Регистрация Вход · Почистить куки
Страницы: 1 2 След.
RSS
ГИБЕЛЬ ИМПЕРИИ, не Российской...
Всем доброго дня. Сегодня будет рассказ о гибели Византии. Случилось так, что сценой для драматического финала стала крымская земля.
29 мая 1453 г. турки взяли Константинополь. Последний император Константин Палеолог пал в сражении. Обычно это событие и считается концом Византии, но она еще просуществовала 22 года. Правопреемницей империи Константинопольской стала империя Трапезундская, до 1204 г. бывшая частью Византии. В 1461 г. её за 5 недель завоевали турки. Последний трапезундский император Давид Великий Комнин сдался в плен и спустя 2 года был казнен в Константинополе. Вместе с ним казнили его шестерых сыновей и племянника. Но и это был не конец. Оставалась еще одна византийская территория, не завоёванная турками – крошечное княжество Феодоро в Крыму.
Когда и при каких обстоятельствах княжество возникло – неизвестно. До взятия крестоносцами Константинополя в 1204 г. Крым (кроме северной, степной части) был территорией Византии, а после – вошел в состав Трапезундской империи. Поначалу власть трапезундского императора была здесь сильна, но скоро ослабла, и крымчане остались предоставленными самим себе. Хотя Херсон формально подчинялся Трапезунду до самого конца.
XIII век был непростым для Крыма временем. В 1223 г. сюда вторглось неведомое ранее зверообразное племя – монголо-татары. Они разграбили Сугдею (сейчас Судак) и ушли, но обещали вернуться. И вернулись, заняв степной Крым и образовав золотоордынский улус с центром в Солхате (сейчас Старый Крым). В 60-х годах на южном побережье высадился передовой отряд католической экспансии – генуэзцы, а немного позднее – их извечные конкуренты венецианцы. Больший успех сопутствовал генуэзцам, они обзавелись здесь жирненькими колониями с центром в Кафе, построенной на развалинах древней Феодосии. Юго-западная, горная часть полуострова осталась в стороне от этих событий. Именно здесь и возникло православное княжество, ставшее последней византийской территорией.
Первое упоминание о Феодоро в письменных источниках относится к 1361/62 гг, а первое упоминание о правителе княжества – к 1363-му. В этом году феодоритский князь Димитрий совместно с татарскими правителями Солхата и Кырк-Ора (сейчас Чуфут-кале) участвовал в походе против Литвы. В сражении на Синих Водах (река Синюха, приток Южного Буга) крымские союзники потерпели поражение от войск литовского князя Ольгерда. Столицей княжества был город Феодоро, расположенный на плоской вершине горы Мангуп. Сейчас это крупнейший пещерный город Крыма. Высота горы над уровнем моря – 584 м, над окружающим пейзажем она возвышается на 250-300м. Площадь плато – 90 га. Еще в VI веке здесь по приказу императора Юстиниана I была построена крепость Дорос. Византийские военные инженеры сполна использовали природную неприступность горы, закрыв фортификациями оставленные природой бреши. Впоследствии оборонительные сооружения Дороса многократно ремонтировались и перестраивались. Немаловажное обстоятельство – наличие на плато источников пресной воды (сейчас их там 2). О династии феодоритских правителей известно очень мало. Предполагается, что княжеством правили Гаврасы – византийский аристократический род армянского происхождения, состоявший в родстве с императорскими династиями Комнинов и Палеологов. Наиболее известный представитель этого рода – живший во 2-й половине XI века Феодор Гаврас Стратилат, святой воин и мученик Христов. В средневековом Крыму он был почитаем.
О жизни княжества в XIII-XIV веках сохранились только отрывочные сведения. Известно, что феодориты враждовали с генуэзцами, а с татарами дружили, хоть и платили им дань. Крепостного права здесь, похоже, не было. В 90-х годах XIV века Феодоро было втянуто в большую войну между Золотой Ордой, которой тогда правил Тохтамыш и Самаркандом во главе с печально известным Тамерланом. Тохтамыш войну проиграл, бежал в прикаспийские степи, где был убит в 1406 г. Войска Тамерлана предали Крым огню и мечу. Город Феодоро был взят штурмом и полностью разрушен, а все его население – беспощадно вырезано. Князь Стефан бежал в Москву. Казалось, княжеству нанесен смертельный удар. Но оно выстояло, более того – стало богатым и процветающим. XV век стал временем наивысшего расцвета Феодоро и наибольшей известности.
Расцвет княжества связан с именем Алексея, предположительно младшего сына Стефана. Этот энергичный и умный правитель заново отстроил столицу, восстановил другие крепости и построил порт в Каламите (сейчас Инкерман), ставший серьёзным конкурентом генуэзских Кафы и Сугдеи. Алексей прекратил платить дань татарам, но отношения с ними остались дружескими. Алексей обзавелся еще одним союзником в лице Трапезунда. Он выдал свою дочь замуж за трапезундского царевича Давида (впоследствии последний трапезундский император), а своего сына Иоанна женил на трапезундской царевне. Почувствовав себя достаточно сильным, Алексей решил отобрать у генуэзцев крепость Чембало (сейчас Балаклава). Когда-то она называлась Символон и принадлежала грекам, но в 1345 году была захвачена генуэзцами. Попыток вернуть крепость было 2: в 1422 и 1433 годах. В обоих случаях события развивались по одному сценарию: греки захватывают Чембало, генуэзцы её отбивают назад и у них не хватает сил развить свой первоначальный успех. Во время второй войны Алексей умер или был убит. Престол занял его сын – тоже Алексей. В 50-х годах княжеством стал править некий Улубей. Но это не имя, а татарское прозвище, соответствующее современному «большой босс». Христианское имя этого князя неизвестно, неизвестно кем он приходился предыдущим правителям. После завоевания турками Трапезундской империи он принял императорский титул. До этого феодоритские правители титуловались «повелителями Феодоро и Поморья». В 1471 г. Улубей умер и новым князем стал его брат Исаак, занявший престол в обход Александра, сына Улубея. Как следует из письменных источников, Исаак титуловался автократором, то есть самодержцем. Отлично понимая турецкую угрозу, Исаак пошел на примирение с генуэзцами. Он посетил Кафу, где подписал договор. Увы, созданию действенного союза сильно препятствовала двойная игра алчных и двуличных латинян. Отношения с недавно возникшим Крымским ханством оставались дружественными, но надеяться на татар было нельзя. После смерти первого крымского хана Хаджи-Гирея (1466 г.) в ханстве началась кровавая борьба за власть и там творился полный бардак. Да и протурецкие настроения среди татар были сильны. Пришлось искать других союзников. Исаак выдал свою племянницу замуж за молдавского господаря Стефана Великого. Заодно отправил в Молдавию ее брата и своего соперника Александра. Кроме того, Исаак предложил московскому государю Ивану III женить его старшего сына и наследника Ивана Ивановича на своей дочери. Иван III на такой брак согласился, но он не состоялся из-за турецкого вторжения. Невеста Ивана Ивановича попала в султанский гарем.
В конце 1474 или в начале 1475 г. Исаак умер и престол занял неизвестный по имени правитель, предположительно сын Исаака. В турецких документах он именуется «техур», этим словом турки обозначали любого правителя. Правил «техур» очень недолго, он был свергнут Александром, неожиданно появившимся в столице во главе отряда из 300 валахов. Но и правление Александра было недолгим. 31 мая 1475 г. к берегам Крыма подошла огромная турецкая эскадра с многотысячным войском на борту. Командовал экспедицией великий визирь Гедик Ахмед-паша. Первой жертвой захватчиков стала Кафа. Город имел очень серьёзные оборонительные сооружения и выглядел неприступным. Но сдался на 6-й день осады, так и не оказав сколько-нибудь серьёзного сопротивления. Ожесточенный отпор получили османы в Сугдее. Но силы были далеко не равны. Немногие уцелевшие защитники во главе с консулом Христофоро ди Негро сгорели в подожжённой турками церкви. Другие приморские крепости вели себя по-разному. Одни сдавались, другие сопротивлялись. Так, упомянутая Чембало сдалась без единого выстрела, а её консул пытался бежать, но был схвачен турками и позже удушен. Зато принадлежавшие феодоритам крепости Алустон (сейчас Алушта) и Фуна (около современного села Лучистого) оказали османам сопротивление и погибли в огне. Взяв под контроль побережье, 40-тысячная турецкая армия двинулась на Мангуп. Великий визирь сразу решил сделать ставку на артиллерию, столь хорошо показавшую себя при осаде Константинополя, потому в Крым турки привезли разнообразные пушки, в том числе и стреляющие ядрами калибром 40 см. Доставить этих монстров к Мангупу было совсем непросто. У греков никаких пушек не было, имелись только камнеметы. Гарнизон Мангупа состоял из 1500 воинов, а всего в городе находилось 30 тыс. человек.
Первоначально турки расположили батарею с юга, напротив заложенной камнем расселины Демир-капу. После обстрела последовал штурм. Однако слишком крутой склон и согласованные действия защитников не позволили достичь успеха. Сказалось и несовершенство тогдашней артиллерии. Хотя турецкие пушки посылали ядра метров на 800, дистанция эффективного огня не превышала 200 метров, а тут до стены были все 300. Пришлось искать другое место, его нашли с севера, у подножия мыса Елли-бурун. Здесь у защитников было меньше возможностей для организации флангового обстрела, а расстояние до стены, перекрывающей устье небольшой балки, составляло менее 200 метров. Феодориты попытались воспрепятствовать занятию противником столь удобной позиции. В турок полетели стрелы и камни. Но турецкое командование в таких случаях не дорожило жизнями своих солдат. Потеряв две сотни человек, турки батарею таки разместили. Она открыла огонь. Стена, усиленная с тыльной стороны насыпью из камней и земли, неплохо держала удары. Во время раскопок здесь были найдены скелеты защитников, погребенных под каменными завалами. Очевидно, эти люди наблюдали за тем, чтобы враг под прикрытием артиллерии не пошел на приступ, и выполнили свой воинский долг до конца. В камнях стен археологи находили вонзившиеся наконечники турецких стрел. Количество собранных осколков ядер исчисляется тысячами, некоторые ядра найдены засевшими в кладке. В итоге стена стала разрушаться, и турки пошли на штурм, отбитый защитниками. За ночь стену починили. Латать оборонительные сооружения приходилось многократно, сбить турецкую батарею не получилось. Феодориты стали разбирать свои дома для ремонта стен и обстрела врага. Осада Мангупа длилась полгода, за это время было отбито 5 вражеских штурмов. Для сравнения: Константинополь турки взяли менее чем за 2 месяца. По свидетельству турецкого дипломата XVII века Эвлии Челеби турки на осаде Мангупа потеряли убитыми 7 тыс. человек, возможно эта цифра несколько преувеличена. Наконец, османы пошли на хитрость. Они убедительно сымитировали паническое бегство, выманили осажденных из крепости и на их плечах ворвались в город. Легенда гласит, что турки взяли крепость благодаря предательству некоторых бояр. Это вполне вероятно, турецкие источники сообщают, что вышеупомянутый «техур» собирался подчиниться султану, и вряд ли он действовал один.
Когда враги ворвались в город, Александр с остатками гарнизона заперся в цитадели на мысе Тешкли-бурун. Это природный бастион: с двух сторон обрывы почти 100-метровой высоты, с третьей – оборонительная стена с большим донжоном. Османам здесь было оказано отчаянное сопротивление, свидетельством чему стал кузнечный горн, обнаруженный археологами у ворот. Вокруг горна были найдены гвозди, из которых здесь ковали наконечники стрел. Туркам пришлось подтянуть сюда пушки. Исчерпав все возможности сопротивления, Александр сдался и был казнен в Стамбуле, казнили и других членов княжеской семьи, женщины попали в султанский гарем. Трагической участи мангупских князей избежали их дети. Малолетних княжичей отправили в Стамбул, где обратили в ислам и соответствующим образом воспитали при султанском дворе. Среди них был один из сыновей Александра. Другому каким-то образом удалось спастись, он прибыл на Русь. Позже он постригся в монахи под именем Харлампия и стал игуменом Спасо-Елиазаровского монастыря на Псковщине.
Захватив город, турки учинили жестокую резню. При раскопках мангупской базилики археологи нашли массовое захоронение жертв османского террора. Уцелевших обратили в рабство. Крепость была объявлена султанской собственностью. На территории бывшего княжества турки организовали кадылык. Центром его остался Мангуп, в связи с чем были произведены ремонт и реконструкция оборонительной системы. В 1493 г. город сильно пострадал от пожара и стал пустеть. В XVII веке здесь жили только немногочисленные гарнизонные янычары, немного татар и караимская община. После заключения Кючук-Кайнарджийского мира (1774 г.) турки и татары покинули крепость, а в 1793 г. отсюда ушли караимы.
Дальше будут иллюстрации. Фоты мои, картинки нарыты по разным ресурсам.
Феодоро накануне завоевания турками.
Рисунок
00.GIF (155.68 КБ)
План-схема Мангупа.
Пользователь добавил изображение
01.jpg (122.43 КБ)
Вид на Мангуп.
Пользователь добавил изображение
02.jpg (107.89 КБ)
Оборонительная стена цитадели.
Пользователь добавил изображение
03.jpg (143.66 КБ)
Донжон. Фасадная стена обрушилась в середине прошлого века. Она имела угрюмый крепостной вид, создававшийся узкими бойницами.
Со стороны мыса донжон имеет более приветливый дворцовый характер.
Рисунок
04.jpg (182.62 КБ)
Рисунок
05.jpg (191.9 КБ)
Оконечность мыса Тешкли-бурун. Когда-то здесь возвышалась башня, от которой остались только вырубки в скале.
Рисунок
06.jpg (180.91 КБ)
Княжеский дворец. Он стал одним из очагов сопротивления ворвавшимся в город османам и был ими полностью разрушен.
Таким он был когда-то.
Рисунок
07.jpg (193.12 КБ)
Пользователь добавил изображение
08.jpg (85.7 КБ)
Расселина Демир-капу.
Пользователь добавил изображение
08_1.jpg (71.66 КБ)
Оборонительная стена.
Рисунок
09.jpg (230.21 КБ)
Крепость Фуна – владение князя Александра и найденная там плита с монограммами.
Рисунок
10.jpg (150.82 КБ)
Рисунок
10_1.jpg (183.88 КБ)
Рисунок
11.jpg (224.19 КБ)
Реконструкция внешнего вида крепости и её макет.
Пользователь добавил изображение
11_1.GIF (14.83 КБ)
Рисунок
11_2.jpg (147.91 КБ)
Как выглядели храбрые феодориты неизвестно. Вероятно, они были похожи на защитников Константинополя и Трапезунда.
Пользователь добавил изображение
12.jpg (98.68 КБ)
Пользователь добавил изображение
13.jpg (92.84 КБ)
Взятие турками Константинополя и гибель императора Константина. На Мангупе тоже происходило нечто похожее.
Пользователь добавил изображение
14.jpg (135.67 КБ)
Спасибо. Очень интересная и трагичная история...
Sua cuique sunt vitia.
В продолжение темы расскажу о феодоритах, имевших отношение к Руси. В «Задонщине» говорится, что Дмитрий Донской, отправляясь с войском на Куликово поле «захватил с собой мужей знатных… купцов-сурожан, 10 человек как свидетелей, что бы Бог не устроил, а они расскажут в дальних странах как купцы знатные». Сурож – так на Руси называли Судак, но и Черное море на Руси называлось Сурожским, так что сурожанами называли не только выходцев из Судака, но и купцов, торговавших в Причерноморье. Среди «купцов-сурожан» назван некий Косьма Ковря. То есть Гаврас, человек из мангупской княжеской семьи. Зачем понадобилось брать в поход этих купцов – неясно. Не приходится сомневаться, что мир узнал бы об исходе Куликовской битвы и без них. Но участие в сражении феодорита (может и не одного?) вполне логично. Ведь Мамай дружил с врагами феодоритов генуэзцами. На Куликовом поле в войске Мамая были генуэзские наемники.
В 1513 г. Москву посетил посол султана Селима Грозного Кемаль, князь Мангупский, по прозвищу Феодорит. В 1522, 1524 и 1530 годах Москву посещал посол Сулеймана Великолепного Скиндер, князь Мангупский. Вероятно, это были увезенные в Стамбул и обращенные в ислам феодоритские княжичи либо их ближайшие потомки, за которыми был сохранен титул, но уже без всякой реальной власти. Со Скиндером связана целая шпионско-детективная история. Он состоял в переписке с известным Максимом Греком и будучи в Москве посещал группировавшийся вокруг Максима кружок «нестяжателей». Позже кружок был разгромлен, а все его члены арестованы. Максим, помимо прочего, был обвинен еще и в шпионаже в пользу Турции. В 1531 г. Максима отлучили от причащения святых тайн и отправили в заключение в тверской монастырь. Здесь он провел более 20 лет. Об его освобождении просили 3 вселенских патриарха и афонская братия, но тщетно. Максима освободили незадолго до смерти. В 1988 г. Максим Грек был канонизирован церковью. Кстати, в переписке со Скиндером состоял еще и новоспасский архимандрит Савва Грек, тоже обвиненный в шпионаже.
Некоторые из Гаврасов поселились на Руси. Один из них даже был причислен к лику святых. Это Кассиан Учемский, в миру Константин Гаврас. Он прибыл в Москву в 1473 г., в свите Софьи Палеолог, невесты Ивана III и определился боярином к ростовскому архиепископу Иосафу, с которым затем удалился в Ферапонтов Белозерский монастырь, где постригся в монахи под именем Кассиан. Позже основал монастырь на берегу устья реки Учьмы, при впадении ее в Волгу, в окрестностях Углича. Умер в 1504 г., в возрасте 102-х лет.
Важную роль в русской истории сыграли потомки князя Стефана, бежавшего в Москву от Тамерлановых головорезов. На Руси князя звали Степан Васильевич Ховра. Он прибыл в Москву вместе со старшим сыном Григорием и поселился прямо в Кремле. На старости лет постригся в монахи под именем Симон. А Григорий принял участие в основании в Москве монастыря, названного Симоновым (располагался в районе современной станции метро «Автозаводская»). От Григория произошли боярские роды Ховриных и Головиных. Во многом благодаря Ховриным Москва стала столицей. Ведь, как известно, московский князь Василий II был взят в плен своим конкурентом, тверским князем Дмитрием Шемякой и по приговору образцово-показательного суда (вошел в историю как «Шемякин суд») был ослеплен и посажен в тюрьму. Из тюрьмы Василию, прозванному за свою слепоту Темным, помогли бежать, он собрал войско, отвоевал Москву, взял Тверь и казнил Шемяку. На войско требовались деньги, их дала группа бояр, среди которых были и Ховрины. Сын Григория Ховры Владимир Ховрин получил должность казначея (т.е. министра финансов), казначеем стал и сын Владимира Иван Ховрин-Голова, тем самым положив начало традиции назначать государевых казначеев из рода Головиных. В 1453 г. Иван прибыл в Константинополь с посланием от Василия II и деньгами. Он стал свидетелем осады и взятия Константинополя турками и сумел уцелеть. Другой представитель рода Ховриных, Иван Ховрин-Хозюк отправившись в паломничество, заехал к своим мангупским родственникам и был застигнут турецкой осадой. Боярин погиб при осаде Мангупа или стал жертвой турецкой резни.
Род Головиных в XVI-XVII веках выдвинул 8 окольничих и 6 думных бояр, известны из этого рода воеводы и стольники. Петр I доверил Головиным самое ответственное дело – флот. При нем Федор Алексеевич Головин стал генерал-адмиралом, а Николай Федорович и Иван Михайлович Головины – адмиралами. Матерью Федора Никитича Романова (это отец царя Михаила Федоровича и патриарх Филарет) была Дарья Владимировна Головина. Так что цари из династии Романовых – тоже потомки феодоритских князей, хоть и непрямые. Бояре Головины числятся и среди предков Пушкина.
Знаменитый мангупский клад еще ищут?!
А что за клад такой?
Sua cuique sunt vitia.
Да знаете, с Мангупом столько легенд связано. И что там находится вход в параллельный мир. И насчет тени убиенного мальчика, бродящей там аки тень отца Гамлета. И что Святой Грааль там находился(о его поисках нацистами я уже писал). Ну и насчет кладов, зарытых там не то турками, не то греками.
Княжество богатое было. Те защитники, которые в цитадели до конца бились, после того как турки по наводке предателя повредили внутренний колодец и источник иссяк, ушли потайным путем.Турки их настигли и перерезали всех.Но ничего не нашли. Легенд много, но сокровища реальны, так же как и клады Батыя и Наполеона.Только найти их нереально. Если применимо к Мангупу, то он стоит на пустотах. Источники истекают из подземного озера (озер?!),как утверждают специалисты. Армию можно заховать, что там несколько тонн драгоценностей. Вот и ищут уже несколько веков, вплоть до промышленных способов способов. Параллельно лет пятьдесят , пожалуй, археологи копали. Сейчас не знаю. Но скорее всего, еще усердней, чем при Союзе. Думаю, что и кладокопатели кладокопают. Что интересно, у наиболее продвинутых особые методы. Считается, что этот клад откроется сам исключительно продвинутому духовно человеку.Столько народу через Мангуп в мистику ушло! Многие навсегда.
А Вы вообще на Мангупе были хоть раз? Колодец там только один, в цитадели и он действовал еще и при турках. Вода в источниках (их там сейчас 2 и они чуть ли не на вершине горы) не из каких подземных озер, а из атмосферы. Да, гора работает как природный конденсатор влаги. Потайной путь, которым ушли защитники - легенда, он ни в каких документах не упоминается и его никто не видел. Да и куда они уйти могли? Вокруг были турки.
Да, кстати. Если можно, добавлю несколько строчек к великолепнейшему реферату (да-да, вполне научный доклад)"Саурона". После того, как последние жители покинули город, еще несколько лет, а может и пару десятков, в одном из пещерных храмов еще оставалась христианская община. Еще одна немаловажная деталь. Один из московских царей или великих князей (уж не помню, а искать-лень, не обезсудьте, но факт исторический) пытался породниться с феодоритами, даже присылал послов-сватов, но что-то там не срослось. А жаль. Впрочем, и без этого Мангуп сыграл немаловажную роль в деле преемственности Москвой орлов Третьего Рима. И наверняка эта тема не случайно возникла из огромных раскаленных недр Каропкодруина...
Цитата
Сергей  Финченко пишет:
Один из московских царей или великих князей (уж не помню, а искать-лень, не обезсудьте, но факт исторический) пытался породниться с феодоритами, даже присылал послов-сватов, но что-то там не срослось. А жаль. Впрочем, и без этого Мангуп сыграл немаловажную роль в деле преемственности Москвой орлов Третьего Рима. И наверняка эта тема не случайно возникла из огромных раскаленных недр Каропкодруина...
Ну да. Это Иван III, хотевший женить своего сына на дочери князя Исаака. О чем у меня написано.
А вот насчет Третьего Рима - да. Здесь без феодорита дело не обошлось!
В свое время византийские богословы разработали теорию «Священного царства», земного отражения царства небесного. Под которым, понятно, подразумевалась Византия. Царский чин в этой теории рассматривался как чин церковный, причем выше патриаршего. Со всеми вытекающими отсюда выводами. Интересно, что именно так воспринимал царя Н.В. Гоголь, царь представлялся ему священником на троне, который, «возболев духом о всех, скорбя, рыдая и молясь день и ночь о страждущем народе своем, приобретает тот всемогущий голос любви, который один только может быть доступен разболевшемуся человечеству…»
Когда в 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь, возникла теория «Странствующего священного царства», вспомнили, что до Константинополя был Рим. А формула «Москва – третий Рим» впервые была озвучена иеромонахом Спасо-Елиазаровского монастыря Филофеем в письмах к думному дьяку Мунехину и великому князю Василию III в 20-х годах XVI века. Биографические сведения о Филофее практически отсутствуют, известно только, что он умер игуменом своего монастыря, но письма писал еще будучи монахом. О себе Филофей сообщает следующее: «Человек я сельский, грамоту знаю, но еллинской науки не проходил, ораторских сочинений не читал, с мудрыми философами в беседе не бывал». Но из его писем выявляется обратное! Он в них излагает ту самую «еллинскую науку», а именно концепцию «странствующего царства». Никаких славословий ни Москве как таковой, ни великому князю. Только изложение концепции с призывом сделать Москву третьим Римом. Падение второго Рима - Константинополя он объясняет изменой православию, унией с Римом. В составлении этих писем несомненно принимал участие человек, хорошо знакомый с византийским государственным и каноническим правом и вообще универсально образованный. И такой человек действительно был тогда в Спасо-Елиазаровском монастыре, это его игумен, упомянутый мной ранее Харлампий, сын последнего мангупского князя Александра. Не исключено, что Харлампий избрал Филофея выразителем своих идей. Голос русского монаха звучал для царских дьяков приятнее, чем голос грека-эмигранта. И не зря Филофей потом стал игуменом…
Эсхатологическая концепция «Третьего Рима» не стала официальной доктриной России, но влияние на дальнейшую судьбу страны оказала.
Цитата
SAURON пишет:
А Вы вообще на Мангупе были хоть раз? Колодец там только один, в цитадели и он действовал еще и при турках. Вода в источниках (их там сейчас 2 и они чуть ли не на вершине горы) не из каких подземных озер, а из атмосферы. Да, гора работает как природный конденсатор влаги. Потайной путь, которым ушли защитники - легенда, он ни в каких документах не упоминается и его никто не видел. Да и куда они уйти могли? Вокруг были турки.
Да, был. У меня крестный братец- археолог. Он там лет двадцать копался. И нас брал еще детьми. А по мере взросления уже и сам приезжал-приходил. Последний раз лет 12 тому назад был. Наверняка много чего изменилось. Но и много чего осталось. Например, когда спускают воду из пруда, который запечатлен у вас на фотографии, на дне обнажаются остатки православного храма. А те дома, которые видны на том же снимке принадлежат татарской деревне. И когда я в первый раз увидел камни церкви, тех домов и в помине не было. Да и добрую половину тех домов построили русские ребята, которые приходили пожить на Мангуп неделю-другую. А вот на той фотографии, где так шикарно красуются современные горные "лошади", чуть правее - так называемая кухня. Место , куда собирался на кормежку и на приятно провести вечер, весь пипл, живущий по окрестным пещерам. И все уезжающие оставляли там для остающихся остатки продуктов. Что еще рассказать? Поверьте, это целая книга. Хотя бы тот факт, что на Мангупе у Манштейна был наблюдательный пункт. Впрочем, об этом тоже наверняка, не написано в книгах. Все равно вам спасибо. Здорово! Не ожидал. Мангуп-Кале и на каропке! Чудеса!!.
Ну, я там был последний раз в прошлом году. Часть камней из развалин храма на дне пруда теперь лежит на его берегу. А что на Мангупе у Манштейна был наблюдательный пункт - в книгах написано. А именно в отличной книге А.Г. Герцена "Пещерные города Крыма". Помимо Мангупа, я на Каропке выкладывал еще сведения о Тепе-кермене и Бакле, в разделе "Путешествия".
На фото: немцы на Мангупе (без Манштейна).
князь Исаак? А не из этих ли он краев?
Пользователь добавил изображение
khazariamap.jpg (32.25 КБ)
Sua cuique sunt vitia.
Вот дядь Саша  главный копалыч и есть! А Витька у него учился в СГУ! Похоже, открываем группу?
"...ли он краев..." А вот это уже специалистам. Кто там из ху! Караимов в городе было полно.
Привет, С-я!
Здоров :)
Sua cuique sunt vitia.
Цитата
Сварог пишет:
князь Исаак? А не из этих ли он краев?
Исаак - имя христианское, в святцах числится. Это имя носило двое византийских императоров - Исаак I Комнин и Исаак II Ангел.
Добавлю к этому, что феодоритский князь Исаак правил в XV веке. Хазарии к тому времени уже лет 500 как не было.
Изменено: SAURON - 07.05.2011 21:32:56
Страницы: 1 2 След.


«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат