиндрической части корпусов авиабомб ближе к головной части. По уже сложившейся традиции боевые авиабомбы окрашивали снаружи двумя слоями масляной краски серо-голубого цвета (правда, уже в конце года для экономии краски покрытие потребовали выполнять однослойным). Боеприпасы фугасного действия, как и раньше, не имели маркировочных полос. В то время все авиабомбы внутри покрывали асфальтовым лаком № 67 для изоляции взрывчатого вещества от металла корпуса. Делали это на всякий случай. К примеру, если тротил никак химически не взаимодействовал с металлами, то часть корпусов авиабомб в мирное время просто складировали, создавая мобилизационный запас на случай войны. Поскольку до востребования они могли лежать сколь угодно долго, желательно было, чтобы, при этом корпуса не окислялись, поскольку никто не гарантировал, что в особый период их не снарядят какой-либо более химически агрессивной взрывчаткой.
Как известно, в период Великой Отечественной войны на оружейных заводах использовали технологии военного времени. На всех снаряжательных предприятиях процесс приведения защитных покрытий авиабомб в соответствие с требованиями военного времени занял около месяца и закончился где-то к середине августа 1941 г. Теперь снаружи поверхности их корпусов и оперений не окрашивали, а лишь «осаливали» тонким слоем машинного масла. При этом снарядную смазку наносили на резьбу пробок головного, донного или боковых очков под взрыватели, на подвесное ушко и крепежные детали бугелей.
И если в предвоенный период маркировку наносили на корпуса уже окрашенных фугасных авиабомб, то в военное - наоборот, на корпуса снаряженных боеприпасов перед их «осалкой». У фугасных авиабомб калибром 50 и 100 кг маркировку выполняли на цилиндрической части корпуса за подвесным бугелем. На одной стороне располагали служебную информацию в три строки: неполное наименование боеприпаса, наименование взрывателя и шифр взрывчатого вещества. С противоположной стороны в четыре строки - № снаряжа-тельного завода, № партии снаряжания, полностью год изготовления (снаряжания) боеприпаса и порядковый № авиабомбы в партии снаряжания. Правда, в некоторых случаях при нанесении маркировки на фугасных авиабомбах калибром 100 кг вторую и третью строку с № партии снаряжания и годом снаряжания объединяли. В этом случае первой позицией значился № партии, а через тире обозначали две последние цифры года снаряжания.
В связи с этим хотелось бы отметить любопытный казус в журнальной публикации одного из наших начинающих коллег. Он также исследовал вопросы истории развития отечественного бомбового вооружения, но до конца не разобрался в истинном смысле и принципах его маркировки. И потому в качестве примера привел шестизначный порядковый номер авиабомбы, видимо полагая, что их учет на заводе осуществлялся по принципу «сквозной нумерации», как в производстве автоматов или пистолетов.
Между тем порядковые номера авиабомбам присваивали на снаряжательных заводах (а не на механических) по окончании окраски снаряженной партии боеприпасов. Нумерация была организована в порядке возрастания, без пропусков, от первого до последнего по счету в данной партии. В условиях существовавшего ГОСТа партию для снаряжания могли составить корпуса боеприпасов одной модели, но поступившие с разных механических заводов. Величина партии снаряжания, можно сказать, имела обратную зависимость от калибра авиабомб. Но, откровенно говоря, в архивных документах нам не встречались порядковые номера авиабомб в партии снаряжания, превышающие 230-й применительно к ФАБ калибром 50 кг.
У фугасных авиабомб калибром 50 кг, переделанных из артснарядов улучшенной баллистики (увеличенной дальности стрельбы), маркировку наносили на оживальной части корпуса боеприпаса, то есть там, куда удобнее всего было приложить трафарет. При этом порядковый номер боеприпаса в партии снаряжания не указывали. Авиабомбы этого же калибра, но выполненные из снарядной штамповки, содержали тот же объем служебной информации с той лишь разницей, что ее наносили на цилиндрической части корпуса боеприпаса за бугелем.
Фугасные авиабомбы калибрами 250, 1000 и 2000 кг маркировали на цилиндрической части корпуса перед основным подвесным бугелем, причем в информации о снаряжательном заводе использовали четыре строки. Пожалуй, исключение составляли лишь ФАБ-250сч, на которых служебную маркировку наносили весьма своеобразно - первую строку перед основным бугелем, две последующие - между основным и дополнительным, а четвертую строку - за дополнительным бугелем на цилиндрической части корпуса боеприпаса.
Фугасные авиабомбы калибром 5000 кг не маркировали. Ввиду незначительного числа этих боеприпасов (по некоторым данным, всего 48 штук) они не требовали никакой эксплуатационной и прочей служебной информации. Каждый факт подготовки этих авиабомб к применению был сравним разве что со священным ритуалом, выполнявшимся наиболее квалифицированными специалистами полка Авиации дальнего действия из Резерва Ставки Верховного Главнокомандующего.
С окраской и маркировкой осколочных авиабомб все было намного сложнее. Внутренние поверхности боеприпасов (за исключением резьбовых соединений), как и у фугасных авиабомб, изолировали от взрывчатого вещества асфальтовым лаком № 67. Напомним, что, хотя в мирное время все авиабомбы снаружи окрашивали в серо-голубой цвет, для боевых образцов осколочных авиабомб калибром 2,5 кг с 1939 г. было сделано исключение. По усмотрению снаряжательных заводов их разрешалось либо красить в черный цвет, либо покрывать прозрачным лаком. В годы войны требования к этому покрытию не претерпели изменений.
А также, как говорилось выше, с мая 1939 г. на осколочных авиабомбах калибрами 2,5 и 8 кг синюю полосу цветовой маркировки было принято не наносить. Впрочем, для двух боеприпасов - авиабомб АО-8м6бис и АО-10сч с футлярным снаряжанием - было сделано исключение, и синюю полосу на оживальной части их корпуса продолжали наносить на протяжении всей Великой Отечественной.
В ходе войны наружные поверхности бомб калибром 2,5 кг вместо окраски или лакировки разрешили всего лишь смазывать машинным маслом. Перед этим на цилиндрической части проточки их корпусов изо всей маркировки наносили черной краской лишь № снаряжательного завода. Поскольку боеприпасы этих моделей оставались на вооружении и по окончании Великой Отечественной войны, с середины 1945 г. их вновь начали окрашивать краской серо-голубого цвета или покрывать прозрачным лаком. А с 1948 г. на корпусах осколочных авиабомб малых калибров снова начали наносить синюю маркировочную кольцевую полосу шириной 15 мм.
Маркировка осколочных авиабомб калибром 25 кг также имела свои особенности. Корпуса боеприпасов, за исключением резьбы в очке для установки головных взрывателей, а также ушка и крепежных деталей бугеля, не окрашивали и не смазывали. В итоге после горячей заливки расплавами взрывчатых веществ авиабомбы неизбежно покрывались легким налетом окалины. В зависимости от продолжительности хранения боеприпасов на складах слой ржавчины пропорционально нарастал. Между тем на снаряжательных заводах независимо от модели авиабомбы в 100 - 120 мм от головного среза на корпусах авиабомб наносили синюю кольцевую полосу шириной 15 мм.
Текстовую маркировку наносили краской черного цвета по трафарету, помещая ее на корпусе боеприпаса между синей полосой и подвесным бугелем. На одной стороне авиабомбы в три строки - № снаряжательного завода, № партии снаряжания и полностью год снаряжания. В том же месте, но с противоположной стороны - весовая группа авиабомбы с округлением до 5 кг, наименование взрывателя и шифр взрывчатого вещества.
У осколочных авиабомб калибром 50 кг система маркиров¬ки отличалась от применяемой на 25-килограммовых. Так, внешнюю поверхность боеприпасов в военное время смазывали машинным маслом, а в послевоенное сразу начали окрашивать серо-голубой краской в два слоя. Цветовую маркировку виде синей полосы не использовали вовсе. Текстовую информацию на цилиндрической части их корпусов наносили за подвесным бугелем. При этом на одной стороне в три строки значилось полное наименование боеприпаса, наименование взрывателя и шифр взрывчатого вещества. На том же месте с противоположной стороны также в три строки по трафарету наносили № снаряжательного завода, № партии снаряжания и полностью год снаряжания. У осколочных авиабомб калибром 50 кг, снаряженных сыпучими смесями взрывчатых веществ методом шнекования, кроме того, четвертой строкой указывали и порядковый № боеприпаса в партии снаряжания.
Противолодочные авиабомбы, принятые на вооружение в 1941 г., в предвоенный период даже не успели окрасить по требованиям мирного времени. В течение всей войны корпуса ПЛАБ-100 не окрашивали, а смазывали машинным маслом. И лишь со второй половины 1945 г. на корпусах боеприпасов этого типа, окрашенных краской серо-голубого цвета, начали наносить по одной фиолетовой и синей полосе шириной 30 мм.
Боеприпасы созданного в ходе войны класса противотанковых авиабомб кумулятивного действия в зависимости от снаряжательного завода и ритмичности поставок лакокрасочных материалов окрашивали либо быстросохнущей краской серо-голубого цвета, либо покрывали прозрачным шеллачно-канифольным или ЛБС-лаком. В некоторых случаях органы военной приемки допускали покрытие корпусов авиабомб олифой или смазку машинным маслом. Вся служебная текстовая маркировка противотанковых авиабомб ограничивалась лишь номером снаряжательного завода на одной стороне цилиндрической части корпуса. Следует отметить, что симпатичную цветовую маркировку из красной и фиолетовой кольцевых полос шириной 15 мм на всех ПТАБ-2,5-1,5 и ПТАБ-10-2,5 (в том числе выпущенных до 1945 г.) нанесли только к 1948 г.
Практические авиабомбы не принято было окрашивать ни в мирное, ни в военное время. С учетом специфики транспортировки и хранения боеприпасов этого класса все внутренние поверхности корпусов авиабомб покрывали асфальтовым лаком № 67, а внешние - слоем машинного масла. Кроме того, тонким слоем снарядной смазки были осалены резьба пробок головного очка под взрыватель, подвесное ушко и крепежные детали подвесного бугеля. Таким образом, внешне боеприпасы выглядели подобно только что снятым с токарного станка, сохраняя естественную окраску материалов деталей. Правда, в некоторых случаях фанерные детали оперения у практических авиабомб покрывали черным асфальтовым лаком № 67 либо окрашивали в защитный цвет. На некоторых заводах оперение практических авиабомб полностью окрашивали и в серо-голубой цвет. Хотя можно предположить, что это были стандартные узлы, предназначенные для установки и на боевых авиабомбах.
В военное время на корпусах практических авиабомб за подвесным бугелем черной краской по трафарету наносили в три строки данные по двузначному № снаряжательного завода, № партии снаряжания и полностью год снаряжа-ния. С противоположной стороны на этом же месте также в три строки - тип авиабомбы, надпись «ПРАКТИЧЕСКАЯ» и наименование взрывателя.
В ходе войны цветовой маркировки не имели и агитационные авиабомбы. Но поскольку их корпуса изготавливали в основном из древесины, эти боеприпасы пришлось окрашивать. Вполне естественно, что при условии полной мобилизации экономики страны на нужды фронта наиболее доступной была краска защитного цвета. Таким образом, за АГИТАБами «закрепили» зеленый цвет корпуса.
Недавно в одном из коммерческих журналов было отмечено, что когда на вооружение ВВС КА поступили американские бомбардировщики А-20 «Бостон» и В-25 «Митчел», то у советских авиабомб перед подвеской на них приходилось раздвигать бугели с подвесными ушками. Это обусловило то, что зарубежная подвесная база для авиабомб 3-й весовой группы и выше превышала советский стандарт в 250 мм и составляла 355 мм. По мнению автора, после такой операции на местах прежнего крепления бугелей могли оставаться полосы неокрашенного металла или ржавчина.
Несомненно, автор прав, но лишь отчасти. Дело в том, что упомянутые машины в рамках поставок по ленд-лизу начали поступать в ВВС КА в 1942 г. К этому времени отечественная промышленность полностью перешла на технологии производства боеприпасов с отступлениями, допустимыми в военный период. Таким образом, корпуса авиабомб, как было отмечено в середине этой главы, вообще не окрашивали, а осаливали тонким слоем пушсала или машинного масла. Поэтому перемещение бугелей подвесной системы никоим образом не отразилось бы на эстетическом виде боеприпасов.
К тому же «раздвигать бугеля», то есть перемещать на другое место основной бугель и дополнительный, - не столь уж и безобидное занятие. В Красной Армии основной бугель с подвесным ушком всегда требовалось фиксировать в плоскости центра тяжести авиабомбы, а дополнительный - в 250 мм позади него (незначительные временные отступления от этого непреложного правила всегда относили к разряду нонсенса). Поэтому перед подвеской отечественных авиабомб от 250 кг и выше на замки американских машин, по-видимому, сдвигали все же только дополнительный бугель с подвесным ушком.
И последнее. Даже если подобную операцию по перемещению дополнительного бугеля назад на 105 мм доводилось выполнять с авиабомбами, изготовленными в довоенный период, все равно неокрашенной или ржавой полосы на корпусе боеприпасов не оставалось. Просто по требованиям руководящих документов того времени окрашивали на снаряжательных заводах авиабомбы полностью. Бугелями же подвесной системы их оснащали уже на складах и базах хранения. При этом бугели даже в мирное время не окрашивали, а осаливали машинным маслом с обеих сторон. Пушсалом же требовалось обильно покрыть подвесное ушко и силовой узел крепления хомута на авиабомбе.
С целью предохранения от коррозии наружная поверхность авиабомб окрашивается быстро сохнущей краской. Наружная поверхность авиабомб калибра до 3 кг может быть покрыта лаком.
Для опознавания типа авиабомбы, ее веса, рода взрывчатого вещества. номера снаряжательного завода, года снаряжения, номера партии, баллистической характеристики и наименования применяемого взрывателя окрашенные или покрытые лаком авиабомбы маркировались нанесением букв, цифр и специальных цветных знаков.
Отличительным знаком типа авиабомбы являются цветные кольцевые полоски, нанесенные вокруг цилиндрической части корпуса. Ширина цветного кольца 15 или 30 мм. Расстояние между полосками — 10 мм.

В табл. 1 приведены цвета кольцевых полосок, определяющих тип авиабомбы.

Тип авиабомбы Количество Цвет опознавательного кольца
опознавательных колец
Фугасные Нет
Осколочные Одно Синий
Осколочно
-фугасные Два Синий
Зажигательные Одно Красный
Светящие Одно Белый
Фотографические Два Белый
Дымовые Одно Желтый
Бронебойные Одно Фиолетовый
Бетонобойные Два Красный
Противотанковые Два Фиолетовый и красный

Применяемые для снаряжения авиабомб взрывчатые вещества имеют сокращенные обозначения, представляющие первую букву наименования взрывчатого вещества, если оно состоит из одного слова, или первые буквы слов при сложном наименовании.

В табл. 2 приведены сокращенные обозначения снаряжения авиабомб.

Взрывчатое вещество Сокращенные обозначение

Тротил Т
Гексоген Г
Аммотол 50/50 А/50
Аммотол 60/40 А/60
Аммотол 80/20 А/80
Тротил-Гексоген-Аллюминй (сплав) ТГА
Аммонит АТ
Тетрил -
Мелнинит -
Русский сплав РС
Французская смесь Ф
Шнейдерит 88/12 ШН
Аммонит 88/12 АТ
Пентрит ТЭН

На одной стороне корпуса авиабомбы (рис. 6) трафаретные знаки наносились в следующем порядке: вес авиабомбы, наименование взрывателя и сокращенное обозначение взрывчатого вещества.
На другой стороне авиабомбы нанесены: номер снаряжательного завода, номер партии, год снаряжения и номер авиабомбы (ставилось только на авиабомбах калибра 50 кг и более).

Источник: "ПИРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ" (организация и ведение работ по обнаружению, откопке, обезвреживанию и уничтожению боеприпасов в населенных пунктах). Под редакцией И.П. НОВИЧЕНКО

Источник: Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.
Спасибо Johann за исчерпывающую информацию.
Спасибо!
Спасибо!
Страницы: 1


«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат